Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Еда как форма культурной идентификации. Статья посвящена проблеме культурной идентификации личности и коллективов через еду как социокультурный феномен.В современном массовом обществе наряду с " культом здоровья,", "культом красоты","культом процветания" стремительно распространяется культ еды. В данной статье автор вскрывает истоки и механизмы культурной идентификации индивида через соотнесенность последних с едой в ее этнонациональном, гендерном, религиозно -конфессиальном и других аспектах. Показано, каким образом еда становится способом реализации межкультурного диалога.В статье используются содержательные материалы истории, истории культуры, истории религии разных стран и народов.
Ключевые слова: гедонизм, еда, идентификация, культ еды ,пища, "принцип удовольствия", самоидентификация.

Во второй половине ХХ -начале ХХI веков произошли радикальные изменения в различных сферах  социальной  жизни. Затронули они и повседневную жизнь людей  связанную , в частности , с приготовлением и потреблением пищи. Разумеется, еда всегда была связана с нашими витальными потребностями,  касающимися жизнеобеспечения человека. В последнее же время наблюдается громадное разнообразие форм культурного самоопределения в сфере частной, повседневной жизни личности. Они становятся более мобильными , зачастую не очень важными с точки зрения общества, особенно по сравнению религиозными, национальными формами. Последние доминировали в прошлом, а сейчас сохранились в виде обычаев, ритуалов, традиций. Ныне культурная самоидентификация- это не только принятие определенной жизненной позиции, мировоззрения или системы ценностей. Культурную идентификацию мы понимаем как соотнесение субъекта с миром культуры в котором он рождается, живет и функционирует. Идентичность выступает как составная часть Я – концепции индивида, которую он ощущает как свою принадлежность особой социальной группе или  общности. В качестве ведущих атрибутов последней выступает язык и культура в целом. Сейчас много пишут о невербальном «языке пищи», как важнейшем коде культур. Эти коды преломляются в религиозных, исторических, национальных особенностях. В процессе культурной идентификации традиции и инновации, «свое» и «чужое», индивидуальное и общественное.  Современный человек, конечно, отождествляет себя с культурно- историческими традициями своего народа, но и руководствуется новыми, в частности, связанными с культурой питания. Те, в свою очередь, также берут  свое начало в бытовых, религиозно- обрядовых, магических обычаях прошлого.  Полифукциональность еды в настоящее время стала настолько очевидной, что отодвинуло   толкование ее только  как средства удовлетворения физиологической потребности и превратило  в средство  культурного самоопределения индивида. Несомненно, еда является базовым структурным элементом повседневности, наряду с такими, как сон, секс, отдых и другие. Настораживает то, что «еда ради еды»  уже поставила США на грань национальной катастрофы, превращая  их в «страну толстых людей ». Деструктивные тенденции подобного рода наблюдаются уже и в России. Представители психоанализа З. Фрейд и его последователи  трактуют тягу человека к еде, как проявление нашего либидо, уподобляя тем самым  современное раблезианство сексуальной  революции. Один из основных принципов, который задает вектор человеческой деятельности, согласно психоанализу, принцип удовольствия. Массовое общество потребительского характера культивирует все новые и новые потребности индивида, погружая его в пучину удовольствий, в частности,, гастрономических. Традиционная реклама продуктов апеллирует к новым формам. По всей России проводятся «ярмарки меда»,  «ярмарки молочных продуктов», « арбузные ярмарки», «фестивали выпечки», «кофе и чая» и множество подобных мероприятий.

Ныне  еда превратилась в некий фетиш,  настоящий предмет культа. Из объекта физиологического удовольствия  она стала условием престижа и признаком социального статуса. Настоящий бум интереса к еде объясняется разными причинами, но для их выяснения  надо определить её функциональное  значение в контексте культуры как таковой.

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова еда трактуется как синоним пищи [1; 265]. Пища - это все продукты растительного и животного происхождения , которые потребляются организмом человека. Специалисты выделяют в пище 3 ряда компонентов  : строительные (белок и минеральные соли) ; энергетические ( угле -воды и жиры ) и регулирующие ( витамины , минеральные компоненты и клетчатка). Вместе с тем, лишь в последнее время еда стала привлекать большое внимание гуманитариев : культурологов , философов , социологов , психологов именно как социокультурный феномен.

Изобилие специальных телепрограмм («Готовим дома», «Смак», «Званый ужин», «Контрольная закупка», «Кулинарный поединок» и множества других свидетельствуют о неумеренном интересе аудитории к пище. Выпускается громадное количество   литературы  по кулинарии и  диетологии . Литературные  художественные произведения содержат изысканные кулинарные рецепты, позволяющие их авторам реализовать массовый читательский спрос. Популярные писатели выпускают собственные кулинарные книги (Дарья Донцова, Игорь Губерман, Екатерина Вильмонт и другие.) Создавшаяся ситуация указывает на назревшую необходимость рассмотрения феномена еды в её метафизическом смысле.

Бытие еды и «едения» имманентны самой культуре. Они давно превратились из средства удовлетворения наших физиологических потребностей в культурный феномен , который выступает во множестве смыслов.

Еда сопутствует всем значительным событиям в жизни человека- праздникам, религиозным обрядам,  свадьбам , похоронам ,новосельям и просто встречам. История культуры и быта различных народов предполагает использование традиционного набора продуктов питания и традиции их употребления, характерные для разных субъектов культуры, релевантные им. Включение субъекта в процесс приготовления и потребления пищи позволяет ему ощутить себя частью социального целого, с присущими последнему этническими и религиозными особенностями ,моралью, этикетом .Таким образом, еда выступает как важнейшее средство осознания культурной идентичности в социальном пространстве. Национально-этнические особенности отношения к еде и ее потреблению формируют демаркацию "своего» и « чужого ". В этом случае от собственного бытования еда переходит в план духовно-культурного бытия человека. Не следует забывать и о гендерном подходе к процессу идентификации личности через кулинарные предпочтения. Ученые отмечают, что новорожденных мальчиков больше кормят, а с девочками больше разговаривают. Гендерный подход к пище поддерживается диетологами. Принято считать, что женщинам требуется меньше калорий, чем мужчинам. Пища же с высоким содержанием белка ведет к набору веса прежде всего у женщин. Употребление же масел отечественного происхождения: льняного и рапсового полезно для женщин, но вредно для мужчин. Потребность в железе почти в два раза выше, чем у мужчин. В своей работе «Ментальности народов мира» известный философ Георгий Гачев связывал мужское начало –Ян с употреблением таких продуктов, как мясо, рис, зерно, орехи, лук , перец. Такая пища дает человеку энергию, силу. Пища «Инь» - это овощи, картошка, капуста. Она связана с инертным началом, внушает пассивность, миролюбие. [2;66] Г. Гачев  разделяет  также пищевые пристрастия народов северных широт, ввиду холодов потребляющих крепкие алкогольные напитки. В то время, как жители южных широт склонны к употреблению легких вин. Вкусовые пристрастия личности, по мнению психологов, определяют ее психотип. Сладкоежки – это легкоранимые натуры, отягченные множеством комплексов, полученных в раннем детстве из-за недостатка любви и заботы. Они склонны терзаться проблемами, в том числе и надуманными. Тяга их к сладкому объясняется тем, что его потребление способствует появлению эндорфинов - гормонов радости. Серотонин - гормон хорошего настроения вырабатывается только из углеводов, которые быстро усваиваются организмом. Любители морепродуктов - сдержанные натуры, склонные к компромиссу, обладающие чувством такта, способные к долговременным отношениям. Мясоеды, как правило, агрессивны, энергичны, упорны и уперты. Им присуща необдуманность и импульсивность поступков. К ярко выраженным мясоедам относят англичан. Так рыцари Круглого стола короля Артура из средневекового английского эпоса питаются исключительно жареной дичью. Традиционной пищей англичан и сейчас являются бифштекс и ростбиф. По поводу любителей мяса М. Веллер пишет: «Мясоед в конечном счете проигрывает рисовой или пшеничной цивилизации; когда она сгнила – он может сокрушить останки, но сам ничего не создаст, пока через века сам не станет хлебоедом» [3;265]. Отдельную группу среди субъектов -  носителей пищевых пристрастий  составляют веганы,  максимально исключающие из своего рациона все  продукты животного происхождения. Веганство - наиболее радикальная форма вегетарианства. И тех и других объединяют соображения этического характера, связанные с отрицанием убийства животных и жестокого отношения к ним. Особым образом идентифицируют себя поклонники всевозможных диет –приверженцы «здорового образа жизни». Движимые перфекционизмом, они изнуряют себя диетами, иногда достигая прямо противоположного результата. Ценными наблюдениями по этому поводу делится автор знаменитых «Опытов» Мишель Монтень: «Я полагаю, что правильнее есть зараз меньше, но вкуснее и чаще принимать пищу, - пишет он. Однако я хочу удовлетворить при этом и свой аппетит и голод: мне не доставило бы никакого удовольствия поглощать унылую пищу три или четыре раза в день насильно, по предписанию врача» [4;607].

Культурный потенциал еды, как процесса, способен стать основой диалога представителей  различных культур и конфессий. Совместное принятие пищи (трапеза) всегда было актом консолидации и идентификации индивидов как некой общности.

Одним из проявлений демократических традиций республиканского Рима не случайно был торжественный обед, имеющий публичный характер. И недаром в обряде встречи гостя с древних времен до наших дней является поднесение "хлеба-соли".

Существует целый ряд причин того, что наша еда приобрела в наши дни всеобщий характер:

  1. Глобализация культуры. Это предполагает диффузию культурных ценностей, накопленных этносами в течении тысячелетий. Миграция и общение народов, заимствование культурных образцов, в том числе и связанных с пищей сыграло решающую роль. Средства массовой информации также  действуют на громадные массы  людей, превращая уникальные кулинарные традиции в стереотипы (пицца).
  2. Создание новых пищевых технологий. Это направлено не сколько на увеличение разнообразия продуктов, сколько на предотвращение глобального дефицита еды. Если в доиндустриальную эпоху чтобы прокормить одного горожанина требовалось десять крестьян, то сегодня один агроном может прокормить десять городских жителей.
  3. Как следствие предыдущего - разработки новых пищевых технологий. Для них характерно создание искусственной пищи. (artificial food). Искусственные продукты получают из различных пищевых высокомолекулярных веществ (углеводов, липидов, белков, аминокислот), предварительно выделенных из природного сырья или низкомолекулярных веществ, полученных синтезом из минерального сырья с добавлением пищевых добавок.
  4. Настойчивая, подчас даже агрессивная реклама продуктов питания. Действие рекламы на потребителя, в свою очередь, активизируется кулинарными рецептами. Вместе с тем, реклама отвечает прежде всего интересам производителя. В Шотландии, например, в 1991 году на рекламу шоколада было израсходовано более 80 млн. фунтов стерлингов, а на рекламу овощей только 1-2 млн.
  5. И одна из главных причин «пищевого бума» - интересы современного потребительского общества, для которого характерны рост доходов населения, изменение структуры потребления, увеличение свободного времени, индивидуализация потребления. Можно согласиться с мнением Т. И. Глуховой относительно того, что «Исчезновение традиции питания ведет разрушению одной из основ идентификации личности и всей нации с предшествующей культурой». [5]

Общество потребления насаждает культ человеческого тела, используя различные средства, в том числе и пищу, для удовлетворения его потребностей.  Удовольствие в эпоху постмодерна формирует человека гедонистического, для которого удовольствие стало главной ценностью и чем больше удовольствий он получает, тем выше его престиж как в собственных глазах,  так и общества. Это, в свою очередь,  предоставляет последнему  массу, возможностей для манипулирования стремлением личности к удовольствиям гастрономического толка. В России это подогревается эйфорией от продуктового изобилия на прилавках магазинов, которое было немыслимым какие- то  пятнадцать – двадцать лет тому назад.

6.     Вестернизация мировой культуры, утилизация ее ценностей происходящая  не в духовной сфере, а в сфере потребления. Ежедневно  в мире создаются все новые и новые кафе, рестораны с восточными или западноориентированными меню. Развитие международной кухни затрудняет  идентификацию личности в собственном этнокультурном пространстве, ,навязывая потребителю различные экзотические блюда типа суши, рыбы фугу, мяса крокодила  и другие. Вместе с тем,  диетологи склонны полагать, что человеку полезны именно те продукты, сырье  для которых получено в не в чужеродной, а родственной ему среде. Развитие международного туризма также способствует забвению отечественных традиций питания. «Человек мира» привозит из зарубежных поездок не только разнообразные впечатления, но и полюбившиеся ему продукты питания и кулинарные рецепты, чтобы удивить экзотическими блюдами своих друзей.

     Отдельную группу представляют потребители фастфуда как современная  генерация представителей бизнес- класса. Быстрая еда стала синонимом вредной пищи. Хотя обычно фастфуд связывают с Америкой, в России испокон веков на улицах продавались блины, пироги, крендели, сбитень, куски холодца. Правда, эта еда готовилась из натуральных продуктов, без консервантов и усилителей вкуса. По данным ВЦИОМ  фастфудом питается каждый пятый россиянин. Как правило, это обеспеченный мужчина 18- 24 лет с высшим образованием. О вреде быстрой  пищи давно говорят диетологи, но в последнее время бьют тревогу и социологи, утверждая, что  фастфуд способствует распаду семейных отношений, сводя на нет традицию семейных обедов в кругу домашних. Как показали исследования ученых Калифорнийского университета в США, люди чаще посещают заведения быстрого питания по мере роста их доходов. Типичной группой людей, посещающих точки питания фастфудом  являются представители среднего класса, то есть,  люди достаточно обеспеченные. Представители среднего бизнес- класса из соображений сбережения рабочего времени заказывают фастфуд прямо на работу. Таким образом, новые пищевые предпочтения  напрямую связаны с новыми формами социально- культурной идентификации.

Ссылки на источники

  1. С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка;Оникс.Мир и Образование, 2008, с.424.
  2. Георгий Гачев.Ментальности народов мира.- Москва: Эксмо. Алгорититм, 2008, с.66.
  3. М. Веллер. Все о жизни.-Санкт- Петербург: Пароль, 2003, с.265.
  4. Мишель Эйкем де Монтень. Опыты. Москва: Правда, 1991, с.607.
  5. Т.И. Глухова. Потребности как фактор изменений в социальной жизни российского общества.// OPORA-Sjzidanie /Библиотека. – [Дата обращения 19.04.2015].