Проблема идентификации эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Садыкова
Г.
Р. Проблема идентификации эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 6 (июнь). – С.
111–115. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14159.htm.
Аннотация. В статье проводится теоретический анализ проблемы идентификации, понимания, распознавания эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями.
Похожие статьи
Текст статьи
Садыкова Гульфия Рустамовна,магистрант кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургgolfik88@mail. ru
Проблема идентификации эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями
Аннотация. В статье проводится теоретический анализ проблемы идентификации, понимания, распознавания эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями. Ключевые слова:идентификацияэмоций, когнитивноперцептивные процессы, интеллектуальные нарушения. Раздел: (2) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Проблемы общения лиц с отклонениями в развитии и их способностей к взаимодействию с социальным окружением приобретают все большую значимость в теории и практике современной специальной психологии. Актуальность этих вопросов обусловлена наличием противоречия между высокими требованиями общества к характеристикам взаимодействия современной личности и сниженным уровнем способностей у лиц с отклонениями в развитии успешного взаимодействия с социальным окружением, вызванным дизонтогенезом [1]. Между тем именно способность к взаимодействию является важнейшей составляющей социальнопсихологической адаптированности личности, гарантирующей ей определенную самостоятельность и жизнеспособность.
По мнению многих авторов, психологическаябаза для развития общения у подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии дефицитно ослаблена. Обнаруживаются нарушения в речевом развитии, искаженность и примитивность представлений об окружающем, нарушения в развитии речи, трудности в идентификации эмоций и т. д. Эффективное взаимодействие на разных возрастных этапах невозможно без адекватной оценки эмоций собеседника. Большую часть информации об эмоциональном состоянии человека мы получаем,анализируя выражение его лица. Такая оценка является необходимой обратной связью, регулирующей сам процесс общения. Понимание и идентификация эмоций являются неотъемлемымкомпонентом межличностного взаимодействия, которое способствует или, напротив, препятствует установлению и закреплению контакта. В частности, социальная перцепцияподразумевает процесс восприятия друг друга партнерами по коммуникации и установление на этой основе взаимопонимания. Одни участники взаимодействия, вступая в контакты с окружающими, без всяких усилий создают хорошее отношение к себе, другие, в силу своей манеры поведения, вносят напряжение в общение, провоцируют у людей возникновение отрицательных эмоций. Проблема идентификации эмоцийимеет еще большую актуальность в подростковом возрасте, являющемся сензитивнымдля формирования навыков и умений социального взаимодействия. Проблема понимания, распознавания, идентификации эмоций на сегодняшний день достаточно разработана (В. А. Барабанщиков, Л. А. Венгер, Е. И. Изотова, Т. Н. Малкова, О. А. Прусакова, А. М. Щетинина и др.). В таблицепредставлено понятийное поле проблемы. Понятийное поле проблемы
ПонятиеОпределениеАвторПониманиеэмоцийСоциальноперцептивнаяспособностьА. М. Щетинина [2]ПониманиеэмоцийСогласно концепции механизма декодирования экспрессивной информации (У. Димберг, 1988; Н. Н. Данилова, 2000),понимание эмоций —это специфическая для человека «способность дифференцировать паттерны лицевой экспрессии и идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний»Е. И.Изотова, Е. В. Никифорова[3]Распознавание эмоцийМеханизмвосприятияипонимания эмоций, сопоставлениеэмоционального объекта с эмоциональным эталоном,который образовался в онтогенезе в результате собственного опыта переживания и восприятияданной эмоции; лучше всего эмоция распознается по мимике человека,хотя и пантомимика,и ситуация также влияют на распознаваниеЕ. И.Изотова, Е. В. Никифорова [4]РаспознаваниеДействие по осознанию того, что определенный массив элементов стимула или последовательность стимульных событий представляют определенный паттерн. За простым определением этого термина, однако, скрываются некоторые очень сложные теоретические проблемы, которые могут быть освещены постановкой нескольких простых вопросов: как человек распознает, что определенный наборлицевых движений является улыбкой, а не хмурым выражением лица…А. Ребер [5]ИдентификацияТермин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Г. М. Андреева [6]Идентификация эмоцийОдин из видов перцептивного действия, промежуточное звено между актом различения и опознанияГ. М. Андреева [7]Идентификация эмоцийОсобенность восприятия и опознания эмоций и эмоциональных состояний других людей. Сопоставление эмоционального объекта с эмоциональным эталоном с целью опознания данного объекта в контексте обобщенных эмоциональных значенийЕ. И.Изотова, Е. В. Никифорова [8]
Проанализировав данные таблицы, мы констатируем, что проблема эмоций и механизмов их распознавания сложна и неоднозначна. Общиммежду ключевыми понятиями проблемы может быть то, что все они являются частью социальноперцептивных способностей. Понимание, распознавание и идентификация могут рассматриваться в качестве механизмов, основанных на специфической основе восприятия мимики лица человека. Но чаще всего данные понятия имеют следующую трактовку: «понимание эмоций» рассматривается как способность, «распознавание»–как механизм восприятия и понимания, а «идентификация» –как механизм не только восприятия и понимания, но и познания партнера по общению. Понятие идентификация эмоций рассматривается нами в узком значении –как особенность восприятия и опознания эмоций и эмоциональных состояний других людей. В случае идентификации эмоций любое наблюдаемое эмоциональное явление сопоставляется с обобщенным эмоциональным эталоном. Его роль выполняют индивидуализированные представления об эмоциях как система знаний о причинах и проявлениях эмоций (когнитивная схема эмоций), полученных посредством эмоционального опыта. Известно, чтодля разных эмоций имеются свои оптимальные зоны идентификации. Так, выражение эмоций горя и страха в области глаз идентифицируется легче, чем в нижней части лица; экспрессивные характеристики гнева/спокойствия легко обнаруживаются в области лба/бровей(хотя,по данным К. Изарда,гнев–это единственная эмоция,опознание которой требует наличия мимических изменений во всех зонах лица одновременно); экспрессия радости,отвращения,сомнения максимально точно опознается по изменениям в нижней части лица [9]. В своем исследовании А. М. Щетинина подтверждает, что дети при восприятии эмоционального состояния человека опираются на мимическую выразительность лица: первоначально –на верхний экспрессивный паттерн (глаза, брови), затем –на нижний (рот, носогубная складка) [10]. Сложность процесса опознания (восприятия) эмоций состоит втом, что структура эталона меняется в зависимости от модальности эмоционального состояния. Способствовать преодолению данной трудности может выделение ведущего компонента экспрессивного поведения, входящего в структуру каждого эталона. Этим компонентом является мимика лица. Ориентация на мимику как на определяющий компонент экспрессии у взрослых и детей является ведущей. Согласно полученным результатам, точность идентификации мимических проявлений зависима от модальности демонстрируемой экспрессии, полноты мимических проявлений, локализации мимических изменений. Несмотря на многозначность и высокую индивидуализацию мимических изменений у человека, восприятие и идентификация им эмоций другого человека достаточно адекватны. Это объясняется тем, что эмоции человека имеют комплексное экспрессивное выражение (мимика, жесты, поведение, содержание речи и оттенки голоса, вегетативные изменения и пр.). Таким образом, в предмет восприятия и понимания как основы опознания (идентификации) эмоций «включается совокупность эмоциональных проявлений в целом, взятая в динамике. Различные экспрессивные элементы, действуя в одном направлении, дополняют друг друга, тем самым обеспечивая объективную основу однозначного отражения эмоции» (В. А. Барабанщиков, Т. Н. Малкова, 1988)[11]. Описывая факторы, которые влияют на успешность распознавания эмоций,можно отметить их значительное разнообразие. В первую очередь выделяют способностьчеловекаизвлекатьсемантическуюинформациюизпредставленного материала,конкретизироватьважныефакты,а затемобобщать,постигаятемсамымосновной смысл. В отличие от опознания собственной эмоции, где ведущим признаком является субъективное переживание эмоции, опознание эмоций других людей осуществляетсяв основномпо внешним проявлениям эмоций:мимике и позе,изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям. Для того чтобы распознать эмоцию другого человека по мимике лица,у человека должна присутствоватьтак называемая «когнитивная схема эмоций»,т. е. набор признаков, с помощью которых можно судить о наличии той или иной эмоции. Сопоставление совокупности наблюдаемых признаков со схемой позволяет идентифицировать эмоцию. При этом предполагается,как отмечает Е. П. Ильин, что ни один из признаков не является жестко привязанным к определенной эмоции, а ее идентификация осуществляется на вероятностной основе [12]. В. А. Лабунскаяпоказала, что у субъекта познания в процессе взаимодействия с другими людьми формируется система эталонов восприятия экспрессивного поведения, отличающихся по содержанию,структуре, уровню обобщенности, типичности. Умение расчленить и представить схематически вариации признаков мимических выражений оказывает положительное влияние на процесс его опознания. Таким образом,по мнению В. А. Лабунской,в общении будут более успешно распознавать эмоциональные состояния людей те партнеры, которые успешно экстериоризируют эталоны графическим способом, а их вербальные эталоны включают в основном мимику [13]. Г. М. Бреслав отмечает, что при распознавании эмоций другого человека чаще всего используются вербальные отчеты [14]. Однако имеются свидетельства того, что значительная часть переработки информации происходит на невербальном,образном уровне,что дает основание при опознании эмоций использовать и цветовой тест. Также способность распознавать эмоции зависит от интеллектуального уровня. Так,В. А. Лабунскаявыявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом,эмоционально подвижные,больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Она установила также,что люди необщительные,эмоционально неустойчивые,с развитым образным мышлением,более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [15]. Проблеме распознавания и идентификации эмоций лицами с отклонениями в интеллектуальном развитии посвящены работы О. К. Агавелян, Д. В. Березиной,О.В. Защиринской, Е. В. Михайловой, С. Н. Сорокоумовой,Н. А. Першиной, Т.З.Стерниной, Л. Ф. Фатиховой, Л. А. Харисовой,Р. И. Хасановой,Н. Б. Шевченко,Л. М. Шипицыной и др.
В работах этих авторов было доказано, что лица этой категорииимеют специфику распознавания эмоций по сравнению с нормально развивающимися, что связано с нарушением познавательных процессов, недоразвитием эмоциональноволевой сферы. Идентификация эмоций, являясь необходимым компонентом межличностного взаимодействия, сказывается на социализации иинтеграции в обществе детей и подростков с нарушениями интеллекта. Подростковый возраст являетсясензитивнымдля формирования навыков и умений социального взаимодействия, что обусловлено ведущим видом деятельности данного периода (Д. Б. Эльконин). Эта закономерность верна и для подростков с умственной отсталостью(О. К. Агавелян, В. А. Варянян, А. П. Грозова, Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова, У. В. Ульенкова). Подростки с проблемами в развитии, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать эмоциональные проявления и поведение другого человека, оценивать качества личности людей, ориентироваться в различных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в этих ситуациях. В своем исследовании Т. 3. Стернина, проанализировав данные литературных источников, указывает на то, что ряд отечественных и зарубежных авторов отмечают у ребенка с умственной отсталостью живость эмоций (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с поверхностностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у умственно отсталых детей частовозникают неадекватные эмоции и чувства. У отдельных детей наблюдается чрезмерная легкость и поверхностная оценкасерьезных жизненных событий [16]. По мнению О. К. Агавелян, несформированность навыков общения, отсутствие умения адекватно распознавать эмоции партнера по общению и правильно выстраивать линию поведения являются главной причиной дезадаптации подростков с проблемами в развитии в социальной среде [17]. По мнению У. В. Ульенковой, подростки с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в приобретении приемлемого социального статуса [18]. Примитивность интересов, недоразвитая речь, бедность представлений, поверхностность осмысления окружающего мира осложняют контакты подростков со сверстниками и взрослыми, вызывают трудности внутриколлективного общения (А.Д. Виноградова, В. А. Варянен). Необходимым условием для понимания психического состояния других людей и самого себя является адекватная идентификация эмоций. Благодаря этому велика значимость развития когнитивноперцептивных процессов у подростков, ив особенности приинтеллектуальной недостаточности. Именно в подростковом возрасте интенсивно формируется и расширяется структура эмоциональных представлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждой единицы знаний, приобретенную в процессе индивидуального эмоционального опыта [19]. Когнитивная составляющая представлена совокупностью знаний об эмоциональной жизни человека (причинах эмоций и эмоциогенных ситуациях, экспрессивном эталоне эмоций различных модальностей, содержании различных эмоциональных переживаний). Развитие способности к пониманию внутреннего мира и формирует представления о таких невидимых аспектах реальности, как собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей. Таким образом, развитие способности к идентификации дает подростку возможность различать и распознавать эмоции и чувства, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением. Известно, что механизм идентификации на социальном уровне развивается в общении и прививается через присвоение ребенком идентифицирующего поведения путем подражания. Подростки с умственной отсталостью находятся в невыгодном положении, так каких специфические характеристикипрепятствуют спонтанному усвоению значительного числа умений и навыков. Формирование механизмов восприятия, понимания и познания партнера по общению, развитие когнитивноперцептивных процессов у подростков с умственной отсталостью требуют создания специальных условий и целенаправленных воздействий. Необходимость в решении данной задачи очевидна, так какдостижение социальнопсихологической адаптированности предполагает наличие опыта инавыков социального взаимодействия, среди которых особое место имеет процесс восприятия, понимания, распознавания и идентификации эмоций, обеспечивающих взаимопонимание и эффективность коммуникации.
Ссылки на источники1.КоролеваЮ. А. Деформации социальнопсихологической компетентности в контексте детерминант дизонтогенеза // Европейский журнал социальных наук. –2013. –№8. –С. 321–327. 2.Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте / Федер. агентство по образованию, Новгород. гос. унт им. Ярослава Мудрого. –Вел. Новгород: НовГУ, 2004. –132 с. 3.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. –М.: Академия, 2004.–304с. 4.Там же.5.Большой толковый психологический словарь / А. Ребер.–М.: Вече: АСТ, 2003. 6.АндрееваГ. М. Социальная психология. –М.: Аспект Пресс, 2001. 7.Там же.8.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В.Указ. соч.9.ИзардК. Психология эмоций. –СПб.: Питер, 2001. 464 с. ЩетининаА. М.Указ. соч.11.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В.Указ. соч.12.ИльинЕ. П. Эмоции и чувства.–СПб.: Питер, 2001. –752 с. 13.ЛабунскаяВ. А. Экспрессия человека: общениеи межличностное познание.–Ростов н/Д: Феникс, 1999. –608с. 14.БреславГ. М. Психология эмоций. –М.: Смысл; Изд.центр «Академия», 2004. –544с. 15.ЛабунскаяВ. А.Указ. соч.16.СтернинаТ. З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушениями умственного развития // Дефектология. –1988. –№ 3. –С. 8–15. 17.АгавелянО. К. Социальноперцептивные особенности детей с нарушениями развития.–Челябинск, 1999. 18.Ульенкова У. В., ЛебедеваО. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведе. –М.: Изд.центр «Академия», 2002. 19.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В.Указ. соч.GulfiyaSadykova,Masterstudentatthechairofspecialpsychology, OrenburgStatePedagogicalUniversity, Orenburggolfik88@mail. ruProblem of identification of emotions by adolescents with intellectual disabilityAbstract. The author gives the theoretical analysis of the problem of identifying, understanding and recognition of emotions by adolescents with intellectual disability. Keywords:identification of emotions, cognitiveperceptual processes, intellectual impairment.References1.Koroleva, Ju.A. (2013) “Deformaciisocial'nopsihologicheskojkompetentnostivkontekstedeterminantdizontogeneza”, Evropejskij zhurnal social'nyh nauk,№8, pp. 321–327(in Russiаn).2.Shhetinina, A.M. (2004) Socializacija i individualizacija v detskom vozraste,Feder. agentstvopoobrazovaniju, Novgor. gos. unt im. Jaroslava Mudrogo, Nov GU,Vel. Novgorod,132 p. (in Russiаn).3.
Izotova, E.I., Nikiforova,E.V. (2004) Jemocional'naja sfera rebenka: teorija i praktika,Akademija,Moscow,304p. (in Russiаn).4.Ibid.5.Reber, A.(2003)Bol'shoj tolkovyj psihologicheskij slovar',Veche: AST, Moscow(in Russiаn).6.Andreeva, G.M. (2001) Social'naja psihologija,Aspekt Press, Moscow(in Russiаn).7.Ibid.8.Izotova, E. I., Nikiforova E. V.Op. cit.9.Izard, K. (2001) Psihologija jemocij,Piter,St. Petersburg,464 p. (in Russiаn).10.Shhetinina, A. M.Op. cit.11.Izotova, E. I., Nikiforova E. V.Op. cit.12.Il'in, E.P. (2001) Jemocii i chuvstva,Piter,St. Petersburg,752 p. (in Russiаn).13.
Labunskaja, V.A. (1999) Jekspressija cheloveka: obshhenie i mezhlichnostnoe poznanie,Feniks, Rostov n/D,608p. (in Russiаn).14.Breslav, G.M. (2004) Psihologija jemocij,Smysl; Izdatel'skij centr “Akademija”, Moscow,544p. (in Russiаn).15.Labunskaja, V. A.Op. cit.16.Sternina, T.Z. (1988) “Ponimanie jemocional'nyh sostojanij drugogo cheloveka det'mi s narushenijami umstvennogo razvitija”,Defektologija,№ 3, pp. 8–15 (in Russiаn).17.Agaveljan, O.K. (1999) Social'noperceptivnye osobennosti detej s narushenijami razvitija, Cheljabinsk(in Russiаn).18.Ul'enkova, U.V., Lebedeva, O.V. (2002) Organizacija i soderzhanie special'noj psihologicheskoj pomoshhi detjam s problemami v razvitii: Ucheb. Posobie dlja stud. Vyssh. ped. ucheb. Zavedeni,Izdatel'skij centr “Akademija”, Moscow(in Russiаn).19.Izotova, E. I., Nikiforova E. V.Op. cit.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Проблема идентификации эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями
Аннотация. В статье проводится теоретический анализ проблемы идентификации, понимания, распознавания эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями. Ключевые слова:идентификацияэмоций, когнитивноперцептивные процессы, интеллектуальные нарушения. Раздел: (2) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Проблемы общения лиц с отклонениями в развитии и их способностей к взаимодействию с социальным окружением приобретают все большую значимость в теории и практике современной специальной психологии. Актуальность этих вопросов обусловлена наличием противоречия между высокими требованиями общества к характеристикам взаимодействия современной личности и сниженным уровнем способностей у лиц с отклонениями в развитии успешного взаимодействия с социальным окружением, вызванным дизонтогенезом [1]. Между тем именно способность к взаимодействию является важнейшей составляющей социальнопсихологической адаптированности личности, гарантирующей ей определенную самостоятельность и жизнеспособность.
По мнению многих авторов, психологическаябаза для развития общения у подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии дефицитно ослаблена. Обнаруживаются нарушения в речевом развитии, искаженность и примитивность представлений об окружающем, нарушения в развитии речи, трудности в идентификации эмоций и т. д. Эффективное взаимодействие на разных возрастных этапах невозможно без адекватной оценки эмоций собеседника. Большую часть информации об эмоциональном состоянии человека мы получаем,анализируя выражение его лица. Такая оценка является необходимой обратной связью, регулирующей сам процесс общения. Понимание и идентификация эмоций являются неотъемлемымкомпонентом межличностного взаимодействия, которое способствует или, напротив, препятствует установлению и закреплению контакта. В частности, социальная перцепцияподразумевает процесс восприятия друг друга партнерами по коммуникации и установление на этой основе взаимопонимания. Одни участники взаимодействия, вступая в контакты с окружающими, без всяких усилий создают хорошее отношение к себе, другие, в силу своей манеры поведения, вносят напряжение в общение, провоцируют у людей возникновение отрицательных эмоций. Проблема идентификации эмоцийимеет еще большую актуальность в подростковом возрасте, являющемся сензитивнымдля формирования навыков и умений социального взаимодействия. Проблема понимания, распознавания, идентификации эмоций на сегодняшний день достаточно разработана (В. А. Барабанщиков, Л. А. Венгер, Е. И. Изотова, Т. Н. Малкова, О. А. Прусакова, А. М. Щетинина и др.). В таблицепредставлено понятийное поле проблемы. Понятийное поле проблемы
ПонятиеОпределениеАвторПониманиеэмоцийСоциальноперцептивнаяспособностьА. М. Щетинина [2]ПониманиеэмоцийСогласно концепции механизма декодирования экспрессивной информации (У. Димберг, 1988; Н. Н. Данилова, 2000),понимание эмоций —это специфическая для человека «способность дифференцировать паттерны лицевой экспрессии и идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний»Е. И.Изотова, Е. В. Никифорова[3]Распознавание эмоцийМеханизмвосприятияипонимания эмоций, сопоставлениеэмоционального объекта с эмоциональным эталоном,который образовался в онтогенезе в результате собственного опыта переживания и восприятияданной эмоции; лучше всего эмоция распознается по мимике человека,хотя и пантомимика,и ситуация также влияют на распознаваниеЕ. И.Изотова, Е. В. Никифорова [4]РаспознаваниеДействие по осознанию того, что определенный массив элементов стимула или последовательность стимульных событий представляют определенный паттерн. За простым определением этого термина, однако, скрываются некоторые очень сложные теоретические проблемы, которые могут быть освещены постановкой нескольких простых вопросов: как человек распознает, что определенный наборлицевых движений является улыбкой, а не хмурым выражением лица…А. Ребер [5]ИдентификацияТермин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Г. М. Андреева [6]Идентификация эмоцийОдин из видов перцептивного действия, промежуточное звено между актом различения и опознанияГ. М. Андреева [7]Идентификация эмоцийОсобенность восприятия и опознания эмоций и эмоциональных состояний других людей. Сопоставление эмоционального объекта с эмоциональным эталоном с целью опознания данного объекта в контексте обобщенных эмоциональных значенийЕ. И.Изотова, Е. В. Никифорова [8]
Проанализировав данные таблицы, мы констатируем, что проблема эмоций и механизмов их распознавания сложна и неоднозначна. Общиммежду ключевыми понятиями проблемы может быть то, что все они являются частью социальноперцептивных способностей. Понимание, распознавание и идентификация могут рассматриваться в качестве механизмов, основанных на специфической основе восприятия мимики лица человека. Но чаще всего данные понятия имеют следующую трактовку: «понимание эмоций» рассматривается как способность, «распознавание»–как механизм восприятия и понимания, а «идентификация» –как механизм не только восприятия и понимания, но и познания партнера по общению. Понятие идентификация эмоций рассматривается нами в узком значении –как особенность восприятия и опознания эмоций и эмоциональных состояний других людей. В случае идентификации эмоций любое наблюдаемое эмоциональное явление сопоставляется с обобщенным эмоциональным эталоном. Его роль выполняют индивидуализированные представления об эмоциях как система знаний о причинах и проявлениях эмоций (когнитивная схема эмоций), полученных посредством эмоционального опыта. Известно, чтодля разных эмоций имеются свои оптимальные зоны идентификации. Так, выражение эмоций горя и страха в области глаз идентифицируется легче, чем в нижней части лица; экспрессивные характеристики гнева/спокойствия легко обнаруживаются в области лба/бровей(хотя,по данным К. Изарда,гнев–это единственная эмоция,опознание которой требует наличия мимических изменений во всех зонах лица одновременно); экспрессия радости,отвращения,сомнения максимально точно опознается по изменениям в нижней части лица [9]. В своем исследовании А. М. Щетинина подтверждает, что дети при восприятии эмоционального состояния человека опираются на мимическую выразительность лица: первоначально –на верхний экспрессивный паттерн (глаза, брови), затем –на нижний (рот, носогубная складка) [10]. Сложность процесса опознания (восприятия) эмоций состоит втом, что структура эталона меняется в зависимости от модальности эмоционального состояния. Способствовать преодолению данной трудности может выделение ведущего компонента экспрессивного поведения, входящего в структуру каждого эталона. Этим компонентом является мимика лица. Ориентация на мимику как на определяющий компонент экспрессии у взрослых и детей является ведущей. Согласно полученным результатам, точность идентификации мимических проявлений зависима от модальности демонстрируемой экспрессии, полноты мимических проявлений, локализации мимических изменений. Несмотря на многозначность и высокую индивидуализацию мимических изменений у человека, восприятие и идентификация им эмоций другого человека достаточно адекватны. Это объясняется тем, что эмоции человека имеют комплексное экспрессивное выражение (мимика, жесты, поведение, содержание речи и оттенки голоса, вегетативные изменения и пр.). Таким образом, в предмет восприятия и понимания как основы опознания (идентификации) эмоций «включается совокупность эмоциональных проявлений в целом, взятая в динамике. Различные экспрессивные элементы, действуя в одном направлении, дополняют друг друга, тем самым обеспечивая объективную основу однозначного отражения эмоции» (В. А. Барабанщиков, Т. Н. Малкова, 1988)[11]. Описывая факторы, которые влияют на успешность распознавания эмоций,можно отметить их значительное разнообразие. В первую очередь выделяют способностьчеловекаизвлекатьсемантическуюинформациюизпредставленного материала,конкретизироватьважныефакты,а затемобобщать,постигаятемсамымосновной смысл. В отличие от опознания собственной эмоции, где ведущим признаком является субъективное переживание эмоции, опознание эмоций других людей осуществляетсяв основномпо внешним проявлениям эмоций:мимике и позе,изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям. Для того чтобы распознать эмоцию другого человека по мимике лица,у человека должна присутствоватьтак называемая «когнитивная схема эмоций»,т. е. набор признаков, с помощью которых можно судить о наличии той или иной эмоции. Сопоставление совокупности наблюдаемых признаков со схемой позволяет идентифицировать эмоцию. При этом предполагается,как отмечает Е. П. Ильин, что ни один из признаков не является жестко привязанным к определенной эмоции, а ее идентификация осуществляется на вероятностной основе [12]. В. А. Лабунскаяпоказала, что у субъекта познания в процессе взаимодействия с другими людьми формируется система эталонов восприятия экспрессивного поведения, отличающихся по содержанию,структуре, уровню обобщенности, типичности. Умение расчленить и представить схематически вариации признаков мимических выражений оказывает положительное влияние на процесс его опознания. Таким образом,по мнению В. А. Лабунской,в общении будут более успешно распознавать эмоциональные состояния людей те партнеры, которые успешно экстериоризируют эталоны графическим способом, а их вербальные эталоны включают в основном мимику [13]. Г. М. Бреслав отмечает, что при распознавании эмоций другого человека чаще всего используются вербальные отчеты [14]. Однако имеются свидетельства того, что значительная часть переработки информации происходит на невербальном,образном уровне,что дает основание при опознании эмоций использовать и цветовой тест. Также способность распознавать эмоции зависит от интеллектуального уровня. Так,В. А. Лабунскаявыявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом,эмоционально подвижные,больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Она установила также,что люди необщительные,эмоционально неустойчивые,с развитым образным мышлением,более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [15]. Проблеме распознавания и идентификации эмоций лицами с отклонениями в интеллектуальном развитии посвящены работы О. К. Агавелян, Д. В. Березиной,О.В. Защиринской, Е. В. Михайловой, С. Н. Сорокоумовой,Н. А. Першиной, Т.З.Стерниной, Л. Ф. Фатиховой, Л. А. Харисовой,Р. И. Хасановой,Н. Б. Шевченко,Л. М. Шипицыной и др.
В работах этих авторов было доказано, что лица этой категорииимеют специфику распознавания эмоций по сравнению с нормально развивающимися, что связано с нарушением познавательных процессов, недоразвитием эмоциональноволевой сферы. Идентификация эмоций, являясь необходимым компонентом межличностного взаимодействия, сказывается на социализации иинтеграции в обществе детей и подростков с нарушениями интеллекта. Подростковый возраст являетсясензитивнымдля формирования навыков и умений социального взаимодействия, что обусловлено ведущим видом деятельности данного периода (Д. Б. Эльконин). Эта закономерность верна и для подростков с умственной отсталостью(О. К. Агавелян, В. А. Варянян, А. П. Грозова, Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова, У. В. Ульенкова). Подростки с проблемами в развитии, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать эмоциональные проявления и поведение другого человека, оценивать качества личности людей, ориентироваться в различных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в этих ситуациях. В своем исследовании Т. 3. Стернина, проанализировав данные литературных источников, указывает на то, что ряд отечественных и зарубежных авторов отмечают у ребенка с умственной отсталостью живость эмоций (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с поверхностностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у умственно отсталых детей частовозникают неадекватные эмоции и чувства. У отдельных детей наблюдается чрезмерная легкость и поверхностная оценкасерьезных жизненных событий [16]. По мнению О. К. Агавелян, несформированность навыков общения, отсутствие умения адекватно распознавать эмоции партнера по общению и правильно выстраивать линию поведения являются главной причиной дезадаптации подростков с проблемами в развитии в социальной среде [17]. По мнению У. В. Ульенковой, подростки с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в приобретении приемлемого социального статуса [18]. Примитивность интересов, недоразвитая речь, бедность представлений, поверхностность осмысления окружающего мира осложняют контакты подростков со сверстниками и взрослыми, вызывают трудности внутриколлективного общения (А.Д. Виноградова, В. А. Варянен). Необходимым условием для понимания психического состояния других людей и самого себя является адекватная идентификация эмоций. Благодаря этому велика значимость развития когнитивноперцептивных процессов у подростков, ив особенности приинтеллектуальной недостаточности. Именно в подростковом возрасте интенсивно формируется и расширяется структура эмоциональных представлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждой единицы знаний, приобретенную в процессе индивидуального эмоционального опыта [19]. Когнитивная составляющая представлена совокупностью знаний об эмоциональной жизни человека (причинах эмоций и эмоциогенных ситуациях, экспрессивном эталоне эмоций различных модальностей, содержании различных эмоциональных переживаний). Развитие способности к пониманию внутреннего мира и формирует представления о таких невидимых аспектах реальности, как собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей. Таким образом, развитие способности к идентификации дает подростку возможность различать и распознавать эмоции и чувства, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением. Известно, что механизм идентификации на социальном уровне развивается в общении и прививается через присвоение ребенком идентифицирующего поведения путем подражания. Подростки с умственной отсталостью находятся в невыгодном положении, так каких специфические характеристикипрепятствуют спонтанному усвоению значительного числа умений и навыков. Формирование механизмов восприятия, понимания и познания партнера по общению, развитие когнитивноперцептивных процессов у подростков с умственной отсталостью требуют создания специальных условий и целенаправленных воздействий. Необходимость в решении данной задачи очевидна, так какдостижение социальнопсихологической адаптированности предполагает наличие опыта инавыков социального взаимодействия, среди которых особое место имеет процесс восприятия, понимания, распознавания и идентификации эмоций, обеспечивающих взаимопонимание и эффективность коммуникации.
Ссылки на источники1.КоролеваЮ. А. Деформации социальнопсихологической компетентности в контексте детерминант дизонтогенеза // Европейский журнал социальных наук. –2013. –№8. –С. 321–327. 2.Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте / Федер. агентство по образованию, Новгород. гос. унт им. Ярослава Мудрого. –Вел. Новгород: НовГУ, 2004. –132 с. 3.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. –М.: Академия, 2004.–304с. 4.Там же.5.Большой толковый психологический словарь / А. Ребер.–М.: Вече: АСТ, 2003. 6.АндрееваГ. М. Социальная психология. –М.: Аспект Пресс, 2001. 7.Там же.8.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В.Указ. соч.9.ИзардК. Психология эмоций. –СПб.: Питер, 2001. 464 с. ЩетининаА. М.Указ. соч.11.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В.Указ. соч.12.ИльинЕ. П. Эмоции и чувства.–СПб.: Питер, 2001. –752 с. 13.ЛабунскаяВ. А. Экспрессия человека: общениеи межличностное познание.–Ростов н/Д: Феникс, 1999. –608с. 14.БреславГ. М. Психология эмоций. –М.: Смысл; Изд.центр «Академия», 2004. –544с. 15.ЛабунскаяВ. А.Указ. соч.16.СтернинаТ. З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушениями умственного развития // Дефектология. –1988. –№ 3. –С. 8–15. 17.АгавелянО. К. Социальноперцептивные особенности детей с нарушениями развития.–Челябинск, 1999. 18.Ульенкова У. В., ЛебедеваО. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведе. –М.: Изд.центр «Академия», 2002. 19.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В.Указ. соч.GulfiyaSadykova,Masterstudentatthechairofspecialpsychology, OrenburgStatePedagogicalUniversity, Orenburggolfik88@mail. ruProblem of identification of emotions by adolescents with intellectual disabilityAbstract. The author gives the theoretical analysis of the problem of identifying, understanding and recognition of emotions by adolescents with intellectual disability. Keywords:identification of emotions, cognitiveperceptual processes, intellectual impairment.References1.Koroleva, Ju.A. (2013) “Deformaciisocial'nopsihologicheskojkompetentnostivkontekstedeterminantdizontogeneza”, Evropejskij zhurnal social'nyh nauk,№8, pp. 321–327(in Russiаn).2.Shhetinina, A.M. (2004) Socializacija i individualizacija v detskom vozraste,Feder. agentstvopoobrazovaniju, Novgor. gos. unt im. Jaroslava Mudrogo, Nov GU,Vel. Novgorod,132 p. (in Russiаn).3.
Izotova, E.I., Nikiforova,E.V. (2004) Jemocional'naja sfera rebenka: teorija i praktika,Akademija,Moscow,304p. (in Russiаn).4.Ibid.5.Reber, A.(2003)Bol'shoj tolkovyj psihologicheskij slovar',Veche: AST, Moscow(in Russiаn).6.Andreeva, G.M. (2001) Social'naja psihologija,Aspekt Press, Moscow(in Russiаn).7.Ibid.8.Izotova, E. I., Nikiforova E. V.Op. cit.9.Izard, K. (2001) Psihologija jemocij,Piter,St. Petersburg,464 p. (in Russiаn).10.Shhetinina, A. M.Op. cit.11.Izotova, E. I., Nikiforova E. V.Op. cit.12.Il'in, E.P. (2001) Jemocii i chuvstva,Piter,St. Petersburg,752 p. (in Russiаn).13.
Labunskaja, V.A. (1999) Jekspressija cheloveka: obshhenie i mezhlichnostnoe poznanie,Feniks, Rostov n/D,608p. (in Russiаn).14.Breslav, G.M. (2004) Psihologija jemocij,Smysl; Izdatel'skij centr “Akademija”, Moscow,544p. (in Russiаn).15.Labunskaja, V. A.Op. cit.16.Sternina, T.Z. (1988) “Ponimanie jemocional'nyh sostojanij drugogo cheloveka det'mi s narushenijami umstvennogo razvitija”,Defektologija,№ 3, pp. 8–15 (in Russiаn).17.Agaveljan, O.K. (1999) Social'noperceptivnye osobennosti detej s narushenijami razvitija, Cheljabinsk(in Russiаn).18.Ul'enkova, U.V., Lebedeva, O.V. (2002) Organizacija i soderzhanie special'noj psihologicheskoj pomoshhi detjam s problemami v razvitii: Ucheb. Posobie dlja stud. Vyssh. ped. ucheb. Zavedeni,Izdatel'skij centr “Akademija”, Moscow(in Russiаn).19.Izotova, E. I., Nikiforova E. V.Op. cit.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук