Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье говорится о том, что механизм коммуникативного взаимодействия ОВД и СМИ должен опираться на логически стройную и не противоречивую теоретическую модель, основные параметры которой имеют эмпирически выверенную концептуальную основу. В таком моделировании весьма важен учет ключевых особенностей современных российских СМИ и применение системного подхода к организации коммуникативной деятельности ОВД.
Ключевые слова: средства массовой информации, коммуникативное взаимодействие СМИ и ОВД, информатизация, виртуализация социальной реальности. 

Реальность социальных отношений, социальных и коммуникативных практик на современном этапе развития общества во многом производна от структур общественного сознания, которые, в свою очередь, зависят от характера разноплановых перемен в области СМИ и процессов коммуникативного взаимодействия социальных институтов.

Стремительное развитие виртуализации во многих сферах социальной жизни позволяет считать ее не просто побочным продуктом технологических и социокультурных изменений, а самостоятельным измерением, специфическим условием функционирования социальных институтов, качественной характеристикой социума в XXI веке.

Уровень развития коммуникационных структур общества определяется в настоящее время количеством компьютеров, телевизионных приемников, телефонов на тысячу человек, а также количеством подключений к сети Интернет.

Информатизация тесно связана с глобализацией отечественных СМИ. Влияние глобализации массовой коммуникации на развитие отечественного информационно - культурного производства привносит сложные социальные проблемы. Технологические нововведения в сфере компьютеризации СМИ и средств связи делают массовую коммуникацию не только глобальной, но и общедоступной. Это создает благоприятные условия для массового информационного производства и потребления, что со своей стороны предопределяет и растущее социокультурное значение институтов массовых коммуникаций в современную эпоху, их роль в символическом представлении социальной реальности. СМИ становятся доминирующим каналом массового общения, а образы действительности, продуцируемые телевидением и прессой, приобретают все большее значение в социальной жизни россиян.

Таким образом, взрывообразное развитие информационных технологий, глобализации, масскультурного производства и потребления с помощью СМИ объективно способствует виртуализации социальной реальности в российском обществе.

Осознание этой проблематики происходит сегодня в большей мере среди профессионалов, отвечающих за информационную безопасность России и специальной защиты человека и общества от воздействия «вредной» информации [1, С. 7].

Принципиальная особенность коммуникативной ситуации в стране состоит в том, что феномен виртуализации социальной реальности становится важным, особым условием, определяющим многие стороны жизнедеятельности российского общества. При этом чрезвычайно велика роль данного фактора в реализации коммуникативного взаимодействия СМИ и органов правопорядка. Масштабы виртуализации социальной реальности в современных условиях совершенно не сравнимы с тем, что было известно в период, предшествовавший информационному веку.

Значение виртуализации в жизни современного социума стало расти, в основном, за счет интенсификации коммуникаций и роста социальных субъектов, участвующих в распространении, тиражировании, передаче и потреблении информации посредством технологически более совершенных электронных и печатных СМИ.

Для содержательной характеристики коммуникативных перемен и ситуации в стране некоторые отечественные экономисты, юристы, технические специалисты широко используют теорию информационного общества, технократически анализируют социальные и правовые проблемы информатизации, управления, информационной безопасности и глобализации массовых коммуникаций. Информация исследуется коммуникативистами особенно широко в семантическом (передача смысла сообщений), лингвистическом (определение знаковой системы для восприятия и понимания сообщения) и прагматическом (анализ ценности сообщения для потребителя) аспектах.

Для сторонников технократического подхода к пониманию сути информационного общества главное – это прогресс техники, информационных технологий и средств связи, вопросы защиты информации, информационное управление и информационная безопасность.

Во многом поэтому, первоначально термин «виртуальное» означал компьютерную симуляцию объектов материального мира, создаваемых игровыми графическими программами. Для виртуальной реальности характерны:

- нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного);

- условность параметров (объекты искусственны и изменяемы);

- эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования) [2, С. 19].

Виртуализация активно проникает в различные сферы социальной жизни. В их число входят не только массовая коммуникация, но и политика, право, экономика, управление, наука [3, С. 38].

Все больший круг акций: политических и научных дискуссий, деловых встреч, финансовых операций – из реального социального пространства перемещается в виртуальное. Так, большинство людей, участвуя в голосовании, выбирает виртуальный имидж политика, а не его самого. В настоящее время книги все чаще стали выходить сначала в электронном и лишь затем в привычном «бумажном» исполнении.

Примерами виртуализации в области потребления выступают по существу: покупка недвижимости на оффшорные фирмы, управление машиной по доверенности, оплата товаров с кредитной карты.

Перемены в коммуникативной сфере вовлекают в свой круг все большее число заинтересованных организаций, общественных движений и государственных органов, непосредственно затрагивают интересы различных правоохранительных институтов, в том числе органов внутренних дел. В итоге вокруг деятельности ОВД, с одной стороны, усиливается конкуренция при интерпретации уголовно-правовых событий и мер социального контроля, что ведет к столкновению ведомственных интересов правоохранительных институтов и СМИ. С другой стороны, новые реалии увеличивают множество точек соприкосновения между ОВД и СМИ, стимулируют их взаимосвязь и взаимозависимость в оценке результатов работы по борьбе с преступностью и обеспечению общественной безопасности.

Осознание чрезвычайной важности организации эффективного взаимодействия ОВД со СМИ и общественностью наступило только в конце второй половины 90-х годов прошлого века на высших уровнях управления МВД, где экстренно принимались меры по развитию соответствующих информационных структур [4].

В документах МВД России впервые ставится проблема концептуального обеспечения коммуникативной деятельности ОВД, а информационная работа со СМИ и общественностью определяется как «одно из важнейших направлений деятельности министерства» [5].

Анализ ведомственных решений и коммуникативной практики на местах позволяет структурировать приоритеты по организации информационного взаимодействия ОВД и СМИ, ОВД и общества. К ним относятся:

- систематическое, объективное информирование общественности о государственной политике в области охраны общественного порядка и обеспечения общей безопасности, борьбы с преступностью и о предпринимаемых мерах по ее реализации;

- целенаправленное формирование позитивного имиджа и престижа профессии и деятельности по защите правопорядка;

- совершенствование коммуникативных отношений с органами власти и общественностью;

- разъяснение положений законодательства РФ и ее субъектов в СМИ;

-информационная поддержка законопослушного поведения;

- борьба с дезинформацией, слухами, утечкой служебной, конфиденциальной информации, оказание информационно-психологической помощи возможным или реальным жертвам преступлений.

Очевидно, что эти приоритетные задачи могут быть решены лишь в рамках определенной теоретической модели, учитывающей партнерский, диалогический характер коммуникативного взаимодействия ОВД со средствами массовой информации. Механизм коммуникативного взаимодействия ОВД и СМИ должен опираться на логически стройную и не противоречивую теоретическую модель, основные параметры которой имеют эмпирически выверенную концептуальную основу.

Несомненно, что в таком моделировании весьма важен учет ключевых особенностей современных российских СМИ и применение системного подхода к организации коммуникативной деятельности ОВД, поскольку не только полиция, но и масс-медиа, другие организации-коммуникаторы, общественность также имеют свои информационные интересы при освещении тем правоохранительной деятельности и борьбы с преступностью. 

Ссылки на источники:

  1. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. – СПб., 2010.
  2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. – СПб., 2006.
  3. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. 2009. № 1.
  4. Приказ МВД РФ от 06.12.1999 г. № 977 «Об информационно-пропагандистской работе» //СПС «КонсультантПлюс», версия от 12.04.2015 г. (утратил силу).
  5. Приказ МВД России от 06.09.2011 г. № 995 (ред. от 02.10.2012 г.) «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» //СПС «КонсультантПлюс», версия от 12.04.2015 г.