Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье предпринята попытка детального изучения некоторых современных способов получения инвестиций для создания инновационных продуктов, а также рационального управления полученными инвестиционными ресурсами.
Ключевые слова. Инновационный продукт, краудфандинг, бизнес-ангел, стартап, венчурный фонд, инвестиционный фонд.

Сегодня, в эпоху массового распространения интернета, появляется огромное количество способов и средств помощи в создании инновационного продукта, и выхода с ним на рынок.

В данной статье мы будем рассматривать различные способы получения инвестиций для создания инновационных продуктов и рационального управления ими.

Для начала рассмотрим определение понятия «инновационный продукт». Под непосредственно инновационный продуктом понимается «результат инновационной деятельности (нововведения, инновации), получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата» [1]. Исходя из этого можно говорить о том, что сама идея - не есть инновационный продукт, так как она не реализована и не принесла коммерческой выгоды или общественную пользу. Для того чтобы идея стала инновационном продуктом, требуются инвестиционные вложения.

В настоявшее время молодым предпринимателям, обладающим новой идеей, но не имеющим достаточных материальных ресурсов для ее реализации, могут помочь различные способы привлечения средств на осуществление инновационного проекта [2]. Одним из таких средств является краудфандинг. «Краудфандинг» (народное финансирование, от англ. сrowdfunding, сrowd - «толпа», funding - «финансирование») - это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для различных целей - помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических компаний, финансирование стартап-компаний и малого предпринимательства, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого [3]. Год от года краудфандинг приобретает все большую и большую популярность. С 2008 г., с момента, когда он только начал использоваться и по настоящее время, появилось большое количество молодых стартапов, которые смогли получить инвестиции и реализовать свои идеи, впоследствии ставшие инновационными продуктами, принесшие не только коммерческую выгоду, но и социальную пользу.

Сейчас рынок краудфандинга представлен такими гигантами этой области как: Kickstarter, Indigogo и другими менее известные, но при этом серьезными компаниями. Ежедневно миллионы людей скидываются, что бы помочь в реализации различных идей. В России основным и, пожалуй, самым успешным является Boomstarter. Хотелось также заметить, что еще одним достоинством данных платформ является то, что здесь собирать деньги можно не только на проекты, связанные с реализацией новейших технологий, но и на фильм, книгу, новый альбом или просто на оплату за обучение в колледже, университете.

Еще одним не менее популярным способом привлечение инвестиций является поиск бизнес-ангела. Бизнес-ангел – «(англ. businessangel, informalinvestor, angelinvestor) — частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (обычно блокирующий пакет, а не контрольный)» [4]. Это люди, которые готовы вложить свои материальные средства в молодой и перспективный стартап. Однако у этого способа есть как свои «плюсы» так и «минусы». Начнем с плюсов: зачастую бизнес-ангел - это успешный человек, который, готов вложить свои деньги и помочь с реализацией, без особого вникания в суть, при этом он может помочь не только советом, но квалифицированными кадрами, и грамотным построением команды. Минус в том, что первые плоды реализации идеи принесут прибыль не начинающему предпринимателю, а его бизнес-ангелу, кроме того, увеличивается вероятность потерять свой проект.

Другим вариантом развития для молодых стартапов могут выступать венчурные фонды. Венчурные фонды - «(англ. venture - рискованное предприятие) - инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами (стартапами)» [5]. Венчурные фонды вкладывают инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Их кардинальное отличие в том, что в небольшие сроки можно получить достаточно крупные денежные средства. Вместе с тем, важно отметить, что венчурные фонды предоставляют деньги частных инвесторов, страховых фондов, пенсионных фондов, а это влечет за собой строгий контроль за расходованием денежных масс.

Обращаясь к вопросу управления стартапом, нужно сказать, что решающее значение имеет не только привлечение капитала, но и правильное его использование [6]. Здесь, на наш взгляд, и таится основная опасность для молодого предпринимателя. Мы выделяем ряд основных направлений, на которые необходимо распределять полученные инвестиции в первую очередь. Развитие производства, это самое первое и главное направление, и в это входит все: материалы, технические средства (оборудование), поиск высококлассных специалистов [7]. Сюда, нужно вкладывать как можно большую часть средств, полученных одним из перечисленных выше способов. Следующим направлением, на которое необходимо направить часть полученных инвестиций - это построение концепции нового продукта в обществе, посредством рекламы. Нельзя забывать, что часть оставшихся денежных средств следует перевести в резерв исходя из факторов развития внутренней и внешней среды.

В заключении хотелось бы сказать, что молодым предпринимателям не надо бояться рисковать и предлагать, продвигать свою идею в массы, ведь никогда точно неизвестно, что именно получит массовый успех.

Ссылки на источники:

1. Инновационный продукт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://official.academic.ru/8111/Инновационный_ продукт.

2. Еремина О.С., Демина Н.В. К вопросу о развитии национальной инновационной системы России // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 2 - ART 65008. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65008.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

3. Краундфандинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Краудфандинг.

4. Бизнес-ангел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-ангел.

5. Венчурный фонд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Венчурный_фонд.

6. Чистова М.В. Модель зависимости валового регионального продукта ставропольского края от объемов затрат на НИОКР / М.В. Чистова.Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 1 (115). С. 144.

7. Демина Н.В. Возможности использования аутсорсинга при отборе персонала в российских компаниях / Н.В. Демина. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 4. С. 282.