Полный текст статьи
Печать

Федеральный образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителями новые цели. Помимо передачи обучающимся суммы готовых знаний мы должны привить универсальные учебные действия. Поэтому одной из важнейших задач является развитие творческого мышления, которое позволит детям фантазировать, логически рассуждать, строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, расти не просто носителем определённой суммы энциклопедических знаний, а настоящим решателем проблем в любой области человеческой деятельности.

Традиционная модель образования строится на трансляции готовых знаний. При этом обучающийся упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. Особенность ТРИЗ – технологии заключается в том, что она предполагает повышение культуры мышления. ТРИЗ-технология позволяет обучающимся: развивать творческое нестандартное мышление; учиться преодолевать трудности в процессе обучения; объективно оценивать принятые решения. На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Логика построения творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим и направлена на подъём творческого потенциала ребёнка. Для достижения наибольшей эффективности, учебные занятия формируются через структуру блоков. Каждый из этих блоков поддерживает устойчивую положительную мотивацию. В ходе занятия у обучающихся сохраняется положительная мотивация успеха и желание перейти к следующему этапу работы. Каждый этап урока выстроен с использованием ТРИЗ приёмов и методов, что влечёт развитие творческого мышления младших школьников.

Блок 1 (мотивация). Этот блок обеспечивает мотивацию обучающихся к занятию и развивает их любознательность.

Блок 2 (содержательная часть). Содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей с элементами конструирования.

Блок 3 (психологическая разгрузка). Этот блок обеспечивает психологическую разгрузку для «отдыха мозга». Игровые упражнения позволяют снять эмоциональную напряжённость.

Блок 4 (головоломка). Один из важнейших элементов ТРИЗ, используются головоломки для развития нестандартного творческого мышления.

Блок 5 (интеллектуальная разминка). Представляет собой усложняющееся задание, направленное на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей обучающихся.

Блок 6 (содержательная часть). «Творческая мастерская». Эта часть направлена на развитие творческого воображения и фантазии обучающихся.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка). Состоит из компьютерного текста. Выполнение заданий способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти.

Блок 8 (резюме). Подведение кратких итогов, выявление мнений об уроке. Обеспечивает обратную связь с обучающимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку самого урока.

Таким образом, нестандартные приёмы, активные методы, творческие задания благотворно влияют на мотивацию к обучению.

Урок русского языка во 2-м классе

Тема: «Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне слова»

Цель: развитие умения правильно записывать слова с безударными гласными в корне слова.

Задачи:

-     создание условий для развития творческих способностей через использование ТРИЗ в практической деятельности обучающихся;

-     активизация творческого воображения и мышления;

-     освоение и применение приёмов фантазирования;

-     формирование навыка применение правила написания безударных гласных в корне слова.

 

Оборудование: раздаточный материал, сигнальные карточки, компьютер, жетоны для самооценки, смайлики.

 Блок 1. Мотивация

Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Блок 2. Содержательная часть

Введение в тему: 1) формулирование темы обучающимися; 2) определение цели урока; 3) составление плана.

Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.

«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

 

-     Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).

-     Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).

-     Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?

(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)

-     Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?

(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)

-     Как правильно записать это слово?

-     с м…чом – мяч – мячом

-     Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

-     Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.

(Правописание безударных гласных в корне слова.) А кто знает стихотворение о том, как проверить безударную гласную в корне?

 

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

Ударение над гласным

Может сделать букву ясной.

 

-     Какие цели поставим перед собой?

 Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.

Безударные гласные приготовили вам новые задания:

1. Запиши как можно больше слов с безударными гласными в корне слова.

(дети делятся на 4 команды, им раздаются прямоугольные полоски, на которых им надо написать как можно больше слов с безударными гласными: 1- а, 2- о, 3 – е, 4 - и за определённое время, затем из полосок надо построить лесенку, чья лесенка получится длиннее). Самооценка

2. Задание «Смотри в корень» (работа с сигнальными карточками) - объяснять выбранную букву в слове.

Зап..вать в хоре – зап..вать лекарство,

сл..зал с крыши – сл..зал сметану,

б..чок для мусора – лечь на б..чок. Победителям вручается жетон «Друзья безудрных гласных в корне слова»

3. Найди ошибки и исправь, объясни, почему выбрал ту или иную букву.

После даждя пахнет в лису гребами. На лисных палянах показались лисички.

Блок 3. Психологическая разгрузка

1.Ребята, безударные гласные приготовили вам игру «Весёлые буквы».

Обучающиеся получают карточки с буквами а, и, о, е. под музыку смешиваются и выполняют разные движения, когда музыка прекращается, встают в четыре круга по буквам.

2. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Я буду называть слова с безударной гласной. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете над головой. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы приседаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, земля, моря, скала, шары, дела, сады.

Блок 4. Головоломки

1.– Ребята, буквы принесли письмо,оно на тарабарском языке. У каждого на парте лежит такое письмо. Подумайте, как его можно прочитать и приступайте к работе.

GПNW О₣L₤D¥ ВµΩТ €Z£ОVZ &Р₤ D¥ЕU IWНµΩЬ €Z£ SDЕLМN&#АµΩТ₤D¥Ь УDS$ΩЧYLW ¥ЕΩ¥&#RZQН Ω&Ь¥#Я&

(Дети зачеркивают чужеземные буквы и разгадывают пословицу)

Повторенье – мать ученья.

– Кто справился с заданием, поставьте себе 5.

2.           Разгадав ключ этого шифра, вы прочитаете слова:

 

  1          2          3          4   5   6

1            т          а          р          а   в

2            с          р          и         и   т   ж

 

а) 1-1, 1-3, 1-2, 1-5, 1-4.

б) 2-1, 2-5, 2-2, 2-4, 2-6, 2-3.

(а) трава; б) стрижи) – самоконтроль по эталону. А теперь с этими словами составьте предложение.

Блок 5. Интеллектуальная разминка

От значения слова к правильной букве.

Найди лишнее слово, докажи почему они лишние.

Нос, носильщик, носик.

Рисовая, рисование, рис.

Вода, водитель, подводный.

- Хорошо справились с этим заданием, значит, легко будет подбирать однокоренные слова. А какие слова называются однокоренными?

3. Работа в группах. Разбейтесь на 4 группы. Вам дан листок с заданием. (самоконтроль по эталону). Правильно выполненное задание – 5 баллов.

 

Рис. 1.

 

Блок 6. Содержательная часть

«Творческая мастерская» – Мини-сочинение.

Сочинить сказку о двух сестренках – буквах А и О.

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка

Диск. Русский язык. 2 класс Урок «Безударные гласные в корне слова»

Блок 8. Резюме

Ребята, вы сегодня очень старались! Подсчитайте баллы. Озвучьте свои индивидуальные оценки, оцените своё эмоциональное состояние при помощи техники «смайлик».