Полный текст статьи
Печать

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 года, ПР-271) включает в себя модернизацию и инновационное развитие в педагогике.

Стратегической целью Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является – создание механизмов раскрытия способностей каждого ученика, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В одной из задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно определять цель и находить решения на поставленные перед собой задачи, адекватно реагировать на разные жизненные ситуации.

Д. А. Медведев отмечает, что «в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире».

Все это говорит о том, что школа является важным элементом в решении данной задачи. «Новая школа – это институт, соответствующий всестороннему, опережающему развитию» [1].

Одним из приоритетов российского образования является формирование образовательной среды как фактора развития личности. В свою очередь, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17 декабря 2010 г. № 1897 утвержден приказом Министерства образования и науки РФ) направлен на обеспечение: условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает развитие универсальных учебных действий (и стоящих за ним компетенций) [2]. Организация образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей [3].

Главной же для учителя остается задача, которая создает и обеспечивает условия для формирования творческой личности младшего школьника. В результате чего, обучение формирует у младшего школьника «умение учиться» [4].

 Современному учителю в процессе работы приходится решать многие непредвиденные педагогические задачи, которые возникают в учебном процессе. Решать проблемные вопросы, которые связаны с обучением современных детей, следует выстраивать урок не традиционным способом, а учебный процесс выстраивать «от ученика». По мнению автора пройденного курса, внедрять структуру креативного урока, на котором происходит развитие творческого воображения, изменяется форма мышления ученика. При этом учитель умело должен управлять инструментарием НФТМ-ТРИЗ; переводить школьников на новые стадии интеллекта: от наглядно-действенного к словесно-логическому; от эмпирического к теоретическому диалектическому мышлению. Овладение различными способами разных видов активной деятельности: размышлениями об удивительных предметах; действиями с головоломками; решением компьютерных пространственных задач – существенно обогащает развитие ученика [4].

Для этого рассмотрим аббревиатуру НФТМ.

НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся.

Что же такое ТРИЗ? Википедия дает следующее объяснение:

ТРИЗ-теория решения изобретательных задач -область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач [4].

Данная система НФТМ–ТРИЗ формирует творческую личность, которая обладает системным мышлением, способная решать творческие задачи любого уровня.

Одним из учебных предметов в начальной школе является литературное чтение, оно включает в себя многие аспекты педагогики и психологии. Литературному чтению принадлежит огромная роль в формировании и развитии духовно-нравственной личности младшего школьника. Использование на уроках литературного чтения НФТМ-ТРИЗ, позволяет учителю строить креативные уроки. Данный вид урока позволяет ученику творить, создавать, фантазировать, логически мыслить, раскрывать свои индивидуальные, творческие способности, самостоятельно находить пути решения возникающих проблем [4].

Представлю разработку внеклассного чтения для 2 класса по теме: «Сказки разных народов» («Колосок», «Легкий хлеб», «Айога», «Три дочери» «Волк-ябедник»).

Инновационная структура креативного урока включает в себя блоки и отличается от традиционного урока.

Блок 1 (мотивация) – представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность[4].

Расшифруйте название сказки. Соотнесите буквы левого столбика с цифрами правого и узнаете название первой сказки, с которой начнем работать.

к

л

?

 с

о

к

 о

?

о

1

3

?

 5

2

7

4

?

6


[6]

 

Блок 2 (содержательная часть) – содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей [4].

Учитель рассказывает теоретический материал (чем отличаются и в чем сходство сказок русских народных и зарубежных, затем ставит проблемный вопрос, а в чем особенность сказок разных народов?) (своеобразием речи, быта).

Беседа по содержанию сказки «Колосок» (украинская сказка)

Блок 3 (психологическая разгрузка) – представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. [4].

Динамическая физкультминутка (музыкальная зарядка)

Блок 4 (головоломка) – представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея [4].

Расшифруйте пословицы. Читайте только русские буквы. Объясните значение пословиц.

Дmеiлrу вzрqеnмsя - потехе час.

Нrе пuоiтрwудwиsтьсzя, таwк и хлhебfа не доlбиwтьсqя.

К какой сказки можно отнести эти пословицы? Почему?

«Легкий хлеб» (белорусская сказка) – вопросы по содержанию.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) – представляет собой систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся [4].

Цифровой диктант (если «да» ставим 1, если «нет» ставим 0)

1. Отца Айоги звали Ла

2. «Айога» – это нанайская сказка

3. Айога была некрасивой девочкой

4. Мама просила принести воды

5. мать испекла торт

6. Айога была трудолюбивой

7. Соседская девочка была ленивая

8. Мать отдала лепешку соседской девочке

9. Айога съела лепешку

10. Айога превратилась в гуся (110 100 010 1) [6] (взаимопроверка)

Блок 6 (содержательная часть) – содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей [4].

Отгадайте загадки (отгадки – черепаха, белка, паук, пчела)

Что объединяет отгадки? (сказка «Три дочери» (татарская сказка))

Тест по содержанию (проверка через презентацию с выплывающими правильными ответами, самопроверка).

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план [4].

Кроссворд (работа в парах)

1. Кто из зверей заболел? (Тигр)

2. Чем заболел тигр? (насморк)

3. Кто не пришел навестить тигра? (лиса)

4. Кто наябедничал на лису? (волк)

5. Место, из которого тигр достал лекарство? (пятка) [5]

Из какой сказки эти герои? («Волк-ябедник» (афганская сказка))

Вопросы по содержанию

Блок 8 (резюме) – обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока [4].

Расставьте персонажей по своим сказкам.

Мыши, белочка, петух, дочери, гуси, волк, петух, мужик, баран, пчелка, конь, тигр, волк, лиса.

«Колосок»: мыши, петух

«Три дочери»: белочка, дочери, пчелка

«Легкий хлеб»: мужик, волк, баран, конь

«Волк-ябедник»: тигр, волк, лиса [5].

На этом наше занятие заканчивается, Понравилось ли оно вам? Что особенно было для вас интересным? А что было трудным?