Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье охарактеризованы особенности современной системы предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления.
Ключевые слова: муниципальная (публичная) услуга, многофункциональный центр. 

В настоящее время муниципальные услуги становятся все более востребованными. Муниципальные услуги также называют публичными, что подчеркивает связь данных услуг с людьми. Публичные услуги увеличиваются по объему и содержанию, улучшается организационно-правовой механизм их оказания. Необходимость теоретического исследования видов публичных услуг обуславливает социально-правовую ценность и многообразие услуг, которые способны обеспечивать личные и групповые потребности человека, общества и государства. 27 июля 2010 г. впервые в России появилось определение государственной и муниципальной услуги в Федеральном законе N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Муниципальная (публичная) услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] и уставами муниципальных образований, которая предоставляется органом местного самоуправления [2].

Существует множество критериев, по которым муниципальные услуги делят на виды. Такие авторы как А.Т. Ошурков, С.А. Кирсанов и А.М. Сергиенко разделяют все муниципальные услуги на отдельные блоки [3]. Каждый взятый в отдельности блок имеет свою проблематику, индивидуальные подсистемы общей системы обеспечения производства и предоставления услуг. К таким блокам относятся: услуги здравоохранения и поддержания жизнеспособности, услуги образования, услуги по обеспечению досуга, обязательным качеством которых является территориальная и ценовая доступность, жилищные и коммунальные услуги и т.д.

Потребителями данных услуг считаются физические или юридические лица, государственные органы и их территориальные подразделения, органы государственных внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, органы местного самоуправления. Данные виды услуг предоставляются только по запросам заявителей (то есть указанных лиц) в соответствии с административными правилами. Также, Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует правоотношения при оказании услуг, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления публичных услуг в контексте данного закона. Данные услуги также оказываются заявителю на платной основе, следуя требованиям ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ. Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ используются в применении к услугам, которые оказывают подведомственные органам власти учреждения в пределах определенных для этих учреждений заданий. Потребителями таких услуг могут быть физические или юридические лица и органы власти.

Таким образом, муниципальные услуги играют важную роль в жизни каждого человека. И так как современное общество постоянно развивается, необходимо совершенствовать и процесс предоставления муниципальных услуг в соответствии с современными условиями и технологиями [4].

В XXI веке новых информационных технологий, почти каждой семье доступен выход в «интернет». Поэтому, начиная с 2001 г. в России начала реализовываться программа «Электронная Россия», благодаря которой граждане могут ознакомиться с деятельностью государства с помощью интернет-сайтов. Программа была нацелена на обеспечение открытости деятельности органов государственной и муниципальной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов. Начали создаваться специализированные сайты министерств, государственных и муниципальных органов, а также сайты, которые могут предоставлять государственные и муниципальные услуги [5]. Одним из удобств таких сайтов стало то, что граждане могут в онлайн режиме воспользоваться той или иной услугой, а также узнать ее стоимость. Взаимодействие с гражданами упростилось, ведь теперь каждый гражданин имеет возможность узнать о деятельности органов власти на специализированных сайтах.

Кроме того, начиная с 2003 г. и по настоящее время, в России проводится административная реформа, направленная на достижение эффективного исполнения функции органами исполнительной власти. Сегодня совершенствуется и практика предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления РФ [6]. В целях упрощения взаимодействия граждан с органами власти, в ряде городов России создаются Многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Многофункциональный центр открывает современный этап предоставления услуг в сфере социальной поддержки, имущественно-земельных и жилищных отношений, архивного дела, оформления и выдачи паспортов, услуг кадастровой службы, Пенсионного фонда и т.д. Данные центры удобны для граждан, так как фактически присутствовать в Многофункциональном центре заявитель должен всего два раза – в момент сдачи документов и в момент получения услуги. Заявитель освобождается от взаимодействия с чиновниками, от времени проведенного в очереди, от длительного хождения по инстанциям [7]. И также каждый Многофункциональный центр имеет свой личный сайт, который информирует население о сферах услуг, предоставляемых центром.

Таким образом, в настоящее время деятельность органов государственной власти и местного самоуправления РФ направлена на оптимизацию порядка предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных  услуг [8] и снижение, таким образом, временных и материальных издержек взаимодействия граждан и властных структур, повышение эффективности процесса управления.

Ссылки на источники:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 06.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.03. 2015г.).
  2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.03.2015г.).
  3. Вобленко С. В. Административные муниципальные услуги и публичные обязательства муниципалитета // Практика муниципального управления. 2007. №2. С. 76-81.
  4. Еремина О.С. К вопросу о взаимосвязи в служебной деятельности муниципального служащего нравственности и правовой культуры / О.С. Еремина. The International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers " EVERYTHING IN THE NAME OF SCIENCE!", professional scientific publication,- ed.dep.: Geneva (Switzerland), Minsk (Republic of Belarus), Odessa (Ukraine), St. Petersburg (Russian Federation), 2015.- Vol-2. – Р. 228.
  5. Чистова М.В., Концевич Г.Е., Демина Н.В. Возможности внедрения информационных технологий для реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ / М.В. Чистова, Г.Е. Концевич, Н.В. Демина. Гуманизация образования. 2014. № 6. С. 95-101.
  6. Чистова М.В. Муниципальная информационная система – инструмент повышения качества функционирования органов местного самоуправления / М.В. Чистова. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. №5-5. С.215.
  7. Еремина О.С. Этические аспекты в деятельности современных государственных и муниципальных служащих / О.С. Еремина. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С.35-36.
  8. Демина Н.В., Еремина О.С. К вопросу об оптимизации процесса отбора персонала в аспекте технологизации / Н.В. Демина, О.С. Еремина Евразийский Союз Ученых. 2014. № 8. С. 134-136.