Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Статья посвящена проблеме сохранения, укрепления и возобновления здоровья; применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В авторской редакции рассмотрены: определение здоровья с точки зрения динамических изменений в процессе жизнедеятельности; идея возобновляемости здоровья, как ресурса; эффект возобновления здоровья; соотношение понятий укрепления и возобновления здоровья; выделены признаки и условия возобновляемости здоровья на различных уровнях.
Ключевые слова: возобновляемость здоровья, индивидуальный уровень здоровья, условия возобновления здоровья, уровни возобновления здоровья, здоровьесберегающие технологии, сохранение и укрепление здоровья. 

В настоящее время наблюдается тенденция узкоспециализированного взгляда на глобальные явления, что не может не породить проблемы недостаточного видения именно сути явления, и это можно проиллюстрировать известной притчей про слона и слепых, рассуждающих о том, как слон выглядит. Недостаточное видение сути явления, как следствие, не позволяет в нужной степени эффективно и достаточно воздействовать на ключевые аспекты, позволяющие решать проблему полноценно, и, возможно, превентивно, в чем и заключается, на наш взгляд, истинное профессиональное мастерство и мудрость. Несмотря на то, что тема здоровья волнует человечество с древних времен, и лучшие умы размышляют над сущностью здоровья, возможностями его сохранения и улучшения, ролью здоровья в жизнедеятельности и развитии человека и общества в целом; - тема здоровья, по-прежнему, не достаточно изучена, и противоречива уже на стадии дачи определения явления. Так, имеется общепризнанное определение Всемирной организации здравоохранения, определяющее здоровье, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Однако уже во второй половине ХХ века на сессии Всемирной организации здравоохранения российскими учеными предлагалось другое определение, в основу которого положено не состояние организма, как некого абстрактного благополучия, а динамические изменения, то есть процесс: «Здоровье – это процесс жизненного цикла (витальной жизнедеятельности) с адекватной природе человека реализацией физиологических, психических, биологических потребностей личности в оптимальной социально-трудовой активности, репродуктивности при максимальной продолжительности активной жизни». На наш взгляд, существенным недостатком определения понятия здоровья официальными международными правоопределяющими организациями являются следующее: во-первых недостаточное внимание к динамической природе здоровья, и приоритетно утверждаемое представление о состоянии «полного … благополучия» без демонстрации определения путей достижения этого идеального состояния. Во-вторых, отсутствие хотя бы схематичных аспектов этого идеального состояния благополучия, что, по нашему мнению, лишает данное определение части научной и практической ценности, так как в доступном человечеству для анализа мире все процессы, объекты и явления пребывают в динамическом функционировании, преобразовании или развитии по эволюционному, инволюционному или революционному пути.

Итак, проблема сохранения и укрепления здоровья нуждается в дальнейшем изучении не только конкретными ответственными лицами и специалистами (учеными, педагогами-практиками, родителями, медицинскими работниками), и не только конкретными организациями здравоохранения и образования. Важен системно-комплексный подход структур глобального порядка, таких, как государства и международные политико-правовые инстанции; человеческое общество в целом, через средства массовой коммуникации, как формирующие общественное сознание, в частности. Проблема нуждается в пристальном внимании современных отраслей науки и непосредственно медико-психолого-педагогической практики вне зависимости от коммерческой выгоды выгодоприобретателей, и, скорее, в противовес коммерческой выгоде, ибо явление, изучения которого мы коснемся, - есть базовая составляющая как отдельного человека, так и социально-биологического вида человечества. И мы не ведем здесь речь о возвращении к прошлому уровню жизни человечества, с отсутствием плюсов научно-технического прогресса, мы, скорее, размышляем о возможностях реально существующей материи и энергии, неизученных и непроявленных в полной мере психических возможностях самого человека, которые позволили бы не только нивелировать имеющиеся деструктивные влияния человеческой жизнедеятельности, но и качественно улучшить и постепенно развить собственные силы человека.

Известный французский философ Вольтер писал: «Иметь хорошее здоровье – большая удача, сохранить его – это искусство, а преумножить - мудрость». В этом афоризме заложена не только идея осознания сущности здоровья, как явления и как процесса, и целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению здоровья (что определено Вольтером как «искусство», и представлено на современном этапе развития научной и практико-ориентированной мысли технологиями сохранения и укрепления здоровья); но и идея возобновляемости здоровья, как ресурса (что определено Вольтером, как «мудрость» и, как мы полагаем, этот аспект мало изучен и дифференцирован в научных исследованиях).

Производственный термин «технология» в современных условиях успешно используется применительно и к образовательному процессу. Педагогическая технология - это «совокупность средств и методов, позволяющих успешно реализовать поставленные педагогические цели. Предполагает соответствующее научное проектирование, при котором «эти цели задаются однозначно и сохраняют возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов» [2].

Анализ литературы позволяет выделить следующее группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, биологическая обратная связь.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, ритмика.

Важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а здоровьесберегающая деятельность образовательной организации, в итоге, формировала бы стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, однако, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически. Детство – особый период в жизни каждого человека; всё, чем обладает человечество, – культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – всё это закладывается в детстве. На своем уровне, уровне дошкольной образовательной организации, мы, конечно, не можем решить глобальные проблемы сохранения окружающей среды, безопасности производства продуктов питания, бесконтрольного наполнения рынка детских игр и игрушек товарами, не прошедшими государственную научно-правовую экспертизу; но мы можем, возможно, самое главное: заложить в будущее поколение зерна разумного и конструктивного отношения к себе, окружающим и природе. Образовательные организации осуществляют свою деятельность в динамичном меняющемся современном мире, а также современном законодательном поле на основании основной общеобразовательной программы на основе системно-комплексного подхода, опираясь на механизмы управления качеством реализации основной общеобразовательной программы, такие, как стратегическое и оперативное планирование, качественный продуманный мониторинг, система контроля качества организации образовательного процесса. Мы, как практики, работающие над проблемой сохранения и укрепления здоровья воспитанников, имеющие многолетний опыт отслеживания результатов здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, размышляли над проблемой сохранения и укрепления здоровья, и ниже мы хотели бы представить некоторые результаты наших воззрений.

Размышляя о сохранении и укреплении здоровья посредством применения сбалансированного, индивидуально подобранного комплекса здоровьесберегающих технологий, мы обозначили зону ответственности специалистов образовательной организации. Однако, на наш взгляд, как педагогам, так и родителям воспитанников полезно знать, что здоровье, как процесс, в каждой конкретной временной точке всегда имеет вектор направленности к улучшению или ухудшению, и это возлагает ответственность как на самого человека, так и человечество в целом.

Размышляя о возобновляемости здоровья, как ресурса, мы опирались на определение понятий: «природные, естественные ресурсы», «возобновление ресурса». Проводя аналогию между возобновляемостью некоторых природных ресурсов (естественных условий существования и важнейших компонентов окружающей естественной среды), мы можем предположить, что в силу того, что человек является частью природы, в нем могут быть заложены механизмы возобновления составляющих его материй и энергий. Отметим, что в нашем представлении, сохранение и укрепление здоровья являются составной частью возобновления здоровья, т.е. эффект возобновления наступает после устойчивой целенаправленной практики по сохранению и укреплению здоровья, и должен выражаться в переходе на качественно новый уровень состояния здоровья у каждого конкретного индивида при его эмоционально-позитивном фоне жизнедеятельности и восстановлении и самовосстановлении функционального состояния организма в процессе жизнедеятельности до исходного или улучшенного уровня.

Выделим макроусловия возобновляемости здоровья граждан, на которые должны влиять структуры макроуровня (государственные и мировые инстанции):

- правовая направленность структур макроуровня (государств, транснациональных компаний, международных организаций) на сохранение природного и культурного наследия, на недопущение разрушения культурных достижений человечества;

- организация мероприятий по бережному природопользованию и контроль их исполнения, обеспечивающие сохранение среды обитания;

- обеспечение безопасности продуктов питания, недопущение распространения ГМО-продуктов и ГМО-технологий; применение природосообразных технологий при выращивании и производстве продуктов питания;

- «научная организация охраны здоровья отдельных лиц и человеческих коллективов» [1] (организация мероприятий и контроль их исполнения, финансирование или дотирование мероприятий по охране труда и научной организации рабочего места);

- пропаганда здорового образа жизни и бережного отношения к среде обитания и недопущение пропаганды деструктивного образа жизни и отношения к среде обитания;

- повышение социальных гарантий по сохранению и укреплению здоровья граждан, таких как государственное дотирование:

  • оказания медицинских услуг гражданам,
  • медико-психологического сопровождения материнства и детства, пожилых и находящихся в трудной жизненной ситуации людей,
  • учреждений массовой физической культуры и спорта, и объекты для занятий физической культурой и спортом, укрепления психофизического здоровья в учреждениях образования,

Выделим условия возобновляемости здоровья для организаций мезоуровня на примере организаций образования:

- совместная разработка и разделение всеми субъектами образовательного процесса философии и миссии образовательной организации в части сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса;

- наличие и исполнение мероприятий Программы здоровья, как части основной общеобразовательной программы;

- соблюдение законодательных документов федерального, регионального, муниципального и локального уровня, регулирующих санитарно-гигиенические, профилактические, оздоровительные мероприятия и процедуры; безопасность производства продуктов питания (такие, как СанПиН, Таможенные регламенты ТС по безопасности производства продуктов питания, программа ХАССП ДОУ и другие);

Выделим условия возобновляемости здоровья, на которые должен влиять сам индивид (микроуровень условий возобновляемости здоровья):

- самомотивация на сохранение и укрепление здоровья, природосообразные жизнедеятельность и существование;

- направленность личности на самопознание и познание окружающего мира, самообразование и саморазвитие;

- здоровый образ жизни: организация правильного питания, регулярное выполнение общеукрепляющих физических упражнений, смена видов деятельности и правильная организация отдыха; соблюдение личной гигиены.

В дальнейшем, нам бы хотелось видеть изучение феномена возобновления здоровья именно через изучение и фиксацию признаков возобновления в процессе целенаправленной природосообразной практики (на всех уровнях) по сохранению и укреплению здоровья, которые должны выражаться в восстановлении до исходного и/или переходе на качественно новый, улучшенный уровень состояния здоровья у конкретного индивида, выражающийся в повышенных устойчивых возможностях психики человека, самовосстановлении здоровья физического тела, благополучном социальном статусе человека. Интересным было бы научное изучение самой практики (полагаем, здоровьесберегающих технологий), возможностей психики человека, самовосстановления здоровья физического тела. Считаем необходимым отметить, что технические возможности для возобновления физического здоровья, как мы полагаем, также могут иметь место быть при дальнейшем совершенствовании медицинской практики и научно-технической мысли, но нам бы хотелось, чтобы это было не в ущерб психическому здоровью и духовному развитию человека и человечества.

Важно также преодолеть недостатки имеющихся определений здоровья, ибо, как мы отмечали выше, недостаточное видение сути явления приводит к системным ошибкам при его изучении и встраивании в картину мира, и дальнейшем применении в практике жизнедеятельности человеческого общества. Существенной ошибкой определения здоровья, как «состояния полного физического, душевного и социального благополучия…», является пассивное состояние субъектов здоровья (человека, общества, структур макроуровня) по отношению к сохранению и укреплению здоровья человека и биологического человеческого вида, что мы и наблюдаем на современном этапе развития человечества.

Исходя из всего выше сказанного, дадим определение здоровья в авторской редакции:

Здоровье – динамический процесс, протекающий в течение всего периода жизни индивида и имеющий в каждый конкретный момент его (индивида, человека) жизнедеятельности эволюционную, инволюционную или революционную положительную (сохраняющую, укрепляющую, возобновляющую) или отрицательную (ухудшающую, деструктивную, разрушающую) направленность изменений в функционировании, преобразовании и/или развитии систем организма и психики, и в идеале имеющий целью достижение устойчивого оптимального физического, душевного и социального благополучного состояния жизнедеятельности при максимальной продолжительности позитивно-активной жизни (социальной: трудовой, семейной, продуктивно-личной, ценностно включенной в Ноосферу Земли; биологической: репродуктивной, природосообразно включенной в экосистему Земли).

Таким образом, нами предпринята попытка:

  1. ввести в научное и бытовое понимание термин «возобновляемость здоровья»,
  2. соотнести сущность термина «возобновляемость здоровья» с имеющимися понятиями «сохранение здоровья», «укрепление здоровья»,
  3. выделить признаки возобновления здоровья,
  4. выделить условия возобновления здоровья на макро-, мезо- и микроуровнях;
  5. дать качественно-новое определение здоровья, в котором мы хотели бы преодолеть имеющиеся упущения существующих определений здоровья;
  6. привлечь внимание к динамической природе здоровья, и, следовательно, к общественной и индивидуальной ответственности за направленность динамических изменений здоровья.

  Ссылки на источники:

  1. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. – М. «Советская Энциклопедия», 1978. Т.9 Евклид – Ибсен. 1975. - 442 с.
  2. Энциклопедия образовательных технологий / Под ред. И. Селевко. – М.,  2006.