Формирование личности студента как индивидуума безопасного типа поведения в современном мире
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пупова
Ю.
А. Формирование личности студента как индивидуума безопасного типа поведения в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 9 (сентябрь). – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15318.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению вопроса построения дефиниции «личность безопасного типа поведения». Автором представлен анализ некоторых условий современной жизнедеятельности человека, а также выделены основные характеристики рассматриваемого типа личности, в том числе ноксологической компетентности.
Ключевые слова:
безопасность, развитие, ноосфера, устойчивость жизни, личность безопасного типа поведения, системное мышление, ноксосфера, ноксологическая компетентность
Текст статьи
Пупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15318УДК 378.14
Пупова Юлия Александровна,
аспирант кафедры социальной безопасности ФГБОУ ВПО ©Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герценаª, г.СанктПетербургpupa2487@mail.ru
Формирование личности студента как индивидуума безопасного типа поведения в современном мире
Аннотация.Статья посвящена изучению вопроса построения дефиниции ©личность безопасного типа поведенияª. Автором представлен анализ некоторых условий современной жизнедеятельности человека, а также выделены основные характеристики рассматриваемого типа личности, в том числе ноксологической компетентности.Ключевые слова: развитие,устойчивость жизни, безопасность, личность безопасного типа поведения, системное мышление, ноосфера, ноксосфера, ноксологическая компетентность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Важнейшей особенностью существования современного социума является взаимосвязь между его развитием и безопасностью: человеческое общество эволюционирует в историческом масштабе и опытно в процессе своей деятельности, параллельно этому расширяются границы сферы различных опасностей, где выделенная активность индивидов,как каждого по отдельности, так и в целом, представляет собой определяющий критерий ©устойчивости жизниª. Данный критерий, согласно точке зрения В.И. Вернадского,выражается в способности ©жизни не прекращать своих функцийª [1] и в способности ©организмов к выживаниюª [2]; он носит субъективный характер ввиду влияния на него человека и увеличения обозначенных выше тенденций рискогенности окружающей среды. В настоящий момент он преобразован в понятие ©устойчивое развитиеª, где органическая целостность и гармоничное существование составляющих ©человек природа обществоª возможнытолько при определенном качестве жизни. Качество жизниэто совокупность потребностей и условий существования индивида, которые обеспечивают его жизненную самореализацию. Как считает американский психолог А. Маслоу, качество жизни недостижимо без удовлетворения потребности индивидов в безопасности. Он писал следующее: ©Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозыª [3]. Другими словами,потребность в безопасности настраивает на поиск ощущения стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Однако важно отметить, что в последнее десятилетие поток свидетельств об определенной дисгармонии в круге ценностей человека резко увеличился. Так, в частности, по данным, приведенным Институтом социальнополитических исследований Российской Академии наук за 2002 г., потребность в безопасности как условие нормальной жизни занялалишь серединное положение. Наиболее важной она оказалась для людей в возрасте от 40 до 49 лет (имеющих высшее профессиональное образование, стабильный доход и занятых на крупных предприятиях и руководящих должноПупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 2
стях). Для молодых людей от 18 до 24 лет характерно отсутствие описанной тенденции, и, по наблюдениям президента Всероссийской организации качества Г.П. Воронина,имсвойственно ©потребительство, культ материального достатка и беззаботной жизниª [4], что, по его мнению, не отвечает вызовам современного мира с его непостоянством и противоречиями. С точки зрения исследователя, указанная возрастная категория населения РФ не обладает должным отношением к окружающей действительности, т.е.©квалитетª рассматривается ими только по вопросам красивой жизни и сиюминутных желаний.В контексте рассматриваемого вопросаотведем образованию важную роль не только в связи с включением этого блока в число государствообразующих систем, но также ввиду того, что оно представляет собой особую среду, где проходит жизнь молодого человека и которая оказывает влияние на построение его потребностей, ценностных ориентаций, мотивов деятельности, духовных интересов, нравственных установок и т.д.Выделяя студенчество как ©особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образованияª[5], подчеркнем положительные моменты базисы для построения личности, которая стремится жить в согласии с окружающим социумом и природой:1)подверженность усвоению различных образцов поведения и психологических установок ввиду зависимости от взрослых и ихмнения;2)высокая познавательная мотивация; 3)наивысшая социальная активность; 4)ориентированность на результат (т.е.на получение высшего образованияи, как следствие, работы в дальнейшем).Социальный заказ на удовлетворение потребности в безопасности,с одной стороны, ас другой стороны, увеличивающаяся концентрацияопасностей всех видов не только в профессиональной деятельности узких специалистов, но также в жизнедеятельности всех людейспровоцировалинаучные исследования, посвященные теоретическим вопросам становления сферы опасностейноксосферы, а также подействовалина развитие понятийного аппарата в области безопасности в системе высшего профессионального образования. Так,в 1991 г.в Российской Федерации ввели в общеобразовательных учреждениях предмет ©Основы безопасности жизнедеятельностиª, в вузах страны появился курс под названием ©Безопасность жизнедеятельностиª, а также началась подготовка учителей по направлению ОБЖ. Огромный вклад в развитие данного научного направления внесли такие ученые,какВ.В. Гафнер, Л.А.Михайлов, А.А. Михайлов, Л.Н. Горина, С.В. Абрамова, В.Н.Кузнецов. С.В.Беловым и В.А. Девисиловым были систематизированы знания в области теоретических основ по вопросам обеспечения безопасности, а также выявлены профессиональные задачи молодых специалистов в сфере безопасности в технических системах. Однако, как показывает практика, данные научные изыскания продолжают оставаться на уровне теории, практическое же их применение часто не влияет на решение конкретных производственных задач и на построение учащимися своего социально безопасного мировоззрения.Отмеченные выше параметры могут помочь сформировать новый тип личности, который, по мнению представителей Московской академии комплексной безопасности М. Алешенковой и Б. Родионова, характеризует индивида, способного наиболее продуктивно и целеустремленно действовать не только в отношении вопроса сохранения своего духовного и физического здоровья. По их мнению, в обострившихся условиях рискогенности такая личность должна обладать мотивацией на сознательПупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 3
ную безопасность во всех сферах жизнедеятельности, т.е.понимать связи в окружающей нас действительности в виде системы. Данному параметру соответствует ©личность безопасного типа поведенияª (ЛБТП), для которой российские педагоги предлагают ряд следующих характеристик:1)ЛБТП осознает ценности собственной жизни и жизни другого человека;2)ЛБТП мотивирована на сохранение личного физического и духовного здоровья и окружающих людей; 3)ЛБТП способна предвидеть возможные последствия тех или иных своих действий и действий других членов общества;4)ЛБТП может распознавать в этих последствиях потенциальные опасности и способна их предупреждать. Опираясь на выделенные характеристики личности безопасного типа поведения, нужно отметитьеще одну важную особенность данной дефиниции: ЛБТП это человек, действующий в рамках особой формы сознания, а именно системного мышления. Такому мышлению соответствуетуже отмеченное выше умение человека воспринимать действительность как единую сферу различных элементов в их взаимосвязи, т.е.с точки зрения холистского подхода. Достижение истины в таком варианте возможно только при рассмотрении всех частей объекта в их неотделимости друг от друга и при условии, что все элементы данного объекта одинаковозначимы. Соблюдение данного параметра, который в науке называют принципом целостности, является очень важным при организации работы системы, так как именно он включает структуру и связи, без которых невозможно создание и функционирование любой системы. В нашей работе приоритетным будет определение системного мышлениякак учитывающего ©все положения системного подхода всесторонность, целостность, многоаспектность, взаимосвязанностьª [6]. Данные факторы занимают особое место в профессиональной деятельностивыпускников педагогическихспециальностей, так как,вопервых, последним “приходится решать профессиональные задачи с учетом большого количества взаимосвязанных факторов”ª [7]и,вовторых, именно педагогика как дисциплина ©изучает способы формирования интеллектуальных действий учащихся и способы создания условий, приводящих к эффективному усвоению знанийª [8], т.е.является той средой, ©в которой складываются и развиваются по преимуществуте или иные формы мышленияª [9], в том числе и рассматриваемое нами системное мышление.Для спецификации понятия ©системное мышлениеªприведем его основные черты:1)это умение рассматривать педагогическую ситуацию или явление как систему;2)это способность анализировать, синтезировать и сравнивать причинноследственные связисистемы;3)это навык видеть систему в динамичном и статическом положениях, а также с точки зрения прошлого, настоящего и будущего времен;4)это способность мыслить оригинально и критично, т.е.возможность получения многогранных ответов и устраненияошибок;5)умение учитывать посторонние факторы и постоянно меняющиеся условия.Примером рассматриваемых взаимосвязей и изменяющихся условий является наш мир (планета), где его целостность ©предстает не как нечто размытое, а как многомерная и многоуровневая системаª [10]. Данная система включает биосферу, геосферу и техносферу, а также ноосферу, которая возникает при соприкосновении общества и природы. ©Ноосфераª (от греч. Nόος разум и σφαῖρα шар),сфера разума) [11],определяется человеческой деятельностью и при неправильно организации последней возникает еще одна сфера, так называемая ©ноксосфераª. Пупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 4
Ноксосфера (с лат. noxoопасность [12]) как область опасностей сопровождает индивида на протяжении всей жизни, что подтверждается первой аксиомой науки ноксологии, предполагающей, что человек постоянно находится в поле угроз, так как©невозможно достичь абсолютной безопасностиª [13] ©любая деятельность потенциально опаснаª [14]. В соответствии с этиммы допускаем следующее: безопасность следует понимать ©не как состояние полного отсутствия опасностей, а как положительное состояние силы и защищенности жизниª [15]. Указанный положительный эффект можно получить посредством формирования характера учащегося в период от 1820до 30 лет, когда идет наиболее активная фаза проявлениязаботы о другом человеке и зарождается чувство ответственности за свои решения, а также ©повышается интерес к моральным проблемамª[16]. Перечисленные моменты особенно важны, так какбезопасность одного человека всегда касается вопросов безопасности другого и того, ©как он ведет себя по отношению к другим людямª [17]. Именно поэтому будущая личность безопасного типа поведения должна не в последнюю очередь нести в себе позицию толерантного отношения и поведения в обществе, с природой и с самим собой. Основу такой позиции составляют взаимопомощь, сотрудничество, любовь, снижение агрессивных настроений и одновременное повышение порога терпимости, которые в своем комплексе влияют на эмоциональный фон молодого человека в условиях глобальных перемен. Важно научиться реагировать на угрозы и возникновение чрезвычайных ситуаций не бегством и депрессией, а путем использования определенной базовой подготовки в рамках образовательной парадигмы.Добиться выделенного результата возможно путем формирования ноксологической компетентности, которая, по нашему мнению, является основой личности безопасного типа поведения. Ноксологическая компетентность ©это интегральная характеристика личностиª [18], которая выражается ©в знании теоретических основ мира опасностей и принципов обеспечения безопасности, в готовности реализации этих знаний в процессе жизнедеятельности, в осознании приоритетов задач по сохранению жизни и здоровья человека, значимости дальнейшей профессиональнойдеятельностиª [19]. Процесс формирования ноксологической компетентности включает следующие блоки: 1)философию безопасности в качестве моральных ценностей и чувства ответственности человека за свои действия, знания того, как правильно использовать положительные стороны жизнедеятельности и минимизировать ее негативные моменты; 2)компетенции по безопасностиимеют причинное отношение к эффективному выполнению работы и представляют собой знания не только по специальности, но и из смежных областей; 3)умения ©видеть проблемные ситуацииª, которые базируются на способности человека к анализу ситуации, ее опережающему отражению по отношению не только к себе, но и к окружающим; 4)умения по предотвращению опасных ситуаций, основывающихся на предыдущих трех и часто носящих творческий характер действий в нестандартных и непредсказуемых ситуациях; 5)рефлексию, которая дает человеку возможность принимать участие в образовательном процессе, сопоставлять и корректировать полученные результаты в соответствии с возможностью применения их в будущей профессиональной деятельности.
В список уже приведенных характеристик стоит также включить понятие об алекситимии, которое отвечает за один из базисов построения личности безопасного типа поведения, а именно за его социальную активность.Алекситимия отвечает за способПупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 5
ность человека описывать свои собственные чувства и понимать чувства и переживания окружающих, за умение взаимодействовать с другими людьми и желание им помогать. Такие ученые и педагоги, как Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова и В.В. Николаева,придерживаются идеи о том, что от эмоциональной грамотности молодого человека зависит состояние окружающих его людей и общая безопасность социума.
Перечисленные референции индивида демонстрируют постановку новых задач перед педагогическим составом высшей школы и,согласно точке зрения С.В. Белова, Ю.Л. Воробьева, В.А. Девисилова, В.Н. Мошкина и других, могут формироваться только в условиях так называемой ©инициативносозидающейª образовательной парадигмы, где ноксологическая компетентность, уровень качества алекситимии, мотивационноценностная и познавательная позиции, противоположные инфантилизму, являются ключевыми звеньями к подходу решения вопросов обеспечения безопасности человека. Подводя итоги статьи, отметим, что необходимость в личностях безопасного типа поведения возникает не только у организаций, где царит случай и вероятность. Не в последнюю очередь в них нуждаются на этапе подготовки специалистов педагогического профиля в области безопасности жизнедеятельности. Будущие педагоги данной сферы образования должны быть безопасными для себя, окружающих, среды обитания, уметь преодолевать опасные ситуации и обладать признаками психотипа с интернальностью локусконтроля, которая в противоположность экстернальному типупроявляется в склонности человека приписывать результаты поступков своим усилиям, положительным или отрицательным качествами наличию компетенций. Личность безопасного типа поведения действует не противореча общечеловеческим ценностям и ©способствует гармоничному развитию взаимосвязанных систем Человек Социум Природаª [20]. Понимая безопасность ©не как состояние полного отсутствия опасностей, а положительное состояниесилы и защищенности жизниª, личность безопасного типа поведения должна стать активным составляющим недифференцированного подхода к безопасности. При обучении таких специалистов главным моментомбудет укрепление позиции рискориентированного мировоззрения среди молодежи, что подведет крешению вопроса о целесообразности перехода к пониманиюпроблемы обеспечения безопасности человека с концепции реагирования на альтернат предвидения и предупреждениякак альтернативу, которую может и должно предложить государство так называемому ©обществурискаª.
Ссылки на источники1.Окрепилов В.В. Учение В.И. Вернадского о ноосфере научная основа программ устойчивого развития // Современные производственные силы. 2013.№ 2.С. 173181.2.Там же.3.Сапронов В.В. Идеи к общей теории безопасности// ОБЖ. Основы безопасности жизни.2007.№ 1.С. 4652.4.Ковтунова А.Н. Формирование культуры качества современной российской молодежи как фактор повышения безопасности общества // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: материалы международной научнопрактической конференции.2010.С. 448450. 5.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб.для вузов. М.: Издательская корпорация ©Логосª, 2000. 384 с.6.Мордина Е.М., Федосеева Ю.В. Системное мышление какоснова развития познавательных интересов студентов колледжа // Сибирский педагогический журнал. 2007.№ 14. С. 420426.7.Числова Е.А. Формирование системного стиля мышления у будущих педагогов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010.№ 15. С. 351355.Пупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 6
8.Шрагина Л.И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления URL: http://psyfactor.org/lib/shragina3.htm.9.Там же.10.Алексашина И.Ю. Теоретические и методологические основы интегративного подхода в экспериментальном курсе естествознания 5 класса // Гуманитаризация образования. СПб., 1990.С.106108.11.Наумов Г.Б. Три синтеза космоса фундамент ноосферы Вернадского // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия ©Философия. Культурология. Политология. Социологияª.2013.Т.26 (65).№ 5.С. 2538.12.Ефремов С.В.,Ковшов С. В., Цаплин В. В. Ноксология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров ©Техносферная безопасностьª. СПб.: Издво Политехнического унта, 2012. 370 с.13.Там же.14.Там же.15.Лешер О.В., Каскина Д.К. Тенденции развития личности безопасного типа в системе высшегопрофессионального образования // Вестник ЧГПУ. 2009.№ 1.С. 8189.16.Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи. М.: Издательская корпорация ©Логосª, 2011.236с.17.Лешер О.В., Каскина Д.К. Тенденции развития личности безопасного типа в системе высшего профессионального образования // Вестник ЧГПУ. 2009.№ 1.С. 8189.18.Симакова Е.Н. Формирование ноксологической компетентности студентов технического вуза будущих специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности: автореф. дис.…канд. пед. наук: 13.00.08. Шуя, 2010. 12 с.19.Там же.20.Самойлов Е.А. Ценностные аспекты образования в информационном обществе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011.№ 2 (6). С.13361343.
Yulia Pupova,Postgraduate student,Social Safety Department, RussianHerzen State Pedagogical University, SaintPetersburgpupa2487@mail.ruFormation of student’sidentity as individual of safe behavioraltype in the modern worldAbstract.The paperstudiesthe appearance of the concept“personality of safe behavioraltype”. The author introduces examination of some modern conditions of human life, highlights the main characteristics of this typeof personality, including noxological competence.Key words:development, stability of life, safety, personality of safe behavioraltype, system thinking, noosphere, noxosphere, noxological competence.References1.Okrepilov, A.V. (2013) “Uchenie V.I. Vernadskogo o noosfere nauchnaia osnova programm ustoichivogo razvitiia”, Sovremennye proizvodstvennye sily, № 2, pp. 173181 (in Russian).2.Op. cit.3.Sapronov, V.V. (2007) “Idei k obshchei teorii bezopasnosti”, OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni, №1, pp. 4652 (in Russian).4.Kovtunova, A.N. (2010) “Formirovanie kul'tury kachestva sovremennoi rossiiskoi molodezhi kak faktor povysheniia bezopasnosti obshchestva”, Sotsial'naia bezopasnost' i zashchita cheloveka v usloviiakh novoi obshchestvennoi real'nosti: materialy mezhdunarodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii, pp.448450.5.Zimniaia, I.A. (2000) Pedagogicheskaia psikhologiia. Uchebnik dlia vuzov. Izdatel'skaia korporatsiia “Logos”, Moscow, 384 p. (in Russian).6.Mordina, E.M. & Fedoseeva, Iu.V. (2007) “Sistemnoe myshlenie kak osnova razvitiia poznavatel'nykh interesov studentov kolledzha”, Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, № 14, pp. 420426 (in Russian).7.Chislova, E.A. (2010) “Formirovanie sistemnogo stilia myshleniia u budushchikh pedagogov”, Psikhologiia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniia, № 15, pp. 351355 (in Russian).8.Shragina, L.I. Sistemnoe myshlenie v kontekste pedagogiki i psikhologii myshleniia.Availabble at: http://psyfactor.org/lib/shragina3.htm(data obrashcheniia 15.02.2015) (in Russian).9.Op. cit.10.Aleksashina, I.Iu. (1990) “Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy integrativnogo podkhoda v eksperimental'nom kurse estestvoznaniia 5 klassa”, Gumanitarizatsiia obrazovaniia,pp. 106108 (in Russian).Пупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 7
11.Naumov, G.B. (2013) “Tri sinteza kosmosa fundament noosfery Vernadskogo”, Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriia “Filosofiia.Kul'turologiia. Politologiia. Sotsiologiia”, Tom 26 (65), № 5, pp. 2538 (in Russian).12.Efremov, S.V. (2012) Noksologiia: uchebnoe posobie dlia studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchaiushchikhsia po napravleniiu podgotovki bakalavrov “Tekhnosfernaiabezopasnost'”, Izdvo Politekhnicheskogo unta, Sankt Peterburg, 370 p. (in Russian).13.Op. cit.14.Op. cit.15.Lesher, O.V. & Kaskina, D.K. (2009) “Tendentsii razvitiia lichnosti bezopasnogo tipa v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniia”, Vestnik ChGPU, № 1, pp. 8189 (in Russian).16.Kisliakov P.A. (2011) Sotsial'naia bezopasnost' i zdorov'esberezhenie uchashcheisia molodezhi, Izdatel'skaia korporatsiia “Logos”, Moscow, 236 p. (in Russian).17.Lesher, O.V. & Kaskina, D.K. (2009) “Tendentsii razvitiia lichnosti bezopasnogo tipa v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniia”, Vestnik ChGPU, № 1, pp. 8189 (in Russian).18.Simakova, E.N. (2010) Formirovanie noksologicheskoi kompetentnosti studentov tekhnicheskogo vuza budushchikh spetsialistov v oblasti obespecheniia bezopasnosti zhiznedeiatel'nosti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08,Shuia, p. 12 (in Russian).19.Op. cit.20.Samojlov,E.A. (2011) “Cennostnye aspekty obrazovanija v informacionnom obshhestve”,Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskojakademii nauk, № 2 (6), pp. 13361343(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Буйновым Л. Г., доктором медицинских наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived17.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.06.15ОпубликованаPublished28.09.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Пупова Ю. А., 2015
www.ekoncept.ru
ART15318УДК 378.14
Пупова Юлия Александровна,
аспирант кафедры социальной безопасности ФГБОУ ВПО ©Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герценаª, г.СанктПетербургpupa2487@mail.ru
Формирование личности студента как индивидуума безопасного типа поведения в современном мире
Аннотация.Статья посвящена изучению вопроса построения дефиниции ©личность безопасного типа поведенияª. Автором представлен анализ некоторых условий современной жизнедеятельности человека, а также выделены основные характеристики рассматриваемого типа личности, в том числе ноксологической компетентности.Ключевые слова: развитие,устойчивость жизни, безопасность, личность безопасного типа поведения, системное мышление, ноосфера, ноксосфера, ноксологическая компетентность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Важнейшей особенностью существования современного социума является взаимосвязь между его развитием и безопасностью: человеческое общество эволюционирует в историческом масштабе и опытно в процессе своей деятельности, параллельно этому расширяются границы сферы различных опасностей, где выделенная активность индивидов,как каждого по отдельности, так и в целом, представляет собой определяющий критерий ©устойчивости жизниª. Данный критерий, согласно точке зрения В.И. Вернадского,выражается в способности ©жизни не прекращать своих функцийª [1] и в способности ©организмов к выживаниюª [2]; он носит субъективный характер ввиду влияния на него человека и увеличения обозначенных выше тенденций рискогенности окружающей среды. В настоящий момент он преобразован в понятие ©устойчивое развитиеª, где органическая целостность и гармоничное существование составляющих ©человек природа обществоª возможнытолько при определенном качестве жизни. Качество жизниэто совокупность потребностей и условий существования индивида, которые обеспечивают его жизненную самореализацию. Как считает американский психолог А. Маслоу, качество жизни недостижимо без удовлетворения потребности индивидов в безопасности. Он писал следующее: ©Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозыª [3]. Другими словами,потребность в безопасности настраивает на поиск ощущения стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Однако важно отметить, что в последнее десятилетие поток свидетельств об определенной дисгармонии в круге ценностей человека резко увеличился. Так, в частности, по данным, приведенным Институтом социальнополитических исследований Российской Академии наук за 2002 г., потребность в безопасности как условие нормальной жизни занялалишь серединное положение. Наиболее важной она оказалась для людей в возрасте от 40 до 49 лет (имеющих высшее профессиональное образование, стабильный доход и занятых на крупных предприятиях и руководящих должноПупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 2
стях). Для молодых людей от 18 до 24 лет характерно отсутствие описанной тенденции, и, по наблюдениям президента Всероссийской организации качества Г.П. Воронина,имсвойственно ©потребительство, культ материального достатка и беззаботной жизниª [4], что, по его мнению, не отвечает вызовам современного мира с его непостоянством и противоречиями. С точки зрения исследователя, указанная возрастная категория населения РФ не обладает должным отношением к окружающей действительности, т.е.©квалитетª рассматривается ими только по вопросам красивой жизни и сиюминутных желаний.В контексте рассматриваемого вопросаотведем образованию важную роль не только в связи с включением этого блока в число государствообразующих систем, но также ввиду того, что оно представляет собой особую среду, где проходит жизнь молодого человека и которая оказывает влияние на построение его потребностей, ценностных ориентаций, мотивов деятельности, духовных интересов, нравственных установок и т.д.Выделяя студенчество как ©особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образованияª[5], подчеркнем положительные моменты базисы для построения личности, которая стремится жить в согласии с окружающим социумом и природой:1)подверженность усвоению различных образцов поведения и психологических установок ввиду зависимости от взрослых и ихмнения;2)высокая познавательная мотивация; 3)наивысшая социальная активность; 4)ориентированность на результат (т.е.на получение высшего образованияи, как следствие, работы в дальнейшем).Социальный заказ на удовлетворение потребности в безопасности,с одной стороны, ас другой стороны, увеличивающаяся концентрацияопасностей всех видов не только в профессиональной деятельности узких специалистов, но также в жизнедеятельности всех людейспровоцировалинаучные исследования, посвященные теоретическим вопросам становления сферы опасностейноксосферы, а также подействовалина развитие понятийного аппарата в области безопасности в системе высшего профессионального образования. Так,в 1991 г.в Российской Федерации ввели в общеобразовательных учреждениях предмет ©Основы безопасности жизнедеятельностиª, в вузах страны появился курс под названием ©Безопасность жизнедеятельностиª, а также началась подготовка учителей по направлению ОБЖ. Огромный вклад в развитие данного научного направления внесли такие ученые,какВ.В. Гафнер, Л.А.Михайлов, А.А. Михайлов, Л.Н. Горина, С.В. Абрамова, В.Н.Кузнецов. С.В.Беловым и В.А. Девисиловым были систематизированы знания в области теоретических основ по вопросам обеспечения безопасности, а также выявлены профессиональные задачи молодых специалистов в сфере безопасности в технических системах. Однако, как показывает практика, данные научные изыскания продолжают оставаться на уровне теории, практическое же их применение часто не влияет на решение конкретных производственных задач и на построение учащимися своего социально безопасного мировоззрения.Отмеченные выше параметры могут помочь сформировать новый тип личности, который, по мнению представителей Московской академии комплексной безопасности М. Алешенковой и Б. Родионова, характеризует индивида, способного наиболее продуктивно и целеустремленно действовать не только в отношении вопроса сохранения своего духовного и физического здоровья. По их мнению, в обострившихся условиях рискогенности такая личность должна обладать мотивацией на сознательПупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 3
ную безопасность во всех сферах жизнедеятельности, т.е.понимать связи в окружающей нас действительности в виде системы. Данному параметру соответствует ©личность безопасного типа поведенияª (ЛБТП), для которой российские педагоги предлагают ряд следующих характеристик:1)ЛБТП осознает ценности собственной жизни и жизни другого человека;2)ЛБТП мотивирована на сохранение личного физического и духовного здоровья и окружающих людей; 3)ЛБТП способна предвидеть возможные последствия тех или иных своих действий и действий других членов общества;4)ЛБТП может распознавать в этих последствиях потенциальные опасности и способна их предупреждать. Опираясь на выделенные характеристики личности безопасного типа поведения, нужно отметитьеще одну важную особенность данной дефиниции: ЛБТП это человек, действующий в рамках особой формы сознания, а именно системного мышления. Такому мышлению соответствуетуже отмеченное выше умение человека воспринимать действительность как единую сферу различных элементов в их взаимосвязи, т.е.с точки зрения холистского подхода. Достижение истины в таком варианте возможно только при рассмотрении всех частей объекта в их неотделимости друг от друга и при условии, что все элементы данного объекта одинаковозначимы. Соблюдение данного параметра, который в науке называют принципом целостности, является очень важным при организации работы системы, так как именно он включает структуру и связи, без которых невозможно создание и функционирование любой системы. В нашей работе приоритетным будет определение системного мышлениякак учитывающего ©все положения системного подхода всесторонность, целостность, многоаспектность, взаимосвязанностьª [6]. Данные факторы занимают особое место в профессиональной деятельностивыпускников педагогическихспециальностей, так как,вопервых, последним “приходится решать профессиональные задачи с учетом большого количества взаимосвязанных факторов”ª [7]и,вовторых, именно педагогика как дисциплина ©изучает способы формирования интеллектуальных действий учащихся и способы создания условий, приводящих к эффективному усвоению знанийª [8], т.е.является той средой, ©в которой складываются и развиваются по преимуществуте или иные формы мышленияª [9], в том числе и рассматриваемое нами системное мышление.Для спецификации понятия ©системное мышлениеªприведем его основные черты:1)это умение рассматривать педагогическую ситуацию или явление как систему;2)это способность анализировать, синтезировать и сравнивать причинноследственные связисистемы;3)это навык видеть систему в динамичном и статическом положениях, а также с точки зрения прошлого, настоящего и будущего времен;4)это способность мыслить оригинально и критично, т.е.возможность получения многогранных ответов и устраненияошибок;5)умение учитывать посторонние факторы и постоянно меняющиеся условия.Примером рассматриваемых взаимосвязей и изменяющихся условий является наш мир (планета), где его целостность ©предстает не как нечто размытое, а как многомерная и многоуровневая системаª [10]. Данная система включает биосферу, геосферу и техносферу, а также ноосферу, которая возникает при соприкосновении общества и природы. ©Ноосфераª (от греч. Nόος разум и σφαῖρα шар),сфера разума) [11],определяется человеческой деятельностью и при неправильно организации последней возникает еще одна сфера, так называемая ©ноксосфераª. Пупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 4
Ноксосфера (с лат. noxoопасность [12]) как область опасностей сопровождает индивида на протяжении всей жизни, что подтверждается первой аксиомой науки ноксологии, предполагающей, что человек постоянно находится в поле угроз, так как©невозможно достичь абсолютной безопасностиª [13] ©любая деятельность потенциально опаснаª [14]. В соответствии с этиммы допускаем следующее: безопасность следует понимать ©не как состояние полного отсутствия опасностей, а как положительное состояние силы и защищенности жизниª [15]. Указанный положительный эффект можно получить посредством формирования характера учащегося в период от 1820до 30 лет, когда идет наиболее активная фаза проявлениязаботы о другом человеке и зарождается чувство ответственности за свои решения, а также ©повышается интерес к моральным проблемамª[16]. Перечисленные моменты особенно важны, так какбезопасность одного человека всегда касается вопросов безопасности другого и того, ©как он ведет себя по отношению к другим людямª [17]. Именно поэтому будущая личность безопасного типа поведения должна не в последнюю очередь нести в себе позицию толерантного отношения и поведения в обществе, с природой и с самим собой. Основу такой позиции составляют взаимопомощь, сотрудничество, любовь, снижение агрессивных настроений и одновременное повышение порога терпимости, которые в своем комплексе влияют на эмоциональный фон молодого человека в условиях глобальных перемен. Важно научиться реагировать на угрозы и возникновение чрезвычайных ситуаций не бегством и депрессией, а путем использования определенной базовой подготовки в рамках образовательной парадигмы.Добиться выделенного результата возможно путем формирования ноксологической компетентности, которая, по нашему мнению, является основой личности безопасного типа поведения. Ноксологическая компетентность ©это интегральная характеристика личностиª [18], которая выражается ©в знании теоретических основ мира опасностей и принципов обеспечения безопасности, в готовности реализации этих знаний в процессе жизнедеятельности, в осознании приоритетов задач по сохранению жизни и здоровья человека, значимости дальнейшей профессиональнойдеятельностиª [19]. Процесс формирования ноксологической компетентности включает следующие блоки: 1)философию безопасности в качестве моральных ценностей и чувства ответственности человека за свои действия, знания того, как правильно использовать положительные стороны жизнедеятельности и минимизировать ее негативные моменты; 2)компетенции по безопасностиимеют причинное отношение к эффективному выполнению работы и представляют собой знания не только по специальности, но и из смежных областей; 3)умения ©видеть проблемные ситуацииª, которые базируются на способности человека к анализу ситуации, ее опережающему отражению по отношению не только к себе, но и к окружающим; 4)умения по предотвращению опасных ситуаций, основывающихся на предыдущих трех и часто носящих творческий характер действий в нестандартных и непредсказуемых ситуациях; 5)рефлексию, которая дает человеку возможность принимать участие в образовательном процессе, сопоставлять и корректировать полученные результаты в соответствии с возможностью применения их в будущей профессиональной деятельности.
В список уже приведенных характеристик стоит также включить понятие об алекситимии, которое отвечает за один из базисов построения личности безопасного типа поведения, а именно за его социальную активность.Алекситимия отвечает за способПупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 5
ность человека описывать свои собственные чувства и понимать чувства и переживания окружающих, за умение взаимодействовать с другими людьми и желание им помогать. Такие ученые и педагоги, как Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова и В.В. Николаева,придерживаются идеи о том, что от эмоциональной грамотности молодого человека зависит состояние окружающих его людей и общая безопасность социума.
Перечисленные референции индивида демонстрируют постановку новых задач перед педагогическим составом высшей школы и,согласно точке зрения С.В. Белова, Ю.Л. Воробьева, В.А. Девисилова, В.Н. Мошкина и других, могут формироваться только в условиях так называемой ©инициативносозидающейª образовательной парадигмы, где ноксологическая компетентность, уровень качества алекситимии, мотивационноценностная и познавательная позиции, противоположные инфантилизму, являются ключевыми звеньями к подходу решения вопросов обеспечения безопасности человека. Подводя итоги статьи, отметим, что необходимость в личностях безопасного типа поведения возникает не только у организаций, где царит случай и вероятность. Не в последнюю очередь в них нуждаются на этапе подготовки специалистов педагогического профиля в области безопасности жизнедеятельности. Будущие педагоги данной сферы образования должны быть безопасными для себя, окружающих, среды обитания, уметь преодолевать опасные ситуации и обладать признаками психотипа с интернальностью локусконтроля, которая в противоположность экстернальному типупроявляется в склонности человека приписывать результаты поступков своим усилиям, положительным или отрицательным качествами наличию компетенций. Личность безопасного типа поведения действует не противореча общечеловеческим ценностям и ©способствует гармоничному развитию взаимосвязанных систем Человек Социум Природаª [20]. Понимая безопасность ©не как состояние полного отсутствия опасностей, а положительное состояниесилы и защищенности жизниª, личность безопасного типа поведения должна стать активным составляющим недифференцированного подхода к безопасности. При обучении таких специалистов главным моментомбудет укрепление позиции рискориентированного мировоззрения среди молодежи, что подведет крешению вопроса о целесообразности перехода к пониманиюпроблемы обеспечения безопасности человека с концепции реагирования на альтернат предвидения и предупреждениякак альтернативу, которую может и должно предложить государство так называемому ©обществурискаª.
Ссылки на источники1.Окрепилов В.В. Учение В.И. Вернадского о ноосфере научная основа программ устойчивого развития // Современные производственные силы. 2013.№ 2.С. 173181.2.Там же.3.Сапронов В.В. Идеи к общей теории безопасности// ОБЖ. Основы безопасности жизни.2007.№ 1.С. 4652.4.Ковтунова А.Н. Формирование культуры качества современной российской молодежи как фактор повышения безопасности общества // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: материалы международной научнопрактической конференции.2010.С. 448450. 5.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб.для вузов. М.: Издательская корпорация ©Логосª, 2000. 384 с.6.Мордина Е.М., Федосеева Ю.В. Системное мышление какоснова развития познавательных интересов студентов колледжа // Сибирский педагогический журнал. 2007.№ 14. С. 420426.7.Числова Е.А. Формирование системного стиля мышления у будущих педагогов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010.№ 15. С. 351355.Пупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 6
8.Шрагина Л.И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления URL: http://psyfactor.org/lib/shragina3.htm.9.Там же.10.Алексашина И.Ю. Теоретические и методологические основы интегративного подхода в экспериментальном курсе естествознания 5 класса // Гуманитаризация образования. СПб., 1990.С.106108.11.Наумов Г.Б. Три синтеза космоса фундамент ноосферы Вернадского // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия ©Философия. Культурология. Политология. Социологияª.2013.Т.26 (65).№ 5.С. 2538.12.Ефремов С.В.,Ковшов С. В., Цаплин В. В. Ноксология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров ©Техносферная безопасностьª. СПб.: Издво Политехнического унта, 2012. 370 с.13.Там же.14.Там же.15.Лешер О.В., Каскина Д.К. Тенденции развития личности безопасного типа в системе высшегопрофессионального образования // Вестник ЧГПУ. 2009.№ 1.С. 8189.16.Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи. М.: Издательская корпорация ©Логосª, 2011.236с.17.Лешер О.В., Каскина Д.К. Тенденции развития личности безопасного типа в системе высшего профессионального образования // Вестник ЧГПУ. 2009.№ 1.С. 8189.18.Симакова Е.Н. Формирование ноксологической компетентности студентов технического вуза будущих специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности: автореф. дис.…канд. пед. наук: 13.00.08. Шуя, 2010. 12 с.19.Там же.20.Самойлов Е.А. Ценностные аспекты образования в информационном обществе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011.№ 2 (6). С.13361343.
Yulia Pupova,Postgraduate student,Social Safety Department, RussianHerzen State Pedagogical University, SaintPetersburgpupa2487@mail.ruFormation of student’sidentity as individual of safe behavioraltype in the modern worldAbstract.The paperstudiesthe appearance of the concept“personality of safe behavioraltype”. The author introduces examination of some modern conditions of human life, highlights the main characteristics of this typeof personality, including noxological competence.Key words:development, stability of life, safety, personality of safe behavioraltype, system thinking, noosphere, noxosphere, noxological competence.References1.Okrepilov, A.V. (2013) “Uchenie V.I. Vernadskogo o noosfere nauchnaia osnova programm ustoichivogo razvitiia”, Sovremennye proizvodstvennye sily, № 2, pp. 173181 (in Russian).2.Op. cit.3.Sapronov, V.V. (2007) “Idei k obshchei teorii bezopasnosti”, OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni, №1, pp. 4652 (in Russian).4.Kovtunova, A.N. (2010) “Formirovanie kul'tury kachestva sovremennoi rossiiskoi molodezhi kak faktor povysheniia bezopasnosti obshchestva”, Sotsial'naia bezopasnost' i zashchita cheloveka v usloviiakh novoi obshchestvennoi real'nosti: materialy mezhdunarodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii, pp.448450.5.Zimniaia, I.A. (2000) Pedagogicheskaia psikhologiia. Uchebnik dlia vuzov. Izdatel'skaia korporatsiia “Logos”, Moscow, 384 p. (in Russian).6.Mordina, E.M. & Fedoseeva, Iu.V. (2007) “Sistemnoe myshlenie kak osnova razvitiia poznavatel'nykh interesov studentov kolledzha”, Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, № 14, pp. 420426 (in Russian).7.Chislova, E.A. (2010) “Formirovanie sistemnogo stilia myshleniia u budushchikh pedagogov”, Psikhologiia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniia, № 15, pp. 351355 (in Russian).8.Shragina, L.I. Sistemnoe myshlenie v kontekste pedagogiki i psikhologii myshleniia.Availabble at: http://psyfactor.org/lib/shragina3.htm(data obrashcheniia 15.02.2015) (in Russian).9.Op. cit.10.Aleksashina, I.Iu. (1990) “Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy integrativnogo podkhoda v eksperimental'nom kurse estestvoznaniia 5 klassa”, Gumanitarizatsiia obrazovaniia,pp. 106108 (in Russian).Пупова Ю. А.Формирование личности студента как индивидуума безопас0ного типа поведения в современном мире// Концепт. 22015. 2№ 09(сен0тябрь).2ART15318. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15318.htm.2ISSN 2304120X. 7
11.Naumov, G.B. (2013) “Tri sinteza kosmosa fundament noosfery Vernadskogo”, Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriia “Filosofiia.Kul'turologiia. Politologiia. Sotsiologiia”, Tom 26 (65), № 5, pp. 2538 (in Russian).12.Efremov, S.V. (2012) Noksologiia: uchebnoe posobie dlia studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchaiushchikhsia po napravleniiu podgotovki bakalavrov “Tekhnosfernaiabezopasnost'”, Izdvo Politekhnicheskogo unta, Sankt Peterburg, 370 p. (in Russian).13.Op. cit.14.Op. cit.15.Lesher, O.V. & Kaskina, D.K. (2009) “Tendentsii razvitiia lichnosti bezopasnogo tipa v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniia”, Vestnik ChGPU, № 1, pp. 8189 (in Russian).16.Kisliakov P.A. (2011) Sotsial'naia bezopasnost' i zdorov'esberezhenie uchashcheisia molodezhi, Izdatel'skaia korporatsiia “Logos”, Moscow, 236 p. (in Russian).17.Lesher, O.V. & Kaskina, D.K. (2009) “Tendentsii razvitiia lichnosti bezopasnogo tipa v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniia”, Vestnik ChGPU, № 1, pp. 8189 (in Russian).18.Simakova, E.N. (2010) Formirovanie noksologicheskoi kompetentnosti studentov tekhnicheskogo vuza budushchikh spetsialistov v oblasti obespecheniia bezopasnosti zhiznedeiatel'nosti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08,Shuia, p. 12 (in Russian).19.Op. cit.20.Samojlov,E.A. (2011) “Cennostnye aspekty obrazovanija v informacionnom obshhestve”,Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskojakademii nauk, № 2 (6), pp. 13361343(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Буйновым Л. Г., доктором медицинских наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived17.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.06.15ОпубликованаPublished28.09.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Пупова Ю. А., 2015
www.ekoncept.ru