Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросу претворения японских поэтических и музыкальных традиций, а также религиозных мировоззрений в музыкальных рок-композициях, входящих в состав альбома (сингла). Автор предлагает анализ каждой композиции с литературной и музыкальной точки зрения и сингла в целом.
Ключевые слова: J-Rock, традиционная музыка, японская поэзия, рок, синто, синтоизм, буддизм, христианство. 

Японский народ всегда славился своим умением воспринимать достижения других народов и, пропуская чужеродное сквозь призму национального, создавать нечто качественно новое. Такую тенденцию можно наблюдать не только в области быта, технологий, но и в сфере культуры, литературы, музыки, религии.

Рок-музыка – заимствованное явление для японского искусства, не свойственное ему изначально. Свои корни рок-культура берёт в американском джазе и, пройдя большой путь развития, вырастает в самостоятельную американо-европейскую музыкальную традицию, получившую постепенно распространение в других частях света. В Японии рок-музыка с её различными направлениями начала развиваться в середине 1970-х гг., а первая группа, получившая широкую известность за рубежом, возникла в 1980-х.

Рок-группа Onmyo-Za, сингл которой послужил предметом исследования данной статьи, является одной из известных не только в своей стране, но и за границей. Существуя уже 15 лет, она подтвердила самим фактом столь долгой творческой жизни свои высокие художественные достоинства. Группа является своеобразным знаковым явлением японской рок-музыки, переходя локальные границы, и став востребованной не только на родине, но и в других странах.

Говоря о культуре рока, возникает вопрос определения рок-альбома как особого жанра, что представляет собой несомненный интерес для исследования. Альбом предполагает особый тип художественной коммуникации – прослушивание диска. В отличие от классической музыки, где диск – лишь способ распространения музыки, для рок-музыки альбом, записанный на диске – основная форма существования. В рок-альбомах, таким образом, оказываются совмещены признаки камерного и концертного музицирования. Особую значимость приобретает работа звукорежиссёра, во власти которого – создать объёмные сцену, декорации, сопровождать действие, заставляя слушателя полностью погружаться в музыку. От него же зависит успех альбома, выразительность и разнообразие звучания инструментов и вокала, сбалансированность этих планов, естественность восприятия музыки. Рок-альбом – это фиксация единственной, а значит, идеальной музыкальной концепции; вся импровизационность, возникающая в процессе записи диска, становится частью жёстко закрепленного оригинала. Жанр рок-альбома позволяет использовать всё многообразие музыкальных жанров и средств, подчиняя их своей специфике. В новом контексте симфонический оркестр, хор, традиционные инструменты – всё приобретает значение части целого.

Использование рок-альбома – это один из примеров синтеза национальных и инонациональных особенностей, поскольку в традиционной музыке Японии с древних пор также были распространены циклы и сюиты, как инструментальные, так и вокальные. 


Звучащие поочерёдно голоса лидера группы Matatabi и вокалистки Kuroneko открытые, грубые, отражающие внутренний мир человека с его демонами, страстями, сомнениями, желаниями. Пугающие образы проявляются здесь очень характеристично, предупреждая и устрашая одновременно.

Композиция строится в куплетной форме, состоящей из двух куплетов, после инструментального проигрыша припев повторяется ещё один раз, а затем в вокальной партии звучит новый материал, навеянный поэтическим текстом, повествующим о накатывающем сомнении, страхе перед судьбой.

Таким образом, в этих трёх композициях выстраивается чёткая драматургия альбома: от общего к частному, от макрокосмосу к микрокосмосу, от Земли, увиденной из «тёмной бездны» (№1), через единство природы и человека (№2) к внутреннему миру человека (№3). Пейзажная лирика сливается с философской. Песни объединены общей нитью, одной темой «Вселенная и человек», «природа и люди», причём в отличие от западной картины мира, также обращавшейся к подобным темам, на первом плане у японцев именно Вселенная, природа, а человек лишь вписывается в них.

Помимо этого можно отметить ещё одну интересную особенность. Если обратить внимание на общий дух каждой из композиций, перед нами выстроится ряд сакральных мировоззрений. Первая из песен своим настроением схожа с буддистскими представлениями о мире, во второй нашему внутреннему взору предстаёт синто во всей своей пантеистической красоте. Третью же композицию в некотором роде можно сравнить с христианскими мировоззрениями, также распространёнными в Японии (демоны и борьба человека с ними).

Сочетание чисто японского и западно-рóкового в творчестве группы Onmyo-Za – это не просто дань современному направлению, хотя оно, казалось бы, вписывается в общий мейнстрим движения рок-музыки. Скорее, можно говорить об особенностях японского менталитета, склоняющегося к сохранению японских традиций, их незыблемости, продолжению претворения устоявшегося сценария в разворачивающемся времени. Тем не менее, японская нация открыта влиянию технических достижений, искусства других народов, она воспринимает многие чужеродные веяния, внедряет их в соответствующую область, перерабатывает в процессе применения, пропуская сквозь призму национального, и ассимилирует с собственной индивидуально-культурной традицией. «Японцам свойственна восприимчивость к иноземной культуре, но они сумели сделать её основой для собственного творчества» [4].

Таким образом, стиль группы Onmyo-Za  – это, безусловно, пример рок-музыки с органичным проявлением отличительных особенностей японских традиций, вписанной в мировой контекст рок-культуры.

 Ссылки на источники:

  1. Дубровская, М.Ю. Японская композиторская школа в контексте мирового композиторского опыта / М.Ю. Дубровская // Актуальные проблемы музыкознания: по материалам конференции "На рубеже столетий: Музыкознание. Композиторское творчество. Исполнительское искусство" (28-29 ноября 2008 г.): сборник статей / НГК имени М. И. Глинки, Сибирская организация Союза композиторов России. – Новосибирск, 2009. – С. 104-116.
  2. У, Ген-Ир. История музыки в Азии (Китай, Корея, Япония): учебное пособие / Ген-Ир У. – СПб., 2011.
  3. Там же.
  4. Прасол, А. Япония: Лики времени / А. Прасол. – М., 2008