Аннотация. В данной статье автор раскрывает механизм влияния морского песка на мышечный аппарат стопы ребенка, аргументирует выбор в качестве мер профилактики плоскостопия у детей в пользу пляжного мини – футбола, а также регламентирует нагрузку во время занятий во время проведения занятия по пляжному мини-футболу.
Ключевые слова: плоскостопие, нагрузка, профилактика, пляжный мини – футбол, структура занятия.
Известно, что в последнее время растёт число детей с таким заболеванием, как плоскостопие. Данное заболевание представляет собой изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Различают первоначальное поперечноеипродольное плоскостопие, а также сочетание обеих форм. Поперечное плоскостопие в сочетании с другими деформациями составляет в среднем 55% от количества заболевших, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп — примерно 29%.
Плоскостопие может быть врождённым, а может образоваться в процессе жизни человека. Опасность заключается в том, что при плоскостопии нарушается нормальная функция как самой стопы, так и всей опорно-двигательной системы. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обнаружить плоскостопие в период роста и развития опорно-двигательного аппарата, чтобы правильно организованными лечебно-профилактическими мероприятиями противодействовать дальнейшему развитию деформации и закрепить достигнутый терапевтический эффект. Форма стопы имеет прямую связь и с осанкой ребёнка. В связи с чем, профилактика и коррекция плоскостопия у детей представляются крайне значительными мерами.
Основными причинами возникновения такого заболевания у детей могут послужить следующие факторы: наследственная предрасположенность; неудобная обувь и, прежде всего, неокрепший костный, мышечный и связочный аппарат. Распространённость последней предпосылки возникает вследствие того, что стопа ребёнка до пяти лет представляет собой неокрепшую структуру, которая только находится в процессе формирования. Слабые мышцы, чрезмерно податливый связочный и костный аппарат – условия, благоприятные для развития болезни. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит своеобразной рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что одной из первоочередных задач в профилактике и коррекции плоскостопия у детей является комплекс мер по укреплению связочного, мышечного, костного аппарата ребёнка.
Одним из эффективных мероприятий по такому укреплению является босохождение. Прежде всего, необходимо отметить, что стопы являются рефлексогенной областью с множеством биологически активных точек, и регулярное стимулирование этих участков способствует улучшению работы внутренних органов, а также закаливанию всего организма. При этом, воздействие на область стопы способствует укреплению связок, костей и мышц стопы, а у детей – ещё и их правильному формированию.
В свете вышеуказанного, нельзя не обратить внимание на такой вид босохождения, как хождение босиком по морскому песку. Механизм воздействия на стопу в качестве профилактического или лечебного мероприятия плоскостопия заключается в раздражении рецепторов на поверхности стоп. При этом срабатывает своеобразный рефлекс защиты, который, в свою очередь, активирует все группы мышц, отвечающие за формирование и укрепление сводов стопы. В этом случае ребёнок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Повышение тонуса элементов связочно-мышечного аппарата стопы укрепляет своды стопы и помогает остановить развитие заболевания.
Здесь необходимо остановиться на физических свойствах песка, которые объяснят указанное его влияние на мышцы и другие элементы стопы человека. Морской песок – это скопление частиц горных пород и минералов, от 0,05 мм до 1-2 мм в диаметре, лишенных цементирующего вещества и потому не связанных, рыхлых, обладающих минимальными силами внутреннего сцепления. Лёгкая подвижность, пористость, сыпучесть песка, пустотность, его поведение под нагрузкой крайне благоприятно влияют на тонус мышц всей ноги, в частности, стопы.
Таким образом, хождение по песку при плоскостопии в силу его свойств позволяет устранить тонический дисбаланс мышечно-связочного аппарата, нормализует тонус мышц сгибателей пальцев (короткий сгибатель пальцев, короткий сгибатель большого пальца, длинный сгибатель пальцев, мышца, приводящая большой палец и т.д.), улучшает трофику и оксигенацию тканей стопы и устраняет застойные явления. Босохождение максимально воздействует на все мышцы подошвенной и тыльной поверхности стопы, а также мышцы голени, отвечающие за сгибание и разгибание стопы и пальцев, что тоже немаловажно.
Учитывая необходимость реализации двигательной активности детей, находящихся в ВДЦ «Орлёнок», нами предложено культивировать спортивную секцию по пляжному мини – футболу, которая позволяла бы решать сразу несколько задач: (1)
1) Образовательные: содействовать обучению технике игры в пляжный мини – футбол;
2) Воспитательные: содействие воспитанию положительных черт характера;
3) Оздоровительные: профилактика плоскостопия.
В этом свете очень важно правильно дозировать не только нагрузку на занятии по пляжному мини – футболу, но структуру проведения самого занятия. Нами предложена следующая структура проведения занятия:
1) Подготовительная часть – 15 - 20 минут (в процессе разминки основной упор необходимо сделать на упражнения для мышц ног, в том числе в статических положениях);
2) Основная часть – 10 - 15 минут (для обеспечения контраста температур, в том числе для обеспечения закаливания, использовать упражнения на сухом песке, на водной границе и в воде);
3) Заключительная часть – 5 – 10 минут (упражнения восстановительного характера использовать только в теневой зоне либо в воде).
Непосредственное содержание частей занятий должно включать в себя следующие упражнения:
1) Подготовительная:
- ходьба на носках;
- ходьба на пятках;
- ходьба на внешней стороне стопы;
- ходьба на внутренней стороне стопы;
- бег семенящий;
- бег гладкий;
- бег приставными шагами правым и левым боком;
- бег с поворотами;
- бег скрестным шагом;
- бег спиной вперед;
- бег на прямых ногах;
- бег с захлестыванием голени.
- прыжки на правой и левой ноге.
2) Основная часть:
- упражнения на технику ведения мяча;
- упражнения на технику удара по неподвижному мячу;
- упражнения на технику удара в створ ворот;
- упражнения на технику удара головой;
- упражнения из других видов спорта, таких как волейбол и баскетбол;
3) Заключительная часть:
- упражнения на улучшение эластичности мышц бедра;
- упражнения на улучшение эластичности мышц голени;
- упражнение на улучшение эластичности мышц стопы.
Примерный вариант разминки:
Дети ходят по обозначенной площадке на носках, затем на пятках, далее на внешней и внутренней стороне стопы. Темп движения - сначала медленный, затем быстрее.
После легкой беговой разминки усадить детей на песок в теневую зону и под счет (команды инструктора) попеременно сгибать и разгибать пальцы на ногах и вращать ступнями.
Положить перед собой тонкий лист бумаги. Основательно смять ее босыми ногами, а потом пальцами ног или обеими ногами поднять с пола.
Усложняя данный вид разминки можно поднимать с песка различные предметы, например мячи разных размеров.
Разложить небольшие досочки по периметру площадки. Выполнять ходьбу, чередуя восхождение на досочку и далее ходьбу по песку. В этом случае очень важно соблюдать временной интервал упражнения либо дозировать нагрузку по количеству шагов, так как в основе упражнения лежит «мышечная память» - способность мышц адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Положить на песок футбольный мяч и попросить детей покатать его сначала одной ногой, а затем другой. Следить, чтобы ребенок учился мышцами стопы удерживать мяч на одном месте. Для этого на песке можно обозначить круг, за который мяч не должен выкатываться. Желательно при выполнении этого упражнения чередовать мячики разной формы.
Что касается общей дозированности нагрузки, то здесь необходимо помнить и погодных факторах и использовать упражнения средней интенсивности, избегая длительных ускорений. В качестве мер контроля за занимающимися предложено использовать пульсометрию.
Ссылки на источники
- Чеменева А.А., Есина Л.М. Педагогические условия моделирования физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Учебно-методическое пособие / под научно-метод. ред. Чеменевой А.А. – 2-е изд., испр. и доп. – Н.Новгород, 2004. – 73 с.