Использование ТРИЗ-технологий на уроках сольфеджио

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мишугина Т. Г. Использование ТРИЗ-технологий на уроках сольфеджио // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45057.htm.
Аннотация. В статье рассматривается применение системного подхода в изучении нотной грамоты учащимися младших классов ДМШ (детской музыкальной школы). Автором описываются методы развития системного мышления, приводится блочное описания одного из уроков сольфеджио.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мишугина Татьяна Геннадьевна,преподаватель теоретических дисциплин КГКП «Школа искусств и спорта»,г.Приозерскdovbnya_t@mail.ru

Использование ТРИЗтехнологий на уроках сольфеджио

Аннотация. В статье рассматривается применение системного подхода в изучении нотной грамоты учащимися младших классов ДМШ (детской музыкальной школы). Автором описываются методы развития системного мышления, приводится блочное описанияодного из уроковсольфеджио.Ключевые слова: развитие креативности, раскрытие творческого потенциала, применение системного мышления в изучении музыки.

В настоящее время назрела необходимостьв развитии креативной личности, т.к. прогресс не стоит на месте, а движется вперёд семимильными шагами. Приходится обрабатывать большие объёмы информации и взрослым,и детям. Поэтому необходимо развивать уребёнканеобходимые качества ещёс дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы из него получился квалифицированный востребованный специалист, легко адаптирующийся в изменяющихся условиях и способный креативно решать поставленные задачи. Достижению поставленной цели поможет развитие у детейтворческих навыков, а ничто не сможет развить творческую личность так глубоко и многограннокак музыка.В статье описанпример использования методов теории решения изобретательскихзадач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера в обучении учащихся музыкальной грамоте.Урок‬сказка выбран в качестве технологии проведения занятия для лёгкости в усвоении знаний. Структура урока отличается от традиционного и включает в себя блоки, реализующие креативное образование.

1 Блок. Встреча с чудом.Вкласс входит учитель, переодетый в костюм Феи. Предлагает посетить страну‬Музыку и вручает учащимся волшебную палочку (дирижёрскую палочку). Теперь вы будите моими помощниками ‬маленькими волшебниками, а превращать мы будем вот этот инструмент (синтезатор) во множество разных инструментов.Каждый ученик дирижирует, а учительпереключает синтезатор и исполняет одну и ту же мелодию, но с помощью различных музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. Какой инструмент вам понравился больше всего? (варианты ответов). Атеперь мы послушаем, как же все инструменты звучат вместе(слушаем симфонический оркестр).Попробуйте услышать свой инструментворкестре.2. Блок. Содержательная часть.Вы уже услышали какое многообразие звуков есть в нашейстране‬Музыке, как много инструментов звучат вместе и дополняют друг друга, открывая нам мир, полный различных эмоций, переживаний, чувств и смысла. Музыку может понять любой человек на земле, и неважно, на каком языке он говорит. И всёэто многообразие строится всего лишь на 7 нотах, с которыми мы сегодня познакомимся. Разместим каждуюноткув свою квартиру в многоэтажном доме,и узнаем, как они выглядят и кого нам напоминают.Для знакомства и изучения нотной грамоты необходимо задействоватькак можно больше чувств и ощущений.Взависимостиотособенностейвосприятияиобработкиинформациилюдей условно можно разделить на три категории: Визуалы‬люди,воспринимающиебольшуючастьинформациис помощью зрения, через зрительные образы.

Аудиалы‬те,ктовосновномполучаетинформациючерезслуховой канал. Кинестетики‬люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Поэтому для создания образа ноты, ребёнку предлагается использовать как внутреннее зрение, так и слух плюс ощущения, которые возникают внутри тела.Итак, Фея Музыки проводит с детьми небольшой тренинг для настройки на восприятия нот и создания образа, необходимого для дальнейшего распознания еёв любых музыкальных произведениях.‬Асейчаспримитеудобнуюпозу.Расслабьтесь.Закройтеглаза.Просмотрите внутренним взглядом своё тело, сверху вниз.Естьлинапряжениеволбу,щеках,губах,подбородке.Шее,вверхуспины, плечах, запястьях, пальцах рук. Спине, пояснице. Удобно ли вы сидите? Есть ли напряжениевбедрах,коленях,щиколотках,ступнях?Ощутитесвоётело. Расслабьтесь. Глубокий вдох‬выдох. И ещёнесколько раз… Учитель играет ноту «До» и предлагает заострить внимание на внутренних ощущениях.Чтовозникаетна«внутреннемэкране»?Естьликакиеточувства,ощущения, образы? Какой он, этот звук, в чём характерность его звучания? Послушайте «до» ещё раз. И попробуйте определить цвет этой ноты.

Он: ‬яркий или неяркий? ‬тёмный или светлый? ‬чистый или мутный? ‬тёплый или холодный? ‬однородный, ровный‬или нет? ‬какой оттенок у этого цвета? Чаще всего ученики отвечают, что «до» тёмносиняяили белая. Послушайтенотуснова.Ипопробуйтеопределитьеёформу.Звучание объёмноеилинеочень,илисовсемплоское.Какуюгеометрическуюфигуру можно заполнить этим звуком? Для «до» первой октавы на тренингах у большинства получался шар. Большой, объёмныйсинийшар,сразмытымиграницами.Размер‬тот,который получится, если развести руки. Теперь слушайте ноту снова. Задача ‬определить чувство, которое вызывает у Вас эта нота. Чувство, которое подходит ей. Для«до»убольшинства детей этобылоспокойствие, уверенность, устойчивость. Иещёразпрослушайтеноту.Сейчасвамнужноощутитьеёвнутрисебя. Впустите еёв себя, сделайте своей,родной. Усильте это чувство так, как только можете, и найдите место в теле, где вы чувствуете эту ноту. Запомните это чувство.Для других нот будут другие образы, другие геометрические формы и другие ощущения. Дополняем образ действием. Этосамоеинтересное.Звучаниенотыизменяетсясовременем.Звуквзят, некоторое время звучит, затем гаснет. За это время Вы успеваете расслышать нетолькоосновнойтон,ноиобертона.Характеризменениязвукаможно выразить в нашем образе.

Послушайтеещёраз«до»первойоктавы.Иответьтенатакойинтересный вопрос: Какое действие происходит с вашим образом? Что он делает? Ученики отвечали, что шар спокойно висит в пространстве.

Для других образов действия могут быть самыми различными:

‬На «фа» был пример с факелом, потрескиванием пламени.‬На«сольдиез»участники,дружно сошлисьнаобразепоплавка,брошенноговводу.Сначалаонтонет,потом всплывает.‬На «ми» ‬образ холодного льда, который постепенно, потихоньку тает[1].Таким образом, сформировав образ ноты, учащимся предлагается нарисовать изображение ноты на карточке. С одной стороны нарисован нотный стан (домик ноты), а с другой еёлицо (образ). Таким образом, ребёнок знакомитсяс отдельным элементом огромной системы музыкальных символов и образов. Данная системав конце обучения сформируется в многообразный (гармонический, мелодический, полифонический)функциональный слух, помогающий не только сочинять музыку, использовать различные инструменты, играть на них, но и записывать услышанное нотами (что является очень непростой задачей даже для известных композиторов).3. Блок. Психологическая разгрузка. Так, как время на уроке ограничено, а нужно успеть развить множество направлений ‬слух, интонация, чувство метроритма и т.п.На уроках предлагаю совмещать разминку и развитие чувства ритма. Для этой цели используем упражнение, которое очень нравится детям и поднимает им настроение, заряжая положительными эмоциями до конца урока. Учитель играет на инструменте одинаковыеаккорды правой и левой рукой, но с разным ритмическим рисунком. Задача учеников повторить ритмический рисунок за правой рукой с помощью хлопков, а за левой рукой с помощью шагов. Ритм постоянно меняется, а темп с каждым разом нарастает. В результате ребята топают и хлопают с большим интересом и вниманием.Таким образом, в игре задействованы не только две руки, но и две ноги. Ребёнку необходимо услышать, как играет правая и левая рука учителя. Данное упражнение развивает не только чувство ритма, но и внимательность, гармонический слух,заставляетработать оба полушария головного мозга, создаёт необыкновенный выплеск эмоций и сброс умственного напряжения.4. Блок. Головоломки.1.Ученикамвыдается пособие (Рис 1. Нотный стан).

Рис.1. Нотный стан с пуговицамина нитках

Повторяем стишок:

Я мечтаю стать артистом

Знаменитым пианистом.

Чтобы музыку играть,

Буду ноты изучать.

Я присяду на диван,

Нарисую нотный стан.

На стене танцует луч

Это мой скрипичный ключ.

С ним изучим без забот

Семь веселых звонких нот!

Д. СмайлзУчитель играет подряд несколько нот. Задача ребёнка расположить ноты (пуговицы), так как играет учитель (снизу‬вверх, сверху‬вниз, поочередно или скачками).Данная головоломка, помогает детям с помощью игрового момента, подготовится к такому важному и трудному заданию в последующихклассах как музыкальный диктант (учитель играет мелодию, а ученики должны записать еёнотами в тетрадь).2.Раздается каждому ребёнку рисунокс музыкальными знаками(Рис. 2Разрезной рисунок):

Рис. 2.Разрезнойрисунок с музыкальными знаками

Рассмотри картинку. В ней запрятано 10музыкальных знаков. Вырежи их и размести на нотном стане[2].3.Кто как кричит? Раздается листок с музыкальными темами (Рис. 3 «Кто как кричит?»). Выбери для каждого животного подходящуюмузыку. Соедини одной линией каждую картинку с выбранной тобою музыкальной темой[2].

Рис.3.«Кто как кричит?»5 Блок. Интеллектуальная разминка.На данном этапе Фея превращает юных дирижёров‬волшебников в композиторов. И предлагает перейти к практическому созданию музыки на синтезаторе. Выбираем по желанию учащегося тембр звучания и создаём свои музыкальные номера. Пока один ученик сочиняет мелодию, остальные сочиняют стихи про изученные нотки с предложенной рифмой(до,голубой, головой, звучит, парит).Эта система упражнений, развивает творческое воображение учащихся, позволяет закрепить и применить на практике пройденный материал.Ребята с удовольствием придумывают мелодию, пытаясь передать свои ощущения, что расковывает их эмоционально, формируют навыкиуправления отдельными этапами творчества, преодолевают ригидность, находят самостоятельное и индивидуальное решение поставленной задачи.6. Блок. Компьютерные игры. Для тех, кто сочинил стишок и проиграл свою мелодию,открывается онлайнигра на компьютере «Абсолютный слух»[3].Для закрепления пройденного материала, используются игрыпрезентации «Ноты первой октавы + клавиатура», «Ноты скрипичного ключа первой октавы».Компьютерные игры не только стимулируют учащихся, вызывают интерес к предмету, позволяют более успешно осваивать программный материал, но и всесторонне развивают ребёнка, формируют мыслительные операции анализа и синтеза. Ученик осваивает различные способыорганизации окружающего мира.7. Блок. Резюме.Наш с вами урок завершается. Страна музыки закрывается. Сегодня мы с вами послушали, как звучат отдельные инструменты, и как они сочетаются в симфоническом оркестре, были и дирижёрамиволшебниками, и композиторами. Узнали, что вся музыка строится всего лишь из 7 нот. Разместили ноты по квартирам. И нарисовали лицо (образ) нотки «до».Вам понравилось в гостях у Феи ‬Музыки?Где бы вы хотели ещёпобывать? И кем хотели бы стать?Чем вам понравилось больше всего заниматься?Таким образом, можно смело отметить эффективность инструментов ТРИЗ для развития творческого системного мышления у учащихся Детской музыкальной школы на уроках сольфеджио. Что позволяет развивать креативную личность, способную не только адаптироваться к изменяемым условиям, но и использовать свой творческий потенциал для принятия не стандартных, свежих решений, преодолевая инертность мышления.Овладев этим умением в одной области человек способен применить свои навыкив любой сфере деятельности.

Ссылки на источники1.ГулынинаИ.Развитие абсолютного слуха // http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/3859/3859970_abs_sluh.pdf‬[Дата обращения 09.07.2015 ]2.Стоклицкая Т.Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Москва.«Музыка», 1999 ‬145 с.3.Онлайнигра в интернете«Абсолютный слух»:http://virartech.ru/games/12perfectpitch‬[Дата обращения 09.07.2015].4.Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: РостовнаДону.«Феникс», 2008 ‬5 с.5.Утёмов В.В. Формирование метапредметности учащихся в соответствии с ФГОС на основе ТРИЗ: https://www.covenok.ru/training/my/19/‬[Дата обращения 09.07.2015]