Система внеурочных занятий по математике в 5 класcе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зимовейская Н. А. Система внеурочных занятий по математике в 5 класcе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45007.htm.
Аннотация. В статье описывается система организации занятий по математике во внеурочной деятельности с учениками 5 класса, представлено содержание учебного материала, даны варианты заданий для каждого блока урока.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЗимовейскаяНатальяАнатольевна,руководительШМОучителейфизикоматематическогоцикла,учительматематики,МБОУВерхнекольцовскаяосновнаяобщеобразовательнаяшкола,х.НижнекольцовТацинскогорайонаРостовскойобласти

kolcovshсool@rambler.ru

Системавнеурочныхзанятийпоматематикев5класcе

Аннотация.Встатьеописываетсясистемаорганизациизанятийпоматематикевовнеурочнойдеятельностисучениками5класса,представленосодержаниеучебногоматериала,данывариантызаданийдлякаждогоблокаурока.Ключевыеслова:креативныйурок,внеурочнаядеятельность,головоломки,развитиетворческихспособностей,математика,развитиеинтересакпредмету.

СовременноеинформационноеобществоXXIвекапредъявляеткличностивысочайшиетребования.Вэтойсвязирезкоизменилисьцелиобразованияличностиитрадиционносложившеесяобразованиеуженеможетобеспечитьихреализацию.

Современноеобразованиедолжнобытькреативнымпосвоемусодержаниюимногоуровневым,непрерывнымипреемственнымпоформе.

ВедущееместовновойкреативнойсистемеобразованияпринадлежитовладениюсовременнойметодологиейтворчестваТРИЗ(авторГ.Альтшуллер),какэффективнымсредствомразвитиятворческогомышления,способностигенерироватьновыенестандартныеидеи,каксредствомтворческогосаморазвитияивоспитанияеедуховнонравственногоиволевогокомплексов.Вэтойсвязиналюбомобразовательномуровнеучащийсяизобъектаобучения(какимонбылпритрадиционномобразовании)становится,преждевсего,субъектомразвития,саморазвитияисамовоспитания.

Новыецелимногоуровневогонепрерывногокреативногообразованияпотребовалиразработкиадекватныхцелямновыхдидактическихпринциповикорректировкиклассических,проектированияновыхорганизационныхструктур,разработкистратегииисозданиякреативныхпедагогическихтехнологийдлякаждогообразовательногоуровнясиспользованиеминновационныхсредств.

Изменениецелейпотребовалоизмененияакцентовворганизациипознавательнойдеятельностиучащихсявучебномпроцессе.Доминирующееположениевкреативнойсистемеобразованияпринадлежитсхемепоисковойпознавательнойдеятельностиучащихся.

Специфическиечертыновыхкреативныхтехнологий‬созданиепедагогическихусловий,обеспечивающихмотивацию,включениеучащихсявактивнуютворческую,втомчисле,исследовательскуюдеятельностьнавсехвидахзанятий.Такаятворческаядеятельностьобеспечиваетразвитиеинтеллектуальнойактивностиличности,мобилизациюиразвитиетворческихспособностей,формируетсистемноедиалектическоемышление,духовнонравственныйиволевойкомплексы,атакжеобеспечиваетпоследующую«трансформацию»элементовпоисковойпознавательнойдеятельности,вкоторуюактивновключенучащийся,вкреативныекачестватворческойличности,втомчисле,впотребностьвнепрерывномсаморазвитии[1].Длядостиженияэтихтребованийиреализациизадачивоспитаниялюбознательного,активнопознающегомирмладшегошкольника,обучениерешениюматематическихзадачтворческогоипоисковогохарактерабудутпроходитьнетольковурочной,ноивовнеурочнойработе.Вэтомнампомогаютзанятия,проводимыевовнеурочнойдеятельности«Занимательнаяматематика»,расширяющиематематическийкругозориэрудициюучащихся,способствующиеформированиюпознавательныхуниверсальныхучебныхдействий.Курспредназначендляразвитияматематическихспособностейучащихся,дляформированияэлементовлогическойиалгоритмическойграмотности,коммуникативныхумениймладшихшкольниковсприменениемколлективныхформорганизациизанятийииспользованиемсовременныхсредствобучения.Созданиеназанятияхситуацийактивногопоиска,предоставлениевозможностисделатьсобственное«открытие»,знакомствосоригинальнымипутямирассуждений,овладениеэлементарныминавыкамиисследовательскойдеятельностипозволятобучающимсяреализоватьсвоивозможности,приобрестиуверенностьвсвоихсилах.Содержаниекурса«Занимательнаяматематика»направленонавоспитаниеинтересакпредмету,развитиенаблюдательности,геометрическойзоркости,уменияанализировать,догадываться,рассуждать,доказывать,решатьучебнуюзадачутворчески.Содержаниеможетбытьиспользованодляпоказаучащимсявозможностейприменениятехзнанийиумений,которымиониовладеваютнаурокахматематики.Общаяхарактеристикакурса.Программа«Занимательнаяматематика»входитвовнеурочнуюдеятельностьпонаправлениюобщеинтеллектуальноеразвитиеличности,предусматриваетвключениезадачизаданий,трудностькоторыхопределяетсянестолькоматематическимсодержанием,скольконовизнойинеобычностьюматематическойситуации,чтоспособствуетпоявлениюуучащихсяжеланияотказатьсяотобразца,проявитьсамостоятельность,атакжеформированиюуменийработатьвусловияхпоискаиразвитиюсообразительности,любознательности.Впроцессевыполнениязаданийдетиучатсявидетьсходствоиразличия,замечатьизменения,выявлятьпричиныихарактеризмененийинаосновеэтогоформулироватьвыводы.Совместноесучителемдвижениеотвопросакответу‬этовозможностьнаучитьученикарассуждать,сомневаться,задумываться,старатьсясамомунаходитьвыходответ.Курс«Занимательнаяматематика»учитываетвозрастныеособенностимладшихшкольниковипоэтомупредусматриваеторганизациюподвижнойдеятельностиучащихся,котораянемешаетумственнойработе.Сэтойцельювключеныподвижныематематическиеигры,последовательнаясменаоднимучеником«центров»деятельностивтечениеодногозанятия;чтоприводиткпередвижениюучениковпоклассувходевыполненияматематическихзаданийналистахбумаги,расположенныхнастенахкласснойкомнаты,идр.Вовремязанятийважноподдерживатьпрямоеобщениемеждудетьми(возможностьподходитьдругкдругу,переговариваться,обмениватьсямыслями).Приорганизациицелесообразноиспользоватьпринципыигр«Ручеёк»,«Пересадки»,принципсвободногоперемещенияпоклассу,работувгруппахивпарахпостоянногоисменногосостава.Некоторыематематическиеигрыизаданиямогутприниматьформусостязаний,соревнованиймеждукомандами.Цельюработыкружкаявляетсясозданиеусловийисодействиеинтеллектуальномуразвитиюдетей,формированиеиподдержкаустойчивогоинтересакпредмету,интенсивноеформированиедеятельностныхспособностей.Мыставимпередкружкомследующиезадачи:формированиеумениярассуждатькаккомпоненталогическойграмотности;освоениеэвристическихприёмоврассуждений;формированиеинтеллектуальныхумений,связанныхсвыборомстратегиирешения,анализомситуации,сопоставлениемданных;развитиепознавательнойактивностиисамостоятельностиучащихся;формированиеспособностейнаблюдать,сравнивать,обобщать,находитьпростейшиезакономерности,использоватьдогадки,строитьипроверятьпростейшиегипотезы;формированиепространственныхпредставленийипространственноговоображения;привлечениеучащихсякобменуинформациейвходесвободногообщенияназанятиях.ОтметимвсоответствиисФГОСследующиеуниверсальныеучебныедействия,формируемыеназанятияхкружка[3].Личностныерезультаты:

развитиелюбознательности,сообразительностипривыполненииразнообразныхзаданийпроблемногоиэвристическогохарактера;

развитиевнимательности,настойчивости,целеустремленности,уменияпреодолеватьтрудности‬качестввесьмаважныхвпрактическойдеятельности;развитиесамостоятельностисуждений,независимостиинестандартностимышления.Метапредметныерезультаты:способностьосуществлятьинформационныйпоискдлявыполненияучебныхзадач;способностьработатьсмоделямиизучаемыхобъектовиявленийокружающегомира;умениеобобщать,отбиратьнеобходимуюинформацию,видетьобщеевединичномявлении,самостоятельнонаходитьрешениевозникающихпроблем,отражатьнаиболееобщиесущественныесвязииотношенияявленийдействительности:пространствоивремя,количествоикачество,причинаиследствие,логическоеивариативноемышление;владениебазовымпонятийнымаппаратом(доступнымдляосознаниямладшимшкольником),необходимымдлядальнейшегообразованиявобластиестественнонаучныхисоциальныхдисциплин;

умениенаблюдать,исследоватьявленияокружающегомира,выделятьхарактерныеособенностиприродныхобъектов,описыватьихарактеризоватьфактыисобытиякультуры,историиобщества;умениеконтролироватьсвоюдеятельность:сопоставлятьполученный(промежуточный,итоговый)результатсзаданнымусловием,обнаруживатьиисправлятьошибки;умениесравниватьразныеприемыдействий,выбиратьудобныеспособыдлявыполненияконкретногозадания;умениеанализироватьправилаигры,действоватьвсоответствиисзаданнымиправилами;умениевключатьсявгрупповуюработу,участвоватьвобсуждениипроблемныхвопросов,аргументироватьсвоюпозициювкоммуникации,учитыватьразныемнения,использоватькритериидляобоснованиясвоегосуждения.Организациидетскойдеятельностивозможнавразличныхформах:индивидуальнотворческаядеятельность;творческаядеятельностьвмалойподгруппе(3‬6человек);коллективнаятворческаядеятельность,работанадпроектами,учебноигроваядеятельность(познавательныеигры,занятия);игровойтренинг;конкурсы,турниры[5,6].

Занятияпредставляютсобойсовокупностьигриупражненийтренировочногохарактера,воздействующихнепосредственнонапсихическиекачестваребёнка:память,внимание,наблюдательность,быстротуреакции,мышление.

Такоепостроениезанятий,выборвидовиформорганизациидеятельностисоотноситсясрекомендациямиавторовП.М.Горева,В.В.Утёмова,С.А.Генкина,И.В.Итенберга,Д.В.Фомина[2,4].Оптимальнойструктуройкружковыхзанятийявляетсяциклическаяструктура,состоящаяизпятиэтапов:занятиерешениязадачпотетрадямнапечатнойоснове;решениезадачвформесоревнования;урокэкспериментальнойматематики;семинарповнеклассномучтению;урокактуализациинаучноготворчества.

Занятиепокурсувнеурочнойдеятельности«Занимательнаяматематика»построеноввидеблоковпосхемекреативногоурокаМ.М.Зиновкиной[1,2]иимеетбольшуюпедагогическуюценность,чемстандартноезанятие.

Приведупримерызаданийиупражненийнатренировкузрительнойпамяти,внимания,наблюдательности.Блок1.Мотивация.Положительнаямотивациянеобходимакакзалогуспешностиирезультативностилюбогозанятия.Маршруткреативногоурокацелесообразноначатьсмотивации‬удивления.Удивление‬этотропинкаклюбознательности,любознательность‬этодорогактворчеству,атворчество‬этокреативныйпутькзнаниям.Постановкацелейзанятия.Вопрос1:какаясвязьмеждуЗОЖиматематикой?(Слушаеммнениеучащихся).Подвожуитог:Спомощьючиселидействийнаднимиможнорассчитатьто,чтонужночеловекудляегоздоровья.Вопрос2:Знаетеливыотчегозависитздоровьечеловека?(Слушаеммнениеучащихся).Обобщаю:здоровьечеловеказависитна1/5отврача,на3/10отокружающейсредыина½отнассамих.(Надоскенаписаныслова«отврача»,«отокружающейсреды»,«отнассамих»напротивпишутчисла).Вопрос3:отчегобольшевсегозависит«здоровьечеловека»?Как«отнассамих».(Слушаеммнениеучащихся).Обобщаю:

а)отнашихпривычек,б)отпитания,в)отобразажизни.Сегоднямыспомощьюзнанийпотемам«Обыкновенныеидесятичныедроби»,«Процентыипропорция»увидимто,какнашипривычкииобразжизнивлияютнанашездоровье.IIIВоспроизведениеикоррекцияопорныхзнаний.Яприглашаювасвпервыйзалнашегодворца.Онназывается«Нашипривычки».Какимионимогутбыть?(Слушаеммнениеучащихся).Поговоримовредныхпривычках:окурениииупотребленииалкоголя.Накакихурокахвыещёговоритеоних?(Учащиесяотвечают).Социальныйпедагог:каждаязатяжкасигаретойсодержитвсебебольше100вреднейшихдлячеловекавеществ.Наиболееопасныйизних

никотин.Онпоражаетсердечно

сосудистуюсистему,органыдыхания,пищеварения,мозг,снижаетразвитие,задерживаетрост.Задача1:каждаясигаретасокращаетжизньчеловекана5минут,аесличеловеквыкуриваетвденьпачкусигарет,т.е.20сигарет,тоегожизньсокращаетсявденьна…,вмесяцна…,вгод...Продолжительностьжизни70лет.Скольколетжизнитеряетчеловекиззапривычкикурить?Решение:

1)5*20=100мин.вдень2)100*30=3000мин.=50часоввмесяц3)50*12=600часов=25сутоквгод4)25*70=1750суток=5летжизнитеряетчеловекиз

запривычкикурить.

Задача2:люди,употребляющиеспиртныенапитки,сокращаютсвоюжизньна9%.Еслисчитать,чтосредняяпродолжительностьжизничеловека70лет,топьющийчеловексокращаетсвоюжизньнаскольколет?Решение:70лет

100%Хлет‬9%х=(70*9):100=6,3≈6лет.Учитель:итак,сделаемвывод:курениеиалкогольсокращаютжизньчеловекана11летивместо70летпьющийикурящийчеловекпроживёттолько59лет.Значиткурениеиупотреблениеалкоголямедленноесамоубийство.Записьнадоске:курение+алкоголь=сокращениежизни.Выпусканиеизспециальногопистолетамыльныхпузырейлюбимоеначалокреативногоурокамоихучащихся.Блок2.Включаетвсебясодержательнуючастьпрограммыкурсаинаправленавцеломнаразвитиетворческоговоображенияифантазииучащихся.Здесьвобязательномпорядкеучитываютсятрифактора:способность,возможностьииндивидуальностькаждогоучащегося[710].Делениеобъектовначасти.Связи.ОбъединениевновоецелоеВызываемволшебникаДелиДавай.Дляэтогонадо:взятьтолькоодинпредмет;доказать,чтоэтотодинпредметнасамомделе‬многопредметов(расческаодна‬ноунеемногозубчиков,тетрадьодна‬новнейлисты,обложка,скрепкиит.п.);Объединить2предмета,чтобонисталикакимтополезнымцелым.Выясняем,чтоумеетделатьДелиДавай(делитьначастииобъединятьчастивцелое).Нарисоватьволшебника,чтоббылоясно,чтоэтодействительноДелиДавай.Назватьобъекты,которыеразделилДели‬Давай(ДД)(отделиллистьяотдеревьевосенью,хвостотящерицы,спичкуоткоробкиит.п.)‬иобъяснить,длячегоонэтосделал.Назвать,чтоможетразделитьДД(разделитьмысленно)идлячего?(листокоттетради‬чтобсделатьсамолетик,шинуотколеса‬чтобзалататьвнейдыркуит.п.).Объединитьоднородныеобъектывновоецелое:нарисоватьфигуркиизкружков,собратьконструкцииизспичечныхкоробков.Определитьцелоепочасти(учительпоказываетчастьпредмета,например,делатьигрушки‬детиопределяют,отчегоэтачасть).Усложнениезадания‬определить,какихдеталейнехватаетдляданногоцелого.Работасосхемой«дерево»:указываемчасти,связи,достраиваемсхему,устанавливаясвязи,определяемцелоепозаданнымчастям.РисуемзагадкиДелиДавая:выбираем«загадочныйобъект»изарисовываемегопочастям.Еслиполучится‬устанавливаемсвязи(загадкирисуемспервавместе,потом‬самостоятельно,предъявляядля«отгадывания»классу).Блок3.Психологическаяразгрузка.Психологическаяразгрузка(3мин).Ребята,сейчасмысделаемнебольшойперерыввнашейработе.Сядьтепрямотак,чтобыпозвоночникбылполностьювыпрямлен,смотритепрямопередсобой.1упражнение‬«Маятник»:покачаемголовойвлевовправо,впередназад.2упражнение ‬«Замочек»:соединимрукивзамокивытянемихперед,теперьнесколькоразсделаемвосьмерку.3упражнение‬«Погладимкотеночка»:вытянемрукивпередипредставим,чтомыгладимкотенка,делаемплавныедвижения,поглаживаяегопошерстке.Блок4.Головоломка.

Головоломкиявляютсялюбимойчастьюкреативногоурокамоихпервоклассников.Скаждымурокомихсложностьповышается,ноэтонемешаетучащимсячувствоватьсебяуспешными.Поскольку,используясвоитворческиевозможностииинтерескзаданию,каждыйможетнайтирешение.Например:АкробатисобачонкаВесятдвапустыхбочонкаШустрыйпесбезакробатаВеситдвамоткашпагата.АсодниммоткомягненокВеситвидитебочонок.СкольковеситаколбатВпересчетенаягнят?Блок5.Интеллектуальнаяразминка.Этотблокпозволяетобеспечитьмотивациюучащихсяивключитьихвтворческуюдеятельность.Наэтомэтапебольшинствозаданийосновываютсянажизненномопытесамихучащихся.Этизаданиязаставляютучащегосязадуматьсяопричинахиразличныхпоследствияхсобытий.«+или»Влюбомпредмете,явлении,процессе,фактенужнонайтикакположительные,такиотрицательныестороны.Пример1Явление:идетдождь.Этохорошо,потомучто:польетрастения;урожайлучшебудет;помоетдорогуидома;последождялегчедышится…Иэтоплохо,потомучто:мамагулятьнепускает;будутлужи;гденетасфальта,будетгрязь,машинызастреватьбудут…Пример2Предмет:ученическаяшариковаяручка.Ручкахорошая,потомучто:ручкойможнописать;дешевая;когдакончитсястержень,егоможнозаменить;когдасломается,изнееможнобудеттрубочкусделать;есличтотовщельзакатится,можноручкойдостать…Ручкаплохая,потомучто:пачкаетсяиногда;перестаетписать,еслиеекверхушарикомподержать;бывает,изстержняпаставытекает;ломаетсялегко…ПримечаниеВзависимостиотвозрастаучащихсявыбираетсясложностьобъектаигрыиглубинаанализа.Блок6.Игра«что,зачемиизчего».1.Выбираемпростойпредмет,доступныйдлярассмотрениясовсехсторон.2.Обсуждаемвопросы:зачемпредметнужен(возможеннаборответов),чтовнемхорошегоиплохого,чемможнозаменитьпредметичтохорошегоиплохогобудетвэтойзамене.3.Изчегосделанпредмет?Чембудетлучшеилихуже,еслиегосделатьиздругогоматериала(бумаги,стекла,кирпича,железа,дерева...)?4.Разбираем,изкакихчастейсостоитпредмет.Всевопросыпунктов2и3задаемпоповодукаждойчасти.5.Чтоизмениться,если…(далеевводимкакиетопростыеизменениявсистемуилиееподсистемы).ПримечаниеПоследовательностьвопросовиполнотаответовнеявляютсявсегдаобязательными.Главное,чтобыполучилсяживойразвивающийразговор.Пример:

Зачемэтотчайникнужен?

Водуналивать.

Ивсе?

Ну,ещеразливать,чайзаваривать...

Аизкакогоматериалаонсделан?

Изстекла.

Ачемэтостеклоотобыкновенногоотличается(показываюнаоконное).

Этотолще.

Аеще?

Онозвенитинепрозрачное.

Хорошо,такоестеклоназываетсяФАРФОР.

Как?

Фарфор!Акакиечастиестьучайника?

Хоботок,тело,ручка,крышкасхвостиком(т.е.сручкой).

Ачтоестьухоботка.

Дырочка.

Ачтохорошегоиплохоговтом,чтоестьхоботок?

Хорошего,чтоудобноразливать,аплохого,чторебенокможетпотянутьзахоботокиуронитьчайничек,иобожжетсятогда.

Авкрышке?

...

Аяпридумалновыйчайник,сдырочкойвбоку,воттут,чемтакойчайникбудетлучшеилихуже?Блок7.Компьютернаяинтеллектуальнаяподдержкамышления.СистематизацияизученныхзнанийУстныеупражнения.1)Решениеанаграмм.(слайд)Переставьтевсловахбуквытак,чтобыполучилосьслово

математическийтермин:ДВАКАТР;БРЬОД.2)Прочитайтедроби:(слайд)3)Какиеизданныхдробейявляютсяправильными?(слайд)4)Какиеизданныхдробейявляютсянеправильными?(слайд)5)Сравнитеэтидробисединицей.6)Какиезначенияможетприниматьчислитель,чтобыдробьбылаправильной?(слайд)7)Какиезначенияможетприниматьзнаменатель,чтобыдробьбыланеправильной?(слайд)8)Вычислитеустно(слайд):

9)Какаячастьквадратазакрашена?Нанашихзанятияхэтотблокявсегдапровожусиспользованиеминтерактивнойдоски.Блок8.Резюме.

Учительпредлагаетнарисоватьнадоскекаждомусмайлик,отражающийэмоциональноесостояниевовремяурока.Обучающиесяосуществляютрефлексию.

Ссылкинаисточники1. УтёмовВ.В.,ЗиновкинаМ.М.СтруктуракреативногоурокапоразвитиютворческойличностиучащихсявпедагогическойсистемеНФТМТРИЗ//Концепт.‬2013.‬Современныенаучныеисследования.Выпуск1.‬ART53572.‬URL:http://ekoncept.ru/2013/53572.htm2. УтёмовВ.В.,ЗиновкинаМ.М.,ГоревП.М.Педагогикакреативности:Прикладнойкурснаучноготворчества:Учебноепособие.‬Киров:АНОО«МежрегиональныйЦИТО»,2013.‬212с3. С.А.Генкин,И.В.Итенберг,Д.В.Фомин.Ленинградскиематематическиекружки:пособиедлявнекласснойработы.Киров,издательство«АСА»,1994.‬272с.4. ГоревП.М.Приобщениекматематическомутворчеству:Дополнительноематематическоеобразование:Монография.‬Saarbrucken:LambertAcademicPublishing,2012.‬156с.

5. ГоревП.М.Совершенствованиесистемыдополнительногоматематическогообразованиявсреднейшколе//Концепт.‬2014.‬№11(ноябрь).‬ART14298.‬URL:http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.6. ГоревП.М.Основныеформыорганизациидополнительногоматематическогообразованиявсреднейшколе//Концепт.‬2013.‬№05(май).‬ART13116.‬URL:http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.7. ГоревП.М.Видыучебнойдеятельностишкольниковиприобщениектворчествувовнекласснойработепоматематике//Концепт.‬2011.‬1квартал2011.‬ART11102.‬URL:http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.8. ГоревП.М.Формированиетворческойдеятельностишкольниковвдополнительномматематическомобразовании:Автореф.дис.…канд.пед.наук.‬Киров,2006.‬19с.9. ГоревП.М.Формированиетворческойдеятельностишкольниковвдополнительномматематическомобразовании:Дис.…канд.пед.наук.‬Киров,2006.‬158с.10. ГоревП.М.Приобщениешкольниковктворческойучебнойдеятельностинавнеклассныхзанятияхпоматематике//ВестникПоморскогоуниверситета.Серия«Физиологическиеипсихологопедагогическиенауки».‬2006.‬№5.‬С.160‬163.