Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеев В. П., Степаньян В. В. Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15432.htm.
Аннотация. Рассматриваются основные проблемы в развитии современных образовательных систем инженерного образования. Обращается внимание на биосферно-космологический синтез инженерного образования. Обсуждается необходимость перехода от одномерно-профессионального инженерного образования к глобально-культурологическому. Рассматриваются способы переориентации в сторону фундаментальной интеграции инженерно-технических знаний, составляющих содержание учебных дисциплин. Предлагается графическая модель развития педагога-исследователя в системе профессионального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алексеев В. П., Степаньян В. В.Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров// Кон0цепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15432. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15432.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15432УДК 37.013.46

Алексеев Валерий Павлович,

кандидат технических наук, доцент НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г. Сочиalekseev.valeri@yandex.ru

Степаньян Владимир Владимирович,магистрант факультета экономики, управления и сервиса НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г. Сочиstep.wo@mail.ru

Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров

Аннотация.Рассматриваются основные проблемы в развитии современных образовательных систем инженерногообразования. Обращается внимание на биосфернокосмологический синтез инженерного образования. Обсуждается необходимость перехода от одномернопрофессионального инженерного образования к глобальнокультурологическому. Рассматриваются способы переориентациив сторону фундаментальной интеграции инженернотехнических знаний, составляющих содержание учебных дисциплин. Предлагается графическая модель развития педагогаисследователя в системе профессионального образования.Ключевые слова: инженерное образование, инженернотехническая школа, биосфернокосмологический синтез, биосферная автотрофность,космизацияинженерного мышления, кризис инженерного образования, фундаментальная интеграция, технологическая интеграция, функциональные дисциплины, сквозные учебные курсы, интегративное ядро учебной информации.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблемы инженерного образования относятся к числу глобальных цивилизационных проблем.Перемены последних лет во всех областях культуры требуют проектирования и конструирования новой модели образовательной системы хотя бы в концептуальной форме, связанной с выживанием человечества. Сложность этой проблемы отметила специальная комиссия по образованию ЮНЕСКО. Новая модель образования, фактически включенная в совокупную модель развивающегося человечества, должна заложить основы и указать ориентиры выживания человечества –это позволит в конечном итоге возвысить человека духовно. В современной культуре доминирует человек раздробленный, «одномерный», ориентированный исключительно на ту или иную сферу культуры, т.е. научный или религиозный, политический или обыденный, художественный или технический и т.д. Любая форма культуры, в свою очередь, дробится на бесчисленное множество специальностей. Все это привело к появлению узкоспециализированных работников, не ведающих о проблемах культуры и образования в целом. Очень ярко это проявляется в теории и практике современного инженерного образования. Культурологический хаос ведет к дисциплинарной разобщенности, хаосу учебной информации, где каждый педагог тянет на себя «образовательное одеяло». Инженеру нет дела до философа, математику до биолога, географу до физика, психологу до экономиста. Чтобы решить Алексеев В. П., Степаньян В. В.Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров// Кон0цепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15432. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15432.htm.2ISSN 2304120X. 2

проблемы инженерного образования,необходимо выйти за пределы собственно образовательные. При этом возникает сложнейшая проблема поиска и конструирования концептуального «ядра» современного инженерного образования, позволяющего объединить все дифференцированное многообразие современной культуры. В связи с этим процитируемГ.С.Альтшуллера:«Инженеруизобретателю для сохранения максимального творческого режима на протяжении всей жизни необходимо пытаться постоянно выходить за пределы собственно конкретнотехнических изобретений и изобретательских проблем (частично уже разрешенных) в смежные технические и социотехнические области, позволяющие овладеть надсистемой изобретательских целей, превращающиеся в конечном итоге в общечеловеческие и космические цели. Изобретатель превращается в мыслителя» [1].Необходим инженер нового типа, инженеринтеллигент, органически сочетающий: 1)многостороннюю рефлективность, позволяющую рассматривать мир как целое в разных плоскостях; 2)всечеловеческую совестливость, когда сопереживание униженным и оскорбленным станет главенствующим мотивом природосозидающей деятельности. Великие инженеры прошлого и настоящего удачно сочетали в себе высочайшую рефлективность с общечеловеческой совестливостью. Особенно характерна в этом ключе русская космическая инженерная мысль, связанная с именами К. Циолковского, Н. Кондратюка, П. Флоренского, С. Королева, Г. Альтшуллера и других.Главное –это синтез, синтез всего человеческого знания как прошлого, так и настоящего, как естественнонаучного, таки общественнонаучного, как экзотерического (проявленного), так и эзотерического (сокровенного, ждущего своего проявления). Задача сложная и почти невыполнимая. Проблема синтеза ставилась многими, но не решалась по той причине, чтоонане выстраивалась с учетом биосфернокосмологических ориентиров. При этом надо подразделять собственно биосфернокосмологические ориентиры человеческой деятельности (В.И. Вернадский), гелиокосмологические ориентиры (А.Л.Чижевский) и звездногалактические ориентиры (К.Э.Циолковский). Биосфернокосмологическая ориентация человеческой деятельности является основной, так как именно на биосферном и социальнобиосферном уровняхпроисходит трансформация и трансмутация солнечных и космических излучений. Поэтому возникает методологосинтетическая образовательная задача биосфернокосмологического синтеза учебной информации. К формированию учебнообразовательных моделей нового типа необходимо приступать уже сейчас, выстраивая на первом этапе интегративные курсы естественнонаучной и общественнонаучной направленности, а затем переходить к курсам глобальнокультурологическим, где математика и биология, физика и география, геометрия и музыка, поэзия и техническое творчество будут слиты в одно органическое социоприродное целое. Как разтакую органическую слитность всех слоев культуры явили миру Пифагор и Платон, Парацельс и Леонардо да Винчи, Ф. Достоевский и Л.Толстой, А.Швейцер и К. Поппер, В.Вернадскийи П. Флоренский, А. Лосев и Л.Леонов. Базовое фундаментальное (среднее, высшее, поствысшее) образование должно выстраиваться на творческих достижениях Великих Синтетических Личностей, которые в своем творческом порыве сумели подняться до космических высот.Особенно следует обратить внимание на биосфернокосмологический синтез инженерного образования, поскольку будущие техносферные построения должны быть органично вплетены в биосфернокосмологические природные иерархические структуры. Это будет залогом будущего процветания человечества. Блок биокосмологических дисциплин будет определяющим, а биоэнергоинформатика станет той учебной Алексеев В. П., Степаньян В. В.Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров// Кон0цепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15432. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15432.htm.2ISSN 2304120X. 3

дисциплиной, через призму которой будет рассматриваться все многообразие вновь появляющихся учебных дисциплин. Должны отойти в прошлое деление наук на гуманитарные и негуманитарные. Проектируя и конструируя, космоинженер XXIв.в одинаковой мере будет опираться как на «инженерную» мощь природы, так и на специфическое инженерное творчество самого человека. В будущем в системе профессионального образования должны появиться направления космической культурологии, космической философии и космической политологии, тесно связанные с проблемами практической подготовки по различным специальностям [2].Встает вопрос о механизме выживания человечества. Для выживания человечеству необходимо овладеть механизмами биосферной автотрофности для проектирования и конструирования социальных автотрофных технологических систем [3]. Главное: автотрофность связана с самой важной и труднейшей проблемой естествои обществознания –проблемой фотосинтеза, от решения которой будет зависеть будущая судьба человечества. Автотрофность являетсямеханизмом трансформации низкоорганической природной энергии и информации в высокоорганизованную с высочайшим КПД. Применительно к инженернотехническому образованиюавтотрофная тенденция приводит к разработкеследующих трех важнейших методологообразовательных принципов:1)автономность, которая требует фундаментальную и технологическую составляющую инженерного учебного знания доводить до логикодидактического конца. Космоинженер XXIв.должен хорошо представлять себе предметное и фундаментальное поле инженерии прошлого (дальнего и ближнего), настоящего и будущего (дальнего и ближнего);2)оптимальность, связаннаяс новой логикой образовательного инженерного мышления, о чем будет сказано несколько ниже. Что здесь наиболее важно: инженерное учебное знание необходимо будет представить в максимально «упакованном» виде. Это связано с оценкой прошлой и современной техники и технологии; следствием будетотбраковка и запрет на проектирование и эксплуатацию природносоциоразрушающих технологий,а такжетрансформация устаревших инженернотехнологических и инженерноучебных знаний;3)гармоничность, где логика и методология инженерного мышления сформируются под влиянием логики (технологии) космобиосферныхсистем. Информация о природных технологиях будет первостепенной при проектировании как социальных технологий в целом, так и образовательных технологий в частности.Итак, концепция автотрофности в инженерном образовании позволит совместить в единое синтетическое целое учебные курсы как генетической, так и структурнофункциональной направленности. Несомненно, блок биокосмологических учебных дисциплин будет определяющим, а биоэнергоинформатика станет той учебной дисциплиной, через призму которой будет рассматриваться все многообразие вновь появляющихся учебных дисциплин.Анализируя сказанное, сформулируем следующие стратегические выходы из кризиса, в котором оказалось современное инженерное образование:1.Необходимость перехода от одномернопрофессионального инженерного образования к глобальнокультурологическому, где инженер будет одинаково открыт для восприятия всех форм культуры.2.Необходимость перехода от антропоцентрических и антропоморфических представлений о мире к представлениям биокосмологическим, ядром которых выступает идея автотрофности, в результате сформируется космоинженер.Алексеев В. П., Степаньян В. В.Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров// Кон0цепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15432. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15432.htm.2ISSN 2304120X. 4

3.Необходимость перехода от одномерноинформационной инженерной педагогики к ценностносмысловой, где главное –интуиция и воображение; это даст возможность находить и взращиватьВеликих Синтетических Инженеров, которым будут подвластны естественные и искусственные миры.4.Необходимо формировать такую картину мира, где бы проблемная ситуация считалась нормой, а не аномалией.Ведь от качества подготовки и переподготовки специалистов зависят эффективность и уровень развития всех отраслей промышленности и народного хозяйства в целом, а уровень обучаемых специалистов в значительной степени определяет общий культурный уровень страны. При этом приходится признать, что в целом, несмотря на некоторые позитивные моменты, профессиональное образование в нашей стране в течение последних десятилетий находится в состоянии упадка. Реформы образования практически мало что дали: изменения малоэффективны, более того, их половинчатость, непродуманность и бессистемность нередко лишь усугубляют положение. Необходимы крупные структурнофункциональные изменения во всем содержании учебного знания.Особенно кризисные явления захватили инженернотехническую школу. Квалификация выпускников непрерывно понижается.Это проявляется в низком профессиональном уровне инженеров, в резком снижении уровня фундаментальных и технологических исследований в области передовых современных технологий. Все это приводит к падению престижа инженерной профессии. Инженернотехническоеучебное знание еще не осмыслено как целостное явление, в котором протекают определенные интеграционные процессы. Выделяем следующие интеграционные потоки в современном инженернотехническом знании:

1.Фундаментальная интеграция, охватывающая механизмы формирования, развития и исчезновения базовых, фундаментальных знаний инженера.2.Технологическая интеграция, охватывающая механизмы формирования, развития и исчезновения специальных, инженернотехнических знаний инженера.3.Футурологическая интеграция, охватывающая механизмы прогнозирования будущего состояния инженернотехнического знания.4.Историческая интеграция, охватывающая механизмы исторической реконструкции основных этапов становления, развития и исчезновения тех или иных видов инженернотехнического знания.Учебное фундаментальное и технологическое (инженерное) знание, как правило, дается в усеченном виде, без широкого исторического и футурологического охвата инженерного объекта. Все обучение специалистов строится на запоминании огромного количества фактов, составляющих содержание учебных дисциплин. Но практика показывает, что отсутствует прямая зависимость качества подготовки специалистов от количества часов аудиторных занятий. Познавательная активность обучаемых определяется в первую очередь содержанием учебного материала, его методологическим и методическим обеспечением, но никак не простым увеличением часов, отводимых на данную дисциплину.Поэтому необходимы специальные способы уплотнения учебной инженернотехнической информации, увеличения ее емкости. Одним из таких способов является выделение «сквозных» дисциплин фундаментального и технологического (инженернотехнологического) профиля. Это, вопервых, учебные курсы структурнофункциональной направленности: философские, математические, термодинамические, «механические», физикохимические и кибернетические. Вовторых, учебные курсы генетической направленности: галактические, «планетные», геологические, биологические, социальные.Алексеев В. П., Степаньян В. В.Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров// Кон0цепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15432. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15432.htm.2ISSN 2304120X. 5

Представленные выше учебные курсы структурнофункционального и генетического направления должны составлять интегративное ядро учебной информации. Естественно, онабудет подаваться с разной степенью деталировки в зависимости от профиля подготовки. Для инженерамеханика, например, акцент делается на дисциплинахмеханического цикла, не исключаявсе многообразие структурнофункционального и генетического подходов. Так должно происходить и с другими инженерными специальностями. Специальность может меняться, но интегрирующее ядро инженерной учебной информации фундаментального профиля должно оставаться неизменным, изменяться будет только профилирующее «наполнение» этого ядра.Фундаментальная интеграция инженернотехнических знаний означает:структурирование единых учебных курсов по философии, математике, термодинамике, механике, физике, химии,кибернетикеи расчленение данных единых курсов на ряд проблемных блоков, взаимозамыкающихся друг на другеи образующих в силу этого своего рода ядрофундаментальной инженерной культуры,чтобы преподаватели смогли охватить всю систему подготовки специалиста, осуществить взаимосвязь учебных предметов;переориентациюфундаментальных курсов с учетом профиля подготовки, а также в связи с организацией целенаправленной непрерывной подготовки специалистов в области инженерного проектирования. Сквозные фундаментальные учебные курсы составят ядро учебных занятий, без которых современному инженеру не справиться с решением поставленных задач. Это опорные курсы. Методологические и дидактические усилия преподавателей должны быть направлены на то, чтобы значительно уплотнить имеющуюся учебную информацию. Здесь уместно замечание великого И. Канта: «Стремление человеческого познания к существенному, а не только к деталям постоянно будет способствовать уменьшению объема знаний, без сокращения чеголибо в содержании».Наряду с внешней интеграцией учебной информации важно проводить интеграцию внутреннюю, связанную с поисками существенных интегративноструктурных связей между выбранными единицами учебной информации и их графическим представлением (структурнологические схемы). Структурнологическое представление учебного материала необычайно интенсифицирует не только преподавание, но и научный поиск. Например, яркое подтверждение –научная и педагогическая судьба Д.И. Менделеева. Решая педагогические задачи (системноструктурноеизложение студентам известного ему химического знания), он сумел в емкой графической форме передать все многообразие химических элементов. Его периодическая система элементов является классическим примером структурнологического изложения учебной и научной информации. Таким образом, фундаментальная интеграция связана с интегрированием двоякого рода: с внешним интегрированием: дроблением единого учебного материала на ряд системно взаимосвязанных блоков;внутренним интегрированием: выделением основных структур в выделенных блоках учебного знания.Современный инженер работает в сложных и быстро изменяющихся условиях. Цикл обновления технологии в передовых отраслях производства уже сейчас короче периодов обучения в вузе. Поэтому появляется разрыв между уровнем подготовки специалиста и потребностями развивающегося производства. В результате система профессионального образования на предприятии должна постоянно устранять этот Алексеев В. П., Степаньян В. В.Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров// Кон0цепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15432. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15432.htm.2ISSN 2304120X. 6

разрыв. Филиалы кафедр вузов, заводывтузы, прохождение практик, курсовое проектирование по реальным тематикам предприятий, целевая интенсивная подготовка специалистов (ЦИПС), индивидуальное групповое обучение (ГПО)–это реальные методы такого устранения. Выходом из создавшегося положенияможет бытьтакой: предметный принцип подготовки инженеров (сейчас доминирующий) необходимо дополнить принципом функциональным, т.е. знакомить будущего инженера не только с предметным полем его инженерной деятельности (предметы, средства труда, технология), но и с функциями (приемы и методы). Приемы и методы инженерной деятельности меняются не так быстро, как предметы, средства труда и технология. Учет функциональной составляющей в подготовке инженеров приведет к необходимой профессиональной мобильности, к более быстрой его адаптации и постоянно меняющимся производственным условиям. Инженерная практика показывает, что освоение инженерных приемов и методов –дело чрезвычайно трудное, требующее длительного времени. В учебных планах высшей инженернотехнической школы должны быть задействованы такие дисциплины, как методология и методика проектировочной, конструкторской, технологической и эксплуатационной деятельности. Функциональная составляющая инженернотехнического образования является более предпочтительной, чем предметная составляющая. В инженернотехническом образовании сложилось определенное противоречие: предметный принцип подготовки в традиционном его понимании исчерпал себя, а функциональный принцип не набрал еще силу.Инженерная подготовка будущего должна протекать в органическом единстве предметного и функционального. Нельзя допускать крайностей того или иного подхода. Только на пути диалектического сочетания вида подготовки и предметной специализации можно сформировать современного инженера. Задача технологической подготовки инженеров на современном этапе состоит в том, чтобы всем будущим инженерам независимо от специальности давать солидные инженернотехнические, организационные, экономические, международнополитические, экологические, психологопедагогические, эргономические, эстетические знания.Главная задача высшей инженернотехнической школы –научить проектированию и конструированию. Обучение проектноконструкторской деятельности требует методологического обеспечения. В учебных планах нашего профессионального образования отсутствуют, к сожалению, дисциплины функционального профиля.Современный инженер плохо себе представляет тот предметный мир, который ему предстоит изменить и совершенствовать. Он нуждается в «новом мышлении», заключающемся прежде всего в целостном видении мира, как предметном, так и функциональном. Инженер должен следовать кантовскому призыву –«как можно больше расширять свой горизонт знаний», расширять до космических пределов. В связи с этим актуально звучит предостережение Э. Крика, сделанное им об инженерии четверть века назад: «Не увязайте слишком глубоко в трясине подробностей. Если это случится, то будет очень трудно обратиться к радикально иным идеям. Старайтесь вначале мыслить широко, концентрируя внимание на решении в целом и откладывая рассмотрение деталей на более поздний срок».Система инженернотехнических дисциплин предметногопрофиля должнасодержать:общепредметные дисциплины, описывающие все многообразие построенных и проектируемых инженернотехнических объектов; важно при этом давать будущему инженеру системноисторическое представление об инженернотехнических объектах;специальнопредметные дисциплины, раскрывающие определенное многообразие инженернотехнических объектов, непосредственно связанных с той или иной специальностью.Алексеев В. П., Степаньян В. В.Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров// Кон0цепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15432. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15432.htm.2ISSN 2304120X. 7

Обобщая все вышеизложенное,можно представить некоторую графическую модель развития педагогаисследователя в системе профессионального образования (см. рисунок). Эта модель наглядно и системно отражает требования к знаниям, умениям, мировоззрению и профессионализму педагога в динамике его совершенствования. Заметим, что силовые линии образовательного и прагматического аспектов направлены к личности педагога с двух сторон, причем эти силовые линии являются результатом совместного влияния различных направлений подготовки–практической и теоретической, технологической и фундаментальной. Технологическое начало в умениях педагога должно развиваться одновременно с глубокой философской подготовкой и постоянным углублением в специальной подготовке, повышающей уровень педагогического профессионализма. Фундаментальные знания составляют базис знаний педагога. Основным способом постоянного развития модели знаний и умений педагога являются постоянные исследования в педагогической деятельности. Лабораторией исследований должны быть каждая лекция, лабораторные или практические занятия, любое коллективное или индивидуальное общение с обучаемым.

Графическая модель развития педагогаисследователя

Алексеев В. П., Степаньян В. В.Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров// Кон0цепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15432. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15432.htm.2ISSN 2304120X. 8

Для современной системы профессионального образования характерно развитие так называемых систем дистанционного образования, в которых общение педагога с обучаемыми происходит с помощью технических средств связи или путем использования комплексных учебнометодических пособий. В этом случае задача педагогаисследователя для достижения целей педагогического процесса существенно усложняется, так какон становится более виртуальным. Центр тяжести исследований в этом случае перемещается в область оптимизации содержания информационного обеспечения дистанционного образования. Для устранения виртуальности процесса обучения необходимо в систему образования вводить регулярные контрольные встречи педагога с обучаемыми в виде установочных сессий и т.п., играющие роль тестовых экспериментов в учебном процессе. Теория дистанционного образования не является достаточно разработанной и требует дальнейшего развития.Подведем итоги. Фундаментальная и технологическая интеграция инженернотехнического знания будет проходить по следующим направлениям:1.Космизацияинженерного мышления. Современный инженер призван быть творцом техносферы (особым образом организованной природной и социальной материи). Чтобы охватить (а затем и спроектировать) сложнейшие взаимосвязи природного и социального, современному инженеру необходим широкий, философский взгляд на мир [4].2.Гуманизацияинженерного мышления. Техносфера не должна превращаться в самоцель инженерной деятельности.Проектируя и конструируя техносферические построения, современный инженер должен прежде всегоисходить из нравственных потребностей человека.3.Сложность, многовариантностьинженерного мышления. Современное производство предъявляет инженеру все более сложные требования. Чтобы осуществить современную инженернотехническую деятельность, необходим учет всего многообразия «инженерных координат». Отсюда возникает настоятельная задача: перейти от одномерного инженерного мышления (ограниченного только инженернотехническими характеристиками) к многомерному, многовариантному мышлению, охватывающему совокупность исторически определенных характеристик инженерного объекта.4.Структуризацияинженерного мышления. Необходимы специальные способы уплотнения (сжатия) учебной информации. Важнейшим способом уплотнения информации является сквозная структуризация учебных курсов и создание на этой основе единой системы учебных дисциплин. Сквозные учебные курсы (фундаментального и технологического профиля) составляют ядрознаний, без которых современному инженеру не справиться с решением поставленныхзадач.Выводы1.Для решения проблем современного инженерного образования необходимо формирование учебнообразовательных моделей нового типа, при этом ставится методологосинтетическая образовательная задача по внедрению биосфернокосмологического синтезаучебной информации.2.Для выхода из кризиса инженерному образованию необходим переход от одномернопрофессионального инженерного образования к глобальнокультурологическому, где инженер будет одинаково открыт для восприятия всех форм культуры.3.Обобщены направления фундаментальной и технологической интеграции инженернотехнического знания.4.Представлена графическая модель развития педагогаисследователя.

Алексеев В. П., Степаньян В. В.Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров// Кон0цепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15432. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15432.htm.2ISSN 2304120X. 9

Ссылки на источники1.АльтшуллерГ. С.Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. –2е изд., доп.–Новосибирск: Наука Сиб.отдние, 1991. –225 с.2.ПоспеловаА. Г., Морев А. А. Высказывания, эксплицирующие установку на различные стороны личности адресата(лингвистический и философскоантропологический аспекты)// Антропоцентризм в языке и речи. СПб., 2003. С. 104–110.3.Степаньян В. В., Алексеев В. П. Системная технология выполнения выпускных квалификационных работ технического профиля // Концепт. –2014. –№ 09 (сентябрь).–URL: http://ekoncept.ru/2014/14228.htm. 4.Московченко А. Д., Алексеев В. П. Методологические и методические основы формирования групп проектного обучения: монография. –Томск: Издво Томск. гос. унта систем управления и радиоэлектроники, 2010. –134 с.

Valery Alexeev,Candidate of Engineering Sciences,Associate Professor, International Innovation University, Sochialekseev.valeri@yandex.ruVladimir Stepanian,

Master student, International Innovation University, Sochistep.wo@mail.ruThe role of engineering education in the development of additional education RetrainingAbstract. The paper deals with the main problems in the development of modern educational systems engineering education. Attention is drawn to the biospherethe cosmological synthesis of engineering education. The necessity of the transition from onedimensional and professional engineering education to globallyculturalis proved. The methods of reorientation toward fundamental integration of engineering and technical knowledge, constituting the content of academic disciplinesare described. The authors offergraphical model of the teacherresearcher in the vocational education system.Keywords:engineering education, engineering school, the biospherethe cosmological synthesis biosphere autotrophy, cosmization engineering thinking, the crisis of engineering education, basic integration, technological integration, functional discipline, through training courses, integrative core of educational information.References1.Al'tshuller,G. S. (1991). Najti ideju. Vvedenie v teoriju reshenija izobretatel'skih zadach,2e izd., dop., Nauka Sib.otdnie, Novosibirsk, 225 p.(in Russian).2.Pospelova,A. G. & Morev,A. A. (2003). “Vyskazyvanija, jeksplicirujushhie ustanovku na razlichnye storony lichnosti adresata (lingvisticheskij i filosofskoantropologicheskij aspekty)”,Antropocentrizm v jazyke i rechi, St. Petersburg, pp. 104–110 (in Russian).3.Stepan'jan,V. V. & Alekseev,V. P. (2014). “Sistemnaja tehnologija vypolnenija vypusknyh kvalifikacionnyh rabot tehnicheskogo profilja”,Koncept, № 09 (sentjabr'). Available at: http://ekoncept.ru/2014/14228.htm (in Russian).

4.Moskovchenko,A. D. & Alekseev,V. P. (2010). Metodologicheskie i metodicheskie osnovy formirovanija grupp proektnogo obuchenija: monografija, Izdvo Tomsk. gos. unta sistem upravlenija i radiojelektroniki, Tomsk, 134 p.(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived17.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.11.15ОпубликованаPublished30.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Алексеев В. П., Степаньян В. В., 2015

www.ekoncept.ru