Аннотация. В статье рассмотрена специфика семантики символа УТРО в языке русской рок-поэзии. На основе анализа контекстных ассоциаций в массиве текстов охарактеризовано содержание данного символа, выявлено его отличие от соответствующих концептов других языковых картин мира.
Ключевые слова: символ, рок-поэзия, язык, контекстная ассоциация.
Обращение к анализу семантики символа УТРО в языке русской рок-поэзии определяется следующими факторами. Во-первых, темпоральная символика до настоящего момента остается практически не изученной, в то же время представление о времени и его отрезках составляет значительную часть как национального, так и художественного мировоззрения. Во-вторых, упоминание символа УТРО довольно частотно для текстов русской рок-поэзии, что указывает на значимость данного символа в системе элементов языковой картины мира. В третьих, учитывая, что русская рок-поэзия зафиксировала перелом в национальном мировоззрении, можно предположить, что семантика символа УТРО проецируется на понимание процессов изменения в российском обществе конца ХХ века.
Для описания символической (концептуальной) системы русской рок-поэзии представляется уместным использование наиболее известных публикаций в виде юбилейных или «итоговых» альбомов, составляющих некую целостность, однако в ряде случаев неизбежны отступления от этого принципа, поскольку указанные публикации недостаточно полны, или чрезмерны, или отсутствуют. В этом исследовании использована выборка из 207 текстов: Воскресенье (далее – В.) – альбом «Живее всех живых» и наиболее известные песни; Аквариум (далее – Ак.) – «Русский альбом» и «Кострома Mon Amour»; Звуки Му (далее – ЗМ) – альбом «Простые вещи»; Алиса (далее – Ал.) – альбом «Шабаш»); ДДТ – альбом «Черный Пес Петербург»; Зоопарк (далее – З.) – альбом «Сладкая N и другие»; NAUTILUS POMPILIUS (далее НП) – «Отчет за 10 лет», а также наиболее известные песни из альбома «Разлука»; Чайф (далее Ч.) – концертная программа «15 лет»; Кино (далее – К.) – альбомы «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», песня «Перемен!», Крематорий (далее – Кр.) – концертная программа «Крематорий: 20 лет»); Машина времени (далее – МВ) (отобранные мной 20 наиболее известных песен группы из различных альбомов – И.А.).
Сплошная выборка предложений с номинацией «утро» и его производными из названных выше текстов позволила получить следующие контексты упоминания одноименного символа в текстах русской рок-поэзии (на порядковый номер в данном списке сделаны ссылки в представленном ниже общем перечне ассоциаций символа УТРО):
(1) Всю ночь до утра / Ломали ветра, / А днем с утра крутить / В другую сторону пора (МВ: Флюгер). (2) Для того роса, чтоб лечь на травы, / Поутру с росой растаешь ты (В.: По дороге разочарований). (3) Поутру дорогой откровений / Мимо родника девичьих слез / Выйду возле кладбища сомнений / На крутой отчаянья утес (В.: По дороге разочарований). (4) Холодным утром крик последний <птица> лишь бросит в сторону мою (В.: Ночная птица). (5) Ведь нам же сказано, / Что утро не возьмет свою дань, / Обещано, что ноша легка (Ак.: Государыня). (6) А поутру с похмелья пошли к реке по воду, / А там вместо воды Монгол Шуудан (Ак.: Волки и вороны). (7) Я сяду в лотос поутру / Посереди Кремля, / И вздрогнет просветленная / Сырая мать-земля (Ак.: Русская Нирвана). (8) Утро не разбудит меня, / Ночь не прикажет мне спать (Ак.: Ты нужна мне). (9) Ты нужна мне – / Утро накануне чудес (Ак.: Ты нужна мне). (10) Проснулся я утром / Часов в пять / И сразу понял: / Ты ушла от меня (ЗМ: Шуба-дуба блюз). (11) Но утром по пути в киоск я часто хочу, чего нет (ЗМ: Союзпечать). (12) Жги да гуляй до утра, / Сей по земле переполох! (Ал.: Шабаш 1). (13) Эй, птицы-синицы, снегири да клесты, / Зачинайте заутренню! (Ал.: Жар бог шуга). (14) А под утро ветер подул / И, наверно, спугнул луну (Ал.: Лодка). (15) Мое поколение пестует ночь, / А по утрам ест себя (Ал.: Мое поколение). (16) Луч целовали / Утренней звезде, / Да у берез в мороз просили молока (Ал.: Шабаш-2). (17) Грянул майский гром, и веселье бурною, пьянящею волной / Окатило: "Эй, вставай-ка и попрыгай вслед за мной, / Выходи во двор и по лужам бегай хоть до самого утра, / Посмотри, как носится смешная и святая детвора" (ДДТ: Дождь). (18) И решили они, слыша голос костра, / Он начнется с утра (ДДТ: Рождественская). (19) Я проснулся утром, одетым, в кресле / В своей коморке средь знакомых стен (З.: Сладкая N). (20) Я ждал тебя до утра, / Интересно, где ты провела эту ночь, моя сладкая N? (З.: Сладкая N). (21) Но как-то утром я проснулся на берегу твоей реки (З.: Блюз твоей реки). (22) Позвони мне рано утром – / Меня разбудит твой звонок (З.: Позвони мне рано утром). (23) А там, в предутреннем небе, / Проплыл свинцовый ковчег (НП: Некоммуникабельность). (24) Твой мускус, мой мускул – / Это так просто – / До утра вместе (НП: Я хочу быть всего лишь). (25) Парни могут стараться в квартирах подруг, / Она тоже бывает там, / Но это ей не дает ни черта, / Кроме будничных утренних драм (НП: Взгляд с экрана). (26) С утра я почитаю газету, / И, может быть, сгоняю в кино (Ч.: Оранжевое настроение). (27) Утро ты не встречай / В слезах, одна (Ч.: Все хорошо). (28) А по утрам им хочется плакать, / да слезы здесь не в моде (Ч.: Псы с городских окраин). (29) Тихое утро, над городом смог, / майская зелень, энцефалит (Ч.: Поплачь о нем). (30) К вечеру битва, с утра моя серость (Ч.: Всему свое время). (31) Ой, не проспать бы, не проспать бы, / Лист волшебный оборвать, / Ранним утром в новом веке / Мне тебя поцеловать (Ч.: Кончается век). (32) Ночью будет он ждать, / Ну а вдруг прилетит звездолет: / Он бы их попросил, / Чтобы за ночь успеть / Белый свет посмотреть / Да к утру назад домой прилететь (Ч.: Кончается век). (33) Вот проснется она, / Он ей тихо скажет: "Прости, / На наш век еще хватит / И смеха, и слез; / Вот смотри, почтальон как всегда / С утра газету принес" (Ч.: Кончается век). (34) Наше утро похоже на ночь, ну а ночь для меня (К.: Невеселая песня). (35) Снова новый начинается день, снова утро прожектором бьет из окна и молчит телефон отключен (К.: Странная сказка). (36) И пальто на гвозде, шарф в рукаве, / и перчатки в карманах шепчут: «Подожди до утра, до утра» (К.: Стук). (37) А поутру они ложатся спать (Кр.: Белые столбы). (38) Но, не дождавшись победного конца, / Возвращались поутру / В свое родное Катманду (Кр.: Катманду). (39) Однажды тебе станет лучше, / Боль пройдет навсегда, / С утра выпадут зубы, / Днем завершится война (Кр.: Веселый ансамбль). (40) А завтра утром мы выпьем пива / И к нам вернется Кондратий (Кр.: Кондратий).
Средняя частотность упоминания символа УТРО составляет 40 единиц на 207 текстов (около 19 %), что позволяет говорить о существенной значимости этого символа в русской рок-поэзии.
Классификация ассоциаций символа УТРО в русской рок-поэзии по данным выборки выглядит так:
1. Объектные ассоциации:
1.1. Номинации существ (всего 13 асс.): человека (мужчины (почтальон (33), парень (25), Кондратий (40)), женщины (мать (7), N (20), подруга (25)), группы людей (Монгол Шуудан (6), поколение (15), детвора (17)), животных (нет), птиц (особей (птица (4), птица-синица (13), снегирь (13), клест (13)), групп (нет)), мифических существ (нет).
1.2. Номинации частей и особенностей строения тела: головы (зуб (39)), корпуса (мускул (24)), конечностей (нет), покрова (нет), повреждений (нет).
1.3. Номинации растений (травы (2), береза (16), лист (31))
1.4. Номинации предметов (всего 20 асс.): дома и его частей (каморка (19), стена (19), квартира (25), домой (32), окно (35)), одежды (пальто (36), шарф (36), рукав (36), перчатки (36), карман (36)), орудий труда (нет), оружия (нет), украшений (нет), приборов и приспособлений (прожектор (35), кресло (19), телефон (35), гвоздь (36)), наград (нет), пищи (нет), денег (нет), столовых приборов (нет), транспортных средств (ковчег (23), звездолет (32)), обрядовых предметов (нет), построек (кремль (7), киоск (11)), табачных изделий (нет), других (ноша (5), <то> чего нет (11)).
1.5. Номинации явлений природы (всего 9 асс.): временных (ночь (8, 15, 20, 34), день (35)), климатических (ветер (1, 14), мороз (16), гром (17)), физических (нет).
1.6. Номинации географических объектов (всего 14 асс.): населенных пунктов (город (29), Катманду (38)), не населенных пунктов (дорога (3), родник (3), кладбище (3), утес (3), река (6, 21), путь (11), берег (21)), территорий (земля (12), двор (17), небо (23), белый свет (32)).
1.7. Номинации космических объектов: луна (14), звезда (16).
1.8. Номинации единиц измерения пространства (нет).
1.9. Номинации форм предметов (всего 4 асс.): лотос <поза> (7), луч (16), волна (17), лужа (17).
1.10. Номинации веществ (всего 8 асс.): твердых (нет), жидких (роса (2), слезы (3, 28), вода (6), молоко (16), пиво (40)), сыпучих (земля (7)), газообразных (смог (29)).
1.11. Номинации абстрактных сущностей (нет).
1.12. Номинации коммуникативных единиц и знаковых систем (всего 9 асс.): откровение (3), крик (4), голос (18), звонок (22), драма (25), газета (25, 33), кино (26), заутрення (13).
1.13. Номинации мыслительных форм: сомнение (3).
2. Атрибутивные ассоциации:
2.1. Номинации признаков температуры: холодный (4).
2.2. Номинации признаков состава: сырой (7), свинцовый (23), энцефалит (29).
2.3. Номинации вертикальных и горизонтальных ориентиров (всего 5 асс.): в другую сторону (1), крутой (3), в сторону (4), посереди (7), назад (32).
2.4. Номинации признаков цвета: зелень (29), серость (30).
2.5. Номинации признаков времени (всего 22 асс.): всю ночь (1), днем (1, 39), пора (1), накануне (9), часов в пять (10), сразу (10), майский (17, 29), рано (22), предутренний (23), к вечеру (3), ранний (31), век (31, 33), ночью (32), вдруг (32), за ночь (32), конец (38), однажды (39), навсегда (39), завтра (40).
2.6. Номинации признаков интенсивности звука и света: тихий (29), тихо (33).
2.7. Номинации признаков скорости: бурный (17).
2.8. Номинации признаков размера (нет).
2.9. Номинации признаков количества (всего 4 асс.): последний (4), часто (11), одна (27), хватит <на наш век> (33).
2.10. Номинации признаков принадлежности: девичий (3).
2.11. Номинации признаков вещества (нет).
2.12. Номинации признаков вкуса: мускус (24).
2.13. Номинации признаков силы: легкий (5).
2.14. Номинации признаков стабильности: будничный (25).
2.15. Номинации характера человека: смешной (17), святой (17).
2.16. Номинации психических состояний человека (всего 9 асс.): отчаяние (3), с похмелья (6), просветленный (7), переполох (12), веселье (17), пьянящий (17), в слезах (27), лучше (39), боль (39).
2.17. Номинации обобщенных качеств (нет).
2.18. Номинации отношения (всего 5 асс.): нужен (9), интересно (20), сладкая <моя> (20), вместе (24), не в моде (28).
2.19. Номинации физиологических свойств (нет).
2.20. Номинации эстетических свойств (нет).
2.21. Номинации признаков чёткости восприятия: просто (24).
2.22. Номинации функций объекта в понимании человека: волшебный (31), победный (38).
2.23. Номинации идентификационных характеристик (всего 10 асс.): чудо (9), наверно (14), вслед за мной (17), знакомый (19), новый (31, 35), как всегда (33), похож (34), снова (35), свое родное (38).
3. Процессуальные ассоциации:
3.1. Номинации физических процессов (всего 6 асс.): горения (жечь (12), костер (18)), свечения (бить <прожектором из окна> (35)), кипения (нет), движения (крутить (1), подуть (14), попрыгать (17)).
3.2. Номинации перемещения (всего 11 асс.): выйти (3), пойти (6), выходить (17), бегать (17), носиться (17), проплыть (22), сгонять <сбегать> (26), прилететь (32х2), принести (33), возвращаться (38), вернуться (40).
3.3. Номинации креационных процессов (всего 6 асс.): сеять <переполох> (12), зачинать (13), начаться (18), <не>давать<ни черта> (25), начинаться (35), завершиться (39).
3.4. Номинации изменения физических или психических состояний (всего 14 асс.): ломать (1), растаять (2), <не>разбудить (8, 22), проснуться (10, 19, 21, 33), окатить (17), вставать (17), одеть (19), оборвать (31), ложиться спать (37), пройти <боли> (39).
3.5. Номинации процессов расположения в пространстве: лечь (2), провести <ночь> (20), выпасть (39).
3.6. Номинации физиологических процессов: вздрогнуть (7), спать (8), выпить (40).
3.7. Номинации процессов восприятия (всего 4 асс.): зрительного ((По)смотреть (17, 32, 33)), слухового (слышать (18)), обонятельного (нет), осязательного (нет).
3.8. Номинации эстетически ценных действий (нет).
3.9. Номинации сигнально-коммуникативных действий (всего 4 асс.): бросить <крик> (4), спугнуть (14), грянуть (17), позвонить (22).
3.10. Номинации речевых действий (всего 9 асс.): сказано (5), обещано (5), <не>приказать (8), просить (16), (по)читать (25), попросить (32), сказать (33), молчать (35), шептать (36).
3.11. Номинации выражения отношений (всего 21 асс.): не взять дань (5), уйти <бросить> (10), гулять <праздновать> (12), пестовать (15), (по)целовать (16, 31), ждать (20, 32), стараться (25), бывать (25), <не>встречать (27), плакать (28), битва (30), не проспать бы (31), простить (33), отключить <телефон> (25), подождать (36), <не>дождаться (38), война (39), смех (33), слезы (33).
3.12. Номинации отношений: хотеть(ся) (11, 28).
3.13. Номинации интеллектуальных действий: понять (10), есть себя (15), решить (18).
Общее число рассмотренных ассоциаций символа УТРО составляет 244 единицы. Из них объектных ассоциаций – 85, атрибутивных – 73, процессуальных – 86.
Анализ состава объектных ассоциаций символа УТРО в контекстах выборки показывает, что наиболее продуктивную группу этого типа ассоциаций составляют номинации предметов. Среди них количественно равно представлены номинации дома и его частей (каморка, стена, квартира, домой, окно) и номинации одежды (пальто, шарф, рукав, перчатки, карман). При этом следует отметить, что все номинации одежды представлены в одном контексте: «Но пальто на гвозде, шарф в рукаве и перчатки в карманах шепчут: “Подожди до утра, до утра” (К.: Стук). Кроме того, номинации приборов и приспособлений (кресло, телефон, гвоздь) также относятся к пространству дома. Эти ассоциации указывают на компонент закрытости пространства в семантике символа УТРО. Семантике закрытости помещения в группе предметных ассоциаций противопоставлены единичные ассоциации с транспортными средствами (ковчег, звездолет), постройками (кремль, киоск), приборами и приспособлениями (прожектор) и другими (ноша). Такое соотношение указывает на доминирование компонента ʻзакрытое пространство, помещениеʼ в семантике символа УТРО. В то же время отсутствие номинаций орудий труда, оружия, украшений, наград, пищи, денег, столовых приборов, обрядовых предметов, табачных изделий, а также ассоциация «<то> чего нет» указывают на внутреннюю предметную опустошенность пространства, семантически связанного с семантикой этого символа, направленность на выход из этого пространства.
Вторую по числу объектных ассоциаций позицию занимают номинации географических объектов. В рамках данной группы номинации не населенных пунктов (дорога, родник, кладбище, утес, река (х2), путь, берег) и территорий (земля, двор, небо, белый свет) значительно преобладают в количественном и качественном отношении над номинациями населенных пунктов (обезличенный «город» и экзотический «Катманду»). Такое соотношение номинаций географических объектов указывает на направленность семантики символа УТРО не столько за пределы дома, сколько за пределы застроенного домами пространства вообще – в направлении отсутствия цивилизации.
На третьей позиции по числу объектных ассоциаций символа УТРО расположены номинации существ, среди которых преимущественно представлены номинации людей (мужчин: почтальон, Кондратий, парень; женщин: мать, N, подруга; групп: Монгол Шуудан, поколение, детвора). Обращает на себя внимание то, что упоминаемые в одних контекстах с номинацией «утро» и его производными антропонимы не отражают устойчивых специфических личностных характеристик. В этом отношении особенно показательны имена собственные: «Кондратий» – персонификация эффекта воздействия алкоголя, «N» – неизвестная, «Монгол Шуудан» – музыкальный коллектив и монгольская почта. В отношении нарицательных антропонимов наблюдается та же неопределенность: номинация «мать-земля» называет не вполне человека, слово «почтальон» обозначает человека лишь по его функции, номинации «парень» и «подруга» называют уже не посторонних, но и не близких друг другу людей, лексемы «поколение» и «детвора» обозначают объекты через определяющие их признаки, но тем самым обезличивают связанных с ними людей. Это указывает на наличие в семантике символа УТРО компонента сущностного одиночества при социальной заполненности пространства в физическом плане. Компонент сущностного одиночества подкрепляется ассоциациями с птицами (птица, птица-синица, снегирь, клест), три из которых упоминаются в одном контексте: «Эй, птицы-синицы, снегири, да клесты, / зачинайте заутренню» (Ал. Жар-бог-шуга). Птицы здесь лишь символизируют людей, подчеркивая их внутреннюю социальную пустоту. Номинации же животных, как домашних, так и диких отсутствуют, поскольку они не могут даже символизировать людей в семантике символа УТРО. Еще один нюанс социальной семантики символа УТРО выражается в составе номинаций частей и особенностей строения тела, ограниченной словами «зуб» и «мускул», – компонент ʻпотенциальная враждебностьʼ.
Четвертую позицию по количеству объектных ассоциаций символа УТРО занимают номинации явлений природы. При отсутствии номинаций физических явлений природы в рамках этой группы относительно равно представлены подгруппы номинаций временных (ночь (х4) и день – всего 5 из 9 асс.) и климатических (ветер (х2), мороз, гром) явлений. Такое соотношение указывает на смысловую связь символа УТРО с ночью: утро – это не столько преддверие дня, сколько закономерное продолжение (разрешение) ночи. Соответственно, климатические явления природы, объединенные семантикой дискомфорта при доминировании семантики активности (ветер, гром) над семантикой стагнации (мороз), определяются переходом ночи в утро, а не утра в день.
Также на четвертой позиции по числу объектных ассоциаций символа УТРО располагаются номинации коммуникативных единиц и знаковых систем. Обращает на себя внимание отсутствие в довольно широком спектре значений символа УТРО, отраженных в составе этой группы (сигнальных неголосовых единиц (звонок), сигнальных голосовых единиц (крик, голос), письменных, «молчащих» текстов (газета (х2)), развернутых полилогов (кино, драма) и единиц коммуникации с высшим миром (откровение, заутрення)), ассоциаций со сном, характерных как для символа НОЧЬ, так и для символа ДЕНЬ. Если учитывать, что номинация «вечер» не обладает в языковой картине мира русской рок-поэзии статусом символа, УТРО оказывается единственным темпоральным символом в подсистеме символики времени суток, связанным исключительно с бодрствованием, пробуждением, неизмененным состоянием сознания.
Пятой по числу объектных ассоциаций символа УТРО является группа номинаций веществ. В составе этой группы выделяется подгруппа номинаций жидких веществ (роса, слезы (х2), вода, молоко, пиво) при полном отсутствии номинаций твердых веществ и единичных номинациях веществ сыпучих (земля) и газообразных (смог). Учитывая, что номинации сыпучих и газообразных веществ в данном случае дублируют аналогичные номинации среди ассоциаций символа НОЧЬ («чернозем» и «дым», соответственно) и кардинально отличаются от соотносимых ассоциаций символа ДЕНЬ («снег» и «газ», соответственно), можно утверждать, с одной стороны, более тесную связь семантики символа УТРО с семантикой символа НОЧЬ, а с другой, – своеобразное растворение (преобразование в жидкость) устойчивых структур, связанных с ночью, при прохождении их сквозь утро с последующим образованием других структур, связанных с днем. При этом соотношение количества ассоциаций с формами предметов в рамках системы символов НОЧЬ (2 асс.) – УТРО (4 асс.) – ДЕНЬ (6 асс.) указывает на то, что УТРО связано с процессом увеличения степени дифференциации форм.
Таким образом, анализ состава объектных ассоциаций символа УТРО позволяет предварительно определить его семантику так: УТРО – это темпоральный символ закрытости и социальной заполненности при внутренней опустошенности пространства дома и сущностном одиночестве человека в нем, которые определяют устремленность за пределы цивилизации (как отражение понимания аналогичных характеристик города), это своеобразное продолжение состояния, выраженного семантикой символа НОЧЬ и одновременно переходное звено между ночью и днем, определяющееся как временное прояснение сознания при переходе из «ночного» сна в «дневной», а также временное преобразование стабильности в текучесть, сопровождающееся повышением дифференциации форм.
Анализ состава атрибутивных ассоциаций символа УТРО в контекстах выборки показывает, что в рамках номинаций, выражающих данный тип ассоциаций, преобладают номинации признаков времени. Среди них доминируют номинации с ретроспективной семантикой, указывающей на более тесную связь утра с ночью (всю ночь, ночью, за ночь, ранний, рано, предутренний, часов в пять). К этой подгруппе примыкает номинация «майский» (х2), соединяющая ассоциации символа УТРО с семантикой символа ВЕСНА. При этом проспективные временные ассоциации связаны не только со следующим за утром днем (днем (х2), пора, накануне), но и со своеобразным прыжком через день (к вечеру, завтра), в том числе в вечность (век (х2), навсегда, конец). Такое соотношение номинаций внутри группы указывает на понимание утра как результата ночи, во многом обессмысливающего предстоящий день (всю последующую череду дней).
Вторую позицию по количеству атрибутивных ассоциаций символа УТРО занимают номинации идентификационных характеристик, среди которых значительно преобладают номинации с семантикой узнаваемости, типичности, повторяемости (наверно, вслед за мной, знакомый, как всегда, похож, снова, свое родное vs. чудо, новый (х2)). Это, вероятно, связано с семантикой прояснения сознания, пробуждения, которая определяет рациональную идентификацию, узнавание связанного с семантикой символа УТРО состояния человека и мира. Семантика рациональной идентификации, узнаваемости в плане содержания символа УТРО подтверждается и составом групп номинаций признаков стабильности (будничный) и номинаций признаков чёткости восприятия (просто). Но при этом узнавание осуществляется на основе целостного образа, а не его составляющих: отсюда отсутствие номинаций признаков размера, признаков вещества, обобщенных качеств, физиологических, эстетических свойств.
Однако семантика рациональной узнаваемости диссонирует с противоречивостью компонентов символа УТРО, выраженных номинациями психических состояний человека (третья по количеству позиция): с похмелья, в слезах, отчаяние, боль, переполох, пьянящий, лучше, веселье, просветленный, – что указывает на противоречивость психических переживаний, связанных с прояснением сознания, в том числе с учетом ночного прикосновения к полилогу мира. Выражение семантики психической противоречивости дополняется противоречивым характером состава номинаций признаков количества (последний, одна vs. часто, хватит <на наш век>): психическое состояния пробужденного человека заставляет его колебаться между пониманием цикличности и уникальности событий в мире.
Четвертую по числу атрибутивных ассоциаций символа УТРО занимают номинации вертикальных и горизонтальных ориентиров и номинации отношения. Причем среди номинации вертикальных и горизонтальных ориентиров доминируют элементы с семантикой изменения направления, в том числе резкого и в обратную сторону (в сторону, в другую сторону, назад, крутой), а среди номинаций отношения – единицы со значением привязанности (нужен, интересно, сладкая <моя>, вместе). Представляется, что такое соотношение семантических доминант связано выражением отторжения от коммуникативной перспективы содержания дня (бессмысленной, перегруженной информативности и социальной переполненности), а также стремления к сохранению состояния ночи с его ориентированностью на межличностное взаимодействие и направленностью на понимание мира.
Таким образом, анализ состава атрибутивных ассоциаций символа УТРО позволяет уточнить его семантику так: УТРО – закономерное, рационально узнаваемое, но противоречивое в психическом переживании продолжение ночи, для которой свойственно межличностное общение и информационный контакт с миром, обесценивающее следующий день как бессмысленный и вызывающее острое желание перейти в следующую ночь или вечность, минуя день, повернуть развитие событий в сторону или вспять.
Анализ состава процессуальных ассоциаций символа УТРО в контекстах выборки показывает, что их наибольшее число входит в состав группы номинаций выражения отношений. В рамках этой группы номинации выражения приязненных отношений (пестовать, (по)целовать (х2), ждать (х2), подождать, стараться, бывать, не проспать бы, простить, плакать, гулять <праздновать>) значительно преобладают над номинациями выражения отторжения (не взять дань, уйти <бросить>, <не>встречать, отключить <телефон>, <не>дождаться, битва, война). При этом обе подгруппы имеют в своем составе единицы как с семантикой пассивности, так и с семантикой активности: ждать (х2), подождать, плакать, но пестовать, (по)целовать (х2), стараться, бывать, не проспать бы, простить, гулять <праздновать> – в подгруппе номинаций приязненных отношений; не взять дань, уйти <бросить>, <не>встречать, <не>дождаться, отключить <телефон>, но битва, война – в подгруппе номинаций выражения отторжения. Обращает на себя внимание то, что в подгруппе номинаций выражения приязненных отношений доминируют элементы с семантикой активности, а в подгруппе номинаций выражения отторжения – с семантикой пассивности. Такое соотношение указывает на то, что в процессуальном аспекте семантика символа УТРО тяготеет к активному выражению приязненных отношений в системе «активная приязнь – пассивная приязнь – пассивное отторжение – активное отторжение».
Вторую по числу элементов группу процессуальных ассоциаций составляют номинации изменения физических или психических состояний. Среди них выделяются подгруппы изменения своих и чужих состояний, причем среди номинаций изменения своих состояний преобладают номинации изменения психических состояний (проснуться (х4), вставать <просыпаться>, ложиться спать, пройти <боли>, но растаять), а среди номинаций изменения чужих состояний – физических (ломать, окатить, одеть, оборвать, но <не>разбудить (х2)). Такое соотношение элементов группы указывает на то, что семантика символа УТРО дифференцирует характер изменения состояния в зависимости от его направленности на внешний объект или на характеристики субъекта: внутренние изменения субъекта преимущественно касаются его психических состояний, а внешние воздействия – физических.
Третью позицию по числу процессуальных ассоциаций символа УТРО занимают номинации перемещения, причем за исключением одной номинации (принести) в составе этой группы представлены номинации автоперемещения от (из) некоторой точки (выйти, пойти, выходить), к некоторой точке (сгонять <сбéгать>, прилететь), мимо некоторой точки (бегать, носиться, проплыть), а также возврата к начальной точке (возвращаться, вернуться). При этом перемещение в основном связано с использованием ног (выйти, пойти, выходить, сгонять <сбéгать>, бегать, носиться). Это указывает на то, что ассоциативный комплекс ʻперемещениеʼ в семантике символа УТРО связан в первую очередь с самостоятельным движением человека, опорой на его собственные возможности.
Четвертой по количеству процессуальных ассоциаций символа УТРО является группа номинаций речевых действий. При этом три номинации из девяти выражают компонент ʻобещаниеʼ (сказано (в контексте «нам <…> сказано, что утро не возьмет свою дань»), сказать (в контексте «он <…> скажет: “Прости, на наш век еще хватит и смеха, и слез”»), обещано). Также три номинации из девяти объединяются компонентом ʻпобуждениеʼ (<не>приказать, (по)просить (х2)). Оставшиеся три из девяти номинаций имеют компонент ʻподавленность, отсутствие голосаʼ (почитать <газету>, молчать, шептать). Такое соотношение номинаций речевых действий характеризует речь в семантике символа УТРО как уместную только в случае с принятием или навязыванием обязательств, что связывает будущее с прошлым и актуальным.
Пятую позицию по количеству процессуальных ассоциаций символа УТРО занимают номинации физических процессов и номинации креационных процессов. В группе номинаций физических процессов показательно отсутствие номинаций, связанных с кипением, при наличии слов со значением горения (жечь, костер), свечения (бить <прожектором из окна>) и движения (крутить, подуть, попрыгать). Таким образом выражается подавление в семантике символа УТРО компонентов внутренней жизненной активности (жизнь не кипит) при наличии активности внешней и физической. В группе номинаций креационных процессов обращает на себя внимание наличие слов со значениями ʻотсутствие результатаʼ (не давать ни черта) и завершения (завершиться) при доминировании элементов группы со значением начала (сеять <переполох>, зачинать, начаться, начинаться). Такое соотношение номинаций в рамках этих групп указывает на семантику потенциальности событий и отсутствия у них предсказуемого положительного результата.
Незначительная представленность ассоциаций в группах номинаций процессов восприятия ((по)смотреть (х3), слышать) и интеллектуальных действий (понять, решить, есть себя), а также доминанта семантики отсутствия активности при такой же незначительности количественного состава в группах номинаций расположения в пространстве (лечь, провести <ночь>, выпасть) и номинаций физиологических процессов (вздрогнуть, спать, выпить <пива>) указывают на присутствие в семантике символа УТРО компонента ʻстагнация, связанная с ожиданиемʼ. Этим же компонентом определяются отсутствие содержания действия в номинациях сигнально-коммуникативных действий (бросить <крик>, спугнуть, грянуть, позвонить) и редукция группы номинаций отношений до единичного (хотеть(ся) (х2)).
Анализ процессуальных ассоциаций символа УТРО в контекстах выборки позволяет уточнить его семантику следующим образом: УТРО символизирует этап ожидания потенциальных событий или изменений (внутренних психических или внешних физических), связанных с данными или навязываемыми обязательствами, ориентированных на собственные возможности с преобладанием активно выраженного приязненного отношения над отторжением.
С учетом компонентов, выраженных в составе объектных, атрибутивных и процессуальных ассоциаций можно дать следующее описание семантики символа УТРО в языке русской рок-поэзии: УТРО – это темпоральный символ эмоциональной опустошенности при выраженной рациональности (понятности, определенности, дифференцированности форм) как промежуточного этапа между ночным и дневным состоянием мира: произошедшим прикосновением к невыразимому смыслу событий вселенского масштаба и перспективами погружения в бессмысленный поток дневных событий и информации. Для этого состояния характерны узнаваемость как следствие закономерности перехода ночи в утро и далее – в день, ожидание, связанное с некими обязательствами, но вместе с тем понимание отсутствия прогнозируемого положительного результата и желание повернуть события в другую (противоположную) сторону, выйти за пределы цивилизации и закономерного движения времени.
Сопоставим полученное описание семантики символа УТРО в языке русской рок-поэзии с данными о соответствующем концепте в других картинах мира.
В языковой картине мира русского шансона УТРО также понимается как продолжение ночи, но при этом (в контекстах упоминания концепта УТРО) ночь ассоциируется исключительно со смертью и страданием [1].
Исследователи русской языковой картины мира определяют содержание понятия «утро» преимущественно в концептуальном (рациональном) ключе как промежуток между уходящей ночью и наступающим днем [5]. При этом утро характеризуется не только в хронологическом, но и в деятельностном аспекте, как относительно быстрый переход от ночного «провала» к дневной активности [6], как начало дня, противопоставленное вечеру – концу дня [2].
Авторы словарей символов отмечают среди семантических компонентов символа УТРО пробуждение и освобождение от бремени прошлого (вчерашнего), обогащенность ночью, позволяющую принять решение [3], рождение, начало жизни, избавление от забот, а также возвращение от сладостного одурманивающего сна к суровым реалиям жизни [4].
В сопоставлении с приведенными описаниями семантики символа УТРО может быть определена специфика понимания его семантики в языке русской рок-поэзии: 1) УТРО символизирует не начало дня, а промежуток между ночью и днем, период временного просветления разума между снами дня и ночи; 2) семантика символа УТРО связана с «провалом» в информационной и событийной активности ночи и дня; 3) символ УТРО выражает отторжение дня и тяготение к состоянию ночи, понимаемому не как бремя, а как ценность.
Ссылки на источники
1. Авдеенко, И. А. Концептуальная категория «время» в языковой картине мира русского шансона / И. А. Авдеенко, А. В. Коваль // Лингвистика: вопросы теории и методики: сб. науч. и науч.-метод. статей. Вып. 2. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2008. – С.21-34.
2. Зализняк, Анна А. Время суток и виды деятельности /Анна А. Зализняк, А. Д. Шмелев // Зализняк Анна А., Левонтин И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 544 с. – (Язык. Семиотика. Культура). – С. 39-50.
3. Рошаль, В. М. Полная энциклопедия символов / В. М. Рошаль. – М.: АСТ, 2007. – 520 с.
4. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицын; под общ. ред. В.Л. Телицына. – 2-е изд. – М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. – 494, [1] с., [16] л. цв. ил. – URL: https://slovari.yandex.ru/Символы_знаки_эмблемы/Утро/
5. Чжуан Шэни Место концептов в формировании языковой картины мира // «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири №2 (14). Июнь 2014 (http://md.islu.ru/) – URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/chzhuan_sheni_2.pdf
6. Шмелев, А.Д. Можно ли понять русскую культуру через ключевые слова русского языка // Зализняк Анна А., Левонтин И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. – М.: Язык славянско культуры, 2005. – 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура).