Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия, связанные с одаренностью детей. На основе анализа различных источников, мнений и личных умозаключений автора, выдвинут и обоснован ряд тезисов на предмет социально-психологического портрета педагога, работающего с одаренными детьми.
Ключевые слова: одаренность, педагог, творчество, самореализация, преподавание, работа с одаренными детьми.

 

Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем,
природа  вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими,
большие, важные и  нужные для всего человечества творческие задатки.
Их развитие, несомненно, является целью нашего существования;
существования их само по себе является важным и всеобщим культурным средством,
которым обладает род человеческий.
Песталоцци
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Определение понятия и основных  особенностей социально-психологического портрета педагога, работающего с одаренными детьми, весьма актуальный предмет обсуждения для многих ученых и авторов – исследователей  в этой области, в виду современного развития общества и непреодолимо растущего уровня развития детей.  Все чаще мы сталкиваемся с необходимостью неординарного подхода в  той или иной сфере деятельности, зачастую, творческого подхода в решении различных ситуаций становится недостаточно- и это не наши требования к миру, это требование современного общества, предъявляемые к нам. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» указывает на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.
Однако, для того чтобы говорить о портрете педагога, способного работать с такими особенными детьми, представляется необходимым разобраться, в первую очередь, с основными терминами и понятиями, характерными для данного вопроса.
Итак, давайте разберемся, что же такое одаренность? И какой он - одаренный ребенок?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Согласно  концепции Д.Б Богоявленской, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: повышенный уровень  и качество выполняемой ими работы, повышенный интерес и любознательность к определенным сферам деятельности, память развита намного лучше, чем у сверстников, повышенная сосредоточенность на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, яркое воображение, преувеличенные страхи, обладают отличным чувством юмора.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какого-либо одноразового тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск.
Анализируя выше сказанное, мы можем сделать выводы о том, что при работе с одаренными детьми необходимо выбирать особые методы и подходы преподавания и взаимодействия с детьми. Следует также учитывать тот факт, что одаренные дети уникальны каждый по-своему, выработать определенных стандартных методов работы с ними невозможно. Поэтому, будет  абсолютно логичным, выдвинуть предположение, что  правильнее всего, при работе с такими детьми, пробовать попытаться понять их натуру и характер, присмотреться к их поведению и особенностям в общении, это, определенно, поможет найти подход в  общение с одарённым ребенком и добиться наиболее высоких результатом при работе с ним.  Обобщив  вышеупомянутое, мы можем сказать, что при работе с одаренными детьми, одним из основополагающих  методов  работы должен быть метод наблюдения.  
С другой стороны, нужно отметить, что с одаренными детьми должны работать талантливые педагоги, способные понять, рассмотреть интеллект, поддержать его развитие и помочь определиться с направлением этого развития, содействовать  их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса современного общества.
Таким образом, мы плавно подошли к предмету нашей работы и можем  сделать определенные выводы и высказать ряд тезисов  на тему социально-психологического портрета педагога, ориентированного на работу с одаренными учащимися.
 Педагог, работающий с  одаренными детьми, в первую очередь, должен уметь находить подход ко всем ученикам и быть всесторонне развитым человеком; всегда получать удовольствие от той работы, которую он делает, а главное, чтобы его ученики каждый день с удовольствием шли к нему на урок. И только такой педагог, широко эрудированный и гибкий в поведении, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении может найти общий язык и работать с одаренным ребенком.
Так же следует учитывать тот факт, что педагог, работающий с одаренными детьми  должен осознавать и  быть готовым к тому, что процесс обучения  должен проходить с учетом его индивидуализации и дифференциации. Это значит, что цели, содержание и процесс обучения должны, как можно, более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся, из чего следует, что работа с одаренными детьми предполагает индивидуальные занятия и разработку специальных программ для каждого из детей.
В тоже время, педагог должен быть хорошим психологом и должен хорошо «чувствовать» настроение детей. Беря одаренность ребенка за отправную точку обучения, педагог должен воспитывать и поддерживать данные качества в ребенке, развивать и мотивировать эту одаренность в нем.
Говоря о психологическом портрете педагога, работающего с одаренными детьми, нельзя не отметить ситуации, которые очень часто встречаются на практике в творческих сферах образования, когда преподаватели пытаются самореализоваться за счет своих одаренных подопечных, поднять престиж своего учебного заведения, ставя в приоритет интересы личные или общественные, но не интересы ребенка.
Поэтому, совершенно определенно, педагог, работающий с одаренными детьми должен быть самодостаточным и обладать чувством собственного достоинства, уметь гордиться своими детьми и их личными заслугами, не причисляя их на свой счет. Иначе, велика вероятность того, что одаренность превратится в некий комплекс ребенка и  лишит его возможности самореализации в будущем.
Еще одним акцентом в портрете педагога, работающего с одаренными детьми, является его умение сглаживать ситуации, в которых дети не добиваются ожидаемого результата от своей деятельности.

Подводя итоги, педагог, работающий с данной категорией детей, по мнению автора, должен выступать в роли источника информации для учащегося, организатора его деятельности, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приведет к реализации непосредственно  идей ученика. Педагог должен уметь создавать условия и ситуации, предполагающей включение учителя и ученика в совместную творческую деятельность, которая в последующем будет приносить обоим желаемый результат (создание интересной работы, победы на конкурсах, олимпиадах). Педагог должен выступать для ученика не только в роли преподавателя, но и в роли друга, психолога.  

Ссылки на источники 
1.Избранные педагогические сочинения в 3-х томах, И.Г Песталоцци, Том 3,М.,"Просвещение" 1961-1965 гг., с. 228-229.
2. Рабочая концепция одаренности. Д.Б Богоявлинская (1998) М: ИЧП «Издательство Магистр» ,- URL:http://lib100.com/book/common_psychology/working_concept/_%C1%F0%F3%F8%EB%E8%ED%F1%EA%E8%E9%20%C0.%C2.,%20%D0%E0%E1%EE%F7%E0%FF%20%EA%EE%ED%F6%E5%EF%F6%E8%FF%20%EE%E4%E0%F0%E5%ED%ED%EE%F1%F2%E8.doc
3. Рабочая концепция одаренности. Д.Б Богоявлинская. Второе издание (2003) - URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=85
4. Система работа образовательного учреждения с одаренными детьми /Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Интернет источник , - URL: http://www.nvobrazovanie.ru/