Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паутова В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15354.htm.
Аннотация. В работе освещены научные исследования в области готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Представлены данные педагогической кинезиологии, которая позволяет существенно повысить уровень готовности к обучению, отражая всю сложность двигательной деятельности, способствующей формированию функциональной асимметрии головного мозга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Паутова В. В.Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15354. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15354.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15354УДК 37.015.31

Паутова Валерия Валерьевна,

старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО ©Алтайский государственный педагогический университетª, г. Барнаулpautova.valeriya@mail.ru

Педагогическая кинезиология в рамках проблемыготовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Аннотация.В работе освещены научные исследования в области готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Представлены данные педагогической кинезиологии, которая позволяет существенно повысить уровень готовности к обучению, отражая всю сложность двигательной деятельности, способствующей формированию функциональной асимметрии головного мозга. Ключевые слова: готовность к школьному обучению, кинезиология, динамика развития корковых полушарий, профилактика школьной дезадаптации, гармонияморфофункционального и личностного развития первоклассника.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

С прагматической позиции основной целью обучения, воспитания и развития ребёнка в период дошкольного детства является формирование готовности его к школе. При выходе из ДОУ все дети подготовительных групп проходят обязательное диагностическое обследованиеготовности к школьному обучению, целью которого является профилактика школьной дезадаптации. Согласно указанному в работе Л. В. Лязиной определению,©готовность к школьному обучению понимается как необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстниковª [1]. В. В. Краевский отмечает, что педагогика делает объектом научного анализа один из видов человеческой деятельности, осуществляемый,как сказано в законе РФ об образовании, в интересах человечества, общества и государства. В исследовании Н. В. Нижегородцевой выделено, что,©несмотря на различия в оценке частных аспектов этого явления, авторы сходятся во мнении о готовности к школе, которая отражает развитие ребенка как целого и является результатом предшествующего периода жизни и прежде всего организации его обучения и воспитанияª [2].

В диссертационном исследовании О. В. Забровской ©Формирование образа “я‬будущий школьник”у детей 5‬7 летª отмечено, что характерные для последних лет перемены в содержании и структуре школьного образования обострили проблему качественной подготовки ребенка к школе. Успешный школьный старт детей в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению, сформированной в период дошкольного детства. Исследования, выполненные в разных странах, говорятотом, что неуспешный школьный старт нарушает гармонию морфофункционального и личностного развития первоклассника, часто переживается им как ©школьный стрессª или ©адаптационная болезньª [3].Раскрывая вопрос готовности ребёнка к школьному обучению, следует обязательно отметить данные,приведённые в исследовании Н. В. Авсеенко,о том, что в сегодняшней ситуации исторически значимых изменений общества четко проявляПаутова В. В.Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15354. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15354.htm.–ISSN 2304120X. 2

ются реальные изменения современногоребенка. В связис этимпроблемаготовностидетей к обучению в школе приобретает особую актуальность. Исследователи отмечают значительное ухудшение состояния здоровья детской популяции, снижениедвигательнойактивности, общей работоспособности [4].Характерные для последних лет перемены в содержании и структуре школьного образования обострилипроблему качественной подготовки ребенка к школе. Успешный школьный старт детей в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению, сформированной в дошкольный период. В диссертационном исследовании Н. В. Борисовой сделан акцент на том,что ©позитивным содержательным изменениям в сфере дошкольного образования способствовало появление новой Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989 г. № 7/1), которая впервые провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, что подчёркнуло исключительную важность названного возрастного периода самого по себе для развития ребёнка, а не только как “этапа подготовки к будущей жизни”‬к школеª [5].По мнениюН.И. Гуткиной, готовность ребёнка к обучению в школе понимается как готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования в форме учебной деятельности, и представляет собой сложное структурносистемное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностномотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки и способности. Это не сумма изолированных качеств и свойств, а их целостное единство [6]. Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович рассматривает два её аспекта: личностную и интеллектуальную готовность, а её основным критерием выступает ©внутренняя позиция школьникаª, представляющая собой новое отношение ребёнка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности в общении со взрослыми на новом уровне [7, 8].Д.Б. Эльконин на первое место ставит сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно потериимпульсивности в социальных отношениях; обобщенияпереживаний, связанных с оценкой; особенностейсамоконтроля.Н.Г. Салмина в качестве основных показателей готовности к школе выделяет:произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;уровень сформированности семиотической функции;личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. [9]В работах Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцовой основной упор делается на роли общения в развитииребёнка. Выделяются три сферы:отношение к взрослому, к сверстникуи к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации [10, 11].Н.Б. Нижегородцева и Н.Д. Шадриков представляют общую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебноважных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебноважные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьПаутова В. В.Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15354. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15354.htm.–ISSN 2304120X. 3

ного обучения. В связи с этим выделяют базовые и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. К базовым и ведущим УВК относятся мотивы учения, образное мышление, предпосылки логического мышления, способность принимать учебную задачу, вводные навыки, графический навык, обучаемость, произвольность регуляции деятельности [12]. В работе Г. Ф. Янгировой отмечено, что в настоящее время часто наблюдается неразвитость учебноважных качеств [13].В диссертационном исследовании С. Н. Волковой ©Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучениюª подробно рассмотрена ©личностная готовность ребёнка к обучению в школе (формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной роли школьника как сложного психологического образования), мотивационная готовность (появление новых мотивов в данный период (познавательных, нравственных, соревновательных ит.д.), эмоциональноволевая готовность (сформированность таких волевых качеств, как самоконтроль, настойчивость, самостоятельность, организованность, самообладание и т.д.), интеллектуальная готовность (запас знаний и представлений ребенка об окружающем и сформированность мыслительных навыков), коммуникативная готовность (общения первоклассника со сверстниками и взрослыми (родители, учитель), находящимися в зоне их актуального развития, в период подготовки ребенка к школьному обучению)ª [14].В работе И. А. Садыковой ©Недоразвитие школьных навыков детей с синдромом “полярного напряжения”ª отмечено, что,©развивая все компоненты готовности к школе, педагог ДОУ на практике сталкивается с различными формами дизонтогенеза (развитие, отклоняющееся от нормы), которые непременно сопровождаются дисфункцией тех или иных параметров, составляющих основное ядро готовности дошкольника к обучению в школеª [15]. И. А. Садыкова делает акцент на том, что развитие мозга строго биологически запрограммировано во времени и происходит в определенной последовательности в различные периоды онтогенеза, при этом функции нервной системы в большей степени зависят от индивидуального опыта.В исследовании Г. В. Буговой приведены данные Института возрастной физиологии РАО о том, что ©в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, так как в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения в период интенсивного формирования организмаª [16]. Г. В. Бугова также отмечает, что состояние здоровья, уровня развития психофизиологических возможностей мозга младших школьников входит в противоречие с возрастающим уровнем требований и объему программ современной школы,в то время как многие дети находятся в состоянии школьной дезадаптации с первых лет обучения и остаются таковыми надолго,и это проявляется в снижении способности к обучению, сниженииучебной мотивации, в эмоциональных и поведенческих девиациях, ухудшении здоровья и др.В связи с этим необходим поиск адекватных средств коррекции, при которых ребёнок не проявлял бы сопротивления кобучению, а сохранял высокий интерес к овладению новыми умениями. Таким средством педагогического воздействия, на наш взгляд, являются кинезиологические упражнения. Именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитиеинтеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку ©мозгаª для детей дошкольного Паутова В. В.Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15354. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15354.htm.–ISSN 2304120X. 4

возраста, а положенная в их основу асимметрия движений способствует ускоренному развитию организма ребёнка.Повышение уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений в первую очередьбазируется на становлении мозговых уровней, которые формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень неизбежно включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития зрелую психику. Очевидно, что коррекционноразвивающие и формирующие процессы должны начинаться с уровня, предшествующего несформированному процессу, причём чем глубже дефицит искомого процесса готовности к обучению, тем более низкий уровень движений следует избирать в качестве коррекционной ©мишениª.Мозговая организация уровней такова, что, воздействуя на каждый из них, мы активизируем не только последующие, но и те психологические и физиологические системы, которые не имеют, казалось бы, прямой связи с корригируемым дефицитом развития.В.А. Сухомлинский утверждал, что ©ум ребёнка находится на кончиках его пальцевª. И.М. Сеченов считал: ©Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рукаª [17]. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии,Н.С. Лейтеса, П.Н.Анохина доказали влияние сформированности движений тела на уровень развития высших психических функций и речи. Следовательно, развивающая и формирующая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.Воздействие на сенсорный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, логично отдать предпочтение в развивающей и формирующей работе именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции. Следовательно, в результате развития и формирования вышеперечисленных функций создаётся базовая предпосылка для их полноценного участияв овладении чтением, письмом, математическими знаниями.Современная кинезиология направлена на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный период для интеллектуального развития ‬это возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Поэтому использование кинезиологических упражнений в период подготовки ребёнка к школе ‬это важный и необходимый процесс. Его нельзя недооценивать, так как кинезиологическая программа, направленная на развитие моторики, создаёт предпосылки для становления основных познавательных процессов [18]. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Поэтому можно сказать, что кинезиологические упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей развития его познавательной сферы. В целом развитие кинезиологического направления опирается на процесс созревания мозга, который идёт путём надстройки новых уровней над старыми. Как отмечал Л.С. Выготский, старый уровень переходит в новый, существует в нём, создавая его базис. По его мнению, развитие ребёнка всегда идёт вслед за его обучением, а не наоборот [19]. Развитие мозга способствует применению всё более сложных процессов научения. Формирующийся мозг дошкольника необыкновенно пластичен. Однако на каждом возрастном этапе развития ребёнок должен решать проблемы в соответствии со своим возрастом.Паутова В. В.Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15354. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15354.htm.–ISSN 2304120X. 5

В период подготовки ребёнка к школе (6‬7 лет) более развитым оказывается правое полушарие, а левое постепенно актуализируется к 9 годам (см. таблицу).

Динамика развития корковых полушарий в постнатальный период жизни (по К. Ханнафорд)[20]

ВозрастРазвитие областей головного мозгаФункции1,5‬4,5Лимбическая системаРазвитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками4,5‬7Правое (образное)

полушариеОбработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления7‬9Левое (логическое) мышлениеДетальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счёта, рисования, танцевальных движений, восприятие музыки, развитие мелкой моторики 8Лобная доляСовершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие координации движений глаз: слежение и фокусирование9‬12Мозолистое тело и миелинизацияКомплексная обработка получаемой информациивсем мозгом12‬16Гормональный всплескФормирование знаний о себе, своёмтеле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов16‬21Целостная система интеллекта и телаПланирование будущего, анализ новых идей и возможностей

В связи с вышеизложеннымсовременный арсенал педагогической кинезиологиипозволяет выразить точными словами всю сложность двигательной деятельности, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания особенностей индивидуального и возрастного развития детейи необходимость правильноорганизованных движений.Внедряя методы педагогической кинезиологии в практику работы с дошкольниками, важно осознавать необходимость создания педагогических условий для их реализации. Следует отметить, что кинезиологические упражнения полезны при усвоении как естественных двигательных действий, так и двигательных действий, которые редко или почти не встречаются в жизни. Именно они, тщательно подобранные и дозированные, могут дать наибольший результат в развитии личности и познавательной сферы детей дошкольного возраста.На сегодняшний день кинезиология является одной из самых экологичных отраслей на стыке медицины, психологии и педагогики, имея такие преимущества, как безопасность, возможность индивидуального и фронтального применения и точного дозирования объёма движений. В связи с этим применениекинезиологического подхода при организации учебнопознавательной деятельности детей в ДОУ позволяет создать условия, при которых усилия обучающихся объединяются с их спонтанной активностью.

Ссылки на источники1.ЛязинаЛ. В. Профилактика школьной дезадаптации посредством развития индивидуальности дошкольников:концепт. Б. Г. Ананьев:дис. … психол. наук:19. 00. 07. ‬Самара, 2003. ‬263 с.2.НижегородцеваН. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе:дис. … драпсихол. наук:19. 00. 07. ‬М., 2001. ‬483 с.3.ЗабровскаяО. В. Формирование образования ‬будущий школьник у детей 5‬7 лет:дис. … канд. пед. наук:13. 00. 01. ‬Волгоград, 2007. ‬227 с.Паутова В. В.Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15354. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15354.htm.–ISSN 2304120X. 6

4.АвсеенкоН. В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста кобучению в школе:дис. … канд. пед. наук:13. 00. 01. ‬Мурманск, 2011. ‬190 с.5.БорисоваН. В.Адресная помощь как условие подготовки детей к школьному обучению:дис. … канд. пед. наук:13. 00. 01. ‬Сургут, 2010. ‬230 с.6.ГуткинаН.И. Психологическая готовность к школе. 3е изд. перераб. и доп.‬М.:Академический Проект, 2000. ‬184 с.7.БожовичЛ.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьников. ‬1951. ‬Вып. 36. ‬С. 52‬55.8.БожовичЛ.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. ‬М.; Воронеж:Инт практической психологии, 1995. ‬212 с.9.СазоноваН.П. Дошкольная педагогика: курс лекций:учеб.пособие для студ.пед.факультетов. ‬Барнаул:БГПУ, 2008. ‬160 с. 10.КравцоваЕ.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. ‬М.:Педагогика, 1991. ‬152 с.11.КравцоваГ.Г.,КравцоваЕ.Е. Шестилетний ребёнок. психологическая готовность к школе. ‬М.:Знание, 1987. ‬94 с.12.НижегородцеваН.В.,ШадриковВ.Д. Психологопедагогическая готовность ребёнка к школе:пособие для практических психологов, педагогов и родителей. ‬М.:ВЛАДОС, 2001. ‬256 с.13.ЯнгироваГ. Ф. Образы массовой культуры в представлениях детей 67 лет о школе:дис. … психол. наук:19. 00. 13. ‬М., 2006. ‬141 с.14.ВолковаС. Н. Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению:дис. … канд. психол. наук:19. 00. 07. ‬Ставрополь, 2004. ‬200с.15.СадыковаИ. А. Недоразвитие школьных навыков у детей с синдромом ©полярного напряженияª:дис. … канд. псих. наук:19. 00. 10. ‬СПб., 2006. ‬180 с.16.БуговаГ. В. Психологопедагогические условия формирования инновационной продуктивности младших школьников:дис. … канд. пед. наук:13. 00.01. ‬Калининград, 2006. ‬218 с.17.СухомлинскийВ.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебновоспитательной работы в сельской средней школе. ‬М.:Просвещение, 1979. ‬390 с.18.Паутова В. В. Роль кинезиологическогоподхода в осуществлении здоровьезбережения детей старшего дошкольного возраста // Ключевые аспекты научной деятельности ‬2014:материалы Xмеждунар.науч.практ.конф. (7‬15 января 2014 г.). ‬Белгород: ООО ©Руснаучкнигаª, 2014. ‬С. 49‬52.19.ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. ‬М.:Педагогика, 1991. ‬480 с. 20.ХаннафордК. Мудрое движение, или мы учимся не только головой / пер.с англ. С.М. Маскутовой. ‬М.:©Восхождениеª, 1999. ‬182 с.

Valeria Pautova,

Senior teacher at the chairof Psychology,Altai State Pedagogical University, Barnaulpautova.valeriya@mail.ruPedagogic kinesiology within theproblem of advanced preschool age children readiness to school training Abstract.The paper deals with thescientific researches in the field of advanced preschool age children readiness to school training.Data of pedagogical kinesiology allow to increase significantly the level of readiness for training, reflecting all complexity of the motive activity promoting formation of functional asymmetry of a brain. Keywords:readiness for school training, kinesiology, dynamics of development of cortical hemispheres, prevention of school disadaptation, harmony of morfofunctional and personal development of the first grader.References1.Ljazina, L. V. (2003) Profilaktika shkol'noj dezadaptacii posredstvom razvitija individual'nosti doshkol'nikov: koncept. B. G. Anan'ev: dis. … psihol. nauk: 19. 00. 07,Samara,263 p.(in Russian).2.Nizhegorodceva, N. V. (2001) Psihologicheskaja gotovnost' detej k obucheniju v shkole: dis. … dra psihol. nauk: 19. 00. 07,Moscow,483 p.(in Russian).3.Zabrovskaja, O. V. (2007) Formirovanie obrazovanija ‬budushhij shkol'nik u detej 5‬7 let: dis. … kand. ped. nauk: 13. 00. 01,Volgograd,227 p.(in Russian).4.Avseenko, N. V. (2011) Pedagogicheskie uslovija formirovanija gotovnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta k obucheniju v shkole: dis. … kand. ped. nauk: 13. 00. 01,Murmansk,190 p.(in Russian).5.Borisova, N. V. (2010) Adresnajapomoshh' kakusloviepodgotovkidetejkshkol'nomuobucheniju: dis.… kand. ped. nauk: 13. 00. 01,Surgut,230 p.(in Russian).Паутова В. В.Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15354. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15354.htm.–ISSN 2304120X. 7

6.Gutkina, N. I. (2000) Psihologicheskaja gotovnost' k shkole,3e izd. pererab. i dop.,Akademicheskij Proekt, Moscow,184 p.(in Russian).7.Bozhovich, L. I. (1951) “Otnoshenie doshkol'nikov k ucheniju kak psihologicheskaja problema”,Voprosy psihologii shkol'nikov,vyp. 36,pp.52‬55(in Russian).8.Bozhovich, L. I. & Fel'dshtejn, D. I. (ed.) (1995) Problemy formirovanija lichnosti: izbrannyepsihologicheskie trudy,Int prakticheskoj psihologii, Voronezh,Moscow, 212 p.(in Russian).9.Sazonova, N. P. (2008) Doshkol'naja pedagogika: kurs lekcij: ucheb. posobie dlja stud. ped. fakul'tetov, BGPU, Barnaul,160 p.(in Russian).

10.Kravcova, E. E. (1991) Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniju v shkole,Pedagogika, Moscow,152 p.(in Russian).11.Kravcova, G. G. &Kravcova,E. E. (1987) Shestiletnij rebjonok. psihologicheskaja gotovnost' k shkole,Znanie, Moscow,94 p.(in Russian).12.Nizhegorodceva, N. V. &Shadrikov,V. D. (2001) Psihologopedagogicheskaja gotovnost' rebjonka k shkole: posobie dlja prakticheskih psihologov, pedagogov i roditelej,VLADOS, Moscow,256 p.(in Russian).13.Jangirova, G. F. (2006) Obrazy massovoj kul'tury v predstavlenijah detej 67 let o shkole: dis. … psihol. nauk: 19. 00. 13,Moscow,141 p.(in Russian).14.Volkova, S. N. (2004) Psihologicheskaja podderzhka razvitija lichnosti pervoklassnika na jetape adaptacii k shkol'nomu obucheniju: dis. … kand. psihol. nauk: 19. 00. 07,Stavropol',200 p.(in Russian)15.Sadykova, I. A. (2006) Nedorazvitie shkol'nyh navykov u detej s sindromom ©poljarnogo naprjazhenijaª: dis. … kand. psih. nauk: 19. 00. 10,St. Petersburg,180 p.(in Russian)16.Bugova, G. V. (2006) Psihologopedagogicheskie uslovija formirovanija innovacionnoj produktivnosti mladshih shkol'nikov: dis. … kand. ped. nauk: 13. 00.01,Kaliningrad,218 p.(in Russian)17.Suhomlinskij, V. A. (1979) Pavlyshskaja srednjaja shkola: obobshhenie opyta uchebnovospitatel'noj raboty v sel'skoj srednej shkole,Prosveshhenie, Moscow,390 p.(inRussian).18.Pautova,V. V. (2014) “Rol' kineziologicheskogo podhoda v osushhestvlenii zdorov'ezberezhenija detej starshego doshkol'nogo vozrasta”,Kljuchevye aspekty nauchnoj dejatel'nosti ‬2014: materialy X mezhdunar. nauch.prakt. konf. (7‬15 janvarja 2014 g.),OOO “Rusnauchkniga”, Belgorod,pp.49‬52.19.Vygotskij, L. S. (1991) Pedagogicheskaja psihologija,Pedagogika, Moscow,480 p.(in Russian).20.Hannaford, K. (1999)Mudroe dvizhenie, ili my uchimsja ne tol'ko golovoj/ per. s angl. S. M. Maskutovoj,“Voshozhdenie”, Moscow,182 p.(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª



Поступила в редакциюReceived22.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review24.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication24.09.15ОпубликованаPublished31.10.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Паутова В. В., 2015

www.ekoncept.ru