Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колпакова
Е.
А.,
Попова
С.
А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 9 (сентябрь). – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15304.htm.
Аннотация. Рассмотрены действующие в настоящее время на территории региона виды государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК). Проанализированы размеры государственной поддержки по основным направлениям в динамике за 3 года. Представлены финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий, полученные в результате реализации мер государственной поддержки сельского хозяйства и АПК Волгоградской области.
Ключевые слова:
агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, растениеводство, животноводство, субсидирование, бюджетное финансирование
Похожие статьи
Текст статьи
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15304УДК 332.025
Попова Светлана Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. ВолгоградPopova_s_a@mail.ru
Колпакова Екатерина Александровна,аспирант,старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. ВолгоградKatya200611@mail.ru
Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области
Аннотация.Рассмотрены действующие в настоящее время на территории региона виды государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК). Проанализированы размеры государственной поддержки по основным направлениям в динамике за 3 года.Представлены финансовоэкономическиепоказатели деятельности сельскохозяйственных предприятий, полученные врезультате реализации мер государственной поддержки сельского хозяйства и АПК Волгоградской области.Ключевые слова:государственная поддержка, субсидирование, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, бюджетное финансирование, растениеводство, животноводство.Раздел:(04) экономика.
Государственная поддержка является составной частью аграрной политики и позволяетсущественно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, а также обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом. Развитые страны, где государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добились высоких результатов в продовольственном обеспечении населения.В настоящее время в России сложилась достаточно развитая система государственной поддержки, направленная на содействие сельхозтоваропроизводителям в осуществлении производственной и коммерческой деятельности. Растут объемы выделенных средств, появляются новые направления государственного участия, совершенствуются его формы и инструменты.Необходимость еще большего регулирования и поддержки сельского хозяйства со стороны государства определяется специфическими особенностями и условиями функционирования данной отрасли. Государственная поддержка, вследствие существования неустранимых особенностей аграрного сектора, не позволяющих ему конкурировать с другими сферами народного хозяйства и в целом обеспечить продовольственную безопасность страны, является неотъемлемым механизмом функционирования сельского хозяйства на современном этапе развития экономики страны, что подтверждается опытом развитых стран мира, где активная политика аграрного протекционизма и всемерной поддержки сельхозтоваропроизводителей рассматривается в качестве приоритетной.Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 2
Социальноэкономические реформы в стране, в том числе и в аграрном секторе,не привели к устойчивому развитию сельскохозяйственного производства, многие базовые отрасли которого находятся до сих пор в кризисном состоянии. Цены на сельскохозяйственную продукцию, сложившиеся на рынке, диспаритет цен между продукцией промышленности и сельского хозяйства не позволяют достичь необходимогоуровня рентабельности производства и не обеспечивают возможности расширенного воспроизводства основных фондови повышения плодородия земли. Труд на земле, жизнь сельских жителей на сегодня остаются тяжелыми, непривлекательными, оплата труда у большинства работников, занятых в сельском хозяйстве, остается низкой, сокращаются объемы внедрения новых технологий в данном секторе экономики страны, т.е. в целом падает производственный потенциал отрасли.Вместе с темуровень развития АПК определяет уровень продовольственной безопасности и независимости государства, т.е. его независимость от импорта, уровень его самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. Вопрос об обеспечении продовольственной независимости и безопасности любой страны выдвигается в качестве одной из приоритетных целей государственной политики, поскольку государство, игнорирующее развитие собственного сельского хозяйства и производящее недостаточно продовольствия, попадает в экономическую зависимость от других государств, а там, где нет продовольственной независимости, нет и политической свободы, суверенитета государства. Национальная продовольственная безопасность является важной составляющей национальногосударственной безопасности и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы, ее способности обеспечивать потребности своих граждан без ущерба национальногосударственных интересов. На современном этапе развития государство не способно гарантировать продовольственную независимость своим гражданам (почти 60–70%сельхозпродуктов на рынках в крупных городах составляет импортная продукция), а усиление зависимости от импорта продовольствия, как следствие, создает угрозу экономической безопасности России. Помимо объективных отличительных свойств агропроизводства и рынка сельхозпродукции, присущих данной отрасли народного хозяйства различных стран, сельское хозяйство России имеет ряд субъективных особенностей, которые ставят отечественного товаропроизводителя в худшие условия на рынке сельскохозяйственной продукции по сравнению с сельхозтоваропроизводителями развитых стран, не обеспечивают конкурентоспособность российской аграрной сферы и, как следствие, диктуют целесообразность и интенсивность государственного вмешательства в развитие отрасли. Вместе с тем в последние годы деятельность государства в регулировании аграрного сектора экономики явно активизировалась.Бюджетное финансирование агропромышленного комплекса Волгоградской области в 2013 г.осуществлялось в рамках реализации двух долгосрочных областных целевых программ: «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы»и «Социальное развитие села» на 2009–2013 гг., а также девяти ведомственных целевых программ:«Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы»; «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Волгоградской области на 2013–2015 годы»; «Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Волгоградской области, осуществляющих строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем на 2013 год»; Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 3
«Развитие мясного скотоводства Волгоградской области на 2013–2015 годы»; «Развитие молочного скотоводства Волгоградской области на 2013–2015 годы»; «Развитие логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы»;«Развитие производства по убою свиней и глубокой переработке мясосырья на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы»;«Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативови индивидуальных предпринимателей, занимающихся закупкой и реализацией животноводческой продукции, на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы»;«Обеспечение реализации мероприятий государственной аграрной политики на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы» [1].В целомфинансовое обеспечение АПК Волгоградской области в 2013 г.составило 3613,2 млнрублей, из них 2269,3 млнрублей федеральных средств и 1343,9млнрублей областных средств. Доля федеральных средств в общей бюджетной поддержке увеличилась с 44% в 2012 г.до 63% в 2013 г.За счет дополнительного привлечения из средств федерального бюджета 947,6млнрублей общий размер бюджетной поддержки увеличился к уровню 2012 г.на 20%. При этом размер средств из областного бюджета уменьшился на 350,9 млнрублей,или на 21%.На государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2013 г.направлено 3007,2 млнрублей, что составило147% к уровню 2012 г.При сохранении размера областной составляющей размер федеральной составляющей увеличился на 84% или на 970,1 млнрублей. На условиях софинансирования с федеральным бюджетом поддержка сельского хозяйства в регионе осуществляется по 23 направлениям. На реализацию экономически значимых программ, прошедших в 2013 г.конкурный отбор в Минсельхозе России, из средств федерального бюджета получено 92 млнрублей, в том числе 48,9 млнрублей –на мелиорацию, 32,2 млнрублей–на мясное скотоводство, 10,9млнрублей –на развитие логистических центров [2].Кроме того, за счет средств областного бюджета осуществлялись следующие виды государственной поддержки:возмещение части затрат на проведение фитосанитарных мероприятий против особо опасных вредителей; возмещение части затрат на приобретенную электроэнергию, используемую на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение;эксплуатация и ремонт внутрихозяйственных оросительных систем, находящихся вгосударственной собственности Волгоградской области;поддержка научных исследований в АПК; поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан; государственная поддержка руководителей и специалистов сельскохозяйственныхорганизаций. Мероприятия господдержки систематизированы с учетом необходимости создания точек роста производственного потенциала сельского хозяйства и направлены на развитие отраслей растениеводства и животноводства, на развитие мелиоративного комплекса,малых форм хозяйствования, а также на поддержку кредитования субъектов АПК и привлечения инвестиций. Наибольший удельный вес в структуре субсидирования занимает производство растениеводческой продукции. Связано это с тем, Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 4
что данный вид продукции в структуре валовой продукции сельскохозяйственного производства занимает лидирующее положение. В рейтинге АПК регионов Российской Федерации Волгоградская область по производству плодов и ягод занимает 2е место; по производству овощных –3е место; подсолнечника –4е место; зерновых –9е место [3].Таблица 1Размеры государственной поддержки АПК Волгоградской области в 2013 г.
НаправленияСумма, тыс. рублейСтруктурав%Всегов том числеобластной бюджетфедеральный бюджетВСЕГО3007188,7887 707,32 119 481,4100,0в том числе:
растениеводство1508812,6337 432,71 171 379,950,2животноводство434 017,2184 619,6249 397,614,4поддержка кредитования756 894,4161 949,4594 945,025,2мелиорация126 169,177 413,248 755,94,2малые формы124 480,069 477,055 003,04,1прочие56 815,456 815,4–1,9
Благодаря государственной поддержкев регионе создаются условия для восстановления и повышения плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, агрохимических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники. Оказываемая в рамках Государственной программы поддержка способствовала повышению урожайности сельскохозяйственных культур, повышению продуктивности сельскохозяйственных животных. Наряду с этимсубсидирование приобретения минеральных удобрений оказало положительное влияние на качественные показатели получаемой продукции. Результатом реализации мер по поддержке сельского хозяйства и АПК Волгоградской области стало увеличение объемов производства сельского хозяйства в натуральном и стоимостном измерении, а также рост производства пищевых продуктов [4]. По данным Росстата, в 2013 г.стоимость валовой продукции сельского хозяйства составила 92 млрдрублей, в том числе растениеводства–61,3 млрдрублей, животноводства–30,7 млрдрублей. К уровню 2012 г.прирост производства продукции сельского хозяйства составил9,2%, в том числе продукции растениеводства –16,3%. При этом в животноводстве произошло сокращение производства на 2,9%, что было вызвано угрозой распространения вируса африканской чумы свиней и мероприятиями по борьбе с АЧС.
В 2013 г.выпуск производства пищевых продуктов увеличился на 4% и составил 56 млрдрублей.В целом по итогам 2013 г.обеспечен рост производственных и финансовых показателей.Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятийв 2013 г.составил 79% в общем количестве сельскохозяйственных предприятий, что на 6% больше 2012 г.В целом по области показатели эффективности сельскохозяйственного производства сложились на уровне 2012 г.: сельскохозяйственными предприятиями получено 2,9 млрдрублейприбыли при рентабельности в размере14,6% [5].
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 5
Таблица 2Финансовоэкономическиепоказатели деятельностисельскохозяйственных предприятий Волгоградской области
Наименование показателяЕд.изм.2011 год2012 год2013 годВыручка от реализации сельскохозяйственной продукции, работ и услугМлнруб.19 938,726 282,924 792,3Втом числе:
растениеводстваМлн руб.13 020,018 254,016817,2животноводстваМлн руб.6 094,96 926,06691,0Прибыль от всей деятельности до налогообложения, включая чрезвычайные доходы и расходыМлн руб.2 061,33 493,22926,3Уровень рентабельности по всей деятельности, включая чрезвычайные доходы и расходы%12,416,514,6Удельный вес прибыльных предприятий%767378
Наивысший уровень рентабельностив размере 25%получен в степной зоне черноземных почв, в которой хозяйства специализируются на производстве высокорентабельных культур (зерна и подсолнечника). В сухостепной зоне темнокаштановых почв уровень рентабельности составил 15%, в полупустынной зоне светлокаштановых почв –9%, а в сухостепной зоне–5%.В структуре прибыли сельскохозяйственных предприятийнаибольший удельный вес составляет прибыль от реализации продукции: зерна (42%), подсолнечника (42%) и кукурузы на зерно (8%).В2013 г.возросли социальные выплаты работникам сельского хозяйства. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, в 2013 г.среднемесячная заработная плата работников в сельском хозяйстве по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составила 14425 рублей, что на 13% выше уровня 2012 г.(12,2 тыс. рублей) и на 35%–2011 г.(10, 4 тыс. рублей).Эффективность предоставления бюджетных средств на реализацию программных мероприятий оценивается достижением соответствующих целевых индикаторов.Однако, несмотря на оказываемую государственную поддержку,в настоящее время основная проблема сельскохозяйственных товаропроизводителей России заключается в безудержном росте цен на промышленные средства производства и услуги, особенно на ГСМ, электроэнергию и т. д., которые за последние пять лет увеличились на 40–60%. Низкий платежеспособный спрос на сельскохозяйственное сырье и технику сделал произведенную продукцию неконкурентоспособной.Государственная поддержка позволяет существенно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование аграрного производства, преодолеть негативные тенденции вразвитии отрасли. Управление конкурентоспособностью должно стать основным направлением регулирования сельскохозяйственного производства на всех иерархических уровнях: государство, регион, предприятие. Его следует рассматривать как системный специфический фактор и ресурс, использование которого может ускорить или замедлить развитие сельского хозяйства. Однако приоритетную роль в этом регулировании на стадии становления рынка должно играть государство, задачей которого является создание на рынке условий, позволяющих всем хозяйствующим субъектам рынка вести добросовестную, справедливую и открытую конкуренцию.
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 6
Ссылки на источники1.Стратегия по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО с учетом социальноэкономических, природноклиматических особенностей. –URL: http://ksh.volganet.ru/f_052.Там же.3.ПоповаС.А., Рудкова Т.А., Косицина Ф.П. Развитие сельских территорий Волгоградской области на основе государственного регулирования // Экономика сельскохозяйственныхи перерабатывающих предприятий.–2014.–№1. –С. 55–57.4.Попова С.А., Рудкова Т.А., Карпова А. А., Колпакова Е. А. Стратегические основы развития сельских территорий Волгоградской области // Институты и механизмы инновационного развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, экологии, биологии, политологии, психологии, медицине, философии, филологии, социологии, химии, математике, технике, физики: сб.науч.ст.по итогам междунар.науч.практ. конф. 27–28 декабря 2013 г. –СПб., 2013. –С. 121–122.5.http://ksh.volganet.ru/currentactivity/reports/
Svetlana Popova,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the chair of Economic Theory and SocioEconomic Problems of Agriculture, Volgograd State Agricultural University, VolgogradPopova_s_a@mail.ruEkaterina Kolpakova,
Postraduate student, senior lecturer at the chair of Economic Theory and SocioEconomic Problems of Agriculture, Volgograd State Agricultural University, VolgogradKatya200611@mail.ruThe role of governmental support in development of agroindustrial complex in theVolgograd regionAbstract.The paper deals with types of the state support of agroindustrial complex currently in forceonthe territory ofthe Volgograd region. The authors analyze the size of state support in key areas within 3 years; presentthe financial results of agricultural enterprisesresulting from the implementation of measures of state support for agriculture and agroindustrial complex of the Volgograd region.Keywords:governmentalsupport, subsidies, agriculture, agroindustrial complex, governmentalfunding, plant breeding, animal husbandry.References1.Strategija po kompleksnomu razvitiju sel'skih territorij Volgogradskoj oblasti i jeffektivnomu funkcionirovaniju agropromyshlennogo kompleksa v uslovijah VTO s uchetom social'nojekonomicheskih, prirodnoklimaticheskih osobennostej. Available at: http://ksh.volganet.ru/f_05(in Russian).2.Ibid.3.Popova,S. A., Rudkova,T. A. &Kosicina,F. P. (2014) “Razvitie sel'skih territorij Volgogradskoj oblasti na osnove gosudarstvennogo regulirovanija”,Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij,№ 1, pp. 55–57(inRussian).4.Popova,S. A., Rudkova,T. A., Karpova,A. A. & Kolpakova,E. A. (2013) “Strategicheskie osnovy razvitija sel'skih territorij Volgogradskoj oblasti”,Instituty i mehanizmy innovacionnogo razvitija v jekonomike, proektnom menedzhmente, obrazovanii, jurisprudencii, jekologii, biologii, politologii, psihologii, medicine, filosofii, filologii, sociologii, himii, matematike, tehnike, fiziki: sb. nauch. st. po itogam mezhdunar. nauch.prakt. konf. 27–28 dekabrja 2013g., St. Petersburg, pp. 121–122(in Russian).5.http://ksh.volganet.ru/currentactivity/reports/(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived20.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review23.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication23.07.15ОпубликованаPublished28.09.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Попова С. А., Колпакова Е. А., 2015
www.ekoncept.ru
ART15304УДК 332.025
Попова Светлана Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. ВолгоградPopova_s_a@mail.ru
Колпакова Екатерина Александровна,аспирант,старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. ВолгоградKatya200611@mail.ru
Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области
Аннотация.Рассмотрены действующие в настоящее время на территории региона виды государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК). Проанализированы размеры государственной поддержки по основным направлениям в динамике за 3 года.Представлены финансовоэкономическиепоказатели деятельности сельскохозяйственных предприятий, полученные врезультате реализации мер государственной поддержки сельского хозяйства и АПК Волгоградской области.Ключевые слова:государственная поддержка, субсидирование, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, бюджетное финансирование, растениеводство, животноводство.Раздел:(04) экономика.
Государственная поддержка является составной частью аграрной политики и позволяетсущественно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, а также обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом. Развитые страны, где государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добились высоких результатов в продовольственном обеспечении населения.В настоящее время в России сложилась достаточно развитая система государственной поддержки, направленная на содействие сельхозтоваропроизводителям в осуществлении производственной и коммерческой деятельности. Растут объемы выделенных средств, появляются новые направления государственного участия, совершенствуются его формы и инструменты.Необходимость еще большего регулирования и поддержки сельского хозяйства со стороны государства определяется специфическими особенностями и условиями функционирования данной отрасли. Государственная поддержка, вследствие существования неустранимых особенностей аграрного сектора, не позволяющих ему конкурировать с другими сферами народного хозяйства и в целом обеспечить продовольственную безопасность страны, является неотъемлемым механизмом функционирования сельского хозяйства на современном этапе развития экономики страны, что подтверждается опытом развитых стран мира, где активная политика аграрного протекционизма и всемерной поддержки сельхозтоваропроизводителей рассматривается в качестве приоритетной.Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 2
Социальноэкономические реформы в стране, в том числе и в аграрном секторе,не привели к устойчивому развитию сельскохозяйственного производства, многие базовые отрасли которого находятся до сих пор в кризисном состоянии. Цены на сельскохозяйственную продукцию, сложившиеся на рынке, диспаритет цен между продукцией промышленности и сельского хозяйства не позволяют достичь необходимогоуровня рентабельности производства и не обеспечивают возможности расширенного воспроизводства основных фондови повышения плодородия земли. Труд на земле, жизнь сельских жителей на сегодня остаются тяжелыми, непривлекательными, оплата труда у большинства работников, занятых в сельском хозяйстве, остается низкой, сокращаются объемы внедрения новых технологий в данном секторе экономики страны, т.е. в целом падает производственный потенциал отрасли.Вместе с темуровень развития АПК определяет уровень продовольственной безопасности и независимости государства, т.е. его независимость от импорта, уровень его самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. Вопрос об обеспечении продовольственной независимости и безопасности любой страны выдвигается в качестве одной из приоритетных целей государственной политики, поскольку государство, игнорирующее развитие собственного сельского хозяйства и производящее недостаточно продовольствия, попадает в экономическую зависимость от других государств, а там, где нет продовольственной независимости, нет и политической свободы, суверенитета государства. Национальная продовольственная безопасность является важной составляющей национальногосударственной безопасности и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы, ее способности обеспечивать потребности своих граждан без ущерба национальногосударственных интересов. На современном этапе развития государство не способно гарантировать продовольственную независимость своим гражданам (почти 60–70%сельхозпродуктов на рынках в крупных городах составляет импортная продукция), а усиление зависимости от импорта продовольствия, как следствие, создает угрозу экономической безопасности России. Помимо объективных отличительных свойств агропроизводства и рынка сельхозпродукции, присущих данной отрасли народного хозяйства различных стран, сельское хозяйство России имеет ряд субъективных особенностей, которые ставят отечественного товаропроизводителя в худшие условия на рынке сельскохозяйственной продукции по сравнению с сельхозтоваропроизводителями развитых стран, не обеспечивают конкурентоспособность российской аграрной сферы и, как следствие, диктуют целесообразность и интенсивность государственного вмешательства в развитие отрасли. Вместе с тем в последние годы деятельность государства в регулировании аграрного сектора экономики явно активизировалась.Бюджетное финансирование агропромышленного комплекса Волгоградской области в 2013 г.осуществлялось в рамках реализации двух долгосрочных областных целевых программ: «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы»и «Социальное развитие села» на 2009–2013 гг., а также девяти ведомственных целевых программ:«Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы»; «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Волгоградской области на 2013–2015 годы»; «Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Волгоградской области, осуществляющих строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем на 2013 год»; Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 3
«Развитие мясного скотоводства Волгоградской области на 2013–2015 годы»; «Развитие молочного скотоводства Волгоградской области на 2013–2015 годы»; «Развитие логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы»;«Развитие производства по убою свиней и глубокой переработке мясосырья на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы»;«Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативови индивидуальных предпринимателей, занимающихся закупкой и реализацией животноводческой продукции, на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы»;«Обеспечение реализации мероприятий государственной аграрной политики на территории Волгоградской области на 2013–2015 годы» [1].В целомфинансовое обеспечение АПК Волгоградской области в 2013 г.составило 3613,2 млнрублей, из них 2269,3 млнрублей федеральных средств и 1343,9млнрублей областных средств. Доля федеральных средств в общей бюджетной поддержке увеличилась с 44% в 2012 г.до 63% в 2013 г.За счет дополнительного привлечения из средств федерального бюджета 947,6млнрублей общий размер бюджетной поддержки увеличился к уровню 2012 г.на 20%. При этом размер средств из областного бюджета уменьшился на 350,9 млнрублей,или на 21%.На государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2013 г.направлено 3007,2 млнрублей, что составило147% к уровню 2012 г.При сохранении размера областной составляющей размер федеральной составляющей увеличился на 84% или на 970,1 млнрублей. На условиях софинансирования с федеральным бюджетом поддержка сельского хозяйства в регионе осуществляется по 23 направлениям. На реализацию экономически значимых программ, прошедших в 2013 г.конкурный отбор в Минсельхозе России, из средств федерального бюджета получено 92 млнрублей, в том числе 48,9 млнрублей –на мелиорацию, 32,2 млнрублей–на мясное скотоводство, 10,9млнрублей –на развитие логистических центров [2].Кроме того, за счет средств областного бюджета осуществлялись следующие виды государственной поддержки:возмещение части затрат на проведение фитосанитарных мероприятий против особо опасных вредителей; возмещение части затрат на приобретенную электроэнергию, используемую на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение;эксплуатация и ремонт внутрихозяйственных оросительных систем, находящихся вгосударственной собственности Волгоградской области;поддержка научных исследований в АПК; поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан; государственная поддержка руководителей и специалистов сельскохозяйственныхорганизаций. Мероприятия господдержки систематизированы с учетом необходимости создания точек роста производственного потенциала сельского хозяйства и направлены на развитие отраслей растениеводства и животноводства, на развитие мелиоративного комплекса,малых форм хозяйствования, а также на поддержку кредитования субъектов АПК и привлечения инвестиций. Наибольший удельный вес в структуре субсидирования занимает производство растениеводческой продукции. Связано это с тем, Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 4
что данный вид продукции в структуре валовой продукции сельскохозяйственного производства занимает лидирующее положение. В рейтинге АПК регионов Российской Федерации Волгоградская область по производству плодов и ягод занимает 2е место; по производству овощных –3е место; подсолнечника –4е место; зерновых –9е место [3].Таблица 1Размеры государственной поддержки АПК Волгоградской области в 2013 г.
НаправленияСумма, тыс. рублейСтруктурав%Всегов том числеобластной бюджетфедеральный бюджетВСЕГО3007188,7887 707,32 119 481,4100,0в том числе:
растениеводство1508812,6337 432,71 171 379,950,2животноводство434 017,2184 619,6249 397,614,4поддержка кредитования756 894,4161 949,4594 945,025,2мелиорация126 169,177 413,248 755,94,2малые формы124 480,069 477,055 003,04,1прочие56 815,456 815,4–1,9
Благодаря государственной поддержкев регионе создаются условия для восстановления и повышения плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, агрохимических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники. Оказываемая в рамках Государственной программы поддержка способствовала повышению урожайности сельскохозяйственных культур, повышению продуктивности сельскохозяйственных животных. Наряду с этимсубсидирование приобретения минеральных удобрений оказало положительное влияние на качественные показатели получаемой продукции. Результатом реализации мер по поддержке сельского хозяйства и АПК Волгоградской области стало увеличение объемов производства сельского хозяйства в натуральном и стоимостном измерении, а также рост производства пищевых продуктов [4]. По данным Росстата, в 2013 г.стоимость валовой продукции сельского хозяйства составила 92 млрдрублей, в том числе растениеводства–61,3 млрдрублей, животноводства–30,7 млрдрублей. К уровню 2012 г.прирост производства продукции сельского хозяйства составил9,2%, в том числе продукции растениеводства –16,3%. При этом в животноводстве произошло сокращение производства на 2,9%, что было вызвано угрозой распространения вируса африканской чумы свиней и мероприятиями по борьбе с АЧС.
В 2013 г.выпуск производства пищевых продуктов увеличился на 4% и составил 56 млрдрублей.В целом по итогам 2013 г.обеспечен рост производственных и финансовых показателей.Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятийв 2013 г.составил 79% в общем количестве сельскохозяйственных предприятий, что на 6% больше 2012 г.В целом по области показатели эффективности сельскохозяйственного производства сложились на уровне 2012 г.: сельскохозяйственными предприятиями получено 2,9 млрдрублейприбыли при рентабельности в размере14,6% [5].
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 5
Таблица 2Финансовоэкономическиепоказатели деятельностисельскохозяйственных предприятий Волгоградской области
Наименование показателяЕд.изм.2011 год2012 год2013 годВыручка от реализации сельскохозяйственной продукции, работ и услугМлнруб.19 938,726 282,924 792,3Втом числе:
растениеводстваМлн руб.13 020,018 254,016817,2животноводстваМлн руб.6 094,96 926,06691,0Прибыль от всей деятельности до налогообложения, включая чрезвычайные доходы и расходыМлн руб.2 061,33 493,22926,3Уровень рентабельности по всей деятельности, включая чрезвычайные доходы и расходы%12,416,514,6Удельный вес прибыльных предприятий%767378
Наивысший уровень рентабельностив размере 25%получен в степной зоне черноземных почв, в которой хозяйства специализируются на производстве высокорентабельных культур (зерна и подсолнечника). В сухостепной зоне темнокаштановых почв уровень рентабельности составил 15%, в полупустынной зоне светлокаштановых почв –9%, а в сухостепной зоне–5%.В структуре прибыли сельскохозяйственных предприятийнаибольший удельный вес составляет прибыль от реализации продукции: зерна (42%), подсолнечника (42%) и кукурузы на зерно (8%).В2013 г.возросли социальные выплаты работникам сельского хозяйства. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, в 2013 г.среднемесячная заработная плата работников в сельском хозяйстве по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составила 14425 рублей, что на 13% выше уровня 2012 г.(12,2 тыс. рублей) и на 35%–2011 г.(10, 4 тыс. рублей).Эффективность предоставления бюджетных средств на реализацию программных мероприятий оценивается достижением соответствующих целевых индикаторов.Однако, несмотря на оказываемую государственную поддержку,в настоящее время основная проблема сельскохозяйственных товаропроизводителей России заключается в безудержном росте цен на промышленные средства производства и услуги, особенно на ГСМ, электроэнергию и т. д., которые за последние пять лет увеличились на 40–60%. Низкий платежеспособный спрос на сельскохозяйственное сырье и технику сделал произведенную продукцию неконкурентоспособной.Государственная поддержка позволяет существенно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование аграрного производства, преодолеть негативные тенденции вразвитии отрасли. Управление конкурентоспособностью должно стать основным направлением регулирования сельскохозяйственного производства на всех иерархических уровнях: государство, регион, предприятие. Его следует рассматривать как системный специфический фактор и ресурс, использование которого может ускорить или замедлить развитие сельского хозяйства. Однако приоритетную роль в этом регулировании на стадии становления рынка должно играть государство, задачей которого является создание на рынке условий, позволяющих всем хозяйствующим субъектам рынка вести добросовестную, справедливую и открытую конкуренцию.
Попова С. А., Колпакова Е. А. Роль государственной поддержки в развитии АПК Волгоградской области // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15304. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15304.htm.2ISSN 2304120X. 6
Ссылки на источники1.Стратегия по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО с учетом социальноэкономических, природноклиматических особенностей. –URL: http://ksh.volganet.ru/f_052.Там же.3.ПоповаС.А., Рудкова Т.А., Косицина Ф.П. Развитие сельских территорий Волгоградской области на основе государственного регулирования // Экономика сельскохозяйственныхи перерабатывающих предприятий.–2014.–№1. –С. 55–57.4.Попова С.А., Рудкова Т.А., Карпова А. А., Колпакова Е. А. Стратегические основы развития сельских территорий Волгоградской области // Институты и механизмы инновационного развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, экологии, биологии, политологии, психологии, медицине, философии, филологии, социологии, химии, математике, технике, физики: сб.науч.ст.по итогам междунар.науч.практ. конф. 27–28 декабря 2013 г. –СПб., 2013. –С. 121–122.5.http://ksh.volganet.ru/currentactivity/reports/
Svetlana Popova,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the chair of Economic Theory and SocioEconomic Problems of Agriculture, Volgograd State Agricultural University, VolgogradPopova_s_a@mail.ruEkaterina Kolpakova,
Postraduate student, senior lecturer at the chair of Economic Theory and SocioEconomic Problems of Agriculture, Volgograd State Agricultural University, VolgogradKatya200611@mail.ruThe role of governmental support in development of agroindustrial complex in theVolgograd regionAbstract.The paper deals with types of the state support of agroindustrial complex currently in forceonthe territory ofthe Volgograd region. The authors analyze the size of state support in key areas within 3 years; presentthe financial results of agricultural enterprisesresulting from the implementation of measures of state support for agriculture and agroindustrial complex of the Volgograd region.Keywords:governmentalsupport, subsidies, agriculture, agroindustrial complex, governmentalfunding, plant breeding, animal husbandry.References1.Strategija po kompleksnomu razvitiju sel'skih territorij Volgogradskoj oblasti i jeffektivnomu funkcionirovaniju agropromyshlennogo kompleksa v uslovijah VTO s uchetom social'nojekonomicheskih, prirodnoklimaticheskih osobennostej. Available at: http://ksh.volganet.ru/f_05(in Russian).2.Ibid.3.Popova,S. A., Rudkova,T. A. &Kosicina,F. P. (2014) “Razvitie sel'skih territorij Volgogradskoj oblasti na osnove gosudarstvennogo regulirovanija”,Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij,№ 1, pp. 55–57(inRussian).4.Popova,S. A., Rudkova,T. A., Karpova,A. A. & Kolpakova,E. A. (2013) “Strategicheskie osnovy razvitija sel'skih territorij Volgogradskoj oblasti”,Instituty i mehanizmy innovacionnogo razvitija v jekonomike, proektnom menedzhmente, obrazovanii, jurisprudencii, jekologii, biologii, politologii, psihologii, medicine, filosofii, filologii, sociologii, himii, matematike, tehnike, fiziki: sb. nauch. st. po itogam mezhdunar. nauch.prakt. konf. 27–28 dekabrja 2013g., St. Petersburg, pp. 121–122(in Russian).5.http://ksh.volganet.ru/currentactivity/reports/(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived20.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review23.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication23.07.15ОпубликованаPublished28.09.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Попова С. А., Колпакова Е. А., 2015
www.ekoncept.ru