Описание модели системы внеклассной работы по математике
Выпуск:
ART 45023
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Федотова
Т.
Н. Описание модели системы внеклассной работы по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 17. – С.
111–115. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45023.htm.
Аннотация. В статье излагаются материалы по организации внеурочной дополнительной работы по математике по направлению – интеллектуальная деятельность. Так как кроме передачи обучающимся определенной суммы знаний, у них необходимо развить универсальные учебные действия, которые создают условия для многопланового развития личности, способной успешно адаптироваться в современном, быстро меняющемся мире. Изложены особенности внеклассной работы по математике, основные формы ее организации.
Ключевые слова:
универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, интегрированные занятия, занятия математического кружка, развивающие часы математики, занятие одной задачи, активизация мыслительной деятельности
Текст статьи
Федотова Татьяна Николаевна,учительматематикиМБОУ СОШ №34,г.Новошахтинскgribovafedotova53@mail.ru
Описание модели системы внеклассной работы по математике
Аннотация. Встатье излагаются материалы по организации внеурочной дополнительной работыпо математике по направлению интеллектуальная деятельность. Так каккроме передачи обучающимсяопределенной суммы знаний, у них необходимо развить универсальные учебные действия, которые создают условия для многоплановогоразвития личности, способной успешно адаптироваться в современном, быстро меняющемся мире. Изложены особенности внеклассной работы по математике,основные формы ее организации.Ключевые слова: внеурочная деятельность, занятия математического кружка, развивающие часы математики, занятие одной задачи, интегрированные занятия, активизация мыслительной деятельности, универсальные учебные действия.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебновоспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию умственных способностей школьников, активизацииих мыслительной деятельности.Кроме того, внеурочная деятельность по математике имеет большой воспитательный эффект, так как цель ее не столько осветить какойнибудь частный вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу[13].Введение новых стандартов для изучения математики выдвигает требования к обоснованию содержания и структуры базового и дополнительного компонентов в образовании. Разработанные учебные программы и на их основе учебнометодические приложения дают возможность обеспечить необходимую подготовку учащихся по различным содержательным линиям школьного курса математики. Математика признана интеллектообразующим учебным предметом.Однако достаточно большой объём нагрузки не позволяет учителю ознакомить учащихся с разнообразным математическим материалом, который имеет многовековую историю и в значительной мере способствуют развитию интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Поэтому наряду с уроком основной формой учебного процесса, большое значение имеет внеклассная работа по математике[46]. Несмотря на свою необязательность для школьника, внеурочные занятия по математикезаслуживаютсамогопристальноговниманиякаждогоучителя, преподающего этот предмет.К внеурочной работе относятся разнообразные формы обучения и воспитания, реализуемые во внеурочное время под руководством учителя. К этому типу работы не относится выполнение домашних заданий в процессе подготовки к уроку, это компонентклассноурочной формы обучения.Внеурочная работа естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.Учитель может на внеурочныхзанятияхвмаксимальноймереучесть возможности, запросыиинтересысвоихучеников[710].Внекласснаяработапо математике дополняетобязательнуюучебнуюработупопредметуидолжна,прежде всего,способствовать более глубокомуусвоениюучащимисяматериала, предусмотренного программой.Внеурочные занятия помогают развивать логическое мышление,исследовательскиенавыки,смекалку школьников, прививаютвкускчтению математической литературы,даютучащимся многополезныхсведенийиз истории математики.Однаизосновныхпричинсравнительнойплохойуспеваемостипо математике слабый интерес многих учащихсякэтомупредмету.Интереск предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. Втоже время с помощью продуманной системывнеурочныхзанятийможнозначительно повысить интерес школьников к математике[11, 12]. Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы большеузнатьосвоемлюбимомпредмете, решать более трудные задачи. Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично добыто на всю жизнь.Внеклассная работа по математике, являясь неотъемлемойчастью учебновоспитательной работы, имеет свою специфику:внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности;формы проведения внеклассной работы разнообразны;занятия организуются на добровольных началах;внеклассные занятия позволяют учащимся проявить свой интерес к определённым видам занятий, предусмотренныхпланом внеклассной работы.Одной из целей внеклассной работыявляется расширение изучаемого материала курса математики, иногда такое расширение выходит за рамки обязательной программы. Рассмотрение на дополнительных занятиях таких вопросов неизбежно приводит учителя к необходимости основательного знакомства с этим материалом, с методикой его изложения учащимся, то есть постоянного расширения своих познаний в областиматематической науки. Существуют различные видывнеклассной работы по математике. Одним из них является работа с учащимися,отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике. Этот вид внеклассной работы с учащимися по математике в настоящее время имеет место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения математике с необходимостью должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы со школьниками, которые испытывают трудности в усвоении программного материала. В идеальном случае дополнительные занятия с учащимися должны носить индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из другой школы и т. п.). В настоящее время эта работа требует еще значительного внимания со стороны учителя математики. Основной целью здесьявляется ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости.Следующий вид внеклассной работы это работа с учащимися проявляющими интерес к математике, а также работа по развитию интереса в изучении математики.Занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. углубление знаний учащихся по программному материалу;развитие математических способностей у учащихся;
воспитание высокой культуры математического мышления;развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научнопопулярной литературой;
расширение представлений учащихся о практическом значении математики;воспитание учащихся чувства коллективизма и умения уважать мнение других;установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;Разумеется,реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому наиболееполная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия по математике. Существует множество видоввнеклассной работы по математике. Среди них я считаюнеобходимым проведение следующихвременных форм внеурочнойработы, связанных с реализацией УМК:олимпиадные задания,заданияконкурса ©Кенгуруª,за страницами учебника,этюды об ученых,математическая мозаика,кроссворды,математическая мозаика.Формы внеклассной работы, реализуемые мной на кружковых занятияхинаиболее занимательные для учащихся такие:беседы,викторины,
деловые игры,интегрированные занятия,занятия одной задачи,практикумы по решению задач повышенной сложности,тренинги,турниры ©смекалистыхª,олимпиады,математические рефераты и сочинения, презентации и конференции.Указанные формы часто пересекаютсяи поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады.Математический кружок одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы.В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. При организациизанятий математического кружка стараюсьзаинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием учебных занятий,стараюсь четко формулироватьцели и раскрыватьхарактер предстоящей работы.При составлении рабочей программы и тематического планированияуделяю обязательно вниманиевопросам, связаннымс историей математики, жизнью и деятельностью российских и зарубежных известных математиков.Программа включает изучениематериала, как занимательного характера, так и дополняющего, расширяющегопрограмму общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программекружка уделяется рассказам, связанным с математикой(запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения ©с концаª и др.), выполнениюпроектных работ. Выделено время нарассмотрение геометрического материала,на развитие пространственного воображения. Стараюськ организации работы математического кружкапривлекать самих учащиеся. Импоручаюподготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков. Стремлюсьсоздать такую обстановку на каждом занятии, чтобы ребята почувствовали свою причастность к решению той или иной математической проблемы.Во многие занятия включаю математические игры, которые кроме развлекательности преследуют ряд воспитательных целей.Через игру развиваются любознательность, интуиция,сообразительность,наблюдательность, настойчивость.Проведение математической игры состоит из трех частей:1) показ игры (фокуса);2) попытка учащихся угадать суть фокуса(игры); 3) математическое объяснение.Игры стараюсь проводить в середина или в конце занятия, так как к этому времени ребята устают и им легче играть, чем решать задачу.С каждым годом все шире и шире проводятся различные математические олимпиады. Интерес к ним у учащихся тоже растет. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но и к олимпиадам ребят надо готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках, чтобы успешно выступить.Стараюсь этот интерес поддерживать в продолжение всего учебного года, для этого планирую занятия с учетом прохождения программного материала. Так, гдето в конце ноября объявляю конкурс на решение задач повышенной сложности. В декабреянваре провожу подготовку к школьной олимпиаде. На доске математического кружка размещаю задачи, через некоторое время и их решения. В конце января проходитшкольная олимпиада. Одно из следующих занятий посвящаю разбору решений олимпиадных задач. В марте провожу урок занимательной математики.В апреле конкурсэрудитов, викторину и практикум по решению задач повышенной сложности. В мае проходит математическаяконференция.Говоря об олимпиаде, следует отметить,эта форма внеклассной работы с учащимися являетсясвоеобразным итогом проделанной работы. Олимпиада соревнование, которое, несомненно, стимулирует рост учащихся в смысле их математического образования, воспитывает у них математическое мышление, интерес к математике, настойчивость желание не отстать от тех, которые успешно справляются с олимпиадным заданием; часто именно участие в олимпиаде и подготовка к ней побуждает учащихся самостоятельной работе, вырабатывает умение работать с научнопопулярной литературой и т. д. Математические олимпиады проводятся на различных уровнях: школьные, муниципальные, региональные и международные. Олимпиады также оказывают положительное влияние и на общий уровень преподавания математики, во многом позволяют выявить качество математических знаний учащихся и, кроме того, в какойто степени ориентируют учителя, характеризуя уровень той математической подготовки, которая считается высокой.Однако следует обратить внимание на то немаловажное обстоятельство, что олимпиады не являются серьезнымисточником новой, интересующей учащихся информации и потому не могут считаться основной формой углубленной математической подготовки школьников.Другим видом внеклассной работы являютсяэлективные курсы.Главной целью ихявляется углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Программа основного курса математики вместе с программой элективныхзанятий по математикесоставляют программу повышенного уровня по данному предмету для учащихся данного класса. Основными формами проведения элективных занятий по математике являютсяизложение узловых вопросов данногокурса учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), решение задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), математические сочинения,доклады учащихся и т.д. В какой бы форме и какими бы методами не проводились занятияэлективапо математике, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Естественно также при проведении элективныхзанятий в основном использовать методы изучения (а не обучения) математики, а также проблемную форму обучения.Другими формамивнеурочнойработы являются конкурсы, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников и зрителей. Это математические КВН, игры ©Своя играª, ©Звездный часª, ©Юные эрудитыª, ©Математическое кафеªи т.д.Само участие ученика в элективном курсе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе.Считаю, что внеклассная работа по математике создает больше возможностей воспитательных задач, стоящих перед современной школой(в частности, воспитание настойчивости, инициативы, воли смекалки).Работа в кружке, подготовка математического вечера и другие виды совместных работ способствуют воспитанию у школьников чувства коллективизма.
Ссылки на источники 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). 2.БалкМ. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. М.: ГУПИ МП РСФСР, 1956. 248 с. 3.Балк М. Б. Математика после уроков.М.: Просвещение, 1971. 462 с.4.Боро В.Живые числа. М.Мир,1985. 128 с.5.Петраков И. С. Математические кружки в 810 классах. М.: Просвещение, 1987. 224 с. 6.ГоревП.М. Приобщение к математическому творчеству: Дополнительное математическое образование: Монография. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 156с. 7.Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. 2014. № 11 (ноябрь). ART 14298.URL: http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.8.Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. 2013. № 05 (май). ART 13116.URL: http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.9.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внеклассной работе по математике // Концепт. 2011. 1 квартал 2011. ART 11102.URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.10.ГоревП.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 19 с.11.ГоревП.М. Формирование творческой деятельности школьниковв дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 158 с.12.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия ©Физиологические и психологопедагогические наукиª. 2006. №5. С.160163.
Описание модели системы внеклассной работы по математике
Аннотация. Встатье излагаются материалы по организации внеурочной дополнительной работыпо математике по направлению интеллектуальная деятельность. Так каккроме передачи обучающимсяопределенной суммы знаний, у них необходимо развить универсальные учебные действия, которые создают условия для многоплановогоразвития личности, способной успешно адаптироваться в современном, быстро меняющемся мире. Изложены особенности внеклассной работы по математике,основные формы ее организации.Ключевые слова: внеурочная деятельность, занятия математического кружка, развивающие часы математики, занятие одной задачи, интегрированные занятия, активизация мыслительной деятельности, универсальные учебные действия.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебновоспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию умственных способностей школьников, активизацииих мыслительной деятельности.Кроме того, внеурочная деятельность по математике имеет большой воспитательный эффект, так как цель ее не столько осветить какойнибудь частный вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу[13].Введение новых стандартов для изучения математики выдвигает требования к обоснованию содержания и структуры базового и дополнительного компонентов в образовании. Разработанные учебные программы и на их основе учебнометодические приложения дают возможность обеспечить необходимую подготовку учащихся по различным содержательным линиям школьного курса математики. Математика признана интеллектообразующим учебным предметом.Однако достаточно большой объём нагрузки не позволяет учителю ознакомить учащихся с разнообразным математическим материалом, который имеет многовековую историю и в значительной мере способствуют развитию интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Поэтому наряду с уроком основной формой учебного процесса, большое значение имеет внеклассная работа по математике[46]. Несмотря на свою необязательность для школьника, внеурочные занятия по математикезаслуживаютсамогопристальноговниманиякаждогоучителя, преподающего этот предмет.К внеурочной работе относятся разнообразные формы обучения и воспитания, реализуемые во внеурочное время под руководством учителя. К этому типу работы не относится выполнение домашних заданий в процессе подготовки к уроку, это компонентклассноурочной формы обучения.Внеурочная работа естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.Учитель может на внеурочныхзанятияхвмаксимальноймереучесть возможности, запросыиинтересысвоихучеников[710].Внекласснаяработапо математике дополняетобязательнуюучебнуюработупопредметуидолжна,прежде всего,способствовать более глубокомуусвоениюучащимисяматериала, предусмотренного программой.Внеурочные занятия помогают развивать логическое мышление,исследовательскиенавыки,смекалку школьников, прививаютвкускчтению математической литературы,даютучащимся многополезныхсведенийиз истории математики.Однаизосновныхпричинсравнительнойплохойуспеваемостипо математике слабый интерес многих учащихсякэтомупредмету.Интереск предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. Втоже время с помощью продуманной системывнеурочныхзанятийможнозначительно повысить интерес школьников к математике[11, 12]. Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы большеузнатьосвоемлюбимомпредмете, решать более трудные задачи. Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично добыто на всю жизнь.Внеклассная работа по математике, являясь неотъемлемойчастью учебновоспитательной работы, имеет свою специфику:внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности;формы проведения внеклассной работы разнообразны;занятия организуются на добровольных началах;внеклассные занятия позволяют учащимся проявить свой интерес к определённым видам занятий, предусмотренныхпланом внеклассной работы.Одной из целей внеклассной работыявляется расширение изучаемого материала курса математики, иногда такое расширение выходит за рамки обязательной программы. Рассмотрение на дополнительных занятиях таких вопросов неизбежно приводит учителя к необходимости основательного знакомства с этим материалом, с методикой его изложения учащимся, то есть постоянного расширения своих познаний в областиматематической науки. Существуют различные видывнеклассной работы по математике. Одним из них является работа с учащимися,отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике. Этот вид внеклассной работы с учащимися по математике в настоящее время имеет место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения математике с необходимостью должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы со школьниками, которые испытывают трудности в усвоении программного материала. В идеальном случае дополнительные занятия с учащимися должны носить индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из другой школы и т. п.). В настоящее время эта работа требует еще значительного внимания со стороны учителя математики. Основной целью здесьявляется ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости.Следующий вид внеклассной работы это работа с учащимися проявляющими интерес к математике, а также работа по развитию интереса в изучении математики.Занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. углубление знаний учащихся по программному материалу;развитие математических способностей у учащихся;
воспитание высокой культуры математического мышления;развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научнопопулярной литературой;
расширение представлений учащихся о практическом значении математики;воспитание учащихся чувства коллективизма и умения уважать мнение других;установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;Разумеется,реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому наиболееполная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия по математике. Существует множество видоввнеклассной работы по математике. Среди них я считаюнеобходимым проведение следующихвременных форм внеурочнойработы, связанных с реализацией УМК:олимпиадные задания,заданияконкурса ©Кенгуруª,за страницами учебника,этюды об ученых,математическая мозаика,кроссворды,математическая мозаика.Формы внеклассной работы, реализуемые мной на кружковых занятияхинаиболее занимательные для учащихся такие:беседы,викторины,
деловые игры,интегрированные занятия,занятия одной задачи,практикумы по решению задач повышенной сложности,тренинги,турниры ©смекалистыхª,олимпиады,математические рефераты и сочинения, презентации и конференции.Указанные формы часто пересекаютсяи поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады.Математический кружок одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы.В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. При организациизанятий математического кружка стараюсьзаинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием учебных занятий,стараюсь четко формулироватьцели и раскрыватьхарактер предстоящей работы.При составлении рабочей программы и тематического планированияуделяю обязательно вниманиевопросам, связаннымс историей математики, жизнью и деятельностью российских и зарубежных известных математиков.Программа включает изучениематериала, как занимательного характера, так и дополняющего, расширяющегопрограмму общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программекружка уделяется рассказам, связанным с математикой(запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения ©с концаª и др.), выполнениюпроектных работ. Выделено время нарассмотрение геометрического материала,на развитие пространственного воображения. Стараюськ организации работы математического кружкапривлекать самих учащиеся. Импоручаюподготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков. Стремлюсьсоздать такую обстановку на каждом занятии, чтобы ребята почувствовали свою причастность к решению той или иной математической проблемы.Во многие занятия включаю математические игры, которые кроме развлекательности преследуют ряд воспитательных целей.Через игру развиваются любознательность, интуиция,сообразительность,наблюдательность, настойчивость.Проведение математической игры состоит из трех частей:1) показ игры (фокуса);2) попытка учащихся угадать суть фокуса(игры); 3) математическое объяснение.Игры стараюсь проводить в середина или в конце занятия, так как к этому времени ребята устают и им легче играть, чем решать задачу.С каждым годом все шире и шире проводятся различные математические олимпиады. Интерес к ним у учащихся тоже растет. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но и к олимпиадам ребят надо готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках, чтобы успешно выступить.Стараюсь этот интерес поддерживать в продолжение всего учебного года, для этого планирую занятия с учетом прохождения программного материала. Так, гдето в конце ноября объявляю конкурс на решение задач повышенной сложности. В декабреянваре провожу подготовку к школьной олимпиаде. На доске математического кружка размещаю задачи, через некоторое время и их решения. В конце января проходитшкольная олимпиада. Одно из следующих занятий посвящаю разбору решений олимпиадных задач. В марте провожу урок занимательной математики.В апреле конкурсэрудитов, викторину и практикум по решению задач повышенной сложности. В мае проходит математическаяконференция.Говоря об олимпиаде, следует отметить,эта форма внеклассной работы с учащимися являетсясвоеобразным итогом проделанной работы. Олимпиада соревнование, которое, несомненно, стимулирует рост учащихся в смысле их математического образования, воспитывает у них математическое мышление, интерес к математике, настойчивость желание не отстать от тех, которые успешно справляются с олимпиадным заданием; часто именно участие в олимпиаде и подготовка к ней побуждает учащихся самостоятельной работе, вырабатывает умение работать с научнопопулярной литературой и т. д. Математические олимпиады проводятся на различных уровнях: школьные, муниципальные, региональные и международные. Олимпиады также оказывают положительное влияние и на общий уровень преподавания математики, во многом позволяют выявить качество математических знаний учащихся и, кроме того, в какойто степени ориентируют учителя, характеризуя уровень той математической подготовки, которая считается высокой.Однако следует обратить внимание на то немаловажное обстоятельство, что олимпиады не являются серьезнымисточником новой, интересующей учащихся информации и потому не могут считаться основной формой углубленной математической подготовки школьников.Другим видом внеклассной работы являютсяэлективные курсы.Главной целью ихявляется углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Программа основного курса математики вместе с программой элективныхзанятий по математикесоставляют программу повышенного уровня по данному предмету для учащихся данного класса. Основными формами проведения элективных занятий по математике являютсяизложение узловых вопросов данногокурса учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), решение задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), математические сочинения,доклады учащихся и т.д. В какой бы форме и какими бы методами не проводились занятияэлективапо математике, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Естественно также при проведении элективныхзанятий в основном использовать методы изучения (а не обучения) математики, а также проблемную форму обучения.Другими формамивнеурочнойработы являются конкурсы, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников и зрителей. Это математические КВН, игры ©Своя играª, ©Звездный часª, ©Юные эрудитыª, ©Математическое кафеªи т.д.Само участие ученика в элективном курсе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе.Считаю, что внеклассная работа по математике создает больше возможностей воспитательных задач, стоящих перед современной школой(в частности, воспитание настойчивости, инициативы, воли смекалки).Работа в кружке, подготовка математического вечера и другие виды совместных работ способствуют воспитанию у школьников чувства коллективизма.
Ссылки на источники 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). 2.БалкМ. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. М.: ГУПИ МП РСФСР, 1956. 248 с. 3.Балк М. Б. Математика после уроков.М.: Просвещение, 1971. 462 с.4.Боро В.Живые числа. М.Мир,1985. 128 с.5.Петраков И. С. Математические кружки в 810 классах. М.: Просвещение, 1987. 224 с. 6.ГоревП.М. Приобщение к математическому творчеству: Дополнительное математическое образование: Монография. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 156с. 7.Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. 2014. № 11 (ноябрь). ART 14298.URL: http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.8.Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. 2013. № 05 (май). ART 13116.URL: http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.9.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внеклассной работе по математике // Концепт. 2011. 1 квартал 2011. ART 11102.URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.10.ГоревП.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 19 с.11.ГоревП.М. Формирование творческой деятельности школьниковв дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 158 с.12.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия ©Физиологические и психологопедагогические наукиª. 2006. №5. С.160163.