Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Каткова
Т.
В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 11 (ноябрь). – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15387.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования дистанционных образовательных технологий в вузе физической культуры для студентов, являющихся действующими спортсменами и имеющих индивидуальный график обучения. Рассматриваются особенности самостоятельной работы студентов в системе дистанционного обучения и активные методы её контроля.
Ключевые слова:
дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения, индивидуальный график обучения, вуз физической культуры
Текст статьи
Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15387УДК 378.147:004.9
Каткова Татьяна Викторовна,
кандидат педагогических наук, декан факультета индивидуальных образовательных технологий ФГБОУ ВПО ©Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризмаª, г. Смоленскtvkat@mail.ru
Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы использования дистанционных образовательных технологий в вузе физической культуры для студентов, являющихся действующими спортсменами и имеющих индивидуальный график обучения. Рассматриваются особенности самостоятельной работы студентов в системе дистанционного обучения и активные методы её контроля.Ключевые слова:дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения, индивидуальный график обучения, вуз физической культуры.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Последние десятилетия ознаменованы дискуссиями, связанными с дистанционным обучением [12]. В работах российских и зарубежных авторов активно обсуждались вопросы теоретического осмысления многочисленных определений таких понятий,как ©дистанционное обучениеª, ©дистанционные образовательные технологииª, ©электронное обучениеª, проблемы отсутствия единой системы терминов, задачи, связанные с управлением качеством дистанционного образования и возможностямисети Интернет в образовательном процессе в целом. После принятия нового закона об образовании, вступившего в силу с сентября 2013 г., вопрос об использовании ДОТ и электронного обучения стал еще более актуальным. В законе научнопедагогической общественности представлены определения вышеперечисленных понятий и продекларирована возможность использования образовательной организацией дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Одновременно с формированием теоретической базы вузы нашей страны включились в практическую реализацию внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Если вначале тысячелетия таких вузов в нашей стране было чуть более двадцати, то уже через семь лет их количество выросло до ста.На сегодняшний день большинство российскихвузов, в том числе и спортивнопедагогических, имеют опыт дистанционного обучения. Внедрению в учебный процесс подготовки будущих работников сферы физической культуры и спорта дистанционных образовательных технологий предшествовало активное использование информационных компьютерных технологий в различных направлениях. Это учебная деятельность, создание мультимедийных обучающих систем по спортивнопедагогическим дисциплинам, спортивная тренировка, спортивные соревнования, оздоровительная физическая культура, работа судей, рекламная деятельность по освещению спортивных мероприятий, диагностика различных функций организма, мониторинг физического состояния населения.В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки ©Физическая культураª(академический бакалавр) Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 2
указано, что при реализации программ бакалавриата организации ©могут применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологииª[3]. Более того, в вышеуказанном стандарте имеется социально значимое нововведение, а именно:©при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приемапередачи информации в доступных для них формахª.В вузах физической культуры имеется контингент студентов, заинтересованных в получении образования с использованием методов удаленного доступа. Этопрежде всегоспортсмены высокой квалификации, в том числе инвалиды, значительную часть времени проводящие на учебнотренировочных сборах в различных регионах России и мира, регулярно участвующие в соревнованиях и вынужденные пропускать значительную часть аудиторных занятий.Для того чтобы студенты имели возможность сочетать успешную учебу с ростом спортивного мастерства и выступлениями в большом спорте, в академии физической культуры им предоставляется индивидуальный график обучения. Индивидуальный график дает возможность студентам не только скорректировать свои занятия в вузе в соответствии с тренировочным и соревновательным циклами, но и при необходимости увеличить срок обучения на один год. Такая потребность возникает, например, у высококвалифицированных спортсменов при подготовке к чемпионату мира, к олимпиаде.Для эффективной реализации обучения студентовдействующих спортсменов по индивидуальным графикам недостаточно использования традиционных методов.Наличие, с одной стороны, нормативноправовой базы для внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вуза физической культуры, а с другойконтингента студентов, заинтересованных в получении образования с помощью ДОТ, определило перспективу разработки дистанционного обучения и продиктовало необходимость внесения изменений в организацию образовательного процесса.В Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма принято ©Положение об использовании ДОТª, согласно которому при освоении студентами основных образовательных программ высшего профессионального образования допускается частичное использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на очной форме обучения для студентов академии, имеющих индивидуальный график.Для реализации основных образовательных программ академия организует обучение с использованием системы дистанционного обучения (СДО). Участниками образовательного процесса при реализации обучения с использованием ДОТ являются: преподаватели кафедр, сотрудники деканата индивидуальных образовательных технологий, учебновспомогательный персонал, студенты.Основными целями использования электронного обучения, ДОТ в академии являются:предоставление студентамдействующим спортсменам возможности освоения образовательных программ по месту проведения спортивнотренировочного процесса;повышение эффективности самостоятельной работы студентов;повышение качества обучения.При реализации образовательных программ вуз обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к электронной информационнообразовательной среде.В результате обзора и сравнения характеристик различных систем управления обучением была выбрана система Moodle(ModularObjectOrientedDynamicLearningEnvironment). Система выделяется простотой и удобством использования. Она дает возможность создания индивидуальных курсов дистанционного обучения, состоящих Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 3
из последовательности обучающих и контролирующих модулей, позволяет создать виртуальную среду, объединяющую студентов и преподавателей.Обучение студентов на факультете основывается на сочетании аудиторных занятий, дистанционных занятий и самостоятельной работы обучающихся с учебнометодическими материалами. В качестве основных организационных форм дистанционной учебной работы используются следующие: лекция; практическое занятие; контрольная работа; консультация; самостоятельная работа студентов; тестирование. При этом реализуются преимущественно офлайнтехнологии. Система дистанционного обучения Moodleпозволяет использовать и онлайнтехнологии. Но собрать на одновременное виртуальное занятие студентов, находящихся на различных спортивных площадках, в разных странах с различными часовыми поясами, оказывается практически невозможно.Существенная роль в дистанционном обучении отводится самостоятельной работе студентов, которая включает следующие организационные формы: работа с электронным учебником; просмотр видеолекций и презентаций; изучение печатных и электронных учебнометодических материалов. Для тогочтобы самостоятельная работа студентов была правильно организована, не привела к напрасной потере времени и слабому усвоению материала, обучающиеся имеют возможность получать консультации в течение учебного года как при непосредственном взаимодействии с преподавателями, так и в письменной форме, в режиме офлайнили онлайнс использованием средств телекоммуникаций и возможностей системы дистанционного обучения (СДО).Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов её контроля [4]. В процессе изучения дисциплин основной образовательной программы используются:1)входной контроль знаний студентов в начале изучения каждой дисциплины, который осуществляется в основном очно в аудитории при проведении первой консультации;2)самоконтроль (текущий и рубежный), осуществляемый студентами впроцессе изучения дисциплин с помощью тестов, размещенных в среде дистанционного обучения; 3)промежуточный контроль по дисциплинам в форме зачета или экзамена, проводимого в аудиториикак в традиционной форме, так и в форме электронного тестирования.При правильной организации самостоятельной работы в СДО студент не только получает знания, навыки работы с научной и учебной литературой, но и формирует самостоятельность как черту характера будущего работника сферы физической культуры.Сопровождение дистанционных форм обучения и учет успеваемости в СДО Moodleосуществляют преподаватели. Координирование работы в СДО осуществляют работники деканата факультета индивидуальных образовательных технологий.Следует отметить, что учебная программа по направлению подготовки ©Физическая культураªсодержит значительные практические разделы по ряду дисциплин, для освоения которых могут быть использованы специальные электронные ресурсы. Это спортивные обучающие программы, учебные фильмы, содержащие информацию о Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 4
спортсменах, записи спортивных выступлений, программы для физкультурной диагностики. Но сучетомтогообстоятельства, что,осваивая спортивнопедагогические дисциплины, студенты должны сами приобрести двигательные умения и навыки, овладеть методиками и технологиями тренировки в базовых видах спорта, в учебном процессе должно быть отведено место занятиям в аудиториях. Требуют проведения лабораторного практикума в аудитории также дисциплины биологического цикла, медицинского цикла.Поэтому практические занятия по ряду дисциплин проводятся в традиционной форме в учебных аудиториях вуза, но с учетом индивидуального планаграфика для каждого студентаспортсмена.В вузе не допускается проведение в дистанционной форме:промежуточной аттестации (зачетов, экзаменов); учебной практики; производственной практики; преддипломной практики; итоговой государственной аттестации.Опыт использования дистанционных образовательных технологий в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма дает основания утверждать, что для обеспечения эффективности образовательного процесса с использованием ДОТ необходимо учитывать следующие обстоятельства:1.Повышение мотивации использования ДОТ всех участников образовательного процессаадминистрации, преподавателей,студентов.2.Совершенствование образовательного электронного контента, создаваемого непосредственно для среды дистанционного обучения. Так как учебные материалы, размещаемые в системе дистанционного обучения, осваиваются студентами преимущественно самостоятельно, то требования к их качеству значительно повышаются. Например, для изучения спортивнопедагогических дисциплин требуется обеспечить высокий уровень наглядности, иначе могут быть утрачены ценные наработки спортивнопедагогической науки. Повышение наглядности электронных учебных и методических материалов может быть достигнуто путем создания учебных видеофрагментов, презентаций, большого количества графического материала, что требует от профессорскопреподавательского коллектива значительных усилий.3.Создание специального контента для обучения студентов с нарушениями зрения. Среди контингента факультета индивидуальных образовательных технологий имеются студенты спортсмены высокой квалификации, являющиеся инвалидами по зрению. Этих студентов отличает большая ответственность, целеустремленность, высокая мотивация на достижениеуспеха как в спорте, так и в учебе. Но воспользоваться имеющимися учебными материалами в печатной и в электронной форме они не могут. На сегодняшний день проблема обучения таких студентов на факультете решается с помощью индивидуальных кураторовконсультантов. А разработка специальных учебных материалов для слабовидящих остается актуальной задачей.4.Усовершенствование практических занятий, проведение которых должно сочетать как использование виртуальных лабораторных сред, так и занятия в аудиториях.5.Повышение требований к разработке тестов. Система дистанционного обучения имеет целый арсенал средств проверки качества знаний, но ориентирует преимущественно на использование тестирования, что соответствует требованиям Болонской декларациипереходу на кредитномодульную систему оценки качества знаний. Используемая на факультете индивидуальных образовательных технологий система дистанционного обучения Moodleимеет широкие возможности длясоздания и Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 5
использования тестирующих программ как для оценки знаний, так и в обучающих целях, что позволяет в полной мере реализовать принцип интерактивности. Но стать мощным инструментом в учебном процессе могут только грамотно составленные тесты, соблюдающие современные требования.6.Регулярное обучение преподавателей, направленное, с одной стороны, на разработку образовательного контента для среды дистанционного обучения (тестов, лекций, учебников, презентаций, видеокурсов и др.), на ознакомление с функционалом СДО, инструментами, методами работы в СДО, ас другой стороны, на изучение основ методического сопровождения студентов. Перед современными преподавателями вуза физической культуры ставится сложная задача подбора правильного сочетания методик очного и дистанционного обучения таким образом, чтобы студенты хорошо понимали смысл поставленных перед ними задач. Большое значение имеет индивидуальный подход к каждому обучаемому в отдельности, учитывающий жизненный опыт, возраст, личностные характеристики, цель обучения, спортивную квалификацию, социальное положение, наличие среднего общего или среднего профессионального образования, компьютерную грамотность.Современные стандарты образования ориентированы на компетентностный подход. Актуальной задачей преподавателей становится привязка учебных программ к индивидуальным особенностям студентовдействующих спортсменов. Построение маршрута освоения содержания учебного контента в соответствии с индивидуальным графиком каждого студента должно быть нацелено на формирование уровня компетентности каждого обучающегося. А дистанционная образовательная среда позволяет обеспечить требуемую оперативность коммуникативной деятельности, практически воплотить заданную индивидуальную траекторию обучения.Индивидуализация обучения всегда являлась непременным свойством образовательного процесса России. Но современная организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий заметно поменяла само понимание индивидуализации. Традиционно одноиз проявлений индивидуальности реализация человеком своих природных склонностей при свободном выборе. Студентдействующий спортсмен высокой квалификации уже выбрал свой путь. Учет профессиональной ориентации является ведущимкомпонентомв индивидуализации его обучения, в самостоятельном выполнении учебных задач, в применении добытых знаний в дальнейшей профессиональной деятельности и формировании требуемых компетенций.В тоже времяв Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения заложены компетенции, которые невозможно сформировать средствами дистанционного обучения, напримерспособность ©логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речьª(ОК4). Осваивая значительную часть учебного материала самостоятельно, студент может его понять и выучить. Но процесс обучения не будет завершенным без совершенствования собственной мыслительной деятельности, изложения своих мыслей в устной или письменной форме.Поэтому активная позиция в образовательном процессе с использованием ДОТостается за преподавателем, самостоятельно определяющим,как именно должно сочетаться обучение каждого студента по индивидуальному графику в среде удаленного доступа с традиционными формами занятий в аудитории. Именно преподаватель, а не СДОосуществляет текущую и промежуточную аттестацию студента, несет ответственность за качество полученного студентом образования.Применение дистанционных технологий обучения в образовательном процессе с учетом вышеизложенных обстоятельств будет способствовать продуктивному подходу к обучению в соответствии с современными требованиями, продиктованными Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 6
условиями модернизации образования в области физической культуры и спорта. В долгосрочной перспективе это подготовка сотен выпускников, способных творчески решать задачи, адаптироваться в коллективе, обладающих требуемыми компетенциями в современном обществе, и, следовательно,повышение физкультурной образованности населения нашей страны.
Ссылки на источники1.Каткова Т. В. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе физической культуры // Сборник материалов 65й науч.практ. конф. по итогам 2014 года. Смоленск: СГАФКСТ, 2015. С. 113115.2.Каткова Т. В. Разработка и реализация электронного учебнометодического комплекса в образовательном процессе подготовки специалистов в вузах физической культуры: дис… канд. пед. наук: 13.00.04. Смоленск, 2007. 178 с.3.Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935 ©Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)ª (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33796). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/ 4.Строева И. В., Каткова Т. В. Организация самостоятельной работыстудентов заочной формы обучения на основе дистанционных технологий // Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования: сб. материалов IIмежрегион. науч.практ. конф.Омск: Издво СибГУФК, 2010.С. 135140.
TatianaKatkova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Dean of the Individual Educational Technologies Department, Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Outdoor Recreationª, Smolensktvkat@mail.ruThe introduction of distance learning technologies in the learning process on an individual schedule of university students of physical cultureAbstract.The paperdiscusses the use of distance learning technologies in the University of Physical Culture for students, who areactive sportsmen and having an individual training schedule. The author discusses the features of independent work of students in distance learning and active methods of control.Key words:distance learning technology, distance learning, individual training schedule, universityof physical culture.References1.Katkova,T. V. (2015). “Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v vuze fizicheskoj kul'tury”,Sbornik materialov 65j nauch.prakt. konf. po itogam 2014 goda, SGAFKST,Smolensk, pp. 113115(in Russian).2.Katkova,T. V. (2007). Razrabotka i realizacija jelektronnogo uchebnometodicheskogo kompleksa v obrazovatel'nom processe podgotovki specialistov v vuzah fizicheskoj kul'tury: dis… kand. ped. nauk: 13.00.04,Smolensk,178 p.(in Russian).3.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 №935 “Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 49.03.01 Fizicheskaja kul'tura (uroven' bakalavriata)”(zaregistrirovano v Minjuste Rossii 25.08.2014 № 33796). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/ (in Russian).4.Stroeva,I. V. &Katkova,T. V. (2010). “Organizacija samostojatel'noj raboty studentov zaochnoj formy obuchenija na osnove distancionnyh tehnologij”,Puti optimizacii samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah modernizacii professional'nogo obrazovanija: sb. materialov II mezhregion. nauch.prakt. konf., Izdvo SibGUFK,Omsk, pp. 135140(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived16.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.09.15ОпубликованаPublished28.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Каткова Т. В., 2015
www.ekoncept.ru
ART15387УДК 378.147:004.9
Каткова Татьяна Викторовна,
кандидат педагогических наук, декан факультета индивидуальных образовательных технологий ФГБОУ ВПО ©Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризмаª, г. Смоленскtvkat@mail.ru
Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы использования дистанционных образовательных технологий в вузе физической культуры для студентов, являющихся действующими спортсменами и имеющих индивидуальный график обучения. Рассматриваются особенности самостоятельной работы студентов в системе дистанционного обучения и активные методы её контроля.Ключевые слова:дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения, индивидуальный график обучения, вуз физической культуры.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Последние десятилетия ознаменованы дискуссиями, связанными с дистанционным обучением [12]. В работах российских и зарубежных авторов активно обсуждались вопросы теоретического осмысления многочисленных определений таких понятий,как ©дистанционное обучениеª, ©дистанционные образовательные технологииª, ©электронное обучениеª, проблемы отсутствия единой системы терминов, задачи, связанные с управлением качеством дистанционного образования и возможностямисети Интернет в образовательном процессе в целом. После принятия нового закона об образовании, вступившего в силу с сентября 2013 г., вопрос об использовании ДОТ и электронного обучения стал еще более актуальным. В законе научнопедагогической общественности представлены определения вышеперечисленных понятий и продекларирована возможность использования образовательной организацией дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Одновременно с формированием теоретической базы вузы нашей страны включились в практическую реализацию внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Если вначале тысячелетия таких вузов в нашей стране было чуть более двадцати, то уже через семь лет их количество выросло до ста.На сегодняшний день большинство российскихвузов, в том числе и спортивнопедагогических, имеют опыт дистанционного обучения. Внедрению в учебный процесс подготовки будущих работников сферы физической культуры и спорта дистанционных образовательных технологий предшествовало активное использование информационных компьютерных технологий в различных направлениях. Это учебная деятельность, создание мультимедийных обучающих систем по спортивнопедагогическим дисциплинам, спортивная тренировка, спортивные соревнования, оздоровительная физическая культура, работа судей, рекламная деятельность по освещению спортивных мероприятий, диагностика различных функций организма, мониторинг физического состояния населения.В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки ©Физическая культураª(академический бакалавр) Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 2
указано, что при реализации программ бакалавриата организации ©могут применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологииª[3]. Более того, в вышеуказанном стандарте имеется социально значимое нововведение, а именно:©при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приемапередачи информации в доступных для них формахª.В вузах физической культуры имеется контингент студентов, заинтересованных в получении образования с использованием методов удаленного доступа. Этопрежде всегоспортсмены высокой квалификации, в том числе инвалиды, значительную часть времени проводящие на учебнотренировочных сборах в различных регионах России и мира, регулярно участвующие в соревнованиях и вынужденные пропускать значительную часть аудиторных занятий.Для того чтобы студенты имели возможность сочетать успешную учебу с ростом спортивного мастерства и выступлениями в большом спорте, в академии физической культуры им предоставляется индивидуальный график обучения. Индивидуальный график дает возможность студентам не только скорректировать свои занятия в вузе в соответствии с тренировочным и соревновательным циклами, но и при необходимости увеличить срок обучения на один год. Такая потребность возникает, например, у высококвалифицированных спортсменов при подготовке к чемпионату мира, к олимпиаде.Для эффективной реализации обучения студентовдействующих спортсменов по индивидуальным графикам недостаточно использования традиционных методов.Наличие, с одной стороны, нормативноправовой базы для внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вуза физической культуры, а с другойконтингента студентов, заинтересованных в получении образования с помощью ДОТ, определило перспективу разработки дистанционного обучения и продиктовало необходимость внесения изменений в организацию образовательного процесса.В Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма принято ©Положение об использовании ДОТª, согласно которому при освоении студентами основных образовательных программ высшего профессионального образования допускается частичное использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на очной форме обучения для студентов академии, имеющих индивидуальный график.Для реализации основных образовательных программ академия организует обучение с использованием системы дистанционного обучения (СДО). Участниками образовательного процесса при реализации обучения с использованием ДОТ являются: преподаватели кафедр, сотрудники деканата индивидуальных образовательных технологий, учебновспомогательный персонал, студенты.Основными целями использования электронного обучения, ДОТ в академии являются:предоставление студентамдействующим спортсменам возможности освоения образовательных программ по месту проведения спортивнотренировочного процесса;повышение эффективности самостоятельной работы студентов;повышение качества обучения.При реализации образовательных программ вуз обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к электронной информационнообразовательной среде.В результате обзора и сравнения характеристик различных систем управления обучением была выбрана система Moodle(ModularObjectOrientedDynamicLearningEnvironment). Система выделяется простотой и удобством использования. Она дает возможность создания индивидуальных курсов дистанционного обучения, состоящих Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 3
из последовательности обучающих и контролирующих модулей, позволяет создать виртуальную среду, объединяющую студентов и преподавателей.Обучение студентов на факультете основывается на сочетании аудиторных занятий, дистанционных занятий и самостоятельной работы обучающихся с учебнометодическими материалами. В качестве основных организационных форм дистанционной учебной работы используются следующие: лекция; практическое занятие; контрольная работа; консультация; самостоятельная работа студентов; тестирование. При этом реализуются преимущественно офлайнтехнологии. Система дистанционного обучения Moodleпозволяет использовать и онлайнтехнологии. Но собрать на одновременное виртуальное занятие студентов, находящихся на различных спортивных площадках, в разных странах с различными часовыми поясами, оказывается практически невозможно.Существенная роль в дистанционном обучении отводится самостоятельной работе студентов, которая включает следующие организационные формы: работа с электронным учебником; просмотр видеолекций и презентаций; изучение печатных и электронных учебнометодических материалов. Для тогочтобы самостоятельная работа студентов была правильно организована, не привела к напрасной потере времени и слабому усвоению материала, обучающиеся имеют возможность получать консультации в течение учебного года как при непосредственном взаимодействии с преподавателями, так и в письменной форме, в режиме офлайнили онлайнс использованием средств телекоммуникаций и возможностей системы дистанционного обучения (СДО).Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов её контроля [4]. В процессе изучения дисциплин основной образовательной программы используются:1)входной контроль знаний студентов в начале изучения каждой дисциплины, который осуществляется в основном очно в аудитории при проведении первой консультации;2)самоконтроль (текущий и рубежный), осуществляемый студентами впроцессе изучения дисциплин с помощью тестов, размещенных в среде дистанционного обучения; 3)промежуточный контроль по дисциплинам в форме зачета или экзамена, проводимого в аудиториикак в традиционной форме, так и в форме электронного тестирования.При правильной организации самостоятельной работы в СДО студент не только получает знания, навыки работы с научной и учебной литературой, но и формирует самостоятельность как черту характера будущего работника сферы физической культуры.Сопровождение дистанционных форм обучения и учет успеваемости в СДО Moodleосуществляют преподаватели. Координирование работы в СДО осуществляют работники деканата факультета индивидуальных образовательных технологий.Следует отметить, что учебная программа по направлению подготовки ©Физическая культураªсодержит значительные практические разделы по ряду дисциплин, для освоения которых могут быть использованы специальные электронные ресурсы. Это спортивные обучающие программы, учебные фильмы, содержащие информацию о Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 4
спортсменах, записи спортивных выступлений, программы для физкультурной диагностики. Но сучетомтогообстоятельства, что,осваивая спортивнопедагогические дисциплины, студенты должны сами приобрести двигательные умения и навыки, овладеть методиками и технологиями тренировки в базовых видах спорта, в учебном процессе должно быть отведено место занятиям в аудиториях. Требуют проведения лабораторного практикума в аудитории также дисциплины биологического цикла, медицинского цикла.Поэтому практические занятия по ряду дисциплин проводятся в традиционной форме в учебных аудиториях вуза, но с учетом индивидуального планаграфика для каждого студентаспортсмена.В вузе не допускается проведение в дистанционной форме:промежуточной аттестации (зачетов, экзаменов); учебной практики; производственной практики; преддипломной практики; итоговой государственной аттестации.Опыт использования дистанционных образовательных технологий в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма дает основания утверждать, что для обеспечения эффективности образовательного процесса с использованием ДОТ необходимо учитывать следующие обстоятельства:1.Повышение мотивации использования ДОТ всех участников образовательного процессаадминистрации, преподавателей,студентов.2.Совершенствование образовательного электронного контента, создаваемого непосредственно для среды дистанционного обучения. Так как учебные материалы, размещаемые в системе дистанционного обучения, осваиваются студентами преимущественно самостоятельно, то требования к их качеству значительно повышаются. Например, для изучения спортивнопедагогических дисциплин требуется обеспечить высокий уровень наглядности, иначе могут быть утрачены ценные наработки спортивнопедагогической науки. Повышение наглядности электронных учебных и методических материалов может быть достигнуто путем создания учебных видеофрагментов, презентаций, большого количества графического материала, что требует от профессорскопреподавательского коллектива значительных усилий.3.Создание специального контента для обучения студентов с нарушениями зрения. Среди контингента факультета индивидуальных образовательных технологий имеются студенты спортсмены высокой квалификации, являющиеся инвалидами по зрению. Этих студентов отличает большая ответственность, целеустремленность, высокая мотивация на достижениеуспеха как в спорте, так и в учебе. Но воспользоваться имеющимися учебными материалами в печатной и в электронной форме они не могут. На сегодняшний день проблема обучения таких студентов на факультете решается с помощью индивидуальных кураторовконсультантов. А разработка специальных учебных материалов для слабовидящих остается актуальной задачей.4.Усовершенствование практических занятий, проведение которых должно сочетать как использование виртуальных лабораторных сред, так и занятия в аудиториях.5.Повышение требований к разработке тестов. Система дистанционного обучения имеет целый арсенал средств проверки качества знаний, но ориентирует преимущественно на использование тестирования, что соответствует требованиям Болонской декларациипереходу на кредитномодульную систему оценки качества знаний. Используемая на факультете индивидуальных образовательных технологий система дистанционного обучения Moodleимеет широкие возможности длясоздания и Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 5
использования тестирующих программ как для оценки знаний, так и в обучающих целях, что позволяет в полной мере реализовать принцип интерактивности. Но стать мощным инструментом в учебном процессе могут только грамотно составленные тесты, соблюдающие современные требования.6.Регулярное обучение преподавателей, направленное, с одной стороны, на разработку образовательного контента для среды дистанционного обучения (тестов, лекций, учебников, презентаций, видеокурсов и др.), на ознакомление с функционалом СДО, инструментами, методами работы в СДО, ас другой стороны, на изучение основ методического сопровождения студентов. Перед современными преподавателями вуза физической культуры ставится сложная задача подбора правильного сочетания методик очного и дистанционного обучения таким образом, чтобы студенты хорошо понимали смысл поставленных перед ними задач. Большое значение имеет индивидуальный подход к каждому обучаемому в отдельности, учитывающий жизненный опыт, возраст, личностные характеристики, цель обучения, спортивную квалификацию, социальное положение, наличие среднего общего или среднего профессионального образования, компьютерную грамотность.Современные стандарты образования ориентированы на компетентностный подход. Актуальной задачей преподавателей становится привязка учебных программ к индивидуальным особенностям студентовдействующих спортсменов. Построение маршрута освоения содержания учебного контента в соответствии с индивидуальным графиком каждого студента должно быть нацелено на формирование уровня компетентности каждого обучающегося. А дистанционная образовательная среда позволяет обеспечить требуемую оперативность коммуникативной деятельности, практически воплотить заданную индивидуальную траекторию обучения.Индивидуализация обучения всегда являлась непременным свойством образовательного процесса России. Но современная организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий заметно поменяла само понимание индивидуализации. Традиционно одноиз проявлений индивидуальности реализация человеком своих природных склонностей при свободном выборе. Студентдействующий спортсмен высокой квалификации уже выбрал свой путь. Учет профессиональной ориентации является ведущимкомпонентомв индивидуализации его обучения, в самостоятельном выполнении учебных задач, в применении добытых знаний в дальнейшей профессиональной деятельности и формировании требуемых компетенций.В тоже времяв Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения заложены компетенции, которые невозможно сформировать средствами дистанционного обучения, напримерспособность ©логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речьª(ОК4). Осваивая значительную часть учебного материала самостоятельно, студент может его понять и выучить. Но процесс обучения не будет завершенным без совершенствования собственной мыслительной деятельности, изложения своих мыслей в устной или письменной форме.Поэтому активная позиция в образовательном процессе с использованием ДОТостается за преподавателем, самостоятельно определяющим,как именно должно сочетаться обучение каждого студента по индивидуальному графику в среде удаленного доступа с традиционными формами занятий в аудитории. Именно преподаватель, а не СДОосуществляет текущую и промежуточную аттестацию студента, несет ответственность за качество полученного студентом образования.Применение дистанционных технологий обучения в образовательном процессе с учетом вышеизложенных обстоятельств будет способствовать продуктивному подходу к обучению в соответствии с современными требованиями, продиктованными Каткова Т. В.Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15387. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15387.htm.2ISSN 2304120X. 6
условиями модернизации образования в области физической культуры и спорта. В долгосрочной перспективе это подготовка сотен выпускников, способных творчески решать задачи, адаптироваться в коллективе, обладающих требуемыми компетенциями в современном обществе, и, следовательно,повышение физкультурной образованности населения нашей страны.
Ссылки на источники1.Каткова Т. В. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе физической культуры // Сборник материалов 65й науч.практ. конф. по итогам 2014 года. Смоленск: СГАФКСТ, 2015. С. 113115.2.Каткова Т. В. Разработка и реализация электронного учебнометодического комплекса в образовательном процессе подготовки специалистов в вузах физической культуры: дис… канд. пед. наук: 13.00.04. Смоленск, 2007. 178 с.3.Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935 ©Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)ª (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33796). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/ 4.Строева И. В., Каткова Т. В. Организация самостоятельной работыстудентов заочной формы обучения на основе дистанционных технологий // Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования: сб. материалов IIмежрегион. науч.практ. конф.Омск: Издво СибГУФК, 2010.С. 135140.
TatianaKatkova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Dean of the Individual Educational Technologies Department, Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Outdoor Recreationª, Smolensktvkat@mail.ruThe introduction of distance learning technologies in the learning process on an individual schedule of university students of physical cultureAbstract.The paperdiscusses the use of distance learning technologies in the University of Physical Culture for students, who areactive sportsmen and having an individual training schedule. The author discusses the features of independent work of students in distance learning and active methods of control.Key words:distance learning technology, distance learning, individual training schedule, universityof physical culture.References1.Katkova,T. V. (2015). “Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v vuze fizicheskoj kul'tury”,Sbornik materialov 65j nauch.prakt. konf. po itogam 2014 goda, SGAFKST,Smolensk, pp. 113115(in Russian).2.Katkova,T. V. (2007). Razrabotka i realizacija jelektronnogo uchebnometodicheskogo kompleksa v obrazovatel'nom processe podgotovki specialistov v vuzah fizicheskoj kul'tury: dis… kand. ped. nauk: 13.00.04,Smolensk,178 p.(in Russian).3.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 №935 “Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 49.03.01 Fizicheskaja kul'tura (uroven' bakalavriata)”(zaregistrirovano v Minjuste Rossii 25.08.2014 № 33796). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/ (in Russian).4.Stroeva,I. V. &Katkova,T. V. (2010). “Organizacija samostojatel'noj raboty studentov zaochnoj formy obuchenija na osnove distancionnyh tehnologij”,Puti optimizacii samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah modernizacii professional'nogo obrazovanija: sb. materialov II mezhregion. nauch.prakt. konf., Izdvo SibGUFK,Omsk, pp. 135140(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived16.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.09.15ОпубликованаPublished28.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Каткова Т. В., 2015
www.ekoncept.ru