Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ищенко Л. В. Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15329.htm.
Аннотация. В статье раскрыты методологические концепты профессиональной подготовки будущего воспитателя к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста: аксиологический, системно-целостный, личностно-деятельностный; обозначена ключевая роль педагога в реализации обозначенных подходов, выделен важный фактор формирования творческой индивидуальности детей – создание развивающей творческой среды жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ищенко Л. В.Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15329. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15329.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15329УДК 371.132:37.025

Ищенко Людмила Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент, докторант Уманского государственного педагогического университета им. Павла Тычины, Уманьiskra118@mail.ru

Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье раскрытыметодологические концепты профессиональной подготовки будущего воспитателяк формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста: аксиологический, системноцелостный, личностнодеятельностный;обозначена ключевая роль педагога в реализации обозначенных подходов, выделен важный фактор формирования творческой индивидуальности детей –создание развивающей творческой среды жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях. Ключевые слова: методологические концепты, аксиологический подход, системноцелостный подход, личностнодеятельностный подход, творческая индивидуальность старших дошкольников.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Сегодня педагогическая наука изменила методологические ориентиры и актуализировала проблему выбора новых научных концептов, на которых выстраиваются понятия, принципы и методы педагогического исследования.Дефиниция «концепт»толкуется в словарных источниках как «формулировка, общее мнение, понятия» [1].В контексте нашего исследованиясчитаем необходимым обозначить методологические концепты профессиональной подготовки будущего воспитателяк формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста: аксиологический, системноцелостный, личностнодеятельностный.Остановимся подробнее на описании обозначенных концептульных подходов.Одним из важных методологических подходов является аксиологический подход в подготовке будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста.Свидетельством прогресса человечества является отношение современного общества к развитию каждого отдельного человека, а следовательно, и отношениек ребенку, организации процессов его воспитания и обучения, которые должны быть максимально приближены к его сущности, способностям и особенностям [2]. Ключевой фигурой в реализации этой задачи является личность педагога как носителя иерархической системыпедагогических ценностей. Именно поэтому исследования, проведенные в области современной философии образования (В.Андрущенко, И.Бех, Г.Ващенко, В.Гриньков, М.Евтух, И.Зязюн, П.Игнатенко, В.Кремень, Н.Максимчук,В.Огневьюк, С.Сысоева),не толькопозволяют глубже понять феномен педагогических ценностей, но и направляют на овладение имикак способамипрофессионального бытия, способамиотношения к ребенку, взаимодействия с ним в учебновоспитательном процессе.Учитывая то, что в условиях, когда от педагога требуется активная позиция в утверждении духовных, гуманных ценностей, ценностное отношение к дошкольникуИщенко Л. В.Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15329. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15329.htm.–ISSN 2304120X. 2

как проявление субъектной активности будущего воспитателядолжно приобрести свою значимость в условиях образовательного процесса вуза.Аксиологический подход –важная составляющая подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей дошкольного возраста, так как его реализация способствует формированию положительной мотивации, осознанной установки, интереса и устойчивого мотивированного желания осуществлять эту деятельность.Одним из ведущих методологических подходов является системный подход, сущность которого заключается в том, что объект изучают как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть как систему [3]. Теория системного подхода разработана в трудах А.Аверьянова В.Афанасьева, Ф.Королева, В.Кузьмина, В.Садовского, А.Урсула, П.Щедровицкого, Е.Юдина и др.При проектировании исходим из того, что система подготовки к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста выстраивается на основе структурных элементов (дисциплин, педагогическойпрактики) профессиональнопедагогической подготовки будущих воспитателей как более сложной системы и должна функционировать по общим принципам, воспроизводить свойства общей системы, приобретая одновременно свои специфические признаки как особой целостности. Для образования соотношениймежду системами подготовок (общей и специальной) в структуре подготовки к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста, как и в общей, выделяем когнитивный, деятельностный, ценностномотивационный и рефлексивный компоненты. Согласно выбранным компонентамвыделены критерии подготовленности (когнитивнометодический, ценностномотивационный, практическидеятельностный, оценочнорефлексивный) будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста. Эти компоненты и указанные критерии представлены в проектируемой системе черезопределенные дисциплины, которые будут обеспечивать ее целостность и системность в контексте общей профессиональнопедагогической подготовки. Способом представления определенных учебных дисциплин является создание системы межпредметных связей как одного из ее элементов, которыйможет функционировать самостоятельно, способствовать достижению поставленной цели, но не может обеспечить достижения оптимального конечного результата. Определение других элементов происходит с позиции функциональноконструктивного подхода, который заключается в том, что в состав системы должновойти определенноеколичество элементов –установлениевклада каждого элемента в прогнозируемый результат и его способности к взаимодействию с другими элементами. Таким элементом должна стать подсистема, которая определит специфику подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста. Способом его включения в учебную систему является разработка интегрированного методического комплекса спецдисциплин: спецкурса и спецпрактикума.Согласно положениямсистемноцелостного подхода, каждая из определенных подсистем (элементов) направляется на выполнение специфических целей, которые определяют их функции в общей системе. Целостность каждого элемента обеспечивается взаимодействием специфической цели, содержания, соответствующих им форм и методов обучения[4].Важным детерминантом подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста является личностнодеятельностный подход.Ищенко Л. В.Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15329. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15329.htm.–ISSN 2304120X. 3

Сущность личностнодеятельностного подхода заключается в обеспечении развития и саморазвития личности студента на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и субъекта деятельности[5].В реализации личностнодеятельностного подхода мы следовали единства знаний и деятельности; единства теоретической и практической деятельности; связи внутренней и внешней деятельности. Итак, с этой целью разрабатываются программы, которые моделируют исследовательское мышление; организуются групповые занятия; интегрируется учебный материал для реализации метода исследовательских проектов,которые самостоятельно выполняются студентами.Важным вформировании личности является личностнодеятельностный подход, который в соответствии с требованиями общества предполагает такую организацию и анализ деятельности, при которой обязательным условием является взаимодействие педагога и студента, то есть выход в систему общественных отношений между людьми. Личностнодеятельностный подход квоспитаниюподрастающего поколения, основная идея которого связана с деятельностью как средством становления иразвития творческой индивидуальности, определяет, что личность является активным субъектом деятельности и партнером.Личностнодеятельностный подход к обучению в профессиональной подготовке будущего воспитателя выступает как форма взаимодействия преподавателя и студента. Иначе говоря, преподаватель, осуществляя личностнодеятельностный подход в методической подготовке студента, одновременно учит его технологиям личностноориентированного обучения, формируя таким образом направленность будущего воспитателя на личностноориентированную профессиональнопедагогическую деятельность.Творческая профессиональная деятельность педагога рассматривается С.Сысоевой как ведущий фактор, влияющий на развитие творческих возможностей воспитанников,и обеспечивает ее эффективность. Одновременно именно в процессе творческой профессиональной деятельности раскрываются творческие возможности педагога, происходит их реализация и развитие. При таких условиях возникает необходимость подготовки педагога к осознанию уровня собственной творческой педагогической деятельности, формирования у него потребности анализировать собственный педагогический опыт и внедрять педагогический опыт других с учетом своей творческой индивидуальности. С.Сысоева исходит из положения, что творческий воспитатель–это творческая личность с высокой степенью развитости мотивации к творческим достижениям и творческим умениям, способствующим успешной творческойпедагогической деятельности, которая, вследствие специальной профессиональной подготовки, тяготеет к постоянному самосовершенствованию, приобретает знания, уменияи навыки педагогического труда, овладевает профессиональными умениями организации деятельности по формированию творческой личности ребенка в учебновоспитательном процессе [6]. Только при таких условиях педагог, способный к педагогическому творчеству, имеет не только высокий уровень педагогической креативности, но и в соответствии с современными требованиями владеет своим предметом, а также умениями и навыками, которые обеспечивают эффективность организации образовательного процесса по формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста.Во время реализации личностнодеятельностного подхода кподготовке будущего воспитателя к формированию творческой индивидуальности ребенка дошкольного возраста за основу мы взяли положения,разработанныеучеными длядошкольного образования[7].Ищенко Л. В.Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15329. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15329.htm.–ISSN 2304120X. 4

Чтобы учебные дисциплины стали инструментом педагогического воздействия воспитателя на личность ребенка, педагогдолжен овладеть ими на должном уровне. Для реализации инструментальнопедагогической функции недостаточно ориентироваться в предмете на объяснительнорепродуктивном или даже обобщающепроблемном уровне. Личностный подход способен реализовать только воспитатель, который сам овладел предметом на личностном уровне, что проявляется в свободном владении научной информацией предмета, умении выделять субъектный контекст истории науки (деятельность и личность исследователя), выбирать наиболее эффективный способ изложения материала [8].Приоритет педагогических ценностей в сознании будущего воспитателя должен проявляться в его стремлении не только усвоить содержание учебных предметов, но и привлечь других людей к его пониманию, сопереживанию, совместному осмыслению. При изучении учебных дисциплин студент сначала мысленно, а потом уже реально ориентируется на партнера, воспитанника. Сначала действует установка: не только понять, но и объяснить; не только заинтересоваться, но и заинтересовать, сделать материал предметом общения, диалога. Студента необходимо направить на поиск связи предметного материала с различными ценностями человеческого бытия, преобразования логических структур науки в формы совместной деятельности, исследовательскиезадачи–в учебные проблемы.

Как эффективное средство подготовки воспитателей к формированию творческой индивидуальности старшего дошкольника, реализации личностного подхода при преподавании специальных дисциплин выступает изложение его содержания в контексте педагогической задачи, проблемной задачи, моделирование учебной ситуации, «погружаясь» в которые будущий воспитатель проявляет ценностные аспекты в изучаемомматериале, определяет способы актуализации творческих возможностей ребенка (инициативность, самостоятельность, находчивость,выбор, самооценка и т. д.), выбирает варианты организации творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, учится рефлексировать.Одной из форм реализации личностнодеятельностного подхода кпрофессиональной подготовке будущего воспитателя к формированию творческой индивидуальности старшего дошкольника является проблемнодиалоговая лекция, вопросы и заданиякоторой являются проблемными, творческими, имеютличностнопрофессиональныйхарактер.В русле личностнодеятельностного подхода студент выступает как активный субъект педагогического взаимодействия, который самостоятельно организует свою деятельность. Определяющие чертыличностноориентированного обучения –взаимопонимание, взаимодействие, творческое сотрудничество преподавателя и студентов. Происходит смещение акцентов в подготовке педагогов от гностического к личностнодеятельностномуподходу, при котором главной целью образования выступает развитие личности, формирование у будущего воспитателя способности к активной деятельности, творческомупрофессиональномутруду(В.Загвязинский, В.Кремень, А.Новиков, Н.Платонова, О.Сухомлинская, Г.Троцко и др.). В тоже времяпри переориентации учебновоспитательного процесса от знаниевого к личностнодеятельностномуактуализировались следующие проблемы: вопервых, формирование системы знаний студентов, необходимыхдля полноценного овладения ими основами профессиональной деятельности, совершенствование взаимосвязи чувственных и рациональных (теоретических) знаний, лежащих в основе овладения деятельностью, совершенствование системы знаний о деятельности, ее цели, способах, средствахи Ищенко Л. В.Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15329. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15329.htm.–ISSN 2304120X. 5

условиях, поиск возможностей повышения уровня обобщения знаний о педагогической деятельности; вовторых, поиск возможностейсочетания теоретических знаний студентов с их практическими потребностями, ценностными ориентациями, поиск путей расширения возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности студентов непосредственно в процессе обучения, то есть создание таких условий учебнопрактической деятельности, когда студентам необходимо активно применять имеющиеся теоретические знания для решения практических задач.Личностнодеятельностный подход как методология нашего исследования интегрирует подходы к творческой индивидуальности детей дошкольного возраста и профессиональной подготовки будущих воспитателей. Так, важным фактором формирования творческой индивидуальности детей являетсясоздание развивающей творческой среды жизнедеятельности дошкольников в ДОУ, в содержании которого выделяются различные средства, формы, методы и приемы работы, ориентированныена формирование творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста[9]. Применение личностнодеятельностного подхода к профессиональной подготовке будущих воспитателей актуализирует мотивационный аспект этой подготовки, определяет важность формирования личностной склонности к практической работе по формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста, а также определяет основные методы: использование деловых (ролевых) игр, упражнений (тренингов), моделирование проблемных ситуаций, использование проблемнодиалогического метода, метода проектов и т.д.Итак, личностнодеятельностный подход является важным методологическим концептом формирования творческой индивидуальности в дошкольном детстве.Выделенные методологические подходы к подготовкебудущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей дошкольного возраста не исчерпывают всего многообразия качественныххарактеристик подготовленности студентов, но в контексте нашего исследования они являются наиболее значимыми.

Ссылки на источники1.ПлатоновК.К. Краткий словарь системы психологических понятий. –М.: Высш. шк., 1984. –С. 109.2.Сисоєва С.О. Підготовка вчителя до формування творчої особистості учня: монографія. –К.: Політграфкнига, 1996. –С. 22.3.КатренкоА.В. Системний аналіз об’єктів та процесів комп'ютеризації: Навч. пос. –Львів : НовийСвіт –2000, 2003. –С.132.4.Там же. –136. 5.СериковВ.В.Личностный поход в образовании:концепции и технологии. –Волгоград: Перемена, 1994. –С. 142.6.Сисоєва С.О. Указ. соч. –С. 40. 7.СериковВ.В. Указ. соч. –С. 132. 8.Сисоєва С.О. Указ. соч. –С. 136.9.СериковВ.В. Указ. соч. –С. 152.

LyudmilaІshchenko, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Education,Uman’State Pedagogical University,Uman’iskra118@mail.ruMethodological concepts of training future educators to formation of creative individuality of senior preschool age childrenAbstract.The paperdisclosesthe methodological concepts of professional training of the future educator to the formation of creative individuality of senior preschool age children: axiological, systemicholistic, studentactivity concepts. The key role of ateacher inimplementation of the identified approachesis described; theimportant factor in the formation of creative individuality of childrenis highlighted asdeveloping a creative environment life of children in preschool educational institutions.Ищенко Л. В.Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15329. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15329.htm.–ISSN 2304120X. 6

Keywords:methodological concepts,axiological approach, systemicholistic approach, studentactivity approach, creative individuality senior preschool age children.References1.Platonov,K. K. (1984) Kratkij slovar' sistemy psihologicheskih ponjatij, Vyssh. shk., Moscow, p. 109(in Russian).2.Sisoєva,S. O. (1996) Pіdgotovka vchitelja do formuvannja tvorchoїosobistostіuchnja: monografіja, Polіtgrafkniga, Kiev, p. 22(in Ukrainian).3.Katrenko,A. V. (2003) Sistemnij analіz ob’єktіv ta procesіv komp'juterizacії: Navch. pos, Novij Svіt –2000, L'vіv, p. 132.(in Ukrainian).4.Ibid.,136. 5.Serikov,V. V. (1994) Lichnostnyj pohod v obrazovanii: koncepcii i tehnologii, Peremena, Volgograd, p.142(in Russian).6.Sisoєva,S. O. (1996) Op. cit.,p. 40. 7.Serikov,V. V. (1994) Op. cit.,p. 132. 8.Sisoєva,S. O. (1996) Op. cit.,p. 136.9.Serikov,V. V. (1994) Op. cit.,p. 152.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived20.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review21.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication21.09.15ОпубликованаPublished29.09.15

© Концепт, научнометодический электронныйжурнал, 2015©Ищенко Л. В., 2015

www.ekoncept.ru