Механизмы реализации концепции LLL: опыт Великобритании

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савченко И. В. Механизмы реализации концепции LLL: опыт Великобритании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15306.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам непрерывного образования, предпосылкам его появления, сущности и механизмам реализации. На основе анализа широкого круга первоисточников автор выявляет психолого-педагогические аспекты концепции LLL (lifelong learning), синонимичные по контенту образовательные процессы и механизмы государственной поддержки ее реализации. Особое внимание автор уделяет программам непрерывного образования в Великобритании и путям их реализации образовательными учреждениями страны.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савченко И. В.Механизмы реализации концепции [[[: опыт Великобрита0нии// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15306. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15306.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15306УДК 37.014

Савченко Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцентФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. РостовнаДонуgalateya27@rambler.ru

Механизмы реализации концепции LLL: опыт Великобритании

Аннотация.Статья посвящена актуальным вопросам непрерывного образования, предпосылкам его появления, сущности и механизмам реализации.На основе анализаширокого круга первоисточниковавтор выявляет психологопедагогические аспекты концепции LLL(lifelonglearning), синонимичные по контенту образовательные процессы и механизмы государственной поддержки ее реализации. Особое внимание автор уделяет программам непрерывного образования в Великобритании и путям их реализации образовательными учреждениями страны. Ключевые слова:непрерывное образование; постоянное образование; периодическое образование; образование для взрослых; обучение в течение жизни.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В эпoху глобальных демографических изменений, когда cтарение подразумевает не только благополучный выход на заработанную пенcию, но и cокращение молодой квалифицированной рабочей силы, словосочетания “lifelonglearning”,или «обучение в течение вcей жизни», а иногда и «непрерывное образование»,приобретает особое значение. В последнее время концепция непрерывного образования рассматривается как один из самых важных факторов достижения человеком социальной востребованности и благополучия. Человеческий капитал, при условии, что его постоянно развивают и качественно улучшают с тем, чтобы отвечать требованиям профессиональной жизни, является самым ценным фондом в деле достижения успеха любым предприятием, успешного функционирования рынка труда и преуспевающего общества в целом. Вот почему сотрудникам любого уровня необходимо предоставить возможность приспособиться к изменяющимся требованиям современного рынка труда. Поскольку недостаток дальнейшего обучения снижает производительность труда возрастного сотрудника, равно как и перспективы его дальнейшего трудоустройства, это в конечном счете неизбежно должно привести к реформам и увеличению правительственных расходов на политику рынка труда. В рамках такой модернизированной парадигмы образования человек становится активным и полноправным участником образовательного процесса, самостоятельно решающим,когда, где и знания какой сферы ему необходимы. Учитывая роль образования (как базового, так и дополнительного и повышения профессиональной квалификации) в условиях нестабильных экономических процессов во всем мире, а также тот факт, что понятие “lifelonglearning”часто используется в государственных документах, исследовательских работах, мы решили выявить сущность непрерывного образования, причины его зарождения, опыт и механизмы реализации в зарубежных странах.Проанализировав ряд отечественных и зарубежных исследований по данной проблеме [1–7], мы пришли к выводу о том, что точной даты появления понятия непрерывного образования на различных уровнях–государственном, международном–не зафиксировано. Один из образовательных сайтов [8], организованный и поддерживаемый инициативной группой, в составе которой –преподаватели колледжа и университета и Савченко И. В.Механизмы реализации концепции [[[: опыт Великобрита0нии// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15306. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15306.htm.–ISSN 2304120X. 2

писатели, утверждает, что концепция “lifelongeducation”впервые была заявлена и обоснована в одноименной работе Бейзила Йексли [9], опиравшегося на научные выводы Дж. Дьюи, который утверждал, что образование не должно заканчиваться с окончанием школы и что каждый человек имеет право учиться на протяжении своей жизни тому, что он считает необходимым. Взгляды замечательного американского педагога уже столетие назад подтверждали ценность образования для полноценной жизни человека: «Склонность учиться у самой жизни и создавать условия жизни, позволяющие всем учиться в процессе жизненного пути, является самым лучшим результатом школьного обучения» [10]. Впоследствии идеи образования в течение жизни развивались в трудах других ученых: Э. Линдемана, Н.Кокосалакиса [11–12].Концепция трех “L”–так называли обучение в течение жизни от английской аббревиатуры lifelonglearning–была озвучена на заседании ЮНЕСКО в 1965 г.другим видным теоретиком исследуемой проблемы П. Ленграндом. Будучи приверженцем гуманистического мировоззрения, Ленгранд провозгласил человека центром образовательной деятельности, которая, в свою очередь,понимается как создание наиболее благоприятных условий для полного развития человеком своих способностей на протяжении жизни. Начиная с 70х гг.прошлого столетия ряд стран –США, государства Скандинавии –законодательно утвердили образовательную концепцию LLL. Неоднозначность трактовки и некая расплывчатость содержания позволили претворять в жизнь основные положения концепции в самых разных формах. Такую гипотезу подтверждает работа профессора Никоса Кокоcалакиcа ”Lifelong learning: theimplicationsfortheuniversitiesintheEU“ –первая из работ по данной проблеме, обобщающая опыт европейских стран по реализации концепции непрерывного образования. В этой работе утверждаетcя, что содержание и значение LLLне может быть универсальным –оно варьируетcя от страны к стране и во многом зависит от структуры и исторического развития высшего образования. Более того, даже в пределах одной страны с течением времени значение этого понятия претерпевает изменения и одно и то же явление получает синонимичные названия. Так, ряд позиций –continuingeducation(непрерывное образование), permanenteducation(постоянное образование), recurrenteducation(периодическое образование), adulteducation(образование для взрослых), lifelonglearning(обучение в течение жизни) –считаются синонимичными и употребляются взаимозаменяемо в университетской деятельности и в документах трех главных международных организаций: Совета Европы, ЮНЕСКО и Организацииэкономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ключевая позиция всех этих документов выражалась в том, чтобы создать определенный алгоритм образовательных услуг, дающий возможность всем людям обучаться и всесторонне развивать свои способности на протяжении всей жизни. Концепция LLLприобрела такое значение в жизни западноевропейского общества, что в 2000 г.на саммите Европейского Cоюза было принято решение о создании общеевропейской системы LLL. Именно в меморандуме по вопросам LLLбыло дано его рабочееопределение,авторами которого стали страны –члены Евросоюза и Еврокомиссия: «всесторонне направленная обучающая деятельность, оcуществляемая на поcтoянной ocнове с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции» [13]. Непрерывностькак признак образовательного процессаследует рассматривать в связи со следующими объектами вышеупомянутого процесса:1.Личность –означает практически непрерывное (без длительных промежутков) образование человека. Здесь принято различать три вектора направленности образовательного процесса. Вопервых, если человек остается на одном профессиоСавченко И. В.Механизмы реализации концепции [[[: опыт Великобрита0нии// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15306. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15306.htm.–ISSN 2304120X. 3

нальном уровне –например, учитель, механизатор –совершенствует свое профессиональное мастерство (такое образование называют «движение в ширину»). Вовторых, можно подниматься по ступеням образования вверх и расти по карьерной лестнице. Примером этому может служить получение начального, среднего и высшего профессионального образования. Данный вектор образования называют «движение вверх». Инаконец, образование, прикотором происходит смена профиля образования, что подразумевает новые возможности социальноэкономического и социального роста, называют «движение по горизонтали».2.Образовательные процессы как характеристика преемственности образовательных этапов человека.3.Организационные образовательные структуры (на личностном, региональном и федеральном уровнях) и их взаимосвязь, образующие образовательное пространство и направленные на создание всевозможных образовательных программ для удовлетворения возникающих в обществе потребностей. Европейские эксперты выделяют до 20 механизмов реализации LLLконцепции, мы назовем лишь самые важные по существующему рейтингу [14]:совершенствование использования системы квалификаций при трудоустройстве;повышение квалификации путемпериодически возобновляемого образования;определение профессиональных навыков, повышающих шансы на трудоустройство;финансирование передовых образовательных идей, инноваций;расширение квалификационных рамок;совершенствование информационной и методической поддержки подготовки квалифицированной рабочей силы;снижение стоимости и повышение гибкости образовательных программ, ведущих к получению специальности, т.е. повышение доступности образования;мониторинг квалификационных систем и образовательных программ;описание результатов обучения в дефинициях квалификаций;работа с обучаемыми по прояснению траектории обучения.Следовательно, понятие «непрерывное образование» призвано гарантировать многомерность личностного роста, а механизмы ее реализации –создавать самые оптимальные условия для такого роста.В системе образования Великобритании попрежнему нет утвержденного определения LLL, поэтому в рабочем процессе употребляются несколько трактовок:oбучение на поздних этапах жизни по завершении традиционного образования;постобязательное образование (любое послешкольное –среднее профессиональное или высшее);обучение, последовавшее за очным образованием (вне зависимости от возраста);общая концепция образования «от рождения до смерти».С конца прошлого столетия в Великобритании были подготовлены и опубликованы ряд правительственных документов, имевших целью развитие непрерывного образования в стране, которые утверждали статус LLLкак широкомасштабную задачу по взаимодействию образовательных учреждений, крупных работодателей, частных лиц и организаций. Необходимо указать на весьма скромную роль самого государства:программы повышения квалификации за государственный счет все же существуют, в размере до 75% от общей стоимости их поддерживаетСовет по финансированию непрерывного образования. По большей части непрерывное образование осуществляется за счет предприятий,либо за счет привлечения частных инвестиций, Савченко И. В.Механизмы реализации концепции [[[: опыт Великобрита0нии// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15306. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15306.htm.–ISSN 2304120X. 4

либосам работник оплачивает свое обучение, получая определенную правительственную поддержку. В государственные программы повышения квалификации входят небольшие фирмы и предприятия со штатом сотрудников до 50 человек. Среди них можно назвать следующие:«Обучение малого бизнеса» готовит 1–2 сотрудников предприятия, которые после окончания курсов обучают остальной штат;«Бюджет для поддержки местной конкурентоспособности»;«Займы на обучение», причем возврат государственного займа осуществляется в срок от 6 до 12 месяцев в зависимости от размера.Нередка и такая практика: работодатель заключает договор с определенным образовательным учреждением на оказание образовательных услуг для своих сотрудников,или колледж объявляет о предоставлении спектра услуг по повышению квалификации. Подобная двусторонняя направленность в отношениях колледжа и работодателя объясняется как взаимной выгодой сотрудничества, так и совместным финансированием этого процесса.Частные лица также могут рассчитывать на государственную поддержку: по ряду программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации Министерством образования и занятости Великобритании предоставляются кредиты и займы в размере от 20% до 80% от стоимости обучения. В целом же государство обеспечивает систему непрерывного образования лишь на 10%, остальные 90% лежат на предприятиях и частных инвесторах. Большинство программ непрерывного образования осуществляется в крупных образовательных центрах –университетах. Примером может служить Открытый университет, две трети контингента которого составляют граждане в возрасте от 30 до 49 лет.и к 2000 г.число обучаемых составило 250 тыс. Старейшие университеты Оксфорда и Кембриджа в своих структурах имеют факультеты непрерывного образования, которые каждый год проводят подготовку более 20000 человек по одному или нескольким курсам. Продолжительность курсов –а их более сотни–варьируется от одного дня до нескольких недель и ведет к получению университетских грамот или сертификатов. Университет Бата, а именно его Отделение образования в течение жизни (DivisionforLifelongLearning),регулярно проводит серии открытых бесплатных образовательных лекций по бизнеснаправлению. Проводятся лекции во время летних каникул, с тем чтобы учащиеся школ и студенты высших учебных заведений имели дополнительнуюи, что немаловажно, бесплатную возможность приобрести начальные деловые познания для организации собственного дела. Спектр других образовательных программ весьма широк –от практических –садоводства –до академических –геологии, археологии, философии. Вцеломпочти 75% взрослого населения Великобритании, имеющиевысшее образование,ежегодно проходят те или иные курсы обучения для взрослых, которые предоставляютпросветительные, образовательные и информационные возможности. Весьма интересна государственная политика Великобритании в отношении безработных, которая была закреплена документально: программа «Обучение для работы» охватывала нетрудоустроенных граждан в возрасте от 18 до 63 лет (при условии, что на сегодняшний день возраст выхода на пенсию составляет 65 лет для мужчин и женщин и к 2020 г.будет увеличен до 68 лет, программа длится практически до пенсионного возраста). Указанная программа имеет целью быстрое трудоустройство посредством быстрой предпрофессиональной подготовки, совершенствования уже имеющихся профессиональных умений человека или развития новых именно в тех секторах экономики, которые в данный момент наиболее остро нуждаются в притоке Савченко И. В.Механизмы реализации концепции [[[: опыт Великобрита0нии// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15306. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15306.htm.–ISSN 2304120X. 5

квалифицированной рабочей силы. Финансирование программы осуществляется государством для каждого обучаемого в размере пособия по безработице и небольшой еженедельной стипендии. Существует еще несколько подобных программ, например для тех, кто получал пособие по безработице в течение 6 месяцев,и их необходимо реинтегрировать в производственные секторы экономики, для одиноких родителей, инвалидов и бывших заключенных. В этом усматривается социальная составляющая государственной политики в сфере непрерывного образования. Работодатели, предоставляющие своим работникам возможности продолжения обучения (в том числе без отрыва от производства –1 день в неделю), а также трудоустраивающие переподготовленных специалистов, получают налоговые льготы и субсидии от государства. Особого внимания заслуживает форма непрерывного обучения, созданнаяна базе Бирмингемского университета и получившая название “An EntenteCordiale of Railway Engineers”–«Партнерские отношения инженеровжелезнодорожников». В 2005 г.между Школой гражданской инженерии и Центром железнодорожных исследований и образования университета Бирмингема, а также двумя образовательными институтами Франции –Парижским политехническим École Nationale des Ponts et Chaussées (который в народе получил название Национальной школы мостов и дорог) и университетом подготовки кадров инфраструктуры (Ecole Supérieure des Cadres de l’Infrastructure) были развиты тесные партнерские отношения в деле подготовки специалистов для железнодорожной отрасли и повышения их квалификации. Финансовую поддержку образовательной деятельности по данному проекту оказывают Совет директоров Британских железных дорог, французская железнодорожная индустрия, а также вся международная железнодорожная отрасль. Программа подготовки рассчитана на год полной занятости или частичной занятости в течение 2–3лет, которая заканчивается написанием квалификационной работы, называемой диссертацией. Наосновные направления подготовки –инженеры и управляющий персонал железных дорог –набирают учащихся из разных стран мира, желающих совершенствовать транспортные системы своей страны. Цель преподаваемых программ –обеспечить передовыми знаниями и умениямив сферах технических, экономических, управленческих и правовых вопросов, а также психологии управления и межличностного общения, влияющих на функционирование железных дорог. Подводя итог, мы можем утверждать, что становление и развитие концепции LLLопределялось coциальноэкономическими предпосылками и было профессионально обусловлено. Однако успешная реализация концепции непрерывного образования во многом зависит от решения целого спектра проблем –политических, экономических, правовых, финансовых –и одновременно способствует модернизации профессионального образования. Мы показали, что совершенствование профессиональных компетенций делает работника конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что, в свою очередь, является выгодным для всех участников этого процесса –государствакак субъекта,заинтересованного в более продолжительной трудовой деятельности своих граждан, работодателей, для которых профессиональные умения своих работников являются залогом успеха предприятия, и, может быть, в первую очередьдля самого человека, образование которого станет показателем его социального статуса, востребованности и благополучия, и всего общества в целом.

Ссылки на источники1.Башмакова Н.И. Мировые тенденции развития высшего образования в ХХIвеке: видение ЮНЕСКО и практика реформ // Высшее образование сегодня. –2007. –№ 1. –С. 28–30.2.Матушанский Г. У. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей // Almamater(Вестник высшей школы). –2000. –№ 11. –С. 40–41.Савченко И. В.Механизмы реализации концепции [[[: опыт Великобрита0нии// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15306. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15306.htm.–ISSN 2304120X. 6

3.Митина А.М. Теория образования в течение жизни в зарубежной андрагогике // Педагогика. –2005. –№5. –С. 100–105.4.Нигматуллина И.А. Новое возрождение Концепции обучения в течение всей жизни //Ценности и смыслы современного образования: материалы Всероссийской научнопрактической конференции.–Мурманск: МГПУ, 2008.–С. 270–273.5.Dewey J. Education and Democracy. –N.Y., 1916.–P. 11.6.Kokosalakis N., Sokratis M. Koniordos Lifelong Learning: The Implicationsfor the Universities in the EuropeanUnion.Greece: National Report. –URL: http://www.academia.edu/1015891/Lifelong_Learning_The_Implications_for_the_Universities_in_the_European_Union._Greece_National_Report7.O' Mahony M. EUA Thema. Consultation on the EC Draft Memorandum on Lifelong Learning for the EUA. –URL: http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/LLL_report_final.1069323392705.pdf8.Wain K. Lifelong Education and Adult Education –the State of the Theory// International Journal of Lifelong Learning. –1993.–№ 12(2).9.Негосударственная открытая организация «InformalEducation». –URL: http://www.infed.org10.Yeaxlee B.A. Lifelong Education. –L., 1929. –166p.11.Kokosalakis N., Sokratis M.Op. cit.12.LindemanE. TheMeaningofAdultEducation. –N. Y., 1961. –118 p.13.O' MahonyM.Op. cit.14.Kokosalakis N., Sokratis M.Op. cit.

IrinaSavchenko,

Candidate of PedagogicScience, Associate Professorat the chair of Foreign Languages, Rostov State Transport University, Associate ProfessorGalateya27@rambler.ruImplementation mechanisms of the LLLconcept: the British experienceAbstract.The paperis devoted to the topical issues of continuing education, prerequisites of its origin, essence and mechanisms of implementation. On the basis of a wide range of the primary sources the author finds out psychoeducational aspects of LLL (lifelong learning) concept, educational processes which are synonymous to the concept under discussion and governmental support mechanisms of its realization. Especial attention is paid to the continuous learningprogrammesin Great Britain and the ways they are carried out by the educational establishments of the country.

Key words:continuingeducation; permanenteducation; recurrent education; adult education; lifelong learning.References1.Bashmakova, N. I. (2007) “Mirovye tendencii razvitija vysshego obrazovanija v HHI veke: videnie JuNESKO i praktika reform”, Vysshee obrazovanie segodnja,№ 1, pp. 28–30(in Russian).2.Matushanskij, G. U. (2000) “K konceptual'nym osnovam sistemy nepreryvnogo obrazovanija vuzovskih prepodavatelej”, Alma mater (Vestnik vysshej shkoly),№ 11, pp. 40–41(in Russian).3.Mitina, A. M.(2005) “Teorija obrazovanija v techenie zhizni v zarubezhnoj andragogike”, Pedagogika,№ 5, pp. 100–105(in Russian).4.Nigmatullina, I. A. (2008) “Novoe vozrozhdenie Koncepcii obuchenija v techenie vsej zhizni”, Cennosti i smysly sovremennogo obrazovanija: materialy Vserossijskoj nauchnoprakticheskoj konferencii, MGPU, Murmansk, pp. 270–273(in Russian).5.Dewey, J. (1916) Education and Democracy, N. Y., p. 11(in Russian).6.Kokosalakis,N. &Sokratis, M. Koniordos Lifelong Learning: The Implicationsfor the Universities in the EuropeanUnion.Greece: National Report. Available at: http://www.academia.edu/1015891/Lifelong_Learning_The_Implications_for_the_Universities_in_the_European_Union._Greece_National_Report(in English).7.O' Mahony, M. EUA Thema. Consultation on the EC Draft Memorandum on Lifelong Learning for the EUA.Available at: http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/LLL_report_final.1069323392705.pdf(in English).8.Wain, K. (1993) “Lifelong Education and Adult Education –the State of the Theory”,International Journal of Lifelong Learning,№ 12(2)(in English).9.Negosudarstvennaja otkrytaja organizacija «Informal Education». Available at: http://www.infed.org(in Russian).10.Yeaxlee, B.A. (1929) Lifelong Education,London, 166 p.(in English).11.Kokosalakis, N. & Sokratis, M. Op.cit.12.Lindeman, E. (1961) The Meaning of Adult Education, N. Y.,118 p.(in English).13.O' Mahony,M. Op. cit.14.Kokosalakis, N. & Sokratis, M. Op. cit.Савченко И. В.Механизмы реализации концепции [[[: опыт Великобрита0нии// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15306. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15306.htm.–ISSN 2304120X. 7

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived07.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review11.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication11.07.15ОпубликованаPublished28.09.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Савченко И. В., 2015

www.ekoncept.ru