Вся жизнь – открытая задача.
И от того, насколько успешно ты её
решаешь, зависит твоё настоящее и будущее.
А. А. Гин
В настоящее время перед школой стоит задача в необходимости развития личности активно и заинтересованно познающей мир, осознающей ценность труда, науки и творчества. Эта необходимость отражена в Федеральном государственном стандарте общего образования [1]. Система образования в целом направлена на развитие созидающего творческого воображения, а не фантазии, что было бы существенней для развития личности. Чаще всего мы сталкиваемся с проблемой решать различные задачи или выполнять действия в соответствии с приобретенными привычками и представлениями, т. е. с психологической инерцией. Возникает потребность формирования у детей творческого мышления, умения решать задачи нестандартными методами.
Психологи различают два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление значит закрытое, нетворческое. Дивергентное – открытое, творческое. У интеллектуальной личности преобладает конвергентный тип мышления. У креативной личности – дивергентный. Креативная личность способна и готова к субъективному и объективному творчеству. Эти люди склонны к нестандартным способам решения задач, способным к оригинальным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов. Интеллектуал готов решать сложные задачи, но по построенным до него схемам решения. Однако жизнь чаще всего не даёт нам готовых схем и решений или делает невозможным их решение на практике.
«Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя вырастить «творческий мускул», не вылетев на простор заданий открытых – допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные варианты ответов… нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач. В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей…» [2]
Как у организатора внеурочной деятельности у меня возникла необходимость работать с детьми в решении открытых задач, в развитии их творческого воображения и мышления.
Использование методов психологической инерции можно включать не только во время учебной деятельности, но и во время проведения воспитательных мероприятий, внеурочных занятий.
В статье описано внеклассное занятие, направленное на преодоление психологической инерции у школьников, рассчитанное на 1 академический час. Занятие построено по структуре креативного урока системы НФТМ_ТРИЗ М. М. Зиновкиной [3].
- 1. Мотивация.
Данное занятие, посвящено Дню космонавтики. Учащиеся делают небольшое сообщение о космических кораблях. После этого учитель обращается с вопросом: «Что нам понадобится, для того, чтобы сейчас продемонстрировать принцип работы реактивного двигателя?» Выслушав варианты ответов детей («специальные приборы», «это невозможно сделать», «специальные заготовки», «горелки» и т. д.), учитель достаёт воздушный шарик. У многих детей этот предмет вызывает удивление. На вопрос учителя: «Что будет, если воздушный шарик надуть и отпустить?» – многие дети отвечают: «Он полетит!». Некоторые дети замечают, что «он полетит в разные сторону». Учитель предлагает надуть одному из учащихся шарик и отпустить его. Шарик начинает летать по классу. Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, почему шарик летает?» Подводит детей к выводу, что воздух, вырываясь из шарика, толкает его в противоположную сторону. Точно такая же реактивная сила толкает ракету вверх. Это неожиданное сопоставление вызывает у детей удивление, что служит хорошей мотивацией для дальнейшей работы.
- 2. Содержательная часть.
Содержательная часть занятия направлена на развитие творческого воображения и фантазии учащихся.
Учитель предлагает детям «перелистать» страницы Виртуальной космической энциклопедии, вспомнить, что они знают об устройстве Вселенной и истории освоения космоса, используя лежащие на столе предметы: волейбольный мяч, горошину, ананас.
- Каким образом эти предметы могут быть связаны с космосом? – задается вопрос детям.
Учащиеся дают свои варианты ответов («мяч круглый как планеты», «мяч вращается как планеты», «с помощью мяча и горошины можно показать размеры планет по отношению дуг к другу», «ананас похож на комету»). Учитель подводит итоги, что если Солнце будет размером с волейбольный мяч, то Земля по отношению к нему будет с горошину, а Луна – с булавочную головку. Хвост кометы всегда направлен в сторону Солнца, когда комета приближается к Солнцу, она летит хвостом вперёд. Все суждения детей развиваются дальше. Задаётся наводящий вопрос: «Для чего нужен мяч в космосе?» Многие из детей предполагают, что космонавты играют в волейбол.
- 3. Психологическая разгрузка.
Психологическая разгрузка – очень важный элемент отдыха человека, который позволяет быстро и качественно снять напряжение, расслабиться и восстановить силы. Психологическая разгрузка может проявляться в различных формах: в движении, в рисунке, в снятии мышечных блоков и в релаксации [4]
Учитель предлагает одному ребёнку, который очень хочет стать космонавтов выйти к доске. Ученика предлагается с закрытыми глазами три раза повернуться вокруг себя по часовой стрелке, остановиться, открыть глаза и взять спичечный коробок, который лежит перед ним. Это упражнение вызывает много улыбок и смех у детей, что позволяет расслабиться, снять напряжение. Затем учитель предлагает всем детям выполнить несколько упражнений на развитие вестибулярного аппарата. Под негромкую космическую музыку ребята выполняют наклоны головы влево - вправо, повороты головы влево - вправо, наклоны тела влево - вправо.
- 4. Головоломки.
Одним из важнейших элементов структуры современного урока в системе НФТМш является творческая деятельность учащихся с системой натуральных объектов – головоломок, в конструкции которых реализована остроумная изобретательская идея.
Отличный вариант увлекательного упражнения для любого ребёнка – головоломка «Космическое путешествие». Ведь они так любят все, что связано с техникой, особенно, если речь идет о космическом корабле и возможностью мысленно отправиться в полет. Задачей ребёнка будет найти правильный путь для космонавтов, которые должны добраться до далекой планеты, расположенной в другой части головоломки [5].
Учитель продолжает беседу с учениками: «Вы любите смотреть на звёзды? Я очень люблю. Кроме того, звезду можно сделать самим. А кто-нибудь знает, как сделать звезду из полоски бумаги?».
Детям выдаются полоски бумаги. Размер полосок - 29х1,1см.
Как будем делать: 1) Берём полоску бумаги и делаем петельку.
Рис. 1
2) Затем заворачиваем коротенький хвостик, делая узелок.
3) Узелок очень аккуратно затягиваем и прижимаем. Должен получиться равносторонний пятиугольник.
4) Хвостик заворачиваем на обратную сторону. Я специально сделала хвостик чуть длиннее, чтобы на фото было видно, куда мы его завернули. Но лучше стараться делать его короче, что бы он не выглядывал за пределы пятиугольника.
5) Далее переворачиваем изделие.
6) Если кончик длиннее получившегося пятиугольника и выглядывает за его пределы, хвостик немного подворачиваем.
7) Прячем хвостик внутрь пятиугольника.
8) А теперь начинаем длинной полоской обворачивать пятиугольник со всех сторон, стараясь не сильно его придавливать. Всего должно получиться минимум 10 обёртываний, т.е. каждую грань нужно обвернуть по два раза. Это следует учитывать, если вы будете менять толщину и длину полоски. При ширине 1,1 см и длине 29 см звезда получается 1,5 см.
18) Кончик прячем под полоску. Если он выглядывает, немного подворачиваем, а затем прячем.
19) Теперь самый ответственный момент! Держим пятиугольник двумя пальцами одной руки, а ногтём другой руки надавливаем на одну грань пятиугольника, стараясь попасть в серединку грани.
Проделываем то же самое с остальными гранями.
20) Всё! Наша звёздочка готова! [6].
5. Интеллектуальная разминка.
ИР также как и головоломка позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность.
Система творческих задач (СТЗ) ИР составлена в соответствии с дидактическими принципами непрерывного
Рис. 2.
креативного образования. Она содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Эта система усложняющих заданий, адаптированных к возрасту учащихся, целенаправленно воздействуя на любознательность, развивает творческие способности, воображение, нестандартный взгляд на вещи [7].
На этом этапе важно помнить об активности и равенстве прав каждого ребёнка, доброжелательном уважительном настрое по отношению учащихся друг к другу. Именно на этом этапе дети учатся не боятся высказывать свое мнение, предположение, обосновывать его, не повторять, но дополнять и углублять мнение других участников. Однако работа должна строиться динамично, высказывания должны быть краткими.
В ходе нашего занятия перед детьми была поставлена проблема, как в условиях невесомости на космической станции спят космонавты? Нужны ли им специальные приспособления или в них нет никакого смысла? Для того, чтобы предать динамичности этапу, использует вполне земной предмет. Дети садятся в круг, учитель бросает им по очереди подушку, ученики высказывают свои ответы, предположения, ищут свои решения, отмечая, что «в космосе подушка не нужна», « можно привязать подушку к голове», «прицепляют к кровати ремнями», «спальное место должно быть похоже на мяч для бамперболла, в нём безопасно и можно принять любую позу».
6.Содержательная часть
|
Рис. 3.
Вниманию детей предлагаются картинки, представляющие собой послание в далёкую галактику от детей Земли, отправленное в сентябре 2001 года из Национального центра управления и испытания космических средств Украины. Учащимся предлагается расшифровать это послание. Данное задание помогает активизировать творческую активность, абстрактное мышление.
7. Резюме
В итоге проведения креативного мероприятия, учитель предлагает высказать свое мнение учеников о мероприятии, что понравилось, не понравилось, что запомнилось, было наиболее интересным. Каждый ребёнок получается смайлик в виде инопланетянина улыбающегося и недовольного и прикрепляет их к плакату с изображение планет солнечной системы.