Творчество – это создание чего-то нового, чего раньше не было. Творчество – это новое знание – открытия, изобретения, решение мудрёных задач. Творчество – это искусство – стихи, музыка, рисование. Творчество – это создание новых игр, новых слов.
Творчество даёт человеку много радости, развивает в нём наблюдательность, сообразительность, быстроту ума. Учит красиво и правильно говорить и писать – выражать свои мысли. Но для творчества нужны не только фантазия, выдумка и воображение, но и прочные знания.
Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе. С целью развития творческого воображения свои уроки провожу с применением теории решения изобретательских задач. ТРИЗ – это развитие нестандартного творческого мышления, логики, умения выделять главное и получать необходимые сведения в сочетании с точными алгоритмами мышления. Большое внимание уделяю развитию памяти, наблюдательности, умению сосредоточиться, наблюдать, видетьзакономерности.
Ребёнок по природе - творец и мечтатель, поэтому творческие задания предлагаю на каждом уроке. Работать с применением ТРИЗ очень интересно, а интерес порождает желание познать мир и самого себя.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого
УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
образовательная
- выявить общие закономерности построения художественных произведений
- развивающая
- формирование системного мышления, моделирования,
- развитие умения строить суждение на конкретном материале,
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
- рефлексия собственных мыслительных процессов.
- воспитательная
- воспитывать чувство слова и культуру чувств,
- продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей,
- учить вырабатывать собственную позицию и способ действия.
Мотивационно-ориентировочный этап
1. Организационный момент
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2. Эмоциональная речевая разминка
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
- Из какой сказки этот отрывок, назовите автора.
- Красивая картина описана в первых двух строках. Вокруг красивый мир, но «туча по небу идёт, бочка по морю плывёт». Что бы это означало? (Автор пытается донести до читателя красоту природы и между тем сочувствует своим героям.)
- Прочитайте отрывок ещё раз выразительно, постарайтесь показать голосом любование картиной природы и грусть.
Вот и к нашему школьному берегу сегодня прибило «волшебную бочку». Если на уроке у вас возникнут затруднения, она поможет справиться с ними.
3. Постановка проблемного вопроса
- Из «волшебной бочки» выглядывают различные предметы: сапоги - скороходы, шапка - невидимка, ковёр – самолёт. Посмотрите на эти предметы и назовите тему сегодняшнего урока (Сказка)
- А знаете ли вы сказку, в которой можно встретить все эти предметы?
4. Постановка учебной задачи
- Но такой сказки действительно нет, что же мы можем сделать?
5. Создание учебной ситуации, определение собственных задач урока
- Чему вы будете учиться на уроке? (сочинять сказки)
6. Выбор цели урока
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Создать свою сказку.)
- Что помогает героям всех сказок преодолевать трудности? (Дружба, взаимовыручка, смекалка.)
- Вот и вы должны во всем быть дружными и помогать друг другу, поэтому сочинять сказки вы будете в группах. Вы сегодня будете сказочниками. А в работе вам поможет народная мудрость из нашей «Волшебной бочки»: «Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово». Как вы понимаете эти слова? (Нужно быть внимательными к своим товарищам и не обижать их даже словами.)
- Давайте вспомним правила работы в группе.
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Операционно-исполнительский этап
1. Определение зачина
- Сказка начинается с зачина.
- Вспомните, как могут начинаться сказки. (Жили – были...)
2. Выбор зачина к сказке
- Выберите тот зачин сказки, который вам нравится или предложите свой вариант.
Памятка «Зачины»
Жили – были…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
В некотором царстве, в некотором государстве…
- О чём ещё можно узнать в зачине сказки? (Называются герои сказки.)
3. Определение сказочных героев
- Отгадайте загадки:
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша. (Иван – царевич)
И гусляр, и певец.
Кто же этот молодец? (Садко)
Болото – неуютный дом,
Жильцу в нем одиноко.
Мечтает каждый день о том,
Как он взлетит высоко.
Мечта останется мечтой,
Летать не может (Водяной)
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник)
Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)
Скок–поскок, через море и лесок!
По пути нашёл Жар–птицу и красавицу-девицу,
Ну а глупого царя обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог умный маленький конёк,
Всем известный… (Горбунок)
Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком
Растёт золотая … (рыбка)
«Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое…» -
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает …(курочка Ряба)
Работать, умея красиво и ловко,
В деле любом, проявляя сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут … (Царевна – лягушка)
Все отгадки складываются в пять конвертов:
Герои (Емеля, Иван – царевич, Садко)
Героини (Василиса Премудрая, Снегурочка, Царевна – лягушка)
«Отрицательные» персонажи (Кикимора, Соловей – разбойник, Водяной)
Герои – помощники (Курочка Ряба, Конёк – горбунок, Золотая рыбка)
Предметы – помощники (Сапоги - скороходы, ковёр – самолёт, скатерть – самобранка)
- Выберите героев для своей сказки. (По 1 человеку от группы подходят и вынимают из каждого конверта по одной карточке.)
- Проанализируйте, кого из выбранных героев можно исключить, а кого нельзя исключить.
- Опишите главных героев своей сказки. Можете использовать таблицу противоречий, составленную на прошлых уроках.
Герой |
Внешний вид |
Характер |
Настроение |
|
|
|
|
- Возможно ли использовать фразеологические обороты при описании действий героев? Объясните их смысл.
Душа ушла в пятки
Задал стрекоча
Вышел сухим из воды
4. Работа над сюжетом произведений
Работа в группах и сочинение сюжета сказки.
Можно предложить детям упражнение «системный лифт» для определения места сказочного события.
(Царство – государство, стольный град, резной терем, светёлка. За тридевять земель, в дремучем лесу, в топком болоте.)
Памятка «Сказочный конструктор»
- 1. Исходное существование запрета
- 2. Герои нарушают запрет
- 3. Последствия нарушения
- 4. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить.
- 5. Поиск спасительной магии
- 6. Добрые герои борются со злыми героями
- 7. Герою приходят на помощь
- 8. Спасение
- 9. Герой возвращается домой с наградой
Проверка: Какая сюжетная линия у вас получилась?
5. Вот мы и дошли до выбора окончания сказки. Давайте немного отдохнём.
Физминутка «Наоборот»
Когда я говорю «хлоп», вы тихонько топаете ногами. Когда я говорю «топ», вы хлопаете в ладоши.
6. Выбор окончания сказки
- Будет ли вашим читателям интересно, если на этом закончить сказку?
- Всегда ли сказки заканчиваются хорошо?
- Как бы вы хотели закончить свою сказку?
Памятка «Концовка сказки»
Стали жить – поживать – добра наживать.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
- В волшебной бочке есть ещё мудрые слова: «Сказка, ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Чему учит ваша сказка?
7. Работа над заголовком произведения
Можно ли будет узнать вашу сказку среди других? Что нам необходимо сделать? (Придумать заголовок.)
- Какой заголовок подойдет к вашей сказке? Докажите, соответствует ли название сказки её содержанию? Почему? На уроке изобразительного искусства вы будете создавать диафильм к своему произведению, т.е. рисовать по кадрам действия сказки.
8. Домашнее задание
- Наверняка в вашей жизни или в жизни ваших родных и близких были ситуации, требующие принятия нестандартных решений. И домашнее задание будет связано именно с ними.
- Коровы потеряли голос и не могут мычать. Придумайте, как в сказке они могут общаться друг с другом.
Рефлексивно-оценочный этап
1. Проверка результатов деятельности групп
2. Самооценка работы в группе
Лист самооценки
Утверждение |
Полностью согласен |
Частично согласен |
Не согласен |
Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
При разногласиях я принимаю другое решение |
|
|
|
|
Большинство решений предложено мной |
|
|
|
|
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Работать в группе труднее, чем одному |
|
|
|
|
Мне интереснее и полезнее работать в группе |
|
|
|
|
Вывод: Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!
3. Рефлексия
Смогли ли выполнить задачи, которые ставили перед собой?