Конкуренция в мировой элите страховых компаний
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смарагдов
И.
А.,
Сидорейко
В.
Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 10 (октябрь). – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15338.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты количественной оценки уровней конкуренции внутри системы топ-106 страховых компаний в сегментах капитала, активов, объемов продаж и доходов на основе материалов рейтинга Forbes топ-2000 крупнейших компаний мира.
Похожие статьи
- Индексы рыночной концентрации: неоднозначная информативность
- Изменение конкуренции на рынках банкострахования и оценки
- Конкурентные структуры крупнейших субъектов рынка аудиторско-консалтинговых услуг
- Анализ конкурентоспособности России в сфере гостеприимства
- Российский рынок лизинга: снижение конкуренции
Текст статьи
Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15338УДК 339.13:368Смарагдов Игорь Андреевич,
доктор технических наук, профессор кафедры экономики и финансов Тульского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Тула smaragdovIA@gmail.ru
Сидорейко Вера Николаевна,студентка Тульского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Тулаsidoreikovera@mail.ru
Конкуренция в мировой элите страховых компаний
Аннотация. В статье представлены результаты количественной оценки уровней конкуренции внутри системы топ106 страховых компаний в сегментах капитала, активов, объемов продаж и доходов на основе материалов рейтинга Forbesтоп2000 крупнейших компаний мира. Ключевые слова: анализ, конкуренция, критерий, индекс.Раздел:(04) экономика.
Основу анализа составили материалы рейтинга Forbesтоп2000 крупнейших компаний мира, в состав которых включены 106 страховых компаний из 25 стран: США 30; Канада и Швейцария по 7; Южная Корея 6; Бермудские острова, Великобритания, Китай и Японияпо 5; Германия, Италия и Франция по 4; Австралия и Нидерланды по S; Австрия, Гонконг, Норвегия, Нормандские острова, Тайвань и ЮАР по 2; Бельгия, Бразилия, Ирландия, Испания, Польша и Финляндия по однойкомпании. Основные финансовые показатели крупнейших публичных страховщиков мира по версии Forbes[1], приведенные в табл.1, стали базой для аналитического отбора членов главных рыночных ядер в конкурентных сегментах капиталов, активов, объема продаж и доходов и расчета индексов совершенства рыночной конкуренции в каждом из них. Таблица 1Основные финансовые показатели (млрддолл.) топ106страховых компаний, входящих в топ2000 FORBESкрупнейшихсубъектов мировой экономики [1]
Место в топ2000Компания/странаОбъем продажДоходАктивыКапитал25Allianz/ Германия140,36,8915,866,439AXA Group/Франция147,55,31005,445,360ING Group/Нидерланды130,05,11533,731,962AIG/США65,7 3,4 548,6 57,5 65Prudential/Великобритания90,2 3,6 489,4 44,7 75Zurich Insurance Group/ Швейцария70,4 3,9 409,3 41,881Munich Re/ Германия88,04,2 340,6 34,9 83Ping An Insurance Group/ Китай51,1 3,2 456,2 57,0 106China Life Insurance / Китай63,2 1,8 304,6 79,9 122MetLife /США68,2 1,3 836,8 44,0127SwissRe/Швейцария33,6 4,3 215,8 30,8 150AIA Group/Гонконг20,4 3,0 134,4 53,5 Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 2
Место в топ2000Компания/странаОбъем продажДоходАктивыКапитал156Manulife Financial/Канада37,3 1,6 488,2 27,8 174Travelers Cos/США25,7 2,5 104,9 31,1 183Allstate/США33,3 2,3 126,9 22,9 186Aflac/США25,4 2,9 131,1 23,9 207Aegon/Нидерланды55,2 2,0483,2 12,7 208Legal & General Group/Франция56,9 1,3 562,9 15,5 213ACE/Швейцария17,9 2,7 92,5 29,9 226People's Insurance Company/Китай41,3 1,1 110,5 24,4 269Prudential Financial/США84,8 0,5 709,3 28,1 277Sun Life Financial/Канада17,61,6 226,8 16,9 278China Pacific Insurance/ Китай27,30,8109,328,6287Standard Life / Великобритания31,2 1,1 283,0 13,5 294CNP Assurances/ Франция53,2 1,2 466,1 9,9
299Power Corp of Canada / Канада34,2 1,1 272,8 12,4330Samsung Life Insurance / ЮжнаяКорея19,1 0,8 142,2 17,7
340Chubb/ США13,6 1,5 52,2 22,3393Suncorp Group / Австралия15,6 0,7 98,3 15,9 399Mapfre/ Испания27,1 0,9 69,2 10,7 411QBE Insurance Group/ Австралия17,00,8 50,8 17,0 413Talanx/ Германия34,9 0,8 171,7 7,9 424Ageas/ Бельгия20,6 1,0 128,08,5 430Sampo/ Финляндия8,4 1,9 41,4 22,2 436Generali Group/ Италия116,7 0,1 582,4 26,0 441Lincoln National/ США11,5 1,3 218,9 9,1 442Loews/ США14,6 0,6 80,0 17,5 499Progressive/ США17,1 0,9 22,7 15,2 503Tokio Marine Holdings/ Япония39,4 0,1 196,4 23,5 508New China Life Insurance / Китай18,0 0,5 79,2 11,8 520Aviva/ Великобритания69,0 5,1 512,7 14,5 528Principal Financial Group/ США9,2 0,8 161,9 10,0 534Daiichi Life Insurance / Япония56,5 0,2 403,2 13,4 574Sanlam / ЮАР10,8 0,7 52,3 10,7 575MS&AD Insurance / Япония42,2 2,0173,4 14,1 601Unum Group / США10,5 0,9 62,2 7,5 610Cathay Financial / Тайвань9,2 0,4 165,3 14,3 612Samsung Fire & Marine / ЮжнаяКорея14,7 0,7 34,5 8,2 619T&D Holdings / Япония24,5 0,3 155,1 8,1 622Hartford Financial Services / США26,4 0,0298,5 11,5 682NKSJ Holdings / Япония30,9 1,1 105,2 9,4 709XL Group / Ирландия7,2 0,7 45,4 9,0 723Vienna Insurance Group / Австрия12,4 0,5 50,06,6 731RSA Insurance Group / Великобритания14,4 0,6 33,4 6,3 742SCOR / Франция13,4 0,6 43,0 5,8 766Grupa PZU / Польша6,3 1,0 18,1 11,3 775Fairfax Financial/ Канада8,00,5 36,9 8,2 826Unipol Gruppo / Италия17,8 0,3 109,7 1,8 828Hanwha Life Insurance / ЮжнаяКорея9,4 0,5 61,0 5,3 835Resolution / Нормандские острова176 0,1 207,5 5,7 836Baloise Group / Швейцария10,3 0,5 80,3 4,5 856Swiss Life Holding / Швейцария20,4 0,1 178,7 5,1 861Reinsurance Group of America / США9,8 0,6 40,4 4,5 865Intact Financial / Канада7,2 0,6 19,9 8,4 889Genworth Financial / США10,0
0,3 113,3 5,2 Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 3
Место в топ2000Компания/странаОбъем продажДоходАктивыКапитал944PartnerRe / Бермудские острова5,6 1,1 23,0 5,4 948Everest Re Group / Бермудскиеострова4,9 0,8 19,8 7,8 952Insurance Australia Group / Австралия9,2 0,2 25,4 12,4 1021Delta Lloyd/ Нидерланды14,6 2,0 105,5 3,3 1025Alleghany / США4,8 0,7 22,8 6,4 1042Assurant/ США8,5 0,5 28,9 3,5 1048Helvetia Holding / Швейцария8,7 0,4 46,4 3,6 1059Gjensidige Forsikring / Норвегия4,1 0,8 16,8 8,4 1085Mediolanum / Италия15,0
0,1 43,7 4,5 1088Phoenix Group Holdings / Нормандские острова1,9 0,6 139,8 2,2 1095WR Berkley / США5,8 0,5 20,2 5,9 1135Industrial Alliance Insurance / Канада7,5 0,3 42,0 3,51170American Financial Group / США5,1 0,539,2 4,2 1175Storebrand / Норвегия9,0 0,2 75,6 2,0 1176Shin Kong Financial / Тайвань9,2 0,2 70,0 2,7 1200Arch Capital Group /Бермудскиеострова3,5 0,6 17,8 6,9 1213MBIA/ США2,4 1,2 21,7 2,3 1238Fidelity National Financial / США7,2 0,6 9,9 5,5 1273Cincinnati Financial / США4,1 0,4 16,5 7,7 1332Torchmark/ США3,6 0,5 18,8 5,6 1354Hyundai Marine & Fire / Южная Корея8,1 0,4 16,0 2,3 1356MMI Holdings / ЮАР6,2 0,336,8 4,0 1365Axis Capital Holdings / Бермудскиеострова3,9 0,5 18,9 5,0 1372Uniqa / Австрия7,6 0,3 37 ,03,0 1374Dongbu Insurance / Южная Корея8,2 0,3 15,6 2,5 1387China Taiping Insurance / Гонконг8,1 0,1 31,3 3,1 1451Direct Line Insurance / Великобритания6,1 0,3 18,8 4,7 1484Protective Life / США3,6 0,3 57,4 2,7 1616EL Financial / Канада3,0 0,5 16,7 2,1 1725LIG Insurance / Южная Корея8,0 0,2 13,9 1,1 1738Nurnberger / Германия4,7 0,1 28,9 0,9 1740CNO Financial / Group США4,3 0,2 34,1 2,6 1743Cattolica Assicurazioni / Италия5,2 0,1 23,2 1,0 1780Allied World Assurance / Швейцария2,2 0,5 12,0 3,1 1823American Equity Investment / США1,6 0,135,1 0,9 1908Porto Seguro / Бразилия6,1 0,3 8,8 4,4 1911Symetra Financial / США2,1 0,2 29,5 1,7 1947Catlin Group / Бермудские острова3,8 0,3 14,0 2,8 1957Ambac Financial Group / США0,7 0,3 27,0 0,0 1962Erie Indemnity / США5,4 0,2 15,4 4,0 1999Old Republic International / США5,0 0,1 16,2 3,3 Отбор членов главных рыночных ядер (по сегментам) осуществлялся по апробированной методике с помощью трех критериев отбора [2,3].1.Критерий отбора членов большого ядра рынкаВ состав большого ядра включаются субъекты рынка, удовлетворяющие следующему (самому «мягкому») критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка nй субъект включается в большое ядро, если увеличение (за счет компетенции) осредненнойпоnчленам ядра их кумулятивной компетенции после его включения в состав ядра [(SnSn1) / n] равно или превышает уменьшение (за счет роста числа членов ядра) средней компетенции, приходящейся наодного члена ядра, после включения в состав ядра nго субъекта [Sn1/ (n1) Sn/ n], т.е.критерий имеет вид:Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 4
SnnSn−1n−1−Sn−1+Snn=Sn−Sn−1nSn−1n−1−Snn≥1.(1)Иными словами,очередной субъект рынка включается в большое ядро, если его компетенция удовлетворяет неравенству: Sn≥Sn−1[12(n−1)],где Sn1кумулятивная компетенция n1 субъектов членов ядра, компетенция каждого из которых не уступает его компетенции Sn.2.Критерий отбора членов среднего ядра рынкаВключение в состав среднего ядра очередного субъекта требует не только выполнения неравенства (1), но и удовлетворения более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка nй субъект включается в среднее ядро, если отношение прироста (за счет компетенции) осредненной по nчленам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(SnSn1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа nго субъекта [Sn1/ (n1)Sn/ n)]равно или превышает отношение кумулятивных компетенций членов этого ядра после(Sn) и до (Sn1) его включения, т.е.критерийимеет вид:SnnSn−1n−1−Sn−1+Snn=Sn−Sn−1nSn−1n−1−Snn≥SnSn−1=Sn−1+snSn−1=1+SnSn−1(2)Из (2) следует, что nй субъект рынка входит в состав среднего ядра, если его компетенция удовлетворяет неравенству:Sn>Sn−1[12(n−1)+[1+14(n−1)2]0,5−1]
3.Критерий отбора членов малого ядра рынкаВключение в состав малого ядра очередного nго участника требует соответствия еще более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка nй субъект включается в малое ядро, если отношение прироста (за счет его компетенций) осредненной по nчленам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(SnSn1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа nго субъекта [Sn1/ (n1)Sn/ n)]равно или превышает отношение кумулятивной компетенции ядра после включения в его состав nго субъекта (Sn)к компетенции этого субъекта (sn), т.е.этот критерий отбора имеет вид:SnnSn−1n−1−Sn−1+Snn=Sn−Sn−1nSn−1n−1−Snn≥SnSn=Sn−1+snSn=1+Sn−1Sn.(3)Критерий (S) подразумевает, что очередной субъект включается в состав малого ядра, если его компетенция Snудовлетворяет неравенству:Sn>Sn−1[[(n−2)216(n−1)2+12(n−1)]0,5−n−24(n−1)]
Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 5
Отметим, что индекс совершенства рыночной конкуренции (PerfectionofMarketCompetitionIndex, которой в случае идеальной совершенной конкуренции равняется единице) PMCI= (100/N) / (S/n) , где Nобщее число субъектов системы, nчисло субъектов, входящих в главное рыночное ядро, Sкумулятивная компетенция этого ядра.Результаты анализа по четырем сегментам конкуренции приведены в табл. 24. Таблица 2Состав и структура главного рыночного ядра системы топ106 крупнейших страховых компаний мира по капиталу (млрддолл.)
Место по капиталуМесто в топ2000Компания/странаКапиталТип ядра1106China Life Insurance / Китай79,9Малое225Allianz /Германия66,4Малое362AIG /США57,5Малое483Ping An Insurance Group / Китай57,0Малое………...……...………………………………………..…………………….………………..5150AIA Group /Гонконг53,5Среднее639AXA Group/Франция45,3Среднее765Prudential/Великобритания44,7Среднее8122MetLife/США44,0Среднее975Zurich Insurance Group/Швейцария41,8Среднее1081Munich Re/Германия34,9Среднее1160ING Group /Нидерланды31,9Среднее12174Travelers Cos/ США31,1Среднее13127Swiss Re/Швейцария30,8Среднее14213ACE/Швейцария29,9Среднее15278China Pacific Insurance/Китай28,6Среднее16269Prudential Financial/США28,1Среднее17156Manulife Financial/Канада27,8Среднее18436Generali Gruop/Италия26,0Среднее19226People's Insurance Company/Китай24,4Среднее20186Aflac/США23,9Среднее21503Tokio Marine Holdings/Япония23,5Среднее22183Allstate/США22,9Среднее23340Chubb/США22,3Среднее24430Sampo/Финляндия22,2Среднее
Таким образом, в составе главного рыночного ядра системы топ106 крупнейших страховых компаний мира поактивам входят 17 компаний (16%),кумулятивная рыночная компетенция которых составляет 60,8%.Индекс совершенства рыночной конкуренции для этой системы по активам равен 0,264.Таблица 3Состав и структура главного рыночного ядра системы топ106крупнейших страховых компаний мира по объёмам продаж (млрддолл.)
Место по объемам продажМесто в топ2000Компания /странаОбъем продажТип ядра139AXA Group / Франция147,5Малое225Allianz /Германия140,3Малое360ING Group /Нидерланды130,0Малое4436Generali Gruop /Италия116,7Малое……………...……………………………………………..………………………………………565Prudential /Великобритания90,2СреднееСмарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 6
Место по объемам продажМесто в топ2000Компания /странаОбъем продажТип ядра681Munich Re /Германия88,0Среднее7269Prudential Financial/США84,8Среднее875Zurich Insurance Group/Швейцария70,4Среднее9520Aviva /Великобритания69,0Среднее10122MetLife / США68,2Среднее1162AIG / CША65,7Среднее12106China Life Insurance /Китай63,2Среднее13208Legal & General Group /Франция56,9Среднее14534Daiichi Life Insurance / Япония56,5Среднее15207Aegon /Нидерланды55,2Среднее16294CNP Assurances /Франция53,2Среднее1783Ping An Insurance Group / Китай51,1Среднее18575MS&AD Insurance /Япония42,2Среднее19226People's Insurance Company /Китай41,3Среднее……………...……………………………………………..………………………………………20503Tokio Marine Holdings /Япония39,4Большое
Таким образом, в состав главного рыночного ядра системы топ106 крупнейших страховых компаний мира по объемам продаж входят 20 компаний (18,9%), кумулятивная рыночная компетенция которых составляет 56,4%. Индекс совершенства рыночной конкуренции для этой системы по объемам продаж равен 0,SS4. Таблица 4Состав и структура главного рыночного ядра системы топ106крупнейших страховых компаний мира по доходам (млрддолл.)
Место по доходамМесто в топ2000Компания /странаДоходТип ядра125Allianz /Германия6,8Малое239AXA Group / Франция5,3Малое360ING Group /Нидерланды5,1Малое……………...……………………………………………..………………………………………4127Swiss Re/Швейцария4,3Среднее581Munich Re /Германия4,2Среднее675Zurich Insurance Group/Швейцария3,9Среднее765Prudential /Великобритания3,6Среднее862AIG /США3,4Среднее983Ping An Insurance Group / Китай3,2Среднее10150AIA Group /Гонконг3,0Среднее11186Aflac/США2,9Среднее12213ACE/Швейцария2,7Среднее13174Travelers Cos/ США2,5Среднее14183Allstate/США2,3Среднее15207Aegon /Нидерланды2,0Среднее16430Sampo /Финляндия1,9Среднее……………...……………………………………………..………………………………………17106China Life Insurance /Китай1,8Большое
Таким образом, в состав главного рыночного ядра системы топ106 крупнейших страховых компаний мира по доходам входят 17 компаний (16%), кумулятивная рыночная компетенция которых составляет 55,4%. Индекс совершенства рыночной конкуренции для этой системы по доходам равен 0,290.Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 7
В мировой элите страховых компаний конкуренция ярче выражена в сегментах капиталов (0,S75) и объемов продаж (0,SS4), относительно меньше в сегментах активов (0,264) и доходов (0,290). Заметим, что такие уровни рыночной конкуренции являются очень высокими: достаточно сказать, что для мировой, европейской и российской банковских систем по сегментам капиталов и активов они составляют 0,209; 0,044 и 0,005 соответственно [46], а для российского страхового рынка 0,99 [7].
Ссылки на источники1.foringsurer.com/news/13/04/29252.2.Смарагдов И.А. Оценка рыночной конкуренции. Тула: Издво «Шар», 2012.3.Калинин Н.В., Мотохин А.М., Смарагдов И.А. Рыночные концентрации и конкуренции /ТФ РЭУ им. Г.В. Плеханова. Тула: Издво «Шар», 2014.4.Мотохин А.М., Родионова З.И., Смарагдов И.А. Оценка рыночной конкуренции // Банковское дело. 2011. №8. 5.Мотохин А.М., Смарагдов И.А. Современная структура международного банковского рынка// Банковское дело.2013. №10. 6.Мотохин А.М., Смарагдов И.А. Анализ структуры европейского банковского рынка // Вестник финансового университета. 2014. № 3(81).7.Смарагдов И. А., Нестерова Е. И. Структура российского страхового рынка и конкуренция на нем // Концепт. 2015. № 04 (апрель). ART 15126.URL: http://ekoncept.ru/2015/15126.htm.
Igor Smaragdov,Doctor of EngineeringSciences, professor at the chair of Economy and Finance,the Tula branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, TulasmaragdovIA@gmail.ru
Vera Sidoreyko,Student,the Tula branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tula
sidoreikovera@mail.ru
Competition in the world elite of insurance companiesAbstract. The paperpresents the results of the quantitative assessment of competition levels inside the TOP106 insurance companies in the segments of capital, assets, sales and revenues on the basisof materials of the Forbes TOP2000largest companies in the world.Key words:analysis, competition, criterion, index.References1.foringsurer.com/news/13/04/29252(in Russian).2.Smaragdov,I. A. (2012) Ocenka rynochnoj konkurencii,Izdvo “Shar”,Tula(in Russian).3.Kalinin,N. V., Motohin, A. M. &Smaragdov,I. A. (2014) Rynochnye koncentracii i konkurencii/ TF RJeU im. G. V. Plehanova,Izdvo “Shar”,Tula (in Russian).4.Motohin,A. M., Rodionova, Z. I. &Smaragdov,I. A. (2011) “Ocenka rynochnoj konkurencii”,Bankovskoe delo,№ 8(in Russian). 5.Motohin, A. M. &Smaragdov,I. A. (2013) “Sovremennaja struktura mezhdunarodnogo bankovskogo rynka”,Bankovskoe delo,№ 10(in Russian). 6.Motohin, A. M. &Smaragdov,I. A. (2014) “Analiz struktury evropejskogo bankovskogo rynka”,Vestnik finansovogo universiteta,№ S(81)(in Russian).7.Smaragdov, I. A. &Nesterova,E. I. (2015) “Struktura rossijskogo strahovogo rynka i konkurencija na nem”,Koncept, № 04 (aprel'), ART 15126.Available at: http://ekoncept.ru/2015/15126.htm (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук,членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived08.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.07.15ОпубликованаPublished24.10.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н., 2015
www.ekoncept.ru
ART15338УДК 339.13:368Смарагдов Игорь Андреевич,
доктор технических наук, профессор кафедры экономики и финансов Тульского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Тула smaragdovIA@gmail.ru
Сидорейко Вера Николаевна,студентка Тульского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Тулаsidoreikovera@mail.ru
Конкуренция в мировой элите страховых компаний
Аннотация. В статье представлены результаты количественной оценки уровней конкуренции внутри системы топ106 страховых компаний в сегментах капитала, активов, объемов продаж и доходов на основе материалов рейтинга Forbesтоп2000 крупнейших компаний мира. Ключевые слова: анализ, конкуренция, критерий, индекс.Раздел:(04) экономика.
Основу анализа составили материалы рейтинга Forbesтоп2000 крупнейших компаний мира, в состав которых включены 106 страховых компаний из 25 стран: США 30; Канада и Швейцария по 7; Южная Корея 6; Бермудские острова, Великобритания, Китай и Японияпо 5; Германия, Италия и Франция по 4; Австралия и Нидерланды по S; Австрия, Гонконг, Норвегия, Нормандские острова, Тайвань и ЮАР по 2; Бельгия, Бразилия, Ирландия, Испания, Польша и Финляндия по однойкомпании. Основные финансовые показатели крупнейших публичных страховщиков мира по версии Forbes[1], приведенные в табл.1, стали базой для аналитического отбора членов главных рыночных ядер в конкурентных сегментах капиталов, активов, объема продаж и доходов и расчета индексов совершенства рыночной конкуренции в каждом из них. Таблица 1Основные финансовые показатели (млрддолл.) топ106страховых компаний, входящих в топ2000 FORBESкрупнейшихсубъектов мировой экономики [1]
Место в топ2000Компания/странаОбъем продажДоходАктивыКапитал25Allianz/ Германия140,36,8915,866,439AXA Group/Франция147,55,31005,445,360ING Group/Нидерланды130,05,11533,731,962AIG/США65,7 3,4 548,6 57,5 65Prudential/Великобритания90,2 3,6 489,4 44,7 75Zurich Insurance Group/ Швейцария70,4 3,9 409,3 41,881Munich Re/ Германия88,04,2 340,6 34,9 83Ping An Insurance Group/ Китай51,1 3,2 456,2 57,0 106China Life Insurance / Китай63,2 1,8 304,6 79,9 122MetLife /США68,2 1,3 836,8 44,0127SwissRe/Швейцария33,6 4,3 215,8 30,8 150AIA Group/Гонконг20,4 3,0 134,4 53,5 Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 2
Место в топ2000Компания/странаОбъем продажДоходАктивыКапитал156Manulife Financial/Канада37,3 1,6 488,2 27,8 174Travelers Cos/США25,7 2,5 104,9 31,1 183Allstate/США33,3 2,3 126,9 22,9 186Aflac/США25,4 2,9 131,1 23,9 207Aegon/Нидерланды55,2 2,0483,2 12,7 208Legal & General Group/Франция56,9 1,3 562,9 15,5 213ACE/Швейцария17,9 2,7 92,5 29,9 226People's Insurance Company/Китай41,3 1,1 110,5 24,4 269Prudential Financial/США84,8 0,5 709,3 28,1 277Sun Life Financial/Канада17,61,6 226,8 16,9 278China Pacific Insurance/ Китай27,30,8109,328,6287Standard Life / Великобритания31,2 1,1 283,0 13,5 294CNP Assurances/ Франция53,2 1,2 466,1 9,9
299Power Corp of Canada / Канада34,2 1,1 272,8 12,4330Samsung Life Insurance / ЮжнаяКорея19,1 0,8 142,2 17,7
340Chubb/ США13,6 1,5 52,2 22,3393Suncorp Group / Австралия15,6 0,7 98,3 15,9 399Mapfre/ Испания27,1 0,9 69,2 10,7 411QBE Insurance Group/ Австралия17,00,8 50,8 17,0 413Talanx/ Германия34,9 0,8 171,7 7,9 424Ageas/ Бельгия20,6 1,0 128,08,5 430Sampo/ Финляндия8,4 1,9 41,4 22,2 436Generali Group/ Италия116,7 0,1 582,4 26,0 441Lincoln National/ США11,5 1,3 218,9 9,1 442Loews/ США14,6 0,6 80,0 17,5 499Progressive/ США17,1 0,9 22,7 15,2 503Tokio Marine Holdings/ Япония39,4 0,1 196,4 23,5 508New China Life Insurance / Китай18,0 0,5 79,2 11,8 520Aviva/ Великобритания69,0 5,1 512,7 14,5 528Principal Financial Group/ США9,2 0,8 161,9 10,0 534Daiichi Life Insurance / Япония56,5 0,2 403,2 13,4 574Sanlam / ЮАР10,8 0,7 52,3 10,7 575MS&AD Insurance / Япония42,2 2,0173,4 14,1 601Unum Group / США10,5 0,9 62,2 7,5 610Cathay Financial / Тайвань9,2 0,4 165,3 14,3 612Samsung Fire & Marine / ЮжнаяКорея14,7 0,7 34,5 8,2 619T&D Holdings / Япония24,5 0,3 155,1 8,1 622Hartford Financial Services / США26,4 0,0298,5 11,5 682NKSJ Holdings / Япония30,9 1,1 105,2 9,4 709XL Group / Ирландия7,2 0,7 45,4 9,0 723Vienna Insurance Group / Австрия12,4 0,5 50,06,6 731RSA Insurance Group / Великобритания14,4 0,6 33,4 6,3 742SCOR / Франция13,4 0,6 43,0 5,8 766Grupa PZU / Польша6,3 1,0 18,1 11,3 775Fairfax Financial/ Канада8,00,5 36,9 8,2 826Unipol Gruppo / Италия17,8 0,3 109,7 1,8 828Hanwha Life Insurance / ЮжнаяКорея9,4 0,5 61,0 5,3 835Resolution / Нормандские острова176 0,1 207,5 5,7 836Baloise Group / Швейцария10,3 0,5 80,3 4,5 856Swiss Life Holding / Швейцария20,4 0,1 178,7 5,1 861Reinsurance Group of America / США9,8 0,6 40,4 4,5 865Intact Financial / Канада7,2 0,6 19,9 8,4 889Genworth Financial / США10,0
0,3 113,3 5,2 Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 3
Место в топ2000Компания/странаОбъем продажДоходАктивыКапитал944PartnerRe / Бермудские острова5,6 1,1 23,0 5,4 948Everest Re Group / Бермудскиеострова4,9 0,8 19,8 7,8 952Insurance Australia Group / Австралия9,2 0,2 25,4 12,4 1021Delta Lloyd/ Нидерланды14,6 2,0 105,5 3,3 1025Alleghany / США4,8 0,7 22,8 6,4 1042Assurant/ США8,5 0,5 28,9 3,5 1048Helvetia Holding / Швейцария8,7 0,4 46,4 3,6 1059Gjensidige Forsikring / Норвегия4,1 0,8 16,8 8,4 1085Mediolanum / Италия15,0
0,1 43,7 4,5 1088Phoenix Group Holdings / Нормандские острова1,9 0,6 139,8 2,2 1095WR Berkley / США5,8 0,5 20,2 5,9 1135Industrial Alliance Insurance / Канада7,5 0,3 42,0 3,51170American Financial Group / США5,1 0,539,2 4,2 1175Storebrand / Норвегия9,0 0,2 75,6 2,0 1176Shin Kong Financial / Тайвань9,2 0,2 70,0 2,7 1200Arch Capital Group /Бермудскиеострова3,5 0,6 17,8 6,9 1213MBIA/ США2,4 1,2 21,7 2,3 1238Fidelity National Financial / США7,2 0,6 9,9 5,5 1273Cincinnati Financial / США4,1 0,4 16,5 7,7 1332Torchmark/ США3,6 0,5 18,8 5,6 1354Hyundai Marine & Fire / Южная Корея8,1 0,4 16,0 2,3 1356MMI Holdings / ЮАР6,2 0,336,8 4,0 1365Axis Capital Holdings / Бермудскиеострова3,9 0,5 18,9 5,0 1372Uniqa / Австрия7,6 0,3 37 ,03,0 1374Dongbu Insurance / Южная Корея8,2 0,3 15,6 2,5 1387China Taiping Insurance / Гонконг8,1 0,1 31,3 3,1 1451Direct Line Insurance / Великобритания6,1 0,3 18,8 4,7 1484Protective Life / США3,6 0,3 57,4 2,7 1616EL Financial / Канада3,0 0,5 16,7 2,1 1725LIG Insurance / Южная Корея8,0 0,2 13,9 1,1 1738Nurnberger / Германия4,7 0,1 28,9 0,9 1740CNO Financial / Group США4,3 0,2 34,1 2,6 1743Cattolica Assicurazioni / Италия5,2 0,1 23,2 1,0 1780Allied World Assurance / Швейцария2,2 0,5 12,0 3,1 1823American Equity Investment / США1,6 0,135,1 0,9 1908Porto Seguro / Бразилия6,1 0,3 8,8 4,4 1911Symetra Financial / США2,1 0,2 29,5 1,7 1947Catlin Group / Бермудские острова3,8 0,3 14,0 2,8 1957Ambac Financial Group / США0,7 0,3 27,0 0,0 1962Erie Indemnity / США5,4 0,2 15,4 4,0 1999Old Republic International / США5,0 0,1 16,2 3,3 Отбор членов главных рыночных ядер (по сегментам) осуществлялся по апробированной методике с помощью трех критериев отбора [2,3].1.Критерий отбора членов большого ядра рынкаВ состав большого ядра включаются субъекты рынка, удовлетворяющие следующему (самому «мягкому») критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка nй субъект включается в большое ядро, если увеличение (за счет компетенции) осредненнойпоnчленам ядра их кумулятивной компетенции после его включения в состав ядра [(SnSn1) / n] равно или превышает уменьшение (за счет роста числа членов ядра) средней компетенции, приходящейся наодного члена ядра, после включения в состав ядра nго субъекта [Sn1/ (n1) Sn/ n], т.е.критерий имеет вид:Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 4
SnnSn−1n−1−Sn−1+Snn=Sn−Sn−1nSn−1n−1−Snn≥1.(1)Иными словами,очередной субъект рынка включается в большое ядро, если его компетенция удовлетворяет неравенству: Sn≥Sn−1[12(n−1)],где Sn1кумулятивная компетенция n1 субъектов членов ядра, компетенция каждого из которых не уступает его компетенции Sn.2.Критерий отбора членов среднего ядра рынкаВключение в состав среднего ядра очередного субъекта требует не только выполнения неравенства (1), но и удовлетворения более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка nй субъект включается в среднее ядро, если отношение прироста (за счет компетенции) осредненной по nчленам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(SnSn1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа nго субъекта [Sn1/ (n1)Sn/ n)]равно или превышает отношение кумулятивных компетенций членов этого ядра после(Sn) и до (Sn1) его включения, т.е.критерийимеет вид:SnnSn−1n−1−Sn−1+Snn=Sn−Sn−1nSn−1n−1−Snn≥SnSn−1=Sn−1+snSn−1=1+SnSn−1(2)Из (2) следует, что nй субъект рынка входит в состав среднего ядра, если его компетенция удовлетворяет неравенству:Sn>Sn−1[12(n−1)+[1+14(n−1)2]0,5−1]
3.Критерий отбора членов малого ядра рынкаВключение в состав малого ядра очередного nго участника требует соответствия еще более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка nй субъект включается в малое ядро, если отношение прироста (за счет его компетенций) осредненной по nчленам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(SnSn1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа nго субъекта [Sn1/ (n1)Sn/ n)]равно или превышает отношение кумулятивной компетенции ядра после включения в его состав nго субъекта (Sn)к компетенции этого субъекта (sn), т.е.этот критерий отбора имеет вид:SnnSn−1n−1−Sn−1+Snn=Sn−Sn−1nSn−1n−1−Snn≥SnSn=Sn−1+snSn=1+Sn−1Sn.(3)Критерий (S) подразумевает, что очередной субъект включается в состав малого ядра, если его компетенция Snудовлетворяет неравенству:Sn>Sn−1[[(n−2)216(n−1)2+12(n−1)]0,5−n−24(n−1)]
Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 5
Отметим, что индекс совершенства рыночной конкуренции (PerfectionofMarketCompetitionIndex, которой в случае идеальной совершенной конкуренции равняется единице) PMCI= (100/N) / (S/n) , где Nобщее число субъектов системы, nчисло субъектов, входящих в главное рыночное ядро, Sкумулятивная компетенция этого ядра.Результаты анализа по четырем сегментам конкуренции приведены в табл. 24. Таблица 2Состав и структура главного рыночного ядра системы топ106 крупнейших страховых компаний мира по капиталу (млрддолл.)
Место по капиталуМесто в топ2000Компания/странаКапиталТип ядра1106China Life Insurance / Китай79,9Малое225Allianz /Германия66,4Малое362AIG /США57,5Малое483Ping An Insurance Group / Китай57,0Малое………...……...………………………………………..…………………….………………..5150AIA Group /Гонконг53,5Среднее639AXA Group/Франция45,3Среднее765Prudential/Великобритания44,7Среднее8122MetLife/США44,0Среднее975Zurich Insurance Group/Швейцария41,8Среднее1081Munich Re/Германия34,9Среднее1160ING Group /Нидерланды31,9Среднее12174Travelers Cos/ США31,1Среднее13127Swiss Re/Швейцария30,8Среднее14213ACE/Швейцария29,9Среднее15278China Pacific Insurance/Китай28,6Среднее16269Prudential Financial/США28,1Среднее17156Manulife Financial/Канада27,8Среднее18436Generali Gruop/Италия26,0Среднее19226People's Insurance Company/Китай24,4Среднее20186Aflac/США23,9Среднее21503Tokio Marine Holdings/Япония23,5Среднее22183Allstate/США22,9Среднее23340Chubb/США22,3Среднее24430Sampo/Финляндия22,2Среднее
Таким образом, в составе главного рыночного ядра системы топ106 крупнейших страховых компаний мира поактивам входят 17 компаний (16%),кумулятивная рыночная компетенция которых составляет 60,8%.Индекс совершенства рыночной конкуренции для этой системы по активам равен 0,264.Таблица 3Состав и структура главного рыночного ядра системы топ106крупнейших страховых компаний мира по объёмам продаж (млрддолл.)
Место по объемам продажМесто в топ2000Компания /странаОбъем продажТип ядра139AXA Group / Франция147,5Малое225Allianz /Германия140,3Малое360ING Group /Нидерланды130,0Малое4436Generali Gruop /Италия116,7Малое……………...……………………………………………..………………………………………565Prudential /Великобритания90,2СреднееСмарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 6
Место по объемам продажМесто в топ2000Компания /странаОбъем продажТип ядра681Munich Re /Германия88,0Среднее7269Prudential Financial/США84,8Среднее875Zurich Insurance Group/Швейцария70,4Среднее9520Aviva /Великобритания69,0Среднее10122MetLife / США68,2Среднее1162AIG / CША65,7Среднее12106China Life Insurance /Китай63,2Среднее13208Legal & General Group /Франция56,9Среднее14534Daiichi Life Insurance / Япония56,5Среднее15207Aegon /Нидерланды55,2Среднее16294CNP Assurances /Франция53,2Среднее1783Ping An Insurance Group / Китай51,1Среднее18575MS&AD Insurance /Япония42,2Среднее19226People's Insurance Company /Китай41,3Среднее……………...……………………………………………..………………………………………20503Tokio Marine Holdings /Япония39,4Большое
Таким образом, в состав главного рыночного ядра системы топ106 крупнейших страховых компаний мира по объемам продаж входят 20 компаний (18,9%), кумулятивная рыночная компетенция которых составляет 56,4%. Индекс совершенства рыночной конкуренции для этой системы по объемам продаж равен 0,SS4. Таблица 4Состав и структура главного рыночного ядра системы топ106крупнейших страховых компаний мира по доходам (млрддолл.)
Место по доходамМесто в топ2000Компания /странаДоходТип ядра125Allianz /Германия6,8Малое239AXA Group / Франция5,3Малое360ING Group /Нидерланды5,1Малое……………...……………………………………………..………………………………………4127Swiss Re/Швейцария4,3Среднее581Munich Re /Германия4,2Среднее675Zurich Insurance Group/Швейцария3,9Среднее765Prudential /Великобритания3,6Среднее862AIG /США3,4Среднее983Ping An Insurance Group / Китай3,2Среднее10150AIA Group /Гонконг3,0Среднее11186Aflac/США2,9Среднее12213ACE/Швейцария2,7Среднее13174Travelers Cos/ США2,5Среднее14183Allstate/США2,3Среднее15207Aegon /Нидерланды2,0Среднее16430Sampo /Финляндия1,9Среднее……………...……………………………………………..………………………………………17106China Life Insurance /Китай1,8Большое
Таким образом, в состав главного рыночного ядра системы топ106 крупнейших страховых компаний мира по доходам входят 17 компаний (16%), кумулятивная рыночная компетенция которых составляет 55,4%. Индекс совершенства рыночной конкуренции для этой системы по доходам равен 0,290.Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н. Конкуренция в мировой элите страховых компаний // Концепт. 22015. 2№ 10 (октябрь).2ART15338. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15338.htm.2ISSN 2304120X. 7
В мировой элите страховых компаний конкуренция ярче выражена в сегментах капиталов (0,S75) и объемов продаж (0,SS4), относительно меньше в сегментах активов (0,264) и доходов (0,290). Заметим, что такие уровни рыночной конкуренции являются очень высокими: достаточно сказать, что для мировой, европейской и российской банковских систем по сегментам капиталов и активов они составляют 0,209; 0,044 и 0,005 соответственно [46], а для российского страхового рынка 0,99 [7].
Ссылки на источники1.foringsurer.com/news/13/04/29252.2.Смарагдов И.А. Оценка рыночной конкуренции. Тула: Издво «Шар», 2012.3.Калинин Н.В., Мотохин А.М., Смарагдов И.А. Рыночные концентрации и конкуренции /ТФ РЭУ им. Г.В. Плеханова. Тула: Издво «Шар», 2014.4.Мотохин А.М., Родионова З.И., Смарагдов И.А. Оценка рыночной конкуренции // Банковское дело. 2011. №8. 5.Мотохин А.М., Смарагдов И.А. Современная структура международного банковского рынка// Банковское дело.2013. №10. 6.Мотохин А.М., Смарагдов И.А. Анализ структуры европейского банковского рынка // Вестник финансового университета. 2014. № 3(81).7.Смарагдов И. А., Нестерова Е. И. Структура российского страхового рынка и конкуренция на нем // Концепт. 2015. № 04 (апрель). ART 15126.URL: http://ekoncept.ru/2015/15126.htm.
Igor Smaragdov,Doctor of EngineeringSciences, professor at the chair of Economy and Finance,the Tula branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, TulasmaragdovIA@gmail.ru
Vera Sidoreyko,Student,the Tula branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tula
sidoreikovera@mail.ru
Competition in the world elite of insurance companiesAbstract. The paperpresents the results of the quantitative assessment of competition levels inside the TOP106 insurance companies in the segments of capital, assets, sales and revenues on the basisof materials of the Forbes TOP2000largest companies in the world.Key words:analysis, competition, criterion, index.References1.foringsurer.com/news/13/04/29252(in Russian).2.Smaragdov,I. A. (2012) Ocenka rynochnoj konkurencii,Izdvo “Shar”,Tula(in Russian).3.Kalinin,N. V., Motohin, A. M. &Smaragdov,I. A. (2014) Rynochnye koncentracii i konkurencii/ TF RJeU im. G. V. Plehanova,Izdvo “Shar”,Tula (in Russian).4.Motohin,A. M., Rodionova, Z. I. &Smaragdov,I. A. (2011) “Ocenka rynochnoj konkurencii”,Bankovskoe delo,№ 8(in Russian). 5.Motohin, A. M. &Smaragdov,I. A. (2013) “Sovremennaja struktura mezhdunarodnogo bankovskogo rynka”,Bankovskoe delo,№ 10(in Russian). 6.Motohin, A. M. &Smaragdov,I. A. (2014) “Analiz struktury evropejskogo bankovskogo rynka”,Vestnik finansovogo universiteta,№ S(81)(in Russian).7.Smaragdov, I. A. &Nesterova,E. I. (2015) “Struktura rossijskogo strahovogo rynka i konkurencija na nem”,Koncept, № 04 (aprel'), ART 15126.Available at: http://ekoncept.ru/2015/15126.htm (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук,членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived08.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.07.15ОпубликованаPublished24.10.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Смарагдов И. А., Сидорейко В. Н., 2015
www.ekoncept.ru