Аннотация. В статье представлена технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Природные зоны Африки».
Ключевые слова: технологическая карта, урок географии, Природные зоны Африки.
Предмет: география
Класс: 7
Тема урока «Природные зоны Африки»
Тип урока: Урок открытия «нового» знания.
Цели урока:
Обучающие: способствовать формированию представлений о природных зонах материка и их компонентах; способствовать формированию умения характеризовать природную зону по плану, работать с различными источниками информации (с картами, текстом учебника, картами атласа, фильмом, дополнительной литературой);
Развивающие: развивать умение определять учебную цель и алгоритм учебных действий; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение слушать, участвовать в обсуждении проблемы.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик будет знать : понятия ПК, «Природная зона», «Широтная зональность», «Высотная поясность»; особенности климата, почв , растительного и животного мира природной зоны; взаимосвязи между компонентами природной зоны; закономерность расположения природных зон на материке.
Ученик будет уметь: работать с картами атласа, текстом и рисунками учебника, дополнительным материалом, характеризовать природную зону по плану.
Личностные: осознание ценностей географического знания , как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель урока, давать определения понятиям, классифицировать знания по заданным признакам , выявлять причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: умение ставить учебные цели урока и планировать свою деятельность под руководством учителя , работать в соответствии с поставленной учебной задачей, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, участвовать в совместной деятельности.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации
Ресурсы урока: учебник, атласы, настенная карта, диски ДВД, телевизор
Формы урока: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковый
Технологическая карта урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД
|
1 |
Орг. момент |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку |
Подготовка к уроку, приветствие учителя |
Самоконтроль, готовность к уроку (Р) |
2 |
Целепологание и мотивация |
Предлагает послушать стихотворение о животных и растениях Африки (прил.№1) - Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всем своем величии и красоте, экзотический мир Африки. - Послушайте стихотворение. О чем оно? - Сегодня мы будем знакомиться с природой Африки поближе. - Что такое природа? -Правильно! И синее море, и пышная зелень, и пение птиц , и шум морского прибоя –все это природа.
Предлагает обратить внимание на карту «Природные зоны» и сформулировать тему и цели урока. - Что такое «природная зона» - Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока «Природные зоны Африки». Откройте тетради и запишите тему урока и число. Определив тему урока, попробуйте сформулировать. Что сегодня на уроке мы должны будем узнать.
|
Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают их в тетрадь.
Узнаем: - Географическое положение ПЗ - Особенности растительного и животного мира Научимся: - составлять характеристику природной зоны |
Осознание цели урока (Р)
|
3 |
Актуализация |
Задает вопросы: - Мы вспомнили, что такое « природная зона». -Что такое « широтная зональность», «высотная поясность» ? Предлагает работу с картой атласа - Какие природные зоны вы видите на материке Африка? - Чем обусловлено разнообразие природных зон? - В чем особенность размещения природных зон Африки?
|
Отвечают на вопросы учителя.
Работают с картой атласа - Влажные экваториальные леса, саванны, тропические пустыни - Обусловлено климатом - соотношением тепла и влаги - Климатическому поясу соответствует своя природная зона |
Сравнение (П) Извлечение необходимой информации (П) Выполнение пробного учебного действия (Р) Умение выражать свои мысли (К) |
4 |
Первичное усвоение новых знаний |
Работа с таблицей (прил.№5)
Предлагает учащимся дополнить сообщение.
3.Пустыни и полупустыни (выступление учащихся)
Предлагает сделать вывод
|
Слушают учителя, заполняют таблицу
Просмотр видеофрагмента о саваннах, работа с учебником, атласом. Сообщение о саваннах учащегося
Слушают сообщения, заполняют таблицу
Учащиеся анализируют особенности природных зон вместе с учителем, записывают вывод
1.Влажные экваториальные леса – это вечное лето. Богатый растительный и животный мир. 2.Саванна оживает летом. Густо населена животными. 3.В пустынях скудная растительность. Много животных обитают в пустынях. |
Определение основной и второстепенной информации(П) Структурирование знаний (П) Анализ, синтез, сравнение, обобщение(П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
5 |
Первичная проверка понимания
|
Организует фронтальную работу с классом (прил.№2)
|
Заполняют карточку №1 Читают описание, анализируют, устанавливают соответствие. |
Анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П) Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью (К) Достижение договоренностей и согласование общего решения (К) |
6 |
Первичное закрепление |
1.Игра «Третий лишний» (прил.№3) Предлагает найти лишнее слово и объяснить
|
Отвечают, объясняют. |
Анализ, синтез, обобщение (П) Подведение под понятие (П) Достижение договоренностей и согласования общего решения (К) Осознание ответственности за общее дело (Л) |
7 |
Информация о домашнем задании |
1.Подготовить сообщение «Влияние человека на природу Африки» (индивидуально) 2.Мини- исследование «Интересные факты из жизни африканских животных» (Муха-Цеце, Бородавочник, Хамелеон и др.) 3. Выполнить задания на карточке « Дневник несостоявшегося путешественника» (прил. №4) |
Записывают домашнее задание в дневник |
|
8 |
Рефлексия |
- Что узнали на уроке? Чему научились?
|
|
Оценка достигнутых результатов (Р) Рефлексия способов и условий действий (П) |
Приложение №1
Стихотворение «Африка»
Мне вчера купила мама
Очень вкусных два банана
И сказала, что они
К нам из Африки пришли.
- Африка – далекий край , -
Объяснил мне попугай, -
Где кокосы и бананы,
И шалуньи – обезьяны,
Там в лесах гориллы,
В реках крокодилы.
Леопард , гиппопотам
Обитают тоже там.
В африканских странах
Водятся в саваннах
Зебры, антилопы гну
Птицы: страус , марабу.
В Африке пустыни – знай.
Где пески из края в край.
И верблюды, если нужно,
По пескам шагают дружно
Солнце светит ярко.
В Африке так жарко!
Там живут мои друзья.
Жаль, что встретится нельзя.
Жалко стало мне немножко
Попугая , птицу Гошку.
Он живет все время с нами
И не видится с друзьями.
Вот бы в Африку его
Мне отправить одного.
Не надолго , на два дня…
Может с ним поеду я?
Приложение №2
Установите соответствие между природной зоной и ее характеристикой
Характеристика
1.Эти леса разнообразны по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.
2.Стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом.
3. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи. Камни от этого трескаются и слышаться звуки.
4. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой ,а иногда трехметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года.
5.Здесь ветер – великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.
6. Многие животные приспособились жить на деревьях , так как каждый день идут ливневые дожди.
7. Ясно выражены два сезона года: влажный и сухой.
8. Большие суточные , годовые амплитуды температур вызывают сильное выветривание.
9.Эти леса, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.
10.Имеет два цвета: ярко зеленый в сезон дождей и буро-желтый в сухой сезон.
1) Влажные экваториальные леса
2)Саванны и редколесья
3)Пустыни
Приложение №3
Игра «Третий лишний»
Обезьяны, окапи , страусы.
Муравьи, носороги, антилопы.
Слоны, жирафы, гориллы.
Пальмы, фикусы, баобабы.
Акации, лианы, травы.
Приложение №4
Задание: найди ошибки в предложенном тексте
Дневник несостоявшегося путешественника
Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке земного шара. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял непреступной стеной в несколько ярусов. На берегу самого глубокого в мире озера Чад мы сделали привал и написали эти заметки. Сахара – самая большая пустыня на материке Африка, расположена в ее южной части. На ее территории нет ни одной реки. Количество осадков в год превышает 1000 мм. Жизнь в Сахаре возможна в оазисах , где есть вода. Здесь растут огромные липы и много других растений. Ночью здесь обычно прохладно. В это время выходят поохотится дикие животные: страусы, гориллы, львы.
Приложение №5
Таблица «Природные зоны Африки»
Природная зона |
Географическое положение |
Особенности климата |
Почвы |
Растительный мир |
Животный мир |
1.Экваториальные влажные леса |
|
|
|
|
|
2.Саванны и редколесья |
|
|
|
|
|
3.Тропические пустыни и полупустыни |
|
|
|
|
|