Система внеурочных занятий по математике в 5 класcе
Выпуск:
ART 45007
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зимовейская
Н.
А. Система внеурочных занятий по математике в 5 класcе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 17. – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45007.htm.
Аннотация. В статье описывается система организации занятий по математике во внеурочной деятельности с учениками 5 класса, представлено содержание учебного материала, даны варианты заданий для каждого блока урока.
Ключевые слова:
математика, развитие творческих способностей, развитие интереса к предмету, внеурочная деятельность, креативный урок, головоломки
Похожие статьи
Текст статьи
ЗимовейскаяНатальяАнатольевна,руководительШМОучителейфизикоматематическогоцикла,учительматематики,МБОУВерхнекольцовскаяосновнаяобщеобразовательнаяшкола,х.НижнекольцовТацинскогорайонаРостовскойобласти
kolcovshсool@rambler.ru
Системавнеурочныхзанятийпоматематикев5класcе
Аннотация.Встатьеописываетсясистемаорганизациизанятийпоматематикевовнеурочнойдеятельностисучениками5класса,представленосодержаниеучебногоматериала,данывариантызаданийдлякаждогоблокаурока.Ключевыеслова:креативныйурок,внеурочнаядеятельность,головоломки,развитиетворческихспособностей,математика,развитиеинтересакпредмету.
СовременноеинформационноеобществоXXIвекапредъявляеткличностивысочайшиетребования.Вэтойсвязирезкоизменилисьцелиобразованияличностиитрадиционносложившеесяобразованиеуженеможетобеспечитьихреализацию.
Современноеобразованиедолжнобытькреативнымпосвоемусодержаниюимногоуровневым,непрерывнымипреемственнымпоформе.
ВедущееместовновойкреативнойсистемеобразованияпринадлежитовладениюсовременнойметодологиейтворчестваТРИЗ(авторГ.Альтшуллер),какэффективнымсредствомразвитиятворческогомышления,способностигенерироватьновыенестандартныеидеи,каксредствомтворческогосаморазвитияивоспитанияеедуховнонравственногоиволевогокомплексов.Вэтойсвязиналюбомобразовательномуровнеучащийсяизобъектаобучения(какимонбылпритрадиционномобразовании)становится,преждевсего,субъектомразвития,саморазвитияисамовоспитания.
Новыецелимногоуровневогонепрерывногокреативногообразованияпотребовалиразработкиадекватныхцелямновыхдидактическихпринциповикорректировкиклассических,проектированияновыхорганизационныхструктур,разработкистратегииисозданиякреативныхпедагогическихтехнологийдлякаждогообразовательногоуровнясиспользованиеминновационныхсредств.
Изменениецелейпотребовалоизмененияакцентовворганизациипознавательнойдеятельностиучащихсявучебномпроцессе.Доминирующееположениевкреативнойсистемеобразованияпринадлежитсхемепоисковойпознавательнойдеятельностиучащихся.
Специфическиечертыновыхкреативныхтехнологийсозданиепедагогическихусловий,обеспечивающихмотивацию,включениеучащихсявактивнуютворческую,втомчисле,исследовательскуюдеятельностьнавсехвидахзанятий.Такаятворческаядеятельностьобеспечиваетразвитиеинтеллектуальнойактивностиличности,мобилизациюиразвитиетворческихспособностей,формируетсистемноедиалектическоемышление,духовнонравственныйиволевойкомплексы,атакжеобеспечиваетпоследующую«трансформацию»элементовпоисковойпознавательнойдеятельности,вкоторуюактивновключенучащийся,вкреативныекачестватворческойличности,втомчисле,впотребностьвнепрерывномсаморазвитии[1].Длядостиженияэтихтребованийиреализациизадачивоспитаниялюбознательного,активнопознающегомирмладшегошкольника,обучениерешениюматематическихзадачтворческогоипоисковогохарактерабудутпроходитьнетольковурочной,ноивовнеурочнойработе.Вэтомнампомогаютзанятия,проводимыевовнеурочнойдеятельности«Занимательнаяматематика»,расширяющиематематическийкругозориэрудициюучащихся,способствующиеформированиюпознавательныхуниверсальныхучебныхдействий.Курспредназначендляразвитияматематическихспособностейучащихся,дляформированияэлементовлогическойиалгоритмическойграмотности,коммуникативныхумениймладшихшкольниковсприменениемколлективныхформорганизациизанятийииспользованиемсовременныхсредствобучения.Созданиеназанятияхситуацийактивногопоиска,предоставлениевозможностисделатьсобственное«открытие»,знакомствосоригинальнымипутямирассуждений,овладениеэлементарныминавыкамиисследовательскойдеятельностипозволятобучающимсяреализоватьсвоивозможности,приобрестиуверенностьвсвоихсилах.Содержаниекурса«Занимательнаяматематика»направленонавоспитаниеинтересакпредмету,развитиенаблюдательности,геометрическойзоркости,уменияанализировать,догадываться,рассуждать,доказывать,решатьучебнуюзадачутворчески.Содержаниеможетбытьиспользованодляпоказаучащимсявозможностейприменениятехзнанийиумений,которымиониовладеваютнаурокахматематики.Общаяхарактеристикакурса.Программа«Занимательнаяматематика»входитвовнеурочнуюдеятельностьпонаправлениюобщеинтеллектуальноеразвитиеличности,предусматриваетвключениезадачизаданий,трудностькоторыхопределяетсянестолькоматематическимсодержанием,скольконовизнойинеобычностьюматематическойситуации,чтоспособствуетпоявлениюуучащихсяжеланияотказатьсяотобразца,проявитьсамостоятельность,атакжеформированиюуменийработатьвусловияхпоискаиразвитиюсообразительности,любознательности.Впроцессевыполнениязаданийдетиучатсявидетьсходствоиразличия,замечатьизменения,выявлятьпричиныихарактеризмененийинаосновеэтогоформулироватьвыводы.Совместноесучителемдвижениеотвопросакответуэтовозможностьнаучитьученикарассуждать,сомневаться,задумываться,старатьсясамомунаходитьвыходответ.Курс«Занимательнаяматематика»учитываетвозрастныеособенностимладшихшкольниковипоэтомупредусматриваеторганизациюподвижнойдеятельностиучащихся,котораянемешаетумственнойработе.Сэтойцельювключеныподвижныематематическиеигры,последовательнаясменаоднимучеником«центров»деятельностивтечениеодногозанятия;чтоприводиткпередвижениюучениковпоклассувходевыполненияматематическихзаданийналистахбумаги,расположенныхнастенахкласснойкомнаты,идр.Вовремязанятийважноподдерживатьпрямоеобщениемеждудетьми(возможностьподходитьдругкдругу,переговариваться,обмениватьсямыслями).Приорганизациицелесообразноиспользоватьпринципыигр«Ручеёк»,«Пересадки»,принципсвободногоперемещенияпоклассу,работувгруппахивпарахпостоянногоисменногосостава.Некоторыематематическиеигрыизаданиямогутприниматьформусостязаний,соревнованиймеждукомандами.Цельюработыкружкаявляетсясозданиеусловийисодействиеинтеллектуальномуразвитиюдетей,формированиеиподдержкаустойчивогоинтересакпредмету,интенсивноеформированиедеятельностныхспособностей.Мыставимпередкружкомследующиезадачи:формированиеумениярассуждатькаккомпоненталогическойграмотности;освоениеэвристическихприёмоврассуждений;формированиеинтеллектуальныхумений,связанныхсвыборомстратегиирешения,анализомситуации,сопоставлениемданных;развитиепознавательнойактивностиисамостоятельностиучащихся;формированиеспособностейнаблюдать,сравнивать,обобщать,находитьпростейшиезакономерности,использоватьдогадки,строитьипроверятьпростейшиегипотезы;формированиепространственныхпредставленийипространственноговоображения;привлечениеучащихсякобменуинформациейвходесвободногообщенияназанятиях.ОтметимвсоответствиисФГОСследующиеуниверсальныеучебныедействия,формируемыеназанятияхкружка[3].Личностныерезультаты:
развитиелюбознательности,сообразительностипривыполненииразнообразныхзаданийпроблемногоиэвристическогохарактера;
развитиевнимательности,настойчивости,целеустремленности,уменияпреодолеватьтрудностикачестввесьмаважныхвпрактическойдеятельности;развитиесамостоятельностисуждений,независимостиинестандартностимышления.Метапредметныерезультаты:способностьосуществлятьинформационныйпоискдлявыполненияучебныхзадач;способностьработатьсмоделямиизучаемыхобъектовиявленийокружающегомира;умениеобобщать,отбиратьнеобходимуюинформацию,видетьобщеевединичномявлении,самостоятельнонаходитьрешениевозникающихпроблем,отражатьнаиболееобщиесущественныесвязииотношенияявленийдействительности:пространствоивремя,количествоикачество,причинаиследствие,логическоеивариативноемышление;владениебазовымпонятийнымаппаратом(доступнымдляосознаниямладшимшкольником),необходимымдлядальнейшегообразованиявобластиестественнонаучныхисоциальныхдисциплин;
умениенаблюдать,исследоватьявленияокружающегомира,выделятьхарактерныеособенностиприродныхобъектов,описыватьихарактеризоватьфактыисобытиякультуры,историиобщества;умениеконтролироватьсвоюдеятельность:сопоставлятьполученный(промежуточный,итоговый)результатсзаданнымусловием,обнаруживатьиисправлятьошибки;умениесравниватьразныеприемыдействий,выбиратьудобныеспособыдлявыполненияконкретногозадания;умениеанализироватьправилаигры,действоватьвсоответствиисзаданнымиправилами;умениевключатьсявгрупповуюработу,участвоватьвобсуждениипроблемныхвопросов,аргументироватьсвоюпозициювкоммуникации,учитыватьразныемнения,использоватькритериидляобоснованиясвоегосуждения.Организациидетскойдеятельностивозможнавразличныхформах:индивидуальнотворческаядеятельность;творческаядеятельностьвмалойподгруппе(36человек);коллективнаятворческаядеятельность,работанадпроектами,учебноигроваядеятельность(познавательныеигры,занятия);игровойтренинг;конкурсы,турниры[5,6].
Занятияпредставляютсобойсовокупностьигриупражненийтренировочногохарактера,воздействующихнепосредственнонапсихическиекачестваребёнка:память,внимание,наблюдательность,быстротуреакции,мышление.
Такоепостроениезанятий,выборвидовиформорганизациидеятельностисоотноситсясрекомендациямиавторовП.М.Горева,В.В.Утёмова,С.А.Генкина,И.В.Итенберга,Д.В.Фомина[2,4].Оптимальнойструктуройкружковыхзанятийявляетсяциклическаяструктура,состоящаяизпятиэтапов:занятиерешениязадачпотетрадямнапечатнойоснове;решениезадачвформесоревнования;урокэкспериментальнойматематики;семинарповнеклассномучтению;урокактуализациинаучноготворчества.
Занятиепокурсувнеурочнойдеятельности«Занимательнаяматематика»построеноввидеблоковпосхемекреативногоурокаМ.М.Зиновкиной[1,2]иимеетбольшуюпедагогическуюценность,чемстандартноезанятие.
Приведупримерызаданийиупражненийнатренировкузрительнойпамяти,внимания,наблюдательности.Блок1.Мотивация.Положительнаямотивациянеобходимакакзалогуспешностиирезультативностилюбогозанятия.Маршруткреативногоурокацелесообразноначатьсмотивацииудивления.Удивлениеэтотропинкаклюбознательности,любознательностьэтодорогактворчеству,атворчествоэтокреативныйпутькзнаниям.Постановкацелейзанятия.Вопрос1:какаясвязьмеждуЗОЖиматематикой?(Слушаеммнениеучащихся).Подвожуитог:Спомощьючиселидействийнаднимиможнорассчитатьто,чтонужночеловекудляегоздоровья.Вопрос2:Знаетеливыотчегозависитздоровьечеловека?(Слушаеммнениеучащихся).Обобщаю:здоровьечеловеказависитна1/5отврача,на3/10отокружающейсредыина½отнассамих.(Надоскенаписаныслова«отврача»,«отокружающейсреды»,«отнассамих»напротивпишутчисла).Вопрос3:отчегобольшевсегозависит«здоровьечеловека»?Как«отнассамих».(Слушаеммнениеучащихся).Обобщаю:
а)отнашихпривычек,б)отпитания,в)отобразажизни.Сегоднямыспомощьюзнанийпотемам«Обыкновенныеидесятичныедроби»,«Процентыипропорция»увидимто,какнашипривычкииобразжизнивлияютнанашездоровье.IIIВоспроизведениеикоррекцияопорныхзнаний.Яприглашаювасвпервыйзалнашегодворца.Онназывается«Нашипривычки».Какимионимогутбыть?(Слушаеммнениеучащихся).Поговоримовредныхпривычках:окурениииупотребленииалкоголя.Накакихурокахвыещёговоритеоних?(Учащиесяотвечают).Социальныйпедагог:каждаязатяжкасигаретойсодержитвсебебольше100вреднейшихдлячеловекавеществ.Наиболееопасныйизних
никотин.Онпоражаетсердечно
сосудистуюсистему,органыдыхания,пищеварения,мозг,снижаетразвитие,задерживаетрост.Задача1:каждаясигаретасокращаетжизньчеловекана5минут,аесличеловеквыкуриваетвденьпачкусигарет,т.е.20сигарет,тоегожизньсокращаетсявденьна…,вмесяцна…,вгод...Продолжительностьжизни70лет.Скольколетжизнитеряетчеловекиззапривычкикурить?Решение:
1)5*20=100мин.вдень2)100*30=3000мин.=50часоввмесяц3)50*12=600часов=25сутоквгод4)25*70=1750суток=5летжизнитеряетчеловекиз
запривычкикурить.
Задача2:люди,употребляющиеспиртныенапитки,сокращаютсвоюжизньна9%.Еслисчитать,чтосредняяпродолжительностьжизничеловека70лет,топьющийчеловексокращаетсвоюжизньнаскольколет?Решение:70лет
100%Хлет9%х=(70*9):100=6,3≈6лет.Учитель:итак,сделаемвывод:курениеиалкогольсокращаютжизньчеловекана11летивместо70летпьющийикурящийчеловекпроживёттолько59лет.Значиткурениеиупотреблениеалкоголямедленноесамоубийство.Записьнадоске:курение+алкоголь=сокращениежизни.Выпусканиеизспециальногопистолетамыльныхпузырейлюбимоеначалокреативногоурокамоихучащихся.Блок2.Включаетвсебясодержательнуючастьпрограммыкурсаинаправленавцеломнаразвитиетворческоговоображенияифантазииучащихся.Здесьвобязательномпорядкеучитываютсятрифактора:способность,возможностьииндивидуальностькаждогоучащегося[710].Делениеобъектовначасти.Связи.ОбъединениевновоецелоеВызываемволшебникаДелиДавай.Дляэтогонадо:взятьтолькоодинпредмет;доказать,чтоэтотодинпредметнасамомделемногопредметов(расческаоднаноунеемногозубчиков,тетрадьоднановнейлисты,обложка,скрепкиит.п.);Объединить2предмета,чтобонисталикакимтополезнымцелым.Выясняем,чтоумеетделатьДелиДавай(делитьначастииобъединятьчастивцелое).Нарисоватьволшебника,чтоббылоясно,чтоэтодействительноДелиДавай.Назватьобъекты,которыеразделилДелиДавай(ДД)(отделиллистьяотдеревьевосенью,хвостотящерицы,спичкуоткоробкиит.п.)иобъяснить,длячегоонэтосделал.Назвать,чтоможетразделитьДД(разделитьмысленно)идлячего?(листокоттетрадичтобсделатьсамолетик,шинуотколесачтобзалататьвнейдыркуит.п.).Объединитьоднородныеобъектывновоецелое:нарисоватьфигуркиизкружков,собратьконструкцииизспичечныхкоробков.Определитьцелоепочасти(учительпоказываетчастьпредмета,например,делатьигрушкидетиопределяют,отчегоэтачасть).Усложнениезаданияопределить,какихдеталейнехватаетдляданногоцелого.Работасосхемой«дерево»:указываемчасти,связи,достраиваемсхему,устанавливаясвязи,определяемцелоепозаданнымчастям.РисуемзагадкиДелиДавая:выбираем«загадочныйобъект»изарисовываемегопочастям.Еслиполучитсяустанавливаемсвязи(загадкирисуемспервавместе,потомсамостоятельно,предъявляядля«отгадывания»классу).Блок3.Психологическаяразгрузка.Психологическаяразгрузка(3мин).Ребята,сейчасмысделаемнебольшойперерыввнашейработе.Сядьтепрямотак,чтобыпозвоночникбылполностьювыпрямлен,смотритепрямопередсобой.1упражнение«Маятник»:покачаемголовойвлевовправо,впередназад.2упражнение «Замочек»:соединимрукивзамокивытянемихперед,теперьнесколькоразсделаемвосьмерку.3упражнение«Погладимкотеночка»:вытянемрукивпередипредставим,чтомыгладимкотенка,делаемплавныедвижения,поглаживаяегопошерстке.Блок4.Головоломка.
Головоломкиявляютсялюбимойчастьюкреативногоурокамоихпервоклассников.Скаждымурокомихсложностьповышается,ноэтонемешаетучащимсячувствоватьсебяуспешными.Поскольку,используясвоитворческиевозможностииинтерескзаданию,каждыйможетнайтирешение.Например:АкробатисобачонкаВесятдвапустыхбочонкаШустрыйпесбезакробатаВеситдвамоткашпагата.АсодниммоткомягненокВеситвидитебочонок.СкольковеситаколбатВпересчетенаягнят?Блок5.Интеллектуальнаяразминка.Этотблокпозволяетобеспечитьмотивациюучащихсяивключитьихвтворческуюдеятельность.Наэтомэтапебольшинствозаданийосновываютсянажизненномопытесамихучащихся.Этизаданиязаставляютучащегосязадуматьсяопричинахиразличныхпоследствияхсобытий.«+или»Влюбомпредмете,явлении,процессе,фактенужнонайтикакположительные,такиотрицательныестороны.Пример1Явление:идетдождь.Этохорошо,потомучто:польетрастения;урожайлучшебудет;помоетдорогуидома;последождялегчедышится…Иэтоплохо,потомучто:мамагулятьнепускает;будутлужи;гденетасфальта,будетгрязь,машинызастреватьбудут…Пример2Предмет:ученическаяшариковаяручка.Ручкахорошая,потомучто:ручкойможнописать;дешевая;когдакончитсястержень,егоможнозаменить;когдасломается,изнееможнобудеттрубочкусделать;есличтотовщельзакатится,можноручкойдостать…Ручкаплохая,потомучто:пачкаетсяиногда;перестаетписать,еслиеекверхушарикомподержать;бывает,изстержняпаставытекает;ломаетсялегко…ПримечаниеВзависимостиотвозрастаучащихсявыбираетсясложностьобъектаигрыиглубинаанализа.Блок6.Игра«что,зачемиизчего».1.Выбираемпростойпредмет,доступныйдлярассмотрениясовсехсторон.2.Обсуждаемвопросы:зачемпредметнужен(возможеннаборответов),чтовнемхорошегоиплохого,чемможнозаменитьпредметичтохорошегоиплохогобудетвэтойзамене.3.Изчегосделанпредмет?Чембудетлучшеилихуже,еслиегосделатьиздругогоматериала(бумаги,стекла,кирпича,железа,дерева...)?4.Разбираем,изкакихчастейсостоитпредмет.Всевопросыпунктов2и3задаемпоповодукаждойчасти.5.Чтоизмениться,если…(далеевводимкакиетопростыеизменениявсистемуилиееподсистемы).ПримечаниеПоследовательностьвопросовиполнотаответовнеявляютсявсегдаобязательными.Главное,чтобыполучилсяживойразвивающийразговор.Пример:
Зачемэтотчайникнужен?
Водуналивать.
Ивсе?
Ну,ещеразливать,чайзаваривать...
Аизкакогоматериалаонсделан?
Изстекла.
Ачемэтостеклоотобыкновенногоотличается(показываюнаоконное).
Этотолще.
Аеще?
Онозвенитинепрозрачное.
Хорошо,такоестеклоназываетсяФАРФОР.
Как?
Фарфор!Акакиечастиестьучайника?
Хоботок,тело,ручка,крышкасхвостиком(т.е.сручкой).
Ачтоестьухоботка.
Дырочка.
Ачтохорошегоиплохоговтом,чтоестьхоботок?
Хорошего,чтоудобноразливать,аплохого,чторебенокможетпотянутьзахоботокиуронитьчайничек,иобожжетсятогда.
Авкрышке?
...
Аяпридумалновыйчайник,сдырочкойвбоку,воттут,чемтакойчайникбудетлучшеилихуже?Блок7.Компьютернаяинтеллектуальнаяподдержкамышления.СистематизацияизученныхзнанийУстныеупражнения.1)Решениеанаграмм.(слайд)Переставьтевсловахбуквытак,чтобыполучилосьслово
математическийтермин:ДВАКАТР;БРЬОД.2)Прочитайтедроби:(слайд)3)Какиеизданныхдробейявляютсяправильными?(слайд)4)Какиеизданныхдробейявляютсянеправильными?(слайд)5)Сравнитеэтидробисединицей.6)Какиезначенияможетприниматьчислитель,чтобыдробьбылаправильной?(слайд)7)Какиезначенияможетприниматьзнаменатель,чтобыдробьбыланеправильной?(слайд)8)Вычислитеустно(слайд):
9)Какаячастьквадратазакрашена?Нанашихзанятияхэтотблокявсегдапровожусиспользованиеминтерактивнойдоски.Блок8.Резюме.
Учительпредлагаетнарисоватьнадоскекаждомусмайлик,отражающийэмоциональноесостояниевовремяурока.Обучающиесяосуществляютрефлексию.
Ссылкинаисточники1. УтёмовВ.В.,ЗиновкинаМ.М.СтруктуракреативногоурокапоразвитиютворческойличностиучащихсявпедагогическойсистемеНФТМТРИЗ//Концепт.2013.Современныенаучныеисследования.Выпуск1.ART53572.URL:http://ekoncept.ru/2013/53572.htm2. УтёмовВ.В.,ЗиновкинаМ.М.,ГоревП.М.Педагогикакреативности:Прикладнойкурснаучноготворчества:Учебноепособие.Киров:АНОО«МежрегиональныйЦИТО»,2013.212с3. С.А.Генкин,И.В.Итенберг,Д.В.Фомин.Ленинградскиематематическиекружки:пособиедлявнекласснойработы.Киров,издательство«АСА»,1994.272с.4. ГоревП.М.Приобщениекматематическомутворчеству:Дополнительноематематическоеобразование:Монография.Saarbrucken:LambertAcademicPublishing,2012.156с.
5. ГоревП.М.Совершенствованиесистемыдополнительногоматематическогообразованиявсреднейшколе//Концепт.2014.№11(ноябрь).ART14298.URL:http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.6. ГоревП.М.Основныеформыорганизациидополнительногоматематическогообразованиявсреднейшколе//Концепт.2013.№05(май).ART13116.URL:http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.7. ГоревП.М.Видыучебнойдеятельностишкольниковиприобщениектворчествувовнекласснойработепоматематике//Концепт.2011.1квартал2011.ART11102.URL:http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.8. ГоревП.М.Формированиетворческойдеятельностишкольниковвдополнительномматематическомобразовании:Автореф.дис.…канд.пед.наук.Киров,2006.19с.9. ГоревП.М.Формированиетворческойдеятельностишкольниковвдополнительномматематическомобразовании:Дис.…канд.пед.наук.Киров,2006.158с.10. ГоревП.М.Приобщениешкольниковктворческойучебнойдеятельностинавнеклассныхзанятияхпоматематике//ВестникПоморскогоуниверситета.Серия«Физиологическиеипсихологопедагогическиенауки».2006.№5.С.160163.
kolcovshсool@rambler.ru
Системавнеурочныхзанятийпоматематикев5класcе
Аннотация.Встатьеописываетсясистемаорганизациизанятийпоматематикевовнеурочнойдеятельностисучениками5класса,представленосодержаниеучебногоматериала,данывариантызаданийдлякаждогоблокаурока.Ключевыеслова:креативныйурок,внеурочнаядеятельность,головоломки,развитиетворческихспособностей,математика,развитиеинтересакпредмету.
СовременноеинформационноеобществоXXIвекапредъявляеткличностивысочайшиетребования.Вэтойсвязирезкоизменилисьцелиобразованияличностиитрадиционносложившеесяобразованиеуженеможетобеспечитьихреализацию.
Современноеобразованиедолжнобытькреативнымпосвоемусодержаниюимногоуровневым,непрерывнымипреемственнымпоформе.
ВедущееместовновойкреативнойсистемеобразованияпринадлежитовладениюсовременнойметодологиейтворчестваТРИЗ(авторГ.Альтшуллер),какэффективнымсредствомразвитиятворческогомышления,способностигенерироватьновыенестандартныеидеи,каксредствомтворческогосаморазвитияивоспитанияеедуховнонравственногоиволевогокомплексов.Вэтойсвязиналюбомобразовательномуровнеучащийсяизобъектаобучения(какимонбылпритрадиционномобразовании)становится,преждевсего,субъектомразвития,саморазвитияисамовоспитания.
Новыецелимногоуровневогонепрерывногокреативногообразованияпотребовалиразработкиадекватныхцелямновыхдидактическихпринциповикорректировкиклассических,проектированияновыхорганизационныхструктур,разработкистратегииисозданиякреативныхпедагогическихтехнологийдлякаждогообразовательногоуровнясиспользованиеминновационныхсредств.
Изменениецелейпотребовалоизмененияакцентовворганизациипознавательнойдеятельностиучащихсявучебномпроцессе.Доминирующееположениевкреативнойсистемеобразованияпринадлежитсхемепоисковойпознавательнойдеятельностиучащихся.
Специфическиечертыновыхкреативныхтехнологийсозданиепедагогическихусловий,обеспечивающихмотивацию,включениеучащихсявактивнуютворческую,втомчисле,исследовательскуюдеятельностьнавсехвидахзанятий.Такаятворческаядеятельностьобеспечиваетразвитиеинтеллектуальнойактивностиличности,мобилизациюиразвитиетворческихспособностей,формируетсистемноедиалектическоемышление,духовнонравственныйиволевойкомплексы,атакжеобеспечиваетпоследующую«трансформацию»элементовпоисковойпознавательнойдеятельности,вкоторуюактивновключенучащийся,вкреативныекачестватворческойличности,втомчисле,впотребностьвнепрерывномсаморазвитии[1].Длядостиженияэтихтребованийиреализациизадачивоспитаниялюбознательного,активнопознающегомирмладшегошкольника,обучениерешениюматематическихзадачтворческогоипоисковогохарактерабудутпроходитьнетольковурочной,ноивовнеурочнойработе.Вэтомнампомогаютзанятия,проводимыевовнеурочнойдеятельности«Занимательнаяматематика»,расширяющиематематическийкругозориэрудициюучащихся,способствующиеформированиюпознавательныхуниверсальныхучебныхдействий.Курспредназначендляразвитияматематическихспособностейучащихся,дляформированияэлементовлогическойиалгоритмическойграмотности,коммуникативныхумениймладшихшкольниковсприменениемколлективныхформорганизациизанятийииспользованиемсовременныхсредствобучения.Созданиеназанятияхситуацийактивногопоиска,предоставлениевозможностисделатьсобственное«открытие»,знакомствосоригинальнымипутямирассуждений,овладениеэлементарныминавыкамиисследовательскойдеятельностипозволятобучающимсяреализоватьсвоивозможности,приобрестиуверенностьвсвоихсилах.Содержаниекурса«Занимательнаяматематика»направленонавоспитаниеинтересакпредмету,развитиенаблюдательности,геометрическойзоркости,уменияанализировать,догадываться,рассуждать,доказывать,решатьучебнуюзадачутворчески.Содержаниеможетбытьиспользованодляпоказаучащимсявозможностейприменениятехзнанийиумений,которымиониовладеваютнаурокахматематики.Общаяхарактеристикакурса.Программа«Занимательнаяматематика»входитвовнеурочнуюдеятельностьпонаправлениюобщеинтеллектуальноеразвитиеличности,предусматриваетвключениезадачизаданий,трудностькоторыхопределяетсянестолькоматематическимсодержанием,скольконовизнойинеобычностьюматематическойситуации,чтоспособствуетпоявлениюуучащихсяжеланияотказатьсяотобразца,проявитьсамостоятельность,атакжеформированиюуменийработатьвусловияхпоискаиразвитиюсообразительности,любознательности.Впроцессевыполнениязаданийдетиучатсявидетьсходствоиразличия,замечатьизменения,выявлятьпричиныихарактеризмененийинаосновеэтогоформулироватьвыводы.Совместноесучителемдвижениеотвопросакответуэтовозможностьнаучитьученикарассуждать,сомневаться,задумываться,старатьсясамомунаходитьвыходответ.Курс«Занимательнаяматематика»учитываетвозрастныеособенностимладшихшкольниковипоэтомупредусматриваеторганизациюподвижнойдеятельностиучащихся,котораянемешаетумственнойработе.Сэтойцельювключеныподвижныематематическиеигры,последовательнаясменаоднимучеником«центров»деятельностивтечениеодногозанятия;чтоприводиткпередвижениюучениковпоклассувходевыполненияматематическихзаданийналистахбумаги,расположенныхнастенахкласснойкомнаты,идр.Вовремязанятийважноподдерживатьпрямоеобщениемеждудетьми(возможностьподходитьдругкдругу,переговариваться,обмениватьсямыслями).Приорганизациицелесообразноиспользоватьпринципыигр«Ручеёк»,«Пересадки»,принципсвободногоперемещенияпоклассу,работувгруппахивпарахпостоянногоисменногосостава.Некоторыематематическиеигрыизаданиямогутприниматьформусостязаний,соревнованиймеждукомандами.Цельюработыкружкаявляетсясозданиеусловийисодействиеинтеллектуальномуразвитиюдетей,формированиеиподдержкаустойчивогоинтересакпредмету,интенсивноеформированиедеятельностныхспособностей.Мыставимпередкружкомследующиезадачи:формированиеумениярассуждатькаккомпоненталогическойграмотности;освоениеэвристическихприёмоврассуждений;формированиеинтеллектуальныхумений,связанныхсвыборомстратегиирешения,анализомситуации,сопоставлениемданных;развитиепознавательнойактивностиисамостоятельностиучащихся;формированиеспособностейнаблюдать,сравнивать,обобщать,находитьпростейшиезакономерности,использоватьдогадки,строитьипроверятьпростейшиегипотезы;формированиепространственныхпредставленийипространственноговоображения;привлечениеучащихсякобменуинформациейвходесвободногообщенияназанятиях.ОтметимвсоответствиисФГОСследующиеуниверсальныеучебныедействия,формируемыеназанятияхкружка[3].Личностныерезультаты:
развитиелюбознательности,сообразительностипривыполненииразнообразныхзаданийпроблемногоиэвристическогохарактера;
развитиевнимательности,настойчивости,целеустремленности,уменияпреодолеватьтрудностикачестввесьмаважныхвпрактическойдеятельности;развитиесамостоятельностисуждений,независимостиинестандартностимышления.Метапредметныерезультаты:способностьосуществлятьинформационныйпоискдлявыполненияучебныхзадач;способностьработатьсмоделямиизучаемыхобъектовиявленийокружающегомира;умениеобобщать,отбиратьнеобходимуюинформацию,видетьобщеевединичномявлении,самостоятельнонаходитьрешениевозникающихпроблем,отражатьнаиболееобщиесущественныесвязииотношенияявленийдействительности:пространствоивремя,количествоикачество,причинаиследствие,логическоеивариативноемышление;владениебазовымпонятийнымаппаратом(доступнымдляосознаниямладшимшкольником),необходимымдлядальнейшегообразованиявобластиестественнонаучныхисоциальныхдисциплин;
умениенаблюдать,исследоватьявленияокружающегомира,выделятьхарактерныеособенностиприродныхобъектов,описыватьихарактеризоватьфактыисобытиякультуры,историиобщества;умениеконтролироватьсвоюдеятельность:сопоставлятьполученный(промежуточный,итоговый)результатсзаданнымусловием,обнаруживатьиисправлятьошибки;умениесравниватьразныеприемыдействий,выбиратьудобныеспособыдлявыполненияконкретногозадания;умениеанализироватьправилаигры,действоватьвсоответствиисзаданнымиправилами;умениевключатьсявгрупповуюработу,участвоватьвобсуждениипроблемныхвопросов,аргументироватьсвоюпозициювкоммуникации,учитыватьразныемнения,использоватькритериидляобоснованиясвоегосуждения.Организациидетскойдеятельностивозможнавразличныхформах:индивидуальнотворческаядеятельность;творческаядеятельностьвмалойподгруппе(36человек);коллективнаятворческаядеятельность,работанадпроектами,учебноигроваядеятельность(познавательныеигры,занятия);игровойтренинг;конкурсы,турниры[5,6].
Занятияпредставляютсобойсовокупностьигриупражненийтренировочногохарактера,воздействующихнепосредственнонапсихическиекачестваребёнка:память,внимание,наблюдательность,быстротуреакции,мышление.
Такоепостроениезанятий,выборвидовиформорганизациидеятельностисоотноситсясрекомендациямиавторовП.М.Горева,В.В.Утёмова,С.А.Генкина,И.В.Итенберга,Д.В.Фомина[2,4].Оптимальнойструктуройкружковыхзанятийявляетсяциклическаяструктура,состоящаяизпятиэтапов:занятиерешениязадачпотетрадямнапечатнойоснове;решениезадачвформесоревнования;урокэкспериментальнойматематики;семинарповнеклассномучтению;урокактуализациинаучноготворчества.
Занятиепокурсувнеурочнойдеятельности«Занимательнаяматематика»построеноввидеблоковпосхемекреативногоурокаМ.М.Зиновкиной[1,2]иимеетбольшуюпедагогическуюценность,чемстандартноезанятие.
Приведупримерызаданийиупражненийнатренировкузрительнойпамяти,внимания,наблюдательности.Блок1.Мотивация.Положительнаямотивациянеобходимакакзалогуспешностиирезультативностилюбогозанятия.Маршруткреативногоурокацелесообразноначатьсмотивацииудивления.Удивлениеэтотропинкаклюбознательности,любознательностьэтодорогактворчеству,атворчествоэтокреативныйпутькзнаниям.Постановкацелейзанятия.Вопрос1:какаясвязьмеждуЗОЖиматематикой?(Слушаеммнениеучащихся).Подвожуитог:Спомощьючиселидействийнаднимиможнорассчитатьто,чтонужночеловекудляегоздоровья.Вопрос2:Знаетеливыотчегозависитздоровьечеловека?(Слушаеммнениеучащихся).Обобщаю:здоровьечеловеказависитна1/5отврача,на3/10отокружающейсредыина½отнассамих.(Надоскенаписаныслова«отврача»,«отокружающейсреды»,«отнассамих»напротивпишутчисла).Вопрос3:отчегобольшевсегозависит«здоровьечеловека»?Как«отнассамих».(Слушаеммнениеучащихся).Обобщаю:
а)отнашихпривычек,б)отпитания,в)отобразажизни.Сегоднямыспомощьюзнанийпотемам«Обыкновенныеидесятичныедроби»,«Процентыипропорция»увидимто,какнашипривычкииобразжизнивлияютнанашездоровье.IIIВоспроизведениеикоррекцияопорныхзнаний.Яприглашаювасвпервыйзалнашегодворца.Онназывается«Нашипривычки».Какимионимогутбыть?(Слушаеммнениеучащихся).Поговоримовредныхпривычках:окурениииупотребленииалкоголя.Накакихурокахвыещёговоритеоних?(Учащиесяотвечают).Социальныйпедагог:каждаязатяжкасигаретойсодержитвсебебольше100вреднейшихдлячеловекавеществ.Наиболееопасныйизних
никотин.Онпоражаетсердечно
сосудистуюсистему,органыдыхания,пищеварения,мозг,снижаетразвитие,задерживаетрост.Задача1:каждаясигаретасокращаетжизньчеловекана5минут,аесличеловеквыкуриваетвденьпачкусигарет,т.е.20сигарет,тоегожизньсокращаетсявденьна…,вмесяцна…,вгод...Продолжительностьжизни70лет.Скольколетжизнитеряетчеловекиззапривычкикурить?Решение:
1)5*20=100мин.вдень2)100*30=3000мин.=50часоввмесяц3)50*12=600часов=25сутоквгод4)25*70=1750суток=5летжизнитеряетчеловекиз
запривычкикурить.
Задача2:люди,употребляющиеспиртныенапитки,сокращаютсвоюжизньна9%.Еслисчитать,чтосредняяпродолжительностьжизничеловека70лет,топьющийчеловексокращаетсвоюжизньнаскольколет?Решение:70лет
100%Хлет9%х=(70*9):100=6,3≈6лет.Учитель:итак,сделаемвывод:курениеиалкогольсокращаютжизньчеловекана11летивместо70летпьющийикурящийчеловекпроживёттолько59лет.Значиткурениеиупотреблениеалкоголямедленноесамоубийство.Записьнадоске:курение+алкоголь=сокращениежизни.Выпусканиеизспециальногопистолетамыльныхпузырейлюбимоеначалокреативногоурокамоихучащихся.Блок2.Включаетвсебясодержательнуючастьпрограммыкурсаинаправленавцеломнаразвитиетворческоговоображенияифантазииучащихся.Здесьвобязательномпорядкеучитываютсятрифактора:способность,возможностьииндивидуальностькаждогоучащегося[710].Делениеобъектовначасти.Связи.ОбъединениевновоецелоеВызываемволшебникаДелиДавай.Дляэтогонадо:взятьтолькоодинпредмет;доказать,чтоэтотодинпредметнасамомделемногопредметов(расческаоднаноунеемногозубчиков,тетрадьоднановнейлисты,обложка,скрепкиит.п.);Объединить2предмета,чтобонисталикакимтополезнымцелым.Выясняем,чтоумеетделатьДелиДавай(делитьначастииобъединятьчастивцелое).Нарисоватьволшебника,чтоббылоясно,чтоэтодействительноДелиДавай.Назватьобъекты,которыеразделилДелиДавай(ДД)(отделиллистьяотдеревьевосенью,хвостотящерицы,спичкуоткоробкиит.п.)иобъяснить,длячегоонэтосделал.Назвать,чтоможетразделитьДД(разделитьмысленно)идлячего?(листокоттетрадичтобсделатьсамолетик,шинуотколесачтобзалататьвнейдыркуит.п.).Объединитьоднородныеобъектывновоецелое:нарисоватьфигуркиизкружков,собратьконструкцииизспичечныхкоробков.Определитьцелоепочасти(учительпоказываетчастьпредмета,например,делатьигрушкидетиопределяют,отчегоэтачасть).Усложнениезаданияопределить,какихдеталейнехватаетдляданногоцелого.Работасосхемой«дерево»:указываемчасти,связи,достраиваемсхему,устанавливаясвязи,определяемцелоепозаданнымчастям.РисуемзагадкиДелиДавая:выбираем«загадочныйобъект»изарисовываемегопочастям.Еслиполучитсяустанавливаемсвязи(загадкирисуемспервавместе,потомсамостоятельно,предъявляядля«отгадывания»классу).Блок3.Психологическаяразгрузка.Психологическаяразгрузка(3мин).Ребята,сейчасмысделаемнебольшойперерыввнашейработе.Сядьтепрямотак,чтобыпозвоночникбылполностьювыпрямлен,смотритепрямопередсобой.1упражнение«Маятник»:покачаемголовойвлевовправо,впередназад.2упражнение «Замочек»:соединимрукивзамокивытянемихперед,теперьнесколькоразсделаемвосьмерку.3упражнение«Погладимкотеночка»:вытянемрукивпередипредставим,чтомыгладимкотенка,делаемплавныедвижения,поглаживаяегопошерстке.Блок4.Головоломка.
Головоломкиявляютсялюбимойчастьюкреативногоурокамоихпервоклассников.Скаждымурокомихсложностьповышается,ноэтонемешаетучащимсячувствоватьсебяуспешными.Поскольку,используясвоитворческиевозможностииинтерескзаданию,каждыйможетнайтирешение.Например:АкробатисобачонкаВесятдвапустыхбочонкаШустрыйпесбезакробатаВеситдвамоткашпагата.АсодниммоткомягненокВеситвидитебочонок.СкольковеситаколбатВпересчетенаягнят?Блок5.Интеллектуальнаяразминка.Этотблокпозволяетобеспечитьмотивациюучащихсяивключитьихвтворческуюдеятельность.Наэтомэтапебольшинствозаданийосновываютсянажизненномопытесамихучащихся.Этизаданиязаставляютучащегосязадуматьсяопричинахиразличныхпоследствияхсобытий.«+или»Влюбомпредмете,явлении,процессе,фактенужнонайтикакположительные,такиотрицательныестороны.Пример1Явление:идетдождь.Этохорошо,потомучто:польетрастения;урожайлучшебудет;помоетдорогуидома;последождялегчедышится…Иэтоплохо,потомучто:мамагулятьнепускает;будутлужи;гденетасфальта,будетгрязь,машинызастреватьбудут…Пример2Предмет:ученическаяшариковаяручка.Ручкахорошая,потомучто:ручкойможнописать;дешевая;когдакончитсястержень,егоможнозаменить;когдасломается,изнееможнобудеттрубочкусделать;есличтотовщельзакатится,можноручкойдостать…Ручкаплохая,потомучто:пачкаетсяиногда;перестаетписать,еслиеекверхушарикомподержать;бывает,изстержняпаставытекает;ломаетсялегко…ПримечаниеВзависимостиотвозрастаучащихсявыбираетсясложностьобъектаигрыиглубинаанализа.Блок6.Игра«что,зачемиизчего».1.Выбираемпростойпредмет,доступныйдлярассмотрениясовсехсторон.2.Обсуждаемвопросы:зачемпредметнужен(возможеннаборответов),чтовнемхорошегоиплохого,чемможнозаменитьпредметичтохорошегоиплохогобудетвэтойзамене.3.Изчегосделанпредмет?Чембудетлучшеилихуже,еслиегосделатьиздругогоматериала(бумаги,стекла,кирпича,железа,дерева...)?4.Разбираем,изкакихчастейсостоитпредмет.Всевопросыпунктов2и3задаемпоповодукаждойчасти.5.Чтоизмениться,если…(далеевводимкакиетопростыеизменениявсистемуилиееподсистемы).ПримечаниеПоследовательностьвопросовиполнотаответовнеявляютсявсегдаобязательными.Главное,чтобыполучилсяживойразвивающийразговор.Пример:
Зачемэтотчайникнужен?
Водуналивать.
Ивсе?
Ну,ещеразливать,чайзаваривать...
Аизкакогоматериалаонсделан?
Изстекла.
Ачемэтостеклоотобыкновенногоотличается(показываюнаоконное).
Этотолще.
Аеще?
Онозвенитинепрозрачное.
Хорошо,такоестеклоназываетсяФАРФОР.
Как?
Фарфор!Акакиечастиестьучайника?
Хоботок,тело,ручка,крышкасхвостиком(т.е.сручкой).
Ачтоестьухоботка.
Дырочка.
Ачтохорошегоиплохоговтом,чтоестьхоботок?
Хорошего,чтоудобноразливать,аплохого,чторебенокможетпотянутьзахоботокиуронитьчайничек,иобожжетсятогда.
Авкрышке?
...
Аяпридумалновыйчайник,сдырочкойвбоку,воттут,чемтакойчайникбудетлучшеилихуже?Блок7.Компьютернаяинтеллектуальнаяподдержкамышления.СистематизацияизученныхзнанийУстныеупражнения.1)Решениеанаграмм.(слайд)Переставьтевсловахбуквытак,чтобыполучилосьслово
математическийтермин:ДВАКАТР;БРЬОД.2)Прочитайтедроби:(слайд)3)Какиеизданныхдробейявляютсяправильными?(слайд)4)Какиеизданныхдробейявляютсянеправильными?(слайд)5)Сравнитеэтидробисединицей.6)Какиезначенияможетприниматьчислитель,чтобыдробьбылаправильной?(слайд)7)Какиезначенияможетприниматьзнаменатель,чтобыдробьбыланеправильной?(слайд)8)Вычислитеустно(слайд):
9)Какаячастьквадратазакрашена?Нанашихзанятияхэтотблокявсегдапровожусиспользованиеминтерактивнойдоски.Блок8.Резюме.
Учительпредлагаетнарисоватьнадоскекаждомусмайлик,отражающийэмоциональноесостояниевовремяурока.Обучающиесяосуществляютрефлексию.
Ссылкинаисточники1. УтёмовВ.В.,ЗиновкинаМ.М.СтруктуракреативногоурокапоразвитиютворческойличностиучащихсявпедагогическойсистемеНФТМТРИЗ//Концепт.2013.Современныенаучныеисследования.Выпуск1.ART53572.URL:http://ekoncept.ru/2013/53572.htm2. УтёмовВ.В.,ЗиновкинаМ.М.,ГоревП.М.Педагогикакреативности:Прикладнойкурснаучноготворчества:Учебноепособие.Киров:АНОО«МежрегиональныйЦИТО»,2013.212с3. С.А.Генкин,И.В.Итенберг,Д.В.Фомин.Ленинградскиематематическиекружки:пособиедлявнекласснойработы.Киров,издательство«АСА»,1994.272с.4. ГоревП.М.Приобщениекматематическомутворчеству:Дополнительноематематическоеобразование:Монография.Saarbrucken:LambertAcademicPublishing,2012.156с.
5. ГоревП.М.Совершенствованиесистемыдополнительногоматематическогообразованиявсреднейшколе//Концепт.2014.№11(ноябрь).ART14298.URL:http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.6. ГоревП.М.Основныеформыорганизациидополнительногоматематическогообразованиявсреднейшколе//Концепт.2013.№05(май).ART13116.URL:http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.7. ГоревП.М.Видыучебнойдеятельностишкольниковиприобщениектворчествувовнекласснойработепоматематике//Концепт.2011.1квартал2011.ART11102.URL:http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.8. ГоревП.М.Формированиетворческойдеятельностишкольниковвдополнительномматематическомобразовании:Автореф.дис.…канд.пед.наук.Киров,2006.19с.9. ГоревП.М.Формированиетворческойдеятельностишкольниковвдополнительномматематическомобразовании:Дис.…канд.пед.наук.Киров,2006.158с.10. ГоревП.М.Приобщениешкольниковктворческойучебнойдеятельностинавнеклассныхзанятияхпоматематике//ВестникПоморскогоуниверситета.Серия«Физиологическиеипсихологопедагогическиенауки».2006.№5.С.160163.