Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15328.htm.
Аннотация. В статье раскрыта практическая подготовка будущих магистров технологического образования в процессе их профессиональной подготовки в высших педагогических учебных заведениях. В работе описаны особенности практической подготовки преподавателя высшей школы; цели, задачи и структура ассистентской практики как формы учебно-воспитательного процесса магистрантов специальности «Технологическое образование».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15328. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15328.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15328УДК 378.147

ЯщукСергей Михайлович, кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры техникотехнологических дисциплин, охраны труда и безопасности жизнедеятельности Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, Умань (Украина)yashchyk@mail.ru

Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведенияхУкраины

Аннотация.В статье раскрыта практическая подготовка будущих магистров технологического образования в процессе их профессиональной подготовки в высших педагогических учебных заведениях. В работе описаны особенности практической подготовки преподавателя высшей школы;цели, задачи и структура ассистентской практики как формы учебновоспитательного процесса магистрантов специальности «Технологическое образование».Ключевые слова:ассистентская практика, магистрант, профессиональная подготовка, учебновоспитательный процесс.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Рост требований к качественному уровню профессиональной подготовки будущего преподавателя высшей школы, усиление роли знаний и практического опыта будущего специалиста, его конкурентоспособности на рынке труда, способности адаптироваться и реагировать на социальноэкономические и научнотехнические изменения, готовности к реализации профессиональных функций в сегодняшних условиях обусловливают поиск новых подходов, форм и методов профессионального образования. С учетом этогоособого внимания требует реформированиепрактической подготовки будущих преподавателей высшей школы на основе компетентностного подхода. Настоящее требует внесения изменений в практическую подготовку будущих специалистов. Среди определенных путей, способствующих решению обозначенной проблемы,–организация и проведение магистерской практики в высших учебных заведениях.Магистерская практика являетсяорганизационной частью учебновоспитательного процесса высшего педагогического учебного заведения. Она обеспечивает сочетание теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью, способствует выработке умагистранта определенных моральнопсихологических качеств, научнопедагогических умений, индивидуальнопсихологических черт, профессиональнопедагогических компетенций (проектирование целей и содержания обучения, прогнозирование способов их реализации, осуществление самоанализа своей профессиональной деятельности, организаторские умения). Магистерская практика–это проверка готовности будущего преподавателя посвятить свою жизнь преподавательской деятельности.Педагогическая практика в процессе подготовки магистров по специальности 8.01010301 «Технологическое образование» является обязательной составляющей образовательнопрофессиональной программы и предусматривает совершенствование студентами профессиональных умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения.Анализ научных исследований отечественных и зарубежных ученых свидетельствует об актуальности и значимости проблемы практической подготовки будущего Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15328. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15328.htm.–ISSN 2304120X. 2

специалиста. Проблемы, касающиеся организации и совершенствования педагогической практики,решали А. Абдуллина, С. Билоконный, Ю. Дацко, Н. Загрязкина, С.Кара, В. Ковальчук, М. Козий, Н. Казанишена,Л. Куликова, Л. Манчуленко, В.Олейник, А. Сбруева, В. Сластёнин, Т. Стритьевич, И. Черней; проблемы практической подготовки студентов магистратуры исследовали Н. Гайдук, Н. Дудник, С.Дворецкий, Л.Клос, Л. Козак, И. Козубовский, Ю. Красильник, И. Мигович, Ш. Рамон, С. Сарре, Т.Филат, К. Ханвей, Е. Швец; проблемамподготовки ипрофессионального становления с позиции компетентностного подхода будущих специалистов технологического образования посвящены работы В. Гетти, А. Коберника, М. Корец, В. Кузьменко, Е.Кулика, В. Мадзигон, А. Торубара, А. Цины.Практика в высшем педагогическом учебном заведении является одной из важнейших форм в системе профессиональной подготовки педагогов, обеспечивает их готовность к практической деятельности в учебных заведениях разных типов.Анализ научных источников свидетельствуето том, что исследователи в большинстве случаев основные определения понятия «практика» рассматривают как целенаправленнуючувственнопредметную деятельность людей, содержанием которой является преобразование окружающей среды и общества [1]; специфическую человеческую форму жизненнойдеятельности, способ бытия человека в мире [2].В системе профессиональной подготовки будущего педагога важнуюроль играетименно педагогическая практика, которая является необходимым этапом в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.По мнению ученых, педагогическая практика определяется:какспособ познания учебновоспитательного процесса при непосредственном участии в нем [3];взаимосвязь между теорией и его будущей профессиональнопедагогической деятельностью [4];неотъемлемая часть психологопедагогической и методической подготовки будущего специалиста, во время которой приобретаютсяпрактические умения и навыки [5] и т.д.Практическая подготовка будущих педагогов учитывает необходимость сочетания чувственного восприятия учебной информации и рационального, интенсивного речевого и эмоционального развития, атакже необходимость создания ситуаций успеха в процессе обучения и воспитания; формирование и развитие готовности к реализации функций профессиональной деятельности: учебной, развивающей, воспитательной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, конструктивной и др. Практическая подготовка способствует приобретению необходимых для эффективной научнопедагогической деятельности умений–гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и тому подобное.По результатам исследования данной проблемы нами сформулировано обобщенное определение педагогической практики в процессе подготовки будущего магистра технологического образования, под которым мы понимаем важную и неотъемлемую составляющую профессиональной подготовки будущего магистра. Данная подготовка предусматривает закрепление и углубление приобретенных теоретических психологопедагогических и общетехнических знаний, выработку и овладение научнометодическими умениями и профессиональноличностными качествами в условиях образовательнонаучной среды, максимально приближенной к будущей профессиональной деятельности и направленной на саморазвитие и самореализацию будущего научнопедагогического работника к инновационной научнопедагогической деятельности.Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15328. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15328.htm.–ISSN 2304120X. 3

Формирование профессиональнопедагогической компетентности будущих магистров технологического образования невозможно без совершенствования содержания педагогической практики. Вовремя ее прохождения студентмагистрант приобретает опыт практической деятельности путем углубления профессионально значимых знаний, умений, компетенций в процессе их применения, изучения зарубежного и отечественного перспективного педагогического опыта, знакомства с новейшими образовательными технологиями, методами и приемами, элементами профессиональной деятельности, современными средствами обучения, обмена творческими идеями.Педагогическая практика в условиях магистратуры по специальности 8.01010301 «Технологическое образование» базируется на содержании профессиональной деятельности будущего преподавателя, котороепредусматривает выполнение практических заданий в процессе преподавательской деятельности и ведениенаучного поиска в сфере преподавания общетехнических дисциплин и методики обучения технологии и родственных наук (психология, педагогика и т.п.).Для успешного усвоения учебного плана образовательного уровня «магистр» по специальности 8.01010301 «Технологическое образование»на технологопедагогическом факультете Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины предусмотренаассистентская практика.Целью ассистентской практики являются: углубление и закрепление в производственных условиях теоретических знаний и практических умений по специальным и психологопедагогическим дисциплинам; применение их в решении конкретных задач практики; формирование у магистрантов умений организовывать учебновоспитательный процесс в высшей школе; атакже воспитание у магистрантов интереса к научноисследовательской и педагогической деятельности, моральноэтических качеств преподавателя высшей школы, индивидуального творческого стиля профессиональной деятельности, потребности в самообразовании.Задачамипрактической деятельности магистрантовпрактикантов являются: закрепление, углубление и обогащение знаний, умений и навыков по профессиональным и психологопедагогическим дисциплинам, овладение средствами и приемами творческого применения приобретенных знаний для решения педагогических задачв высшей школе; формирование и развитие профессиональных навыков и умений преподавателя высшего педагогического учебного заведения в рациональной организации и проведении учебной, научнометодической, воспитательной работы с использованием результатов научных исследований, прогрессивных методов, средств и технологий обучения и воспитания; закрепление и усвоение современных активных и интерактивных методов и технологий обучения, форм и средств обучения в высшей школе, передового педагогического опыта работыпреподавателя высшей школы, а также умений осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку собственной педагогической деятельности, анализ и оценку деятельности коллегпрактикантов и преподавателей учебного заведения, в котором проходит практика; дальнейшее формирование у магистрантов творческого, исследовательского подхода к организации педагогической деятельности, приобретение умений по использованию эффективных методов и методик психологопедагогических исследований, в частностипо тематике выпускной квалификационной работы; воспитание устойчивого интереса к профессии преподавателя вуза, потребности в профессиональном саморазвитии и самообразовании, выработке творческого подхода к педагогической инновационной профессиональной деятельности; формированиепредставлений об особенностях, специфике и видах профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения, его должностныхобязанностях и правах, ознакомление с современным состоянием учебновоспитательной работы и материальнотехнической базы вузов I–IV уровней аккредитации.Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15328. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15328.htm.–ISSN 2304120X. 4

В соответствии с программой ассистентской практики предусмотрено прохождение и усвоение студентамимагистрантами четырех содержательных модулей: учебного, научнометодического, организационновоспитательного и научноисследовательского.Формирование практических навыков осуществления научного поиска происходит на научноисследовательском содержательном модуле, где студенты овладевают умениями и практическими подходами к сбору, анализу информации при обработке эмпирического материала научного исследования. Ознакомление с учебнометодической работой в высшей школе происходит в процессе учебного содержательного модуля, где студенты овладевают умениями и практическими подходами к сбору и анализу информации о структуре и специфике организации, управлениюв высшей школе; в процессе прохождения научнометодического содержательного модуля студенты приобретают конкретные методические умения для проведения учебных занятий в системе профессионального образования подготовки специалиста; организационновоспитательный содержательный модуль обеспечивает формирование умений по управлению и исследованию социальнопсихологических особенностей студенческого коллектива, организации общеуниверситетских и факультетских мероприятий.Теоретической основой для проведения ассистентской практики являютсятакие дисциплины,как «Психология и педагогика высшей школы», «Высшее образование Украины и Болонский процесс», «Теория и практика научнопедагогических исследований», «Научные основы теории и методики обучения технологий», «Методика преподавания общетехнических дисциплин», «Современные педагогические и информационнокоммуникационные технологии обучения» и др.Ассистентская практика магистров проводится с отрывом от процесса обучения (продолжительность практик по 4 недели во 2ми 3мсеместрах).Таким образом, задача ассистентской практики предусматривает две составляющие, которые дополняют друг друга: пассивную и активную (аудиторную) практику.Пассивная практика, как правило, предшествует активной. Она заключается в участии в учебнометодической работе кафедры, факультета, посещении студентоммагистрантом лекций, лабораторнопрактических и семинарских занятий, консультаций,которые проводят преподаватели кафедры; посещениизанятий, которые проводят другие студентыпрактиканты,с последующим участием в обсуждении результатов и подготовке анализа посещаемого занятия.Активная (аудиторная) практика –основапроцесса ассистентской практики, в процессе которой проявляются и закрепляются учебнометодические, педагогические и научноисследовательские способности студентовмагистрантов. Активная практика включает в себя: самостоятельное проведение лекций и лабораторнопрактических занятий; проведение воспитательных мероприятий на факультете со студенческимколлективом; участие в методической работе кафедры и тому подобное.В течение ассистентской практики осуществляется три вида контроля:текущий, модульный, итоговый.Текущий контроль осуществляется во время прохождения практики и фиксируется в журнале студентамагистранта за каждый отдельный вид работы. Текущему контролю подлежит как пассивная, так и активная (аудиторная) практика.Модульный контроль–контроль выполненной работы в пределах одного содержательного модуля ассистентской практики, который подается на проверку преподавателюметодисту в виде отчетной документации.Итоговый контроль ассистентской практики магистрантов –защита практики на итоговой конференции в присутствии руководителя практики, членов комиссии и студентовколлег.Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15328. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15328.htm.–ISSN 2304120X. 5

Во время защиты педагогической практики магистранты сообщают о выполненных задачах по каждому содержательному модулю, представляют пакет отчетной документации, проверенной методистом, отвечают на вопросы членов комиссии и тому подобное.Уровень ее прохождения определяется: отношением студентовмагистрантов к прохождению ассистентской практики; качеством выполнения задач всех содержательных модулей; содержаниеми качествомоформления отчетной документации; выступлением на отчетной конференции и др.Таким образом, ассистентская практика по подготовке будущих преподавателей общетехнических дисциплин и методике обучения технологий предусматривает: закрепление и углубление теоретических знаний по будущей специальности, приобретение навыков самостоятельной практической деятельности, выработку творческого и научноисследовательского подхода к профессиональной деятельности,закрепление теоретических знаний в сфере научнопедагогической деятельности,приобретение практических навыков инновационной научноисследовательской работы. Она является важным средством личностного роста будущего преподавателя. Магистрант начинает самоутверждаться в новой статусноролевой позиции преподавателя, активизируется самопознание–поиск ответов на вопросы: «Могу ли я назвать себя преподавателем?», «Хочу ли я им быть?», «Достаточно ли у меня для этого способностей и знаний?» В процессе ассистентской практики интенсивно осуществляется процесс утверждения и развития профессионального «Я» будущего преподавателя. Формируются качества, необходимые современному преподавателю: направленность на новое знание, свобода мышления и определенная критичность взглядов, настойчивость, творческая активность, креативность, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность, вежливость и тактичность, самостоятельность в решении задач, а также интерес к развитию потенциальных возможностей студентов и потребность в педагогическом взаимодействии с ними, научнопедагогическое творчество, педагогическая техника, научный поиск и другие качества. Ассистентская практика обеспечивает фундамент для основных педагогических умений и навыков будущих преподавателей, формирования профессиональных качеств, шире раскрывает особенности выбранной профессии. По мнению К.Д. Ушинского, «метод преподавания можно изучить по книгам или со слов преподавателя, но приобрести умение пользоваться этим методом можно только благодаря длительной практике» [6]. Именно на практике магистрант может определить, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотношения личностных качеств с требуемыми профессией преподавателя.

Ссылки на источники1.Гончаренко С.Український педагогічний словник.–К.: Либідь, 1997.–376 с.2.Філософський словник: [ред.упоряд. В. І. Шинкарук].–2ге вид., оновл.–К.: Голов. ред. УРЕ, 1986.–800 с.3.Гончаренко С. Указ. соч.4.Абдулина А.О.Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: [пособ. для студ. пед. спец. высш. учеб. завед.].–М.: Просвещение, 1990.–141 с.5.Берека В.Є.Педагогічна практика –невід’ємна складова підготовки майбутнього керівника освітнього закладу // Оновлення змісту, форм та методів навчання і виховання в закладах освіти. Наукові записки Рівненського держ. гуманітарного унту / [зб. наук. праць / ред. кол.: Хом’якІ.М. (гол. ред.) та ін.].–Рівне: РДГУ, 2006.–Вип. 35.–С. 7–15.6.Ушинський К.Д. Людина як предмет виховання. Спроба педагогічної антропології // Вибр. тв.: в2т.–К.: Рад. пік., 1983. –Т.І.–С. 192–472.Ящук С. М. Практическая подготовка магистров технологического образования в высших педагогических учебных заведениях Украины // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15328. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15328.htm.–ISSN 2304120X. 6

Sergey Yashchuk,Candidate ofPedagogic Sciences, DoctorateStudent, Аssistant Professor at the chair of Technical and Technological Disciplines, Labor Protection and Safety,Pavlo Tychyna Uman StatePedagogical university , Uman, UkrainePractical training of Mastersintechnological education athigher educational institutions of UkraineAbstract.Practical training of future Masters intechnology education in the process of their professional training in higher educational institutions has been revealed in the paper. Thepaper describes the peculiarities of high school teachers’ practical training; aim, tasks and structure of assistant practice as a form of educational process of are described. Key words:assistant practice, Master, professional training, educational process.References1.Goncharenko,S. (1997) Ukraїns'kij pedagogіchnij slovnik, Libіd', Kiev, 376 p.(in Ukrainian).2.(1986) Fіlosofs'kij slovnik: [red.uporjad. V. І. Shinkaruk], 2ge vid., onovl, Golov. red. URE, Kiev, 800 p.(in Ukrainian).3.Goncharenko,S. (1997) Op. cit.4.Abdulina,A. O. (1990) Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija:[posob. dlja stud. ped. spec. vyssh. ucheb. zaved.], Prosveshhenie, Moscow, 141 p.(inRussian).5.Bereka,V.Є. (2006) “Pedagogіchna praktika –nevіd’єmna skladova pіdgotovki majbutn'ogo kerіvnika osvіtn'ogo zakladu”, Onovlennja zmіstu, form ta metodіv navchannja і vihovannja v zakladah osvіti. Naukovі zapiski Rіvnens'kogo derzh. gumanіtarnogo untu/ [zb. nauk. prac' / red. kol.: Hom’jak І. M. (gol. red.) ta іn.],RDGU, Rіvne,vip. 35,pp. 7–15(inUkrainian).6.Ushins'kij,K. D. (1983) “Ljudina jak predmet vihovannja. Sproba pedagogіchnoїantropologії”, Vibr. tv.: v 2 t.,Rad. pіk., Kiev,t. І, pp. 192–472(in Ukrainian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived18.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review21.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication21.09.15ОпубликованаPublished29.09.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ящук С. М., 2015

www.ekoncept.ru