Использование методов научного творчества на занятиях с детьми 4-5 лет по формированию элементарных математических навыков
Выпуск:
ART 45026
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Андриенко
Г.
Ф. Использование методов научного творчества на занятиях с детьми 4-5 лет по формированию элементарных математических навыков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 20. – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45026.htm.
Аннотация. В статье описан пример использования ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач на занятиях в дошкольной группе, для развития творческого мышления воспитанников.
Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем. Вся эта система обучения основывается на мировом опыте. Разработано огромное количество различных изобретательских задач, к решению которых ребенка должен аккуратно и грамотно подтолкнуть воспитатель-педагог.
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Ключевые слова:
развитие креативности, творческий потенциал, творческое мышление, творческие способности
Похожие статьи
- Использование элементов НФТМ-ТРИЗ на уроке русского языка в начальной школе
- Использование элементов НФТМ-ТРИЗ на уроке математики в начальной школе
- Роль педагога-воспитателя в развитии креативности и творчества у учащихся в условиях реализации ФГОС
- Использование приёмов и методов ТРИЗ-технологий на уроках технологии
- Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках географии
Текст статьи
Андриенко Галина Федоровна,воспитатель дошкольной группы «Белочка» МБОУ Исаевскаяосновная общеобразовательнаяшкола, х. Исаев Тацинского районаРостовской областиshkolaisaev@rambler.ru
Использование методов научного творчества на занятияхс детьми 45 лет по формированию элементарных математических навыков
Аннотация.В статье описан пример использования ТРИЗ –Теориирешения изобретательских задач на занятиях в дошкольной группедля развития творческого мышления воспитанников.Целью ТРИЗпедагогики является формирование у ребёнка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем. Вся эта система обучения основывается на мировом опыте. Разработано огромное количество различных изобретательских задач, к решению которых ребёнка должен аккуратно и грамотно подтолкнуть воспитательпедагог.Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:Принцип свободы выбора –в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребёнку право выбора.Принцип открытости –нужно предоставлять ребёнкувозможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.Принцип деятельности –в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.Принцип обратной связи –воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.Принцип идеальности –творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.Ключевые слова: творческое мышление, творческие способности, развитие креативности, творческий потенциал.
Анализ современных документов об образовании Российской Федерации показывает на необходимость воспитания креативной личности в дошкольном возрасте, т.к. приобретенные в детстве базовые способности помогут в дальнейшем овладению качествами, соответствующими государственному заказу.На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к развитию детей меняется цель образовательной работы –вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребёнка (физические, личностные, интеллектуальные).В практике при работе с дошкольниками усилено вниманиепедагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения –совершенствование способов общения с ребёнком в направлении личностноориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей.Развитие творческого воображения и мышления –процесс длительный, поэтому, чтобы добиться удовлетворительных результатов, надо начинать с детских лет.Представляю свой первый опыт по составлению конспекта занятия по формированию элементарных математических навыков у детей 45лет, используя структуру креативного урока НФТМТРИЗ.Занятие №7«Поможем Маше найти брата».Программное содержание.1.Правильно отвечать на вопросы «сколько».2.Совершенствовать навыки счёта в пределах 5.3.Упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.4.Закреплять понятия «часть», «целое».Оборудование: плакат с изображением домовв форме геометрических фигур; круги с цифрами; яблоня с яблоками; печка; конструктор.Раздаточный материал: на каждого ребенка: карточки двуполостные, 5 картинок пирожков больших и маленьких; картинка блока разрезана на 4 части.ТаблицаХод занятия
ЭтапызанятияСодержание занятия1. Организационный момент.Организация начала занятия.Взаимоприветствие педагогавоспитателя и детей.
2. Подготовка детей к работе на занятии.–Ребята, у всех ли готово рабочее место для занятия? Аккуратно ли лежит пенал на столе? Удобно ли стоит стульчик?Блок 1 (мотивация) –(5 мин). Этот блок представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов –сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.–Ребята, послушайте одну историю. В одной деревне жилабыла семья: мама, папа, девочка Маша и ее брат Ваня. Однажды родители уехали в город и велели сестре приглядывать за младшим братом. Маша не послушалась родителей, оставила брата одного дома, а сама ушла с подружками гулять в лес. В лесу она набрала полную корзинку грибов и ягод. Маша вернулась в деревню, подошла к своему дому и обнаружила, что потеряла в лесу ключ.Блок 2 (содержательная часть занятия) –(10 мин). Блок содержит программный материал и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.–Ребята, у меня есть запасные ключи от всех домов в деревне.Давайте поможем Маше подобрать ключ к ее дому. Маша живет в доме с тремя окошками.Воспитатель предлагает ключи в виде геометрических фигур. Дети должны найти ключ той же формы, что и на двери дома.–Когда Маша открыла дверь, она увидела, что брата дома нет. Она стала его искать и добрые люди сказали Маше, что её брата унесли гусилебеди к БабеЯге. Маше ничего не оставалось, как идти искать брата. Поможем Маше найти брата? –Долго шла Маша, пока не увидела яблоню. Подходят к деревянной яблони на которойвист яблоки. –Яблоня, яблоня, скажи, куда гусилебеди унесли моего братца?–Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание.–Ребята, давайте поможем Маше выполнить задание.Воспитатель предлагает детям собрать яблоки из частей в одно целое.–У нас есть части яблок, давайте соберем из них одно целое.Каждый ребенок собирает яблоко из частей.
–Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание,и яблоня сказала, что гусилебеди полетели в сторону поля.Маша пошла дальше. В поле она увидела печку.–Печка, печка, подскажи, куда гусилебеди моего братца понесли?–Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание.На столе у каждого ребенка корзинка с пирогами большими и маленькими, карточка с 2 полосами. –Ребята, давайте посчитаем, сколько пирожков больших и маленьких есть у печки.Дети считают сколько всего больших пирогов(3) и маленьких(2). Затем воспитатель предлагает детям выложить на верхнюю полоску грибы и на нижнюю ягоды. Задает вопросы:–Сколько получилось больших пирожков?–Сколько получилось маленьких?–Чего больше больших или маленьких?–Почему маленьких пирогов меньше чем больших?–Почему больших пирогов больше?–Сколько всего пирогов вместе?–Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Печка сказала, что гусилебеди полетели в сторону реки.Маша побежала к речке.Блок 3. Психологическая разгрузка(35минут)Блок представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию и др.Физминутка «Рыбки плавали в пруду».А пока Маша бежит к речке, мы с вами немножко разомнемся тоже.Рыбки плавали по дну.В тихом солнечном пруду. Дети имитируют движение рыбок.То согнутся, разогнутся, Руки на пояс, наклон вперед, назад.То зароются в песок. Присели.Повтори еще разок. Повторить несколько раз с увеличением темпа.Блок 4 (содержательная часть занятия) –(5 мин). Блок содержит программныйматериал и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.–Речка, речка, подскажи, куда гусилебеди моего братца понесли?–Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание. Был у меня мост да вот сломался. Помогитемне его починить. Дети с помощью конструктора строят мост. –Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание. Дом БабыЯги находится на другом моём берегу.–Пришла Маша к дому БабыЯги.–БабаЯга! Отдай моего братца.–Хорошо, но сначала выполни моё задание.Блок 5. Головоломка(5мин)Данный блок представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.Работа с кругами.Найти в соответствии с числом, количество предметов. 3 мяча, 2 треугольника, 5 кубиков, 1 кольцо, 4 паззла.Маша с братом вернулись домой. Больше Маша никогда не оставляла братика одного дома.Блок 6. Интеллектуальная разминка(5 мин.). Блок представляетсистему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей воспитанников.«Да –Нет» –игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «об этом нет информации».К примеру:–Я загадала слово (кукла).–Это слово обозначает предмет?–Да.–Это растение?–Нет.–Это чтото неживое?–Да.–Это животное?–Нет.–Оно белого цвета?–Это несущественно.ит. д., пока слово не будет угадано.Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления(5 мин). Этот блок обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игрголоволомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.Воспитанникам предлагается задание: восстановить последовательность событий, произошедших с Машей и ее братом, используя при этом возможности интерактивной доски.Блок 8. Резюме(5 мин). Блок обеспечивает обратную связь с воспитанниками на занятии и предусматривает качественную и эмоциональную оценку воспитанниками всего занятия.–Кому мы сегодня с вами помогли?–Какие задания выполняли?–А что вам больше всего понравилось?–А мне понравилось, как вы сегодня замечательно работали: были внимательными, старательными, активными.–Маша и ее брат говорят вам «спасибо» за то, что вы им сегодня помогали.–Спасибо, занятие закончено.
Ссылки на источники1.https://metod32br.wordpress.comФГОС в ДОУ. Методический кабинет.2.Утёмов В. В., ЗиновкинаМ. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212 с.3.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск1. –ART 53572. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53572.htm.4.http://dohcolonoc.ru/masterklasy.html.5.https://openlesson.net/3448/
Использование методов научного творчества на занятияхс детьми 45 лет по формированию элементарных математических навыков
Аннотация.В статье описан пример использования ТРИЗ –Теориирешения изобретательских задач на занятиях в дошкольной группедля развития творческого мышления воспитанников.Целью ТРИЗпедагогики является формирование у ребёнка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем. Вся эта система обучения основывается на мировом опыте. Разработано огромное количество различных изобретательских задач, к решению которых ребёнка должен аккуратно и грамотно подтолкнуть воспитательпедагог.Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:Принцип свободы выбора –в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребёнку право выбора.Принцип открытости –нужно предоставлять ребёнкувозможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.Принцип деятельности –в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.Принцип обратной связи –воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.Принцип идеальности –творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.Ключевые слова: творческое мышление, творческие способности, развитие креативности, творческий потенциал.
Анализ современных документов об образовании Российской Федерации показывает на необходимость воспитания креативной личности в дошкольном возрасте, т.к. приобретенные в детстве базовые способности помогут в дальнейшем овладению качествами, соответствующими государственному заказу.На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к развитию детей меняется цель образовательной работы –вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребёнка (физические, личностные, интеллектуальные).В практике при работе с дошкольниками усилено вниманиепедагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения –совершенствование способов общения с ребёнком в направлении личностноориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей.Развитие творческого воображения и мышления –процесс длительный, поэтому, чтобы добиться удовлетворительных результатов, надо начинать с детских лет.Представляю свой первый опыт по составлению конспекта занятия по формированию элементарных математических навыков у детей 45лет, используя структуру креативного урока НФТМТРИЗ.Занятие №7«Поможем Маше найти брата».Программное содержание.1.Правильно отвечать на вопросы «сколько».2.Совершенствовать навыки счёта в пределах 5.3.Упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.4.Закреплять понятия «часть», «целое».Оборудование: плакат с изображением домовв форме геометрических фигур; круги с цифрами; яблоня с яблоками; печка; конструктор.Раздаточный материал: на каждого ребенка: карточки двуполостные, 5 картинок пирожков больших и маленьких; картинка блока разрезана на 4 части.ТаблицаХод занятия
ЭтапызанятияСодержание занятия1. Организационный момент.Организация начала занятия.Взаимоприветствие педагогавоспитателя и детей.
2. Подготовка детей к работе на занятии.–Ребята, у всех ли готово рабочее место для занятия? Аккуратно ли лежит пенал на столе? Удобно ли стоит стульчик?Блок 1 (мотивация) –(5 мин). Этот блок представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов –сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.–Ребята, послушайте одну историю. В одной деревне жилабыла семья: мама, папа, девочка Маша и ее брат Ваня. Однажды родители уехали в город и велели сестре приглядывать за младшим братом. Маша не послушалась родителей, оставила брата одного дома, а сама ушла с подружками гулять в лес. В лесу она набрала полную корзинку грибов и ягод. Маша вернулась в деревню, подошла к своему дому и обнаружила, что потеряла в лесу ключ.Блок 2 (содержательная часть занятия) –(10 мин). Блок содержит программный материал и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.–Ребята, у меня есть запасные ключи от всех домов в деревне.Давайте поможем Маше подобрать ключ к ее дому. Маша живет в доме с тремя окошками.Воспитатель предлагает ключи в виде геометрических фигур. Дети должны найти ключ той же формы, что и на двери дома.–Когда Маша открыла дверь, она увидела, что брата дома нет. Она стала его искать и добрые люди сказали Маше, что её брата унесли гусилебеди к БабеЯге. Маше ничего не оставалось, как идти искать брата. Поможем Маше найти брата? –Долго шла Маша, пока не увидела яблоню. Подходят к деревянной яблони на которойвист яблоки. –Яблоня, яблоня, скажи, куда гусилебеди унесли моего братца?–Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание.–Ребята, давайте поможем Маше выполнить задание.Воспитатель предлагает детям собрать яблоки из частей в одно целое.–У нас есть части яблок, давайте соберем из них одно целое.Каждый ребенок собирает яблоко из частей.
–Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание,и яблоня сказала, что гусилебеди полетели в сторону поля.Маша пошла дальше. В поле она увидела печку.–Печка, печка, подскажи, куда гусилебеди моего братца понесли?–Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание.На столе у каждого ребенка корзинка с пирогами большими и маленькими, карточка с 2 полосами. –Ребята, давайте посчитаем, сколько пирожков больших и маленьких есть у печки.Дети считают сколько всего больших пирогов(3) и маленьких(2). Затем воспитатель предлагает детям выложить на верхнюю полоску грибы и на нижнюю ягоды. Задает вопросы:–Сколько получилось больших пирожков?–Сколько получилось маленьких?–Чего больше больших или маленьких?–Почему маленьких пирогов меньше чем больших?–Почему больших пирогов больше?–Сколько всего пирогов вместе?–Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Печка сказала, что гусилебеди полетели в сторону реки.Маша побежала к речке.Блок 3. Психологическая разгрузка(35минут)Блок представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию и др.Физминутка «Рыбки плавали в пруду».А пока Маша бежит к речке, мы с вами немножко разомнемся тоже.Рыбки плавали по дну.В тихом солнечном пруду. Дети имитируют движение рыбок.То согнутся, разогнутся, Руки на пояс, наклон вперед, назад.То зароются в песок. Присели.Повтори еще разок. Повторить несколько раз с увеличением темпа.Блок 4 (содержательная часть занятия) –(5 мин). Блок содержит программныйматериал и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.–Речка, речка, подскажи, куда гусилебеди моего братца понесли?–Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание. Был у меня мост да вот сломался. Помогитемне его починить. Дети с помощью конструктора строят мост. –Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание. Дом БабыЯги находится на другом моём берегу.–Пришла Маша к дому БабыЯги.–БабаЯга! Отдай моего братца.–Хорошо, но сначала выполни моё задание.Блок 5. Головоломка(5мин)Данный блок представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.Работа с кругами.Найти в соответствии с числом, количество предметов. 3 мяча, 2 треугольника, 5 кубиков, 1 кольцо, 4 паззла.Маша с братом вернулись домой. Больше Маша никогда не оставляла братика одного дома.Блок 6. Интеллектуальная разминка(5 мин.). Блок представляетсистему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей воспитанников.«Да –Нет» –игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «об этом нет информации».К примеру:–Я загадала слово (кукла).–Это слово обозначает предмет?–Да.–Это растение?–Нет.–Это чтото неживое?–Да.–Это животное?–Нет.–Оно белого цвета?–Это несущественно.ит. д., пока слово не будет угадано.Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления(5 мин). Этот блок обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игрголоволомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.Воспитанникам предлагается задание: восстановить последовательность событий, произошедших с Машей и ее братом, используя при этом возможности интерактивной доски.Блок 8. Резюме(5 мин). Блок обеспечивает обратную связь с воспитанниками на занятии и предусматривает качественную и эмоциональную оценку воспитанниками всего занятия.–Кому мы сегодня с вами помогли?–Какие задания выполняли?–А что вам больше всего понравилось?–А мне понравилось, как вы сегодня замечательно работали: были внимательными, старательными, активными.–Маша и ее брат говорят вам «спасибо» за то, что вы им сегодня помогали.–Спасибо, занятие закончено.
Ссылки на источники1.https://metod32br.wordpress.comФГОС в ДОУ. Методический кабинет.2.Утёмов В. В., ЗиновкинаМ. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212 с.3.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск1. –ART 53572. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53572.htm.4.http://dohcolonoc.ru/masterklasy.html.5.https://openlesson.net/3448/