Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современной России – возможности использования диверсификации на современных предприятиях. В ней раскрывается понятие диверсификации, рассматриваются стратегические выгоды от ее применения, исследуются стратегии диверсификации, а также выявляются основные преимущества и недостатки ее использования.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, диверсификация, конкурентоспособность, стратегии диверсификации, синергетический эффект, внутренняя и внешняя среда организации, риск, концентрация.
Происходящие в настоящее время динамичные изменения внешней среды заставляют современные компании, стремящиеся к усилению своих позиций на рынке, использовать различные типовые стратегии развития бизнеса. Одной из таких стратегий развития бизнеса и является диверсификации.
Проведенное исследование показало, что существует большое количество трактовок данного понятия, вместе с тем, большинство теоретиков и практиков стратегического менеджмента склоняются к тому, что в широком смысле диверсификация – это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и так далее) [1].
Если же рассматривать диверсификацию в узком смысле, то под ней понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности [2].
Определенно можно утверждать, что диверсификация всегда связана с расширением выпускаемой компанией продукцией или оказываемыми услугами, в свою очередь это приводи к тому, что бизнес становится менее зависимым от жизненного цикла отдельного товара, а в конечном итоге это повышает эффективность ее деятельности и обеспечивает более устойчивый рост.
Как показало проведенное исследование, целью диверсификации, как правило, является повышение конкурентоспособности предприятия, усиление его позиций на рынке и повышение прибыльности. Также хотелось бы отметить, что использование диверсификации дает компаниям определенные стратегические выгоды, которые невозможны при концентрации на одном виде бизнеса. К таким стратегическим выгодам принято относить следующие:
- во-первых, диверсификация является наиболее подходящим способом для инвестиции капиталов и уменьшения степени риска;
- во-вторых, предлагая целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность;
- в-третьих, при диверсификации существует эффект разнообразия, который вытесняет на второй план эффект массового производства однородной продукции и связано это с тем, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов продукции на небольших специализированных предприятиях, так как многоцелевое совместное производственных мощностей предприятия дает значительную экономию;
- в-четвертых, персонал компании накапливает значительный технический и управленческий опыт;
- в-пятых, для компании появляется возможность получения технологического выигрыша за счет совместных НИОКР и обмена опытом в различных стратегических единицах бизнеса;
- в-шестых, появляются возможности большей дифференциации производимой продукции.
К настоящему времени разработаны и успешно применяются следующие стратегии диверсификации:
1. стратегия связанной диверсификации, то есть создание новых производств, совпадающих с профилем организации. В этом случае в существующем бизнесе изыскиваются возможности производства новых продуктов, существующее же производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии или других сильных сторонах функционирования фирмы. В результате использования стратегии связанной диверсификации возникает производственное, управленческое соответствие и соответствие родственных рынков, которые в комплексе образуют эффект стратегического соответствия, способствующий бизнес успеху.
2. стратегии несвязанной диверсификации, которые соответственно делятся на конгломеративную и горизонтальную диверсификацию.
Конгломеративная диверсификация - это освоение выпуска новых продуктов, не совпадающих с традиционным профилем организации, с последующей реализацией на новых рынках. Основная предпосылка такой диверсификации заключается в том, что любая компания, которая может быть приобретена на выгодных финансовых условиях и имеет удовлетворительные перспективы прибыли, представляет собой подходящий объект для диверсификации. При этом, чаще всего компании именно приобретают уже существующую фирму, а не формируют филиал в недрах собственной компании. Выгода от конгломеративной диверсификации чаще всего возможна в результате оптимизации управления денежными потоками и инвестиционными ресурсами.
Что касается горизонтальной диверсификации, то это освоение выпуска новых непрофильных продуктов, но для традиционных потребителей. Здесь предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, при этом новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, и по своим качествам чаще всего является сопутствующим уже производимому продукту [3].
Далее считаем важным отметить, что принятие руководством компании решения об использовании диверсификации оправдано только тогда, когда базовая отрасль или производимый продукт находятся в стадии стагнации, действует антимонопольное регулирование, ограничивающее дальнейший рост компании в этой отрасли, приоритетным является достижение синергетического эффекта, в наличии большие финансовые средства, требующие эффективного вложения. И это связано с тем, что диверсификация не должна становиться стратегическим приоритетом для компании, пока не исчерпаны возможности ее роста на основном рынке.
Какую бы из вышеперечисленных стратегий диверсификации компания не выбрала для себя, либо расширение сферы деятельности путем открытия собственных новых производств, либо приобретение других предприятий различных сфер деятельности, необходимо помнить о том, что, во-первых, это самым серьезным образом повлияет на будущее компании, во-вторых, диверсификация очень сложный процесс, который может принести не только преимущества, но и оказаться совершенно невыгодным и убыточным.
Именно поэтому собственники и руководство компании должны учитывать как преимущества, так и недостатки данной типовой стратегии развития бизнеса.
Проведенное исследование показало, что основными преимуществами использования диверсификации являются:
1) диверсификацияявляется важным средством управления финансовыми рисками за счет того, что убытки по одним направлениям деятельности могут быть компенсированы за счет получению большей прибыли от реализации продукции других стратегических единиц бизнеса, при этом потери по одному направлению деятельности диверсифицированной компании уже не будут существенно влиять на финансово-экономическое состояние предприятия, так как его удельный вес в доходах перестанет быть доминирующим;
2) также диверсификация позволяет компаниям более полно использовать свои ресурсы, благодаря чему можно смягчить сезонность производства, повысить занятость работников, получить дополнительный доход от своевременной и продуманной отраслевой маневренности, быстрее наращивать объемы производства тех видов продукции, на которые есть спрос и формируется необходимая цена, а также сократить те стратегические единицы бизнеса, по которым стала проявляться неблагоприятная конъюнктура рынка;
3) диверсификация позволяет компаниям получать синергетический эффект и тем самым, при одинаковых прочих условиях, повысить свою эффективность.
Помимо рассмотренных выше преимуществ диверсификация имеет и недостатки, которые связаны с тем, что она не всегда позволяет использовать преимущества специализированного производства, а потому является рискованной для компании. Риск в данном случае связан с тем, что одновременное развитие нескольких видов деятельности распыляет ресурсы компании, а потому нередко не удается достичь по отдельным из них рациональной концентрации, в результате чего предприятие теряет эффект масштаба производства.
Диверсификация, как правило, характеризуется переходом на новые технологии и разработки, рынки и отрасли, кроме того, сама продукция и услуги для предприятия являются новыми, что тоже повышается риск в деятельности компаний [4].
Также нужно также иметь в виду, что управлять диверсифицированной компанией значительно сложнее по сравнению с концентрированной. Поэтому руководители таких предприятий должны иметь более разностороннюю профессиональную подготовку, так как им приходится анализировать гораздо больше факторов внешней и внутренней среды, а это повышает риск принятия недостаточно обоснованных решений, что может привести к снижению экономического эффекта от деятельности компании.
Исходя из проанализированных недостатков диверсификации, следует еще до начала ее внедрения проанализировать наиболее благоприятные виды диверсификации, которые обещают принести максимальный доход при минимальных издержках временных, материальных и человеческих ресурсов.
Поэтому, учитывая аргументы «за» и «против» диверсификации, каждое предприятие должно решить, до какой степени ему целесообразно диверсифицировать свое производство. При этом нужно учитывать состояние внешней среды (стабильная или нестабильная экономика, конъюнктура рынка, платежеспособность населения и т.д.), а также размеры предприятия и фактическое финансовое состояние. Очевидно, что большие по размеру предприятия имеют гораздо больше возможностей для диверсификации, так как их возможности и ресурсы более значительны и позволяют им развивать новые для них области с рациональной концентрацией производства, тем самым устраняя или существенно сглаживая различия между диверсификацией и концентрацией, достигая при этом лучших результатов хозяйствования [5]. Также такие предприятия имеют больше финансовых ресурсов для создания новых производств, что существенно уменьшает потребность в заемных средствах, а, следовательно, и сокращает расходы на их привлечение и наоборот, малые предприятия с низким уровнем концентрации производства не в состоянии развивать многие отрасли, а потому они должны больше тяготеть к концентрации.
Вместе с тем, в заключении хотелось бы привести суждение о том, что, несмотря на все сложности при использовании стратегий диверсификации, в любой момент для любой концентрированной компании может измениться рыночная ситуация, что может повлечь за собой усложнение сбыта, усиление конкуренции, снижение, а иногда и полное прекращение спроса на ее продукцию, именно в таких обстоятельствах диверсификация становится единственным правильным выбором.
Ссылки на источники:
1. Экономический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Diversifikacija-17920.html.
2. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/19168/%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский: учеб. для студентов, обучающихся по специальности и направлению "Менеджмент" / О. С. Виханский. Москва, 2005. Сер. Homo faber (Изд. 2-е, перераб. и доп.).
4. Чистова М.В., Концевич Г.Е., Демина Н.В. Возможности внедрения информационных технологий для реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ / М.В. Чистова, Г.Е. Концевич, Н.В. Демина. Гуманизация образования. 2014. № 6. С. 95-101.
5. Салогуб А.М. Интеллектуальный капитал как детерминирующий фактор развития инновационной экономики / А.М. Салогуб. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 232-243.