Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Глобализация мировой экономики привела к тому, что в настоящее время практически каждая компания встречается с появлением на занимаемом ею рынке товаров и услуг иностранных конкурентов. В этих условиях для любого производителя главным фактором успеха становится конкурентоспособность компании, конкурентоспособность ее продукции, а также способность противостоять сопернику и опережать его в своем бизнесе. Все это выводит на первый план необходимость исследования таких важнейших категорий, как конкуренция и конкурентоспособность. В статье раскрываются понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность», их суть, взаимосвязь и значение для современной экономики.
Ключевые слова: конкуренция, субъекты конкуренции, конкурентная борьба, конкурентоспособность, конкурентные преимущества. 

Одним из важнейших факторов, обуславливающих общие механизмы различных видов рынка, являются конкурентные отношения и уровень их развития. Вследствие наличия частной собственности и относительно независимого положения экономических интересов субъектов хозяйствования, мы можем говорить о неизбежности конкуренции в рыночной экономике. Также важно отметить, что в XXI в. экономический рост государства и предприятий во многом обеспечивается научно-инновационным прогрессом, интеллектуализацией всех сфер производства и, конечно же, конкуренцией [1].

Проведенное исследование показало, что понятие «конкуренция» достаточно многозначно и к единому упрощенному определению не может быть сведено.

Так в Федеральном законе Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26 июня 2006 г. № 153-ФЗ под конкуренцией понимается «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [2].

В целом же под конкуренцией понимают соперничество, поэтому субъектами конкуренции выступают лица и группы лиц, ведущие борьбу за объекты конкуренции. Первичными субъектами конкуренции можно считать потребителей, предприятия и организации. Остальные субъекты (кластеры, отрасли, регионы, страны) являются в той или иной степени производными от первичных субъектов. Объекты конкуренции, в свою очередь, представляют собой явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба. В наиболее общем виде их можно определить как потребительский спрос (как способ увеличения прибыли), факторы производства и власть [3: 124].

Далее, считаем необходимым отметить, что основными направлениями конкурентной деятельности организации принято считать:

- конкуренцию в области реализации товаров и/или услуг на рынке;

- конкуренция в сфере ресурсных рынков;

- конкуренция на сбытовых рынках между потребителями [4: 18].

Однако в определенных сферах и отраслях конкуренция может быть затруднена либо вовсе невозможна. Ей препятствуют следующие факторы:

1) технологические особенности отрасли, постоянные издержки которой настолько велики, что экономить на масштабах производства можно лишь в условиях, где производители – чрезвычайно крупные хозяйствующие субъекты, как по размеру, так и по занимаемой доле рынка. Например, инфраструктурные отрасли (транспорт, энергетика, связь);

2) высокие невозвратные издержки, то есть активы, используемые в основном производстве, особенны и поэтому не могут быть перенаправлены на другие виды продукции;

3) наличие избыточных производственных мощностей для удовлетворения первоначальных потребностей в товарах/услугах [5: 58].

С понятием «конкуренция» неразрывно связана еще одна совокупная характеристика – «конкурентоспособность». Как показало проведенное исследование на сегодняшний день существуют различные трактовки этого понятия.

Так, например, профессор Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом» [6: 96].

Другие специалисты определяют конкурентоспособность как величину, состоящую из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг. Но здесь важно отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и непосредственно влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность продукции [7: 284].

По-нашему мнению, наиболее системно понятие «конкурентоспособности» трактуется Л.П. Кураковым, который понимает под конкурентоспособностью – «уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [8: 527].

Как основная характеристика окончательных результатов деятельности организации на рынке конкурентоспособность представляет собой относительный показатель, анализ которой базируется на аналогичных показателях, используемых для оценки конкурентоспособности предприятий-конкурентов. Целью такого анализа служит определение положения организации на различных видах рынка: отраслевом, региональном или международном. Для проведения такого анализа, прежде всего, необходимо определение потенциальных и реальных конкурентов, рассмотрение их с позиции возможных стратегий, текущего положения, их финансовых возможностей, целей.

По мнению И.П. Данилова, анализ содержания категории «конкурентоспособность» требует рассмотрения данного понятия c различных позиций: экономической, как основы существования; рыночной, как соперничество на рынке; философской, как движущей силы развития общества; юридической, как подтверждающей соответствие обществу; социальной, как соответствующей требованиям социального развития организации, страны; психологической, как подтверждающей соответствие ожиданиям [9: 244].

Немаловажное значение для понимания сущности понятия «конкурентоспособность» имеют компонентные элементы, которые образуют данную экономическую категорию. Так выделяют следующие понятия, которые связанны с термином «конкурентоспособность»:

1) относительность – проявляется в том, что товар, который конкурирует на одних рынках, в то же самое время будет абсолютно неконкурентоспособен на иных;

2) многовариантность – приводит к тому, что ряд исследователей понимают под конкурентоспособностью только некоторые технические аспекты отрасли, фирмы или продукции;

3) различие подходов к анализу и оценке конкурентоспособности на различных уровнях: уровни продукции, предприятий, отраслей, региона, а также страны в целом [10].

Проанализировав предложенные понятия, а также их связь с конкурентоспособностью, можно выделить и раскрыть следующие составляющие, являющиеся актуально соответствующими данному термину. То есть термин «конкурентоспособность» можно кратко охарактеризовать в форме «четырех основ»: отношение (сравнение); альтернативность; плюрализм; вариация [11: 89].

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность, в первую очередь, является относительной характеристикой, так как определение конкурентоспособности на основании комплекса свойств и характеристик товара проводится относительно тех или иных, но смежных или аналогичных образцов продукции. То есть конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Следующей основой конкурентоспособности выступает альтернативность (или многовариантность) конкурентных преимуществ или сравниваемых при определении конкурентоспособности объектов (свойства, процессы, отрасль, предприятие и т.п.).

Немаловажным фактором для анализа и оценки конкурентоспособности выступает также и личность человека, который определяет уровень конкурентоспособности. Так, принимая решения относительно конкретных вопросов управления, которые косвенно или напрямую влияют на конкурентоспособность организации в целом, каждый руководитель учитывает условия и факторы, которые, как он считает, будут в наибольшей степени оптимальными в условиях конкретной организации. В этой связи была выделена такая основа, как плюрализм или субъективизм подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий.

Еще одним понятием, которое характеризует конкурентоспособность как экономическую категорию, выступает вариация и специфичность подходов и методов для оценки и анализа уровня конкурентоспособности, которые отличаются в зависимости от вида (уровня) конкурентоспособности.

Далее, хотелось бы отметить, что, говоря о конкурентоспособности организаций, необходимо понимать, что данное понятие достаточно многоаспектно и охватывает все грани деятельности предприятия, в частности, такие как продукция и ее основные характеристики, а также финансовые, производственные и организационные характеристики самой организации. При этом конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

И в заключении, хотелось бы предложить суждение о том, что достижение эффективных результатов в сегодняшних условиях для большинства компаний осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. То есть в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.

Ссылки на источники:

  1. Еремина О.С., Демина Н.В. К вопросу о развитии национальной инновационной системы России // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 2 - ART 65008. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65008.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
  2. О защите конкуренции: Закон РФ от 26.06.06 №153-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_9498.html.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник / Е.Ф.Борисов. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: ЮрайтИздат, 2005. - С. 124.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2013. - С. 18.
  5. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С. 58.
  6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М. - 2000. - С. 96.
  7. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И.П. Данилов. - М.: Пресс-сервис, 1997. - С. 284.
  8. Кураков Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков. - М.: Вуз и школа, 2001. - С. 527.
  9. См.: Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И.П. Данилов. - М.: Пресс-сервис, 1997. - С. 244.
  10. См.: Демина Н.В., Чистова М.В. Возможности использования диверсификации на современных предприятиях // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 2 - ART 65012. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65012.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
  11. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н. Лапыгин - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 89.