Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Встатье раскрыто понятие «смысложизненные ориентации». Описаны особенностейсмысложизненных ориентаций у студентов, выбравших заочную форму обучения в вузе.
Ключевые слова: студенты, смысложизненные ориентации, жизненные смыслы

В современной психологии активно изучается проблемы смысла жизни как одна из основных явлений становления человека как личности.

Проблемой смысла жизни раскрывается в трудах философов (Н. Бердяев, А. Введенский, Т. Мореев, Е. Трубецкой, Р. Розанов, С. Франк и др.) и  отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова и др.).

Так, Л.С. Выготский под смысловыми образованиями личности понимал динамические смысловые системы, несущие в себе особое отражение действительности, ее знак и эмоционально-личное, пристрастное к ней отношение [6].

А. Н. Леонтьев ввел понятие личностный смысл как субъектно-личностную значимость того или иного жизненного явления. Он отмечал, что смысл отражает сознательное субъективное отражение собственной жизни. [3]. Личностный смысл приобретают различные проявления культуры, общественные отношения, нормы, ценности идеалы, поступки, то есть все, что становиться для человека «значением для меня» [3, с. 304]. Становление личности, с точки зрения А.Н. Леонтьева, это  «вертикальное движение сознания», в результате которого происходит расстановка смыслов, где на вершине оказывается главный жизненный мотив-цель, как смысл всей жизни.

Продолжение этой точки зрения встречается у К. А. Абульхановой-Славской, которая определяет смысл жизни как «ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления. Смысл жизни – психологическое средство переживания жизни в процессе ее осуществления» [1]. Отношение к действительности, отраженное в сознании, и есть смысл, но он сам не связывает сознание и внешний мир, эту функцию выполняет деятельность личности, которая направляется смыслом. Поскольку деятельность и внешняя ситуация изменчива, то и смысл неустойчив и подвержен изменениям.

В ряде работ (В.Э. Чудновский, Д.А. Леонтьев, Г.В. Акопов и других) понятие смысла жизни отождествляется с понятием смысложизненных ориентаций. При этом Д.А. Леонтьев раскрывает содержание данного феномена как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они значимы по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), задают направление и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей – ценностей [4].

Таким образом, смысложизненные ориентации не исчерпываются одной жизненной целью, а представляет собой иерархическую структуру смыслов.

Как пишет В.Э Чудновский, смысложизненные ориентации — проявление высокого уровня сформированности направленности личности, иными словами — «смысложизненной направленности личности», то есть такой структуры личности, в которой ведущее место занимают мотивы поиска человеком смысла своего существования, построения своей судьбы [7].

Итак, смысложизненные ориентации – это регуляторы или механизмы направленной деятельности человека как субъекта и как личности. Они представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, которые являются субъективными составляющими феномена смысла жизни.

Анализ литературе по вопросам субъективной картины жизненного пути позволил определить направление экспериментального исследования. Целью нашей работы стало выявление особенностей субъективной картины жизненного пути у студентов, выбравших заочную форму обучения в Вузе.

Объектом исследования являлась субъективная картина жизненного пути; в качестве предмета исследования выступили особенности субъективной картины жизненного пути в зрелом возрасте. Экспериментальную выборку составили 55 человек. Из них 23% - мужчины, 77% - женщины. Минимальный возраст – 20 лет, максимальный – 49 лет. Средний возраст испытуемых - 32 года.

Для выявления особенностей субъективной картины жизненного пути нами были использованы «Тест смысложизненных ориентаций», предложенный Д.Крамбо и Л.Махолика (адаптация Д.А.Леонтьева) [5].  и «Методика исследования системы жизненных смыслов», разработанная В.Ю. Котляковым [2].

Анализ полученных данных по методике «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьева) позволил нам выявить у испытуемых степень осмысленности жизни, преобладающие смысложизненные ориентации и вариант локус контроля.

Рассмотрим полученные значения по каждому фактору.

1. «Цели в жизни». У студентов, выбравших заочную форму обучения, значительно преобладают высокие баллы по данному фактору. Это позволяет характеризовать их как достаточно целеустремленных людей, имеющих цели на будущее, придающие жизни направленность, осмысленность и временную перспективу. Данные результаты естественны для зрелого возраста и обусловлены их возрастными особенностями испытуемых данной выборки.

Низкие показатели по данному фактору были выявлены у 19 % опрошенных. Это указывает на то, что испытуемые, отнесенные к данной группе живут сегодняшним или вчерашним днем. 

2. «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни».

По данному фактору 32% респондентов показали высокие баллы. Их можно характеризовать как гедонистов, т.е. наслаждающихся жизнью, получающих от нее  реальное удовлетворение. Они умеют получать удовольствие от повседневных забот, их радуют даже обычные мелочи. 

Низкие баллы по данному фактору выявлены у 11%. Это признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем. Таких людей не радуют повседневные события, их не удивить приятными мелочами. При этом они могут придавать жизни полноценный смысл своими воспоминаниями о прошлом или нацеленностью в будущее. По мнению таких людей, жизнь когда-либо была хорошей, или станет таковой в будущем, но сиюминутное положение дел их не устраивает.

3. «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией».

Данный фактор отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Большинство испытуемых (51 % от общей выборки) показали высокую степень удовлетворенности прожитой частью жизни, высокую степень ощущения продуктивности и осмысленности пройденной части жизни.

Низкие баллы у 6% испытуемых проявляют неудовлетворенность прожитой частью своей жизни, они жалеют о чем-то, чего не сделали, или наоборот сделали в прошлом.

Преобладание высоких баллов по данной шкале можно считать оправданным, т.к. выборку составляют испытуемые зрелого возраста, которых можно рассматривать как сформировавшиеся личности. 

4. «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)». 47% студентов заочного отделения, представляют себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, не зависимо от складывающихся обстоятельств, у них присутствует уверенность в возможности контроля над событиями собственной жизни.

45 % опрошенных студентов показали средние баллы по данному фактору, что свидетельствует о наличии богатого жизненного опыта, его качественного разнообразия. Это позволяет испытуемым судить об относительных возможностях контроля над жизненными событиями.

Низкие баллы по данному фактору выявлены у 7% опрошенных. Это указывает на неверие в возможность контролировать события собственной жизни, у них присутствует апатия, нежелание менять что-либо в свой жизни.

5. «Локус контроля – жизнь, или управляемость жизнью».

В данной выборке значительно преобладают средние показатели по данному фактору (53 % испытуемых). Это свидетельствует о том, что студенты осознают невозможность тотального контроля над событиями собственной жизни, они оставляют место случаю в череде жизненных ситуаций.

Однако незначительное число респондентов (24 % от общей выборки) показали высокие баллы по фактору «Локус контроля – жизнь». У них наблюдается убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Таких людей называют «хозяином» своей собственной жизни.

 

В эксперименте была выявлено группа, продемонстрировавшая низкие баллы по данному фактору (23% испытуемых). Их отличает убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Таким образом, результаты методики показали, что в данной выборке испытуемых преобладает высокая степень осмысленности жизненных целей, средние показатели по интенсивности эмоциональной насыщенности жизни, высокая степень удовлетворенности жизнью, средние показатели по «Локус контроля – жизнь»

Далее с помощью «Методики исследования системы жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков) мы выявили степень значимости различных смысловых категорий у представителей студенчества. Эта методика позволила нам понять, что смысл человеческой жизни не может быть сведён к какой-либо простой формуле, а скорее всего, представляет собой сложно организованную систему смыслов. Результаты анализа данных приведены рисунке 1.

 

 Рис. 1. Распределение испытуемых по группам, в зависимости от типов жизненных смыслов, % 

Анализ полученных данных говорит о том, в данной выборке преобладают «Семейные смыслы» (42 % испытуемых). Это говорит о преобладании ценности семьи, важности принадлежности к семье. Такие респонденты чтят семейные традиции и стараются соблюдать все семейные правила. Такие люди стараются не действовать вразрез с интересами семьи, так как считают их первостепенно важными. Для студентов – заочников характерно стремление заботиться о судьбе родных и близких людях, жить ради семьи.

У 40% испытуемых были выявлены высокие баллы по шкале «Когнитивные смыслы», что указывает на стремление познавать жизнь, разбираться в противоречиях окружающего мира и собственной личности, искать смыслы и причины происходящего. У таких людей имеется твердая система убеждений и ценностей, которыми они руководствуется в различных ситуациях. Это своего рода «личная конституция», которой человек старается придерживаться.

На третьей позиции по степени значимости жизненных смыслов оказались «Коммуникативные смыслы» (37% опрошенных). Такие люди ориентированы на общение, легко взаимодействуют с окружающими. Общение для них – это источник удовлетворения и эмоционального насыщения. Важным является получение интересной и разнообразной информации в процессе общения. Если общение не дает ничего нового – такие люди стараются свести его к минимуму.

Категорию «Альтруистические смыслы» как значимые выбрали 32% испытуемых. Респонденты, отнесенные к данной группе находят удовлетворение в бескорыстной помощи людям, не ожидая за это награды. Они легко могут помочь прохожему на улице, или бесплатно работать в реабилитационных центрах. От окружающих они ждут такого же отклика, но не найдя его, глубоко разочаровываются.

23% опрошенных показали высокие баллы по шкале «гедонические жизненные смыслы». Можно сказать, что они любят комфорт и удобство во всех его проявлениях – начиная одеждой и заканчивая социальным окружением. Такие люди уделяют много времени обстановке дома, стремясь к удобству и функциональности, то же самое можно сказать и об их окружении – рядом находятся только те, с кем комфортно этому человеку.

«Экзистенциальные смыслы» преобладают у 19% опрошенных. Они стремятся наполнить свою жизнь особым смыслом – кто-то погружается в работу, кто-то ищет этот смысл в искусстве и т.д. Для них значимо иметь возможность самостоятельно делать выбор. Они стремятся испытывать любовь во всех ее проявлениях.

«Смыслы самореализации» попали в категорию ведущих ценностных смыслов у 18% студентов заочного отделения. Такие люди постоянно совершенствуют свою личность и свои способности и умения, они не останавливаются на достигнутом. У таких людей есть кумир, который представляет собой совокупность идеальных характеристик, и является образцом для самовоспитания.

Категорию «Статусные смыслы» как значимую отметили 17% опрошенных, для которых важен собственный статус и положение в обществе. Того же они требуют и от окружающих. Они стремятся активно строить карьеру, добиваться успехов и признания окружающих. Людей они «по одежке» встречают, но провожают не «по уму», а по все той же одежке. Люди, обладающие высоким социальным статусом притягивают их, они стремятся быть равными с ними.

Таким образом, для данной выборки испытуемых характерно преобладание альтруистических, коммуникативных, семейных и когнитивных жизненных смыслов.

На основе анализа полученных данных можно описать усредненный вариант черт «типичного студента», выбравшего заочную форму обучения. Это достаточно целеустремленный человек, ощущающий себя хозяином жизни, но признающие возможность происхождения случайных, незапланированных событий. Он ощущает ответственность за выбор совершаемых действий. В значительной степени удовлетворен прожитой частью жизни, не лишает себя удовольствия эмоционально и насыщенно проживать свою жизнь. Ведущими смыслами жизни для него являются семья и познание нового. Следует подчеркнуть, что реальные особенности ис пытуемых в определенной мере отличаются от усредненного профиля в ту или иную сторону.

Ссылки на источники

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни — СПб.: Алетейя, 2001.
2. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов //Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. 2. - , Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992
6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир //Проблемы общей психологии. – Спб.: «Питер», 2000.
7. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности // Психологический журнал, 2004, т. 25, №1.