Игра-викторина «МатИст» для учащихся 7-х классов (с участием учителей математики и истории)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова Н. А. Игра-викторина «МатИст» для учащихся 7-х классов (с участием учителей математики и истории) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45020.htm.
Аннотация. В статье представлена разработка внеклассного мероприятия, рассчитанного по времени на два урока для двух 7 классов. Игра проводилась учителями математики и истории в конце четвертой четверти, после итоговых контрольных работ, с целью – в игровой форме дать возможность ученикам применить свои знания и способности, вспомнить пройденный за год материал по истории и математике, усилить интерес к данным предметам и немного развлечься. Игра была рассчитана на две команды [1]. Каждая команда придумала себе название и девиз, выбрала капитана, подготовила домашнее задание. Игра в команде и соревновательная часть между двумя классами была принята с большим интересом и энтузиазмом у школьников. Данная игра проводилась в одном помещении и включала в себя несколько конкурсов, за каждый конкурс команда получала очки, присуждаемые учителями. По окончанию игры была установлена команда победитель. Обе команды получили поощрительные призы, а также положительный заряд хорошего настроения. Эта игра в команде послужила хорошей разрядкой для школьников после трудного учебного года.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смирнова Надежда Алексеевна,учитель математикиГБОУ Школаинтернат №2 Кировского района СанктПетербургаsmirnova_naduha@mail.ru

Игравикторина «МатИст» для учащихся 7х классов (с участием учителей математики и истории)

Аннотация.В статье представлена разработка внеклассногомероприятия, рассчитанного по времени на два урока для двух 7 классов. Игра проводилась учителями математики и истории в конце четвертой четверти, после итоговых контрольных работ,с целью –в игровой форме дать возможность ученикам применить свои знания и способности, вспомнить пройденный за год материал по истории и математике, усилить интерес к данным предметами немного развлечься. Игра была рассчитана на две команды[1]. Каждая команда придумала себе название и девиз, выбрала капитана, подготовила домашнее задание. Игра в команде и соревновательная часть между двумя классами была принята с большим интересом и энтузиазмом у школьников. Данная игра проводилась в одном помещении и включала в себя несколько конкурсов, за каждый конкурскоманда получала очки, присуждаемые учителями. По окончаниюигры была установлена команда победитель. Обе команды получили поощрительные призы, а также положительный заряд хорошего настроения.Эта игра в команде послужила хорошей разрядкой для школьников после трудного учебного года.Ключевые слова: занимательная математика, игравикторина по математике и истории, веселый предмет история.

Хочется систематизировать цели нашего мероприятия:Целимероприятия:образовательные:1.

в игровой форме дать возможность ученикам применить свои знания и способности;2.

вспомнить пройденный за год материал по истории и математике;3.интегративный характер игры позволяет использование математического аппарата при решении задач исторического содержания. А также недостаточные условия при решении задачи, могут быть восполнены при использовании некоторых исторических сведений.развивающие:4.развитее умения анализировать, обобщать, делать выводы; развитие логического мышления;воспитывающие:5.воспитание активности, формирование навыков самостоятельной работыи коллективной,взаимоконтроля, самоконтроля деятельности; формирование интереса к данным предметам;6.работа в команде дает возможность почувствовать личную ответственность и доверие одноклассников, что усиливает сплоченность и положительно влияет на взаимоотношения школьников.Ход игры1.Вводная часть. 2.Учитель кратко объясняет ход игры(игра будет длиться два урока и состоять из восьми конкурсов). Акцентирует внимание на поведение команд(оно должно быть доброжелательным и сдержанным в отношении всех участников, учитель имеет право снимать очки с команд за некорректное поведение), дает возможность представиться обеим командам –капитаны говорят название команды и девиз. 2Задает вопрос ученикам, что, по их мнению, объединяет две дисциплины –математика и история. Ученики говорят –числа, даты. Учитель кратко развивает эту тему, приводит небольшие примеры и объявляет началоигры.(10 мин.)[2–4].3.В первом конкурсе «Трудные Задачи»команды выбирают по одному (можно двух) «самых умных» для решения задач. (капитаны тянут жребий –кому какие задачи достанутся). Ещё одного или двух членов команд выбирают для задания к конкурсу«Невиданный зверь»для изображения «зверя»,с использованием в рисунке как можно больше различных геометрических фигур и линий. Выбранные получают задачи и решают их 1520 мин., в то время как изоставшихся членовкоманд формируютучастниковкследующемуконкурсу«Историкоматематический хоккей». По окончанию положенного «самым умным» времени, они возвращают условия задач с ответами, «художники» –рисунки. Один из учителейведет подсчёт баллов, второй –объявляет следующий конкурс. 4.Во втором конкурсе «Историкоматематический хоккей»принимают участие по 5 человек из команд. Учитель объясняет условия. Этот тур на быстроту реакции, знания из истории и сообразительность.Две соревнующиеся команды рассаживаются в один ряд по пять человек с одной стороны из первой команды, с другой пять из второй, посередине –учитель, который задает первый вопрос двум «головным» участникам команд.Кто,первый правильно ответит на вопрос, получает право отвечать на второй, «неудачник» пересаживается в конец «хвоста»своей команды, и в игру вступает новый член его команды. В случаеесли оба участника ответили неправильно, то право отвечать на следующий вопрос получают следующие два члена команд. Команда набирает столько баллов, сколько дала правильных ответов.Можно использовать мячик или эстафетную палочку, которая находится в руках у правильно ответившего.(10 мин.)В приложении приведены примеры вопросов для этого тура.5.В конкурсе «Невиданный зверь»предлагается обеим командам по картинке на плакате назвать все использованные в рисунке геометрические фигуры и линии. Плакатов может быть два, заранее приготовленные учителем,и выбранные капитанами команд, или по жребию[5–7]. Командам дается время(57 мин.) на обдумывание, затем по одному человеку от команды дается две, три минуты перечислить и показать названные объекты.Другая команда может дополнить неназванное. Учитель объявляет баллы, набранные каждой их команд, называет результатыконкурса рисунков «невиданный зверь».

6.Конкурс«История в %».Учитель делает небольшое вступление к этому конкурсу, объясняя, что никакая гуманитарная наука не обходится без обработки числовых данных. И для гуманитариянеобходимы элементарные математические знания. Учитель зачитывает последовательно задачиодинаковые для обеих команд и дает время для обдумывания. (12 мин). Капитаны пишут ответы на листочках. Учитель смотрит ответы и делает необходимые замечания и объяснения. Другой учитель ведёт счёт. Конкурс на 15 мин. В приложении приведены задачи для этого тура.7.Конкурс«Математическая гусеница». Для участия выбираются команды из пяти человек, но другого состава. Командам предлагаетсянесложный вопрос из истории или математики, предполагающий ответ однозначное число. Та из команд, которая дала правильный ответ, начинает первая. К данному однозначному числу первый участник команды прибавляетзаданное учителем небольшое число, затем первый участник второй команды умножает конечный результат на другое небольшое число, оговоренное учителем. Затем ход переходит ко второму участнику первой команды, который «прибавляет», затем ко второму участнику второй команды, который «умножает». Проигрывает та команда, чей участник «споткнулся» –неправильно сосчитал. Игра на внимательность, очень удачная разминка перед следующим туром. (57 мин.)

38.«Конкурс капитанов»–каждая команда задаёт по двавопроса, заранее просмотренные учителем, другой команде. Ответ дает капитан, можно посовещаться с командой. (57 мин.)Этот конкурс использует домашнее задание.9.Конкурс «Яблоки –Груши».Приготовленный учителем плакат небольшого ребуса, представляющего собой таблицу, в ячейках которой нарисованы разные фрукты, вешается на доску. По горизонтали и вертикали, в конечных ячейках таблицы посчитаны стоимостисуммы фруктов, но одна ячейка не заполнена. Предполагается, что ученикувидит закономерность,найдётстоимость каждого фрукта в отдельности (четыре разных фрукта) или их суммы,и сможет заполнить свободную ячейку.Побеждает, та команда, которая раньше даст правильный ответ.(57 мин.). Здесь может быть использована любая табличная задача на логику.10.Если при завершении предыдущего конкурса возникает спорный вопрос при установлении команды победителя,то можно продолжить соревнование, (если позволяет время и силы) и предложить командам задачи из тура «Царская логика».В приложении приведены задачи для этого тура[8].11.Подводятся итоги, раздаются призы, поздравления победителям, отмечаются положительными словами все участники игры, добрые пожелания всем на будущее.Таблица1Лист подведения итогов

Конкурсыmaxколвобаллов7А7Б1Трудные Задачи8

2историкоматематический хоккей10

3Невиданный зверь6

4История в %5

5математич. гусеница6

6конкурс капитанов5

7Яблоки Груши4

8Царская логика4

Приложение(табл.2)

Конкурс Трудные Задачи1.На кабинках колеса обозрения написаны номера 1, 2, 3, 4, …Когда кабинка с номером 25 находится в верхней точке колеса, кабинка с номером 8 находится в самой нижней точке. Сколько кабинок на колесе обозрения? (3 балла)I

4

Рис.1

2.Армия польского короля Сигизмунда вошла в Москву в 16.00. Если бы скорость, с которой она передвигалась, была на 25% больше, то она прибыла бы в город в 14.30.В какое время армия покинула лагерь? (5 баллов)

Конкурс Трудные Задачи1.Барину надо перенести из амбара на мельницу 108 мешков с пшеницей. Он отдал распоряжение. Дворовые крестьяне разбились на пары, и каждой паре досталось по три мешка. Сколько человек выполняло приказ барина? (3 балла)2.Армия польского короля Сигизмунда вошла в Москву в 16.00. Если бы скорость, с которой она передвигалась, была на 25% больше, то она прибыла бы в город в 14.30.В какое время армия покинула лагерь? (5 баллов)

Конкурс Невиданный зверьНарисуйте несуществующее животное, и перечислите все виды геометрических фигур из которого оно состоит

Рис. 2258II

5Конкурс историкоматематический хоккейВопросы:1.Сколько бояр возглавляло страну в Смутное время? (7)2.Сколько ушей у трёх мышей? (6)3.Сколько лап у двух медвежат? (8)4.

Сколько было сыновей у царя Ивана Грозного? (3)5.У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (1)6.

У бабушки Даши внучка Маша, котПушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (0)7.

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)8.

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)9.

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько на берёзе яблоки не растут.)

10.Сколько было собрано ополчений для освобождения Москвы? (2)11.Сколько лет продолжалось Смутное время? (8)

Конкурс История в %1.Армия Василия Шуйского увеличилась на 80%. Верно ли, что она увеличилась в 1,8 раза? (да)2.Если жалование московским боярам от Лжедмитрия IIбыло увеличено в 2 раза, то на сколько процентов оно увеличилось? (на 100%)3.Иван Грозный объявил боярам, что за ослушание он будет казнить на 200% больше, то есть в 2 раза. В чем ошибся царь и как нужно исправить сказанное, если проценты указаны верно? (в 3 раза)4.Мука за время неурожая подорожала на 10%, а через месяц подешевела на 10%, по приказу царя. Сравнить новую цену с первоначальной.(Подешевела на 1%)5.При численности 1160 дворов во время пожара пострадало 45% домов. Сколько домов уцелело? (638)

Конкурс Царская логика1.Разглядывая семейный альбом, царевич Алексей обнаружил, что у него 4 прабабушки и 4 прадедушки. Царевич задумался: А сколько прабабушек и прадедушек имели его прабабушки и прадедушки все вместе? (16)2.Казначей сказал опричнику, что в жалование он получит такоеколичество золотых, которое равно произведению 2000 положительных целых чисел, если их сумма равна 2001. (2 золотых)3.Часть дороги, по которой отступало войско Лжедмитрия IIбыла непроходима. Войску пришлось обходить этот участок по запасному пути, отмеченному на плане пунктиром. На сколько километров увеличивает путь этот обход?

Рис. 33 км13 км

64.Писарь для казначея составил таблицу умножения 15 на 15. Какое из этих чисел чаще других встречалось в этой таблице умножения?(E)27

(A)36

(B)42

(C)56(D)64

Конкурс Задачи с одним неизвестным в истории1.Послушник взял в монастыре книгу на три дня. В первый день он прочёл полкниги, во второй —треть оставшихся страниц, а в третий день прочитал половину прочитанного за первые два дня. Успел ли отрок прочитать всю книгу за три дня? Объяснить.2.Летела стая гусей, а навстречу ему ещё гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было два раза по столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты, гусь, вот тогда было бы нас сто гусей». Сколько гусей было бы в стае?КонкурсМатематическая гусеницаВводный вопрос: «Сколько раз менялось правление в Смутное время?»(5)

Дополнительные задачи1.Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осел несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов?2.Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь? 3.У одного папы спросили: «Сколько у вас детей?» Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра.» Сколько же у него детей? 4.За книгу заплатили 1 рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?5.По улице идут два отца и два сына. Всего три человека. Может ли быть такое?

Ссылки на источники1.Мартин Гарднер «Нескучная математика». АСТ, 20092.ГоревП.М. Приобщение к математическому творчеству: Дополнительное математическое образование: Монография. –Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. –156с. 3.Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14298.–URL: http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.4.Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2013. –№ 05 (май). –ART 13116.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.5.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внекласснойработе по математике // Концепт. –2011. –1 квартал 2011. –ART 11102.–URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.6.ГоревП.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. –Киров, 2006. –19 с.7.ГоревП.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. –Киров, 2006. –158 с.8.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассныхзанятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологопедагогические науки». –2006. –№5. –С.160–163.