Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации процесса музыкального воспитания в разновозрастной группе детского сада, подчёркивается специфика музыкальных занятий и игр. Автор предлагает методические рекомендации по планированию музыкального занятия и игры на примере   однокомплектной группы.
Ключевые слова: дошкольное образование, музыкальное воспитание, разновозрастная группа, специфика планирования музыкальных занятий. 

Современные исследования в области дошкольного образования показывают, что результаты воспитания и обучения детей напрямую зависят от профессиональной компетентности воспитателя. Учёными и педагогами-практиками рассматриваются вопросы подготовленности воспитателей к осуществлению работы по музыкальному развитию детей, предлагаются инновационные педагогические технологии, обновляются традиционные принципы и методы музыкального воспитания, разрабатываются новые, нетрадиционные [1-3]. 

Однако в малокомплектных садах в сельской местности,  разновозрастных группах комплексов «Детский сад-школа» в городах, группах кратковременного пребывания по месту жительства детей накопилось немало проблем, связанных с музыкальным воспитанием и развитием. Наиболее важные из них: противоречия между потребностями родителей в воспитании и обучении детей и отсутствием должной квалификации педагога, недостаточное количество учебно-методических разработок, позволяющих проводить занятия с детьми разных возрастных групп, не владение  методами и приёмами организации различных видов музыкальной деятельности.

Организуя музыкальную деятельность в разновозрастных группах, целесообразно выделить и конкретизировать ведущие принципы:

принцип опоры на природную сущность ребёнка;

семейный принцип организации деятельности;

принцип синкретичности, предполагающий интеграцию различных образовательных областей, видов искусств и видов творческой деятельности детей;

принцип художественности, доступности и избирательности (отбор высокохудожественного музыкального материала с опорой на предпочтения детей);

принцип «учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры» (Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.), «…предполагающий, что каждый ребенок вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом…. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – предложение разным детям разной музыки для слушания» [2, с.58];

принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки детьми, рассматривающий организацию видов музыкальной деятельности в соответствии с возможностями последующего самовыражения каждого ребёнка;

принцип опоры на «эмоционально-субъектные проявления» (Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.), которые «...выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности» [1, с.7].

Работа по музыкальному воспитанию и развитию детей в разновозрастных группах и малокомплектных детских садах ведётся по таким направлениям: музыкальные занятия,  музыка на праздниках, в музыкально-дидактических играх, музыка в режимных моментах детского сада, в самостоятельной музыкальной деятельности детей, музыкальное воспитание в семье. Планирование и реализация деятельности в области музыкального воспитания имеет свои специфические особенности.

Музыкальное занятие является ведущей формой музыкального воспитания  и развития детей. В сельской местности большинство детских садов сталкиваются с проблемой отсутствия  музыкальных руководителей, и занятия приходится вести воспитателю. Традиционным в разновозрастных группах считается типовое занятие. В него рекомендуется включать разнообразные виды музыкальной деятельности детей, использовать вокальный репертуар, «живое» исполнение и запись произведений для слушания, элементы танцевальных движений и пластическое интонирование. Музыкально-ритмические движения младших детей рекомендуется сочетать с одновременным пением старших (пластические движения в процессе исполнения песен), пение детей – вместе с пением взрослого, прослушивание младшими детьми игры на детских музыкальных инструментах – с исполнением на них произведений старшими.

Рекомендуются  совместные творческие задания. Например, придумать движения к незнакомой музыке в хороводе, инсценировать знакомую песню, закончить фразу песни, сочинить музыку, изображающую явление природы (капельки дождя, шум ветра, плеск воды), подобрать тембр музыкального инструмента в музыкальной игре. С музыкальным руководителем или приглашённым аккомпаниатором воспитателю рекомендуется предварительно разучить детский репертуар и обсудить особенности исполнения музыки.

В малокомплектных группах представляют определённый интерес комплексные занятия, где сочетаются различные виды искусства. На них дети читают стихи, поют, инсценируют песни, танцуют, рисуют под музыку. Художественные  занятия увлекают ребят разных возрастов, побуждают их вместе активно и творчески действовать. Комплексные занятия планируются в соответствии с программами детского сада. Однако воспитателю приходится творчески реализовать их в разновозрастной группе. Педагог должен не только знать возрастные особенности детей, специфику принципов планирования занятий, но и анализировать особенности музыкальных произведений, используемых  в работе с детьми разных возрастов, определять, какие умения и навыки могут  формироваться при их восприятии, разучивании, исполнении, в какой последовательности применять те или иные методы и приёмы. На  занятиях можно встретить много нового: необычное сочетание видов музыкальной деятельности, своеобразие последовательности запланированных заданий, распределение обязанностей между детьми с учётом их индивидуальных особенностей и специфики организации занятий.

В процессе проведения занятий в малокомплектных группах рекомендуется использовать музыкально-дидактические игры. В них развиваются не только творческие способности, но и формируются нравственные представления, чувства, переживания, осознаются оценки собственных поступков и поступков товарищей – младших и старших.

Особенности работы в малокомплектном саду определяют тематику наиболее предпочитаемых развлечений, занятий, игр, праздников: «Игра в музыкальное занятие», «Музыкальное лото», «Семейный праздник в детском саду», «Высокие и низкие звуки», «Наши мамы», «Наш детский сад», «Бубенцы и бубны», «Поймай ритм», «Где я буду играть», «Растущие цветы», «Создай свой танец», «Танец шляпы», «Спящий бубен», «Путешествие на поезде», «Повторяй мой танец», «Концерт» и др.

Многие игры проходят интересно именно потому, что участниками являются дети разного возраста. Например, в роли мамы ребёнок с большей заботой и нежностью относится к младшему, чем к своему сверстнику, проявляет заботу; в игре «Наш детский сад» старший охотно учит малыша петь песенку потому, что тот действительно этой песни не знает. В свою очередь и малыши более уважительно относятся к маме и воспитательнице, если их изображают ребята, которые старше и опытнее. Важно следить, чтобы младшие дети не превращались в тех, которых всё время только кормят и учат старшие. Необходимо создавать условия для того, чтобы они сами могли активно действовать: рассказать стихи, исполнить песню, танец или выполнять другие действия, важные для развития. Если младшие пассивны, нужен совет взрослых, какие роли можно им поручить, подсказать  доступные виды деятельности. Соизмерить долю участия каждого в занятии, игре, обеспечить активность в меру возрастных индивидуальных особенностей – очень важная задача педагога малокомплектной группы.

Остановимся на специфике планирования и проведения музыкальных занятий  в разновозрастной группе. Основной путь решения этой проблемы – учёт особенностей индивидуального развития детей и разного уровня подготовки на фронтальных, коллективных занятиях. При этом подразумевается следующая организация педагогических воздействий:

а) на всю группу детей в процессе одновременного исполнения ими общей деятельности – фронтальный подход;

б) на небольшую группу детей, объединенных по принципу сходного уровня развития, - дифференцированный подход;

в) на каждого отдельного ребенка – индивидуальный подход.

Лишь в условиях правильного сочетания индивидуальных, дифференцированных и фронтальных методов и приемов на коллективных занятиях можно добиться оптимальных результатов в обучении детей. На фронтальных занятиях даются общие рекомендации, исполняются музыкальные произведения, объясняются приёмы исполнения. При дифференцированном подходе выполняются одинаковые задания группой детей (от трёх до пяти человек), объединённых по уровню развития, возрастным возможностям. Учебные задания при этом подходе одни дети выполняют сразу, другие – постепенно. Темп и качество усвоения материала детьми различны.

Приведём пример. Старшие исполняют песню, одновременно исполняя аккомпанемент на детском музыкальном инструменте. В это время младшие слушают их пение и игру. Можно предложить младшим выполнить лёгкие задания, а старшим – более сложные (например, исполнение сложной части песни). Очень часто младшие знакомятся с теми песнями, танцами, которые они должны исполнять позже. Но на данном этапе они слушают их, смотрят, как исполняют старшие и сами активно участвуют (хлопают в ладоши во время танца, выполняют посильные движения, играют). В свою очередь, старшие при исполнении младшими песен, танцев, игр также участвуют в тех или иных видах деятельности (поют песни, под которые двигаются малыши, оценивают качество их исполнения). При индивидуальном подходе педагог предварительно знакомится с индивидуальными музыкальными достижениями и уровнем музыкального развития детей. Задачей индивидуально-дифференцированного подхода является обеспечение каждому ребёнку определённой индивидуальной нагрузки с одновременным освоением требований программы. В разновозрастных и ночных группах занятия конструируются с учетом содержания материала, соответствующего возрастным особенностям подгрупп, а также возможностей дошкольной образовательной организации.  

Основные виды музыкальных занятий, которые  рекомендуется проводить в малокомплектных группах, следующие:

–        занятие начинается со всеми детьми одновременно, а заканчивается в разное время. Постепенно уходят на прогулку дети младшего, затем среднего, а потом старшего возраста;

–        на занятия дети приходят в разное время (сначала старшие, затем средние и последними младшие). Проводится такое занятие обычно после завтрака. По его окончании дети разных возрастов уходят на другие занятия одновременно;

–        занятие начинается и заканчивается сразу со всеми детьми; его содержание рекомендуется планировать таким образом, чтобы для одной подгруппы материал занятия  был новым, а для других – знакомым. Младшие дети наблюдают деятельность старших и принимают в ней участие в силу своих возможностей. Так как в данном случае дети младшего возраста развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков, с ними рекомендуется проводить дополнительные индивидуальные занятия по 3-4 минуты два-три раза в неделю;

–        воспитатель занимается отдельно с каждой возрастной подгруппой. Одновременно помощник воспитателя проводит занятие по изобразительной деятельности с другими подгруппами или игры спокойного характера. При такой организации выполняются все программные требования, рекомендуемые для детей.

Особенно сложно проходит процесс музыкальных занятий в сельских дошкольных организациях. На занятиях по развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности воспитатель имеет возможность работать с подгруппой детей. Остальным детям предоставляется право самостоятельно выполнять задания или поиграть в уголке. На музыкальном занятии работа в подгруппах планируется иным образом. Звучание музыки не располагает к самостоятельной игровой деятельности, не связанной с содержанием занятия. Дети неизбежно будут прислушиваться к пению, звучанию музыкальных произведений, радостному оживлению во время игр. Обычно в малокомплектных  детских садах нет специального музыкального зала, и занятия проводятся в групповой комнате. Следовательно, возможен лишь вариант объединения детей в ходе занятия и планирование более раннего ухода детей младшего и среднего дошкольного возраста (для сбора на прогулку). Однако, есть отрицательные стороны в реализации данного подхода: одетые дети могут ожидать воспитателя и старших детей несколько минут, что нежелательно в холодное время; воспитатель с ними выходит в раздевальную комнату, и тогда он пропускает часть занятия со старшими.

Следовательно, педагог не видит, как идет процесс музыкального развития детей, с кем надо поработать в свободное время, какую музыку повторно прослушать на других занятиях или включить в программу вечеров развлечений и в творческие игры.

Рассмотрим планирование музыкального занятия на примере   однокомплектной группы.

Воспитатель заранее распределяет детей на три возрастные группы: первая подгруппа – два-четыре года; вторая подгруппа – дети четырёх-пяти лет, третья подгруппа – пять-семь лет. Первая подгруппа будет обозначаться буквой А, вторая – буквой Б, третья – буквой В. Последовательность и репертуар занятий взяты условно. Педагог может планировать другие произведения.

«Марш» М. Красева – вход под музыку (все подгруппы), далее подгруппы Б и В маршируют самостоятельно, подгруппа А идёт за воспитателем и делает остановку вместе с ним у противоположной стены. С окончанием музыки дети подгруппы А садятся на стулья около стены, а подгрупп Б, В перестраиваются в колонны. Далее подгруппы Б, В делают различные гимнастические упражнения (руки вверх – к плечам, в стороны – к плечам; энергичные взмахи руками и т.д.), дети подгруппы А, сидя на месте, смотрят, слушают музыку и хлопают в ладоши.

«Пружинка» под музыку русской народной мелодии – дети всех групп плавно приседают, делая лёгкие прыжки на месте. Звучит музыка,  и дети подгрупп Б, В самостоятельно показывают движения. При повторении пьесы все дети выполняют упражнение.

«Дождик» Г. Лобачёва – все дети слушают  пьесу лёгкого, подвижного характера. Педагог читает стихи о дождике, исполняет пьесу, показывает игру на металлофоне. Группа В исполняет звуки на металлофоне. Остальные дети слушают. Затем воспитатель читает народные потешки.

«Урожай собирай» А Филиппенко – исполнение знакомой песни, с динамическими оттенками (группа В). Группа Б поёт припев, группа А – подпевает. При повторном исполнении запев поют дети подгруппы В, припев – подгруппы Б. Затем поют по одному дети подгруппы В. Каждый поёт один куплет. «Цветные платочки» Т. Ломовой – передавать движениями музыку различного характера (Б), ходить под музыку парами (А, Б). Воспитатель раздаёт детям подгрупп А, Б бумажные цветы разных цветов. Под музыку выходят дети из подгруппы Б с цветами (например, красными) танцуют. Остальные хлопают в ладоши. Затем дети подходят к малышам (А), имеющим такие цветы, гуляют с ними парами. Игра повторяется с другими детьми, у них цветы жёлтого и белого тонов. В конце занятия педагог читает стихи.

Примерное планирование содержания игры «Растущие цветы» для детей разных возрастов.

Задачи: развитие умения наблюдать, навыков восприятия музыки, повышение заинтересованности участников быть активными в игре.

Наглядные пособия  средства ТСО: записи музыки, музыкальные инструменты, два-три больших бумажных цветка на палках.

Звучит спокойная классическая музыка, рекомендованная ассоциацией детских педагогов-психологов в обработке детских музыкальных инструментов. Все слушают. Вместе со звучанием музыкального инструмента цветы (которые держит кто-то из взрослых, невидимый для детей) постепенно появляются из-за ширмы. Когда музыка стихает, цветы перестают «расти». Если музыка звучит громко и быстро, цветы снова начинают «расти» быстрее. Когда цветы «вырастают», все начинают танцевать или изображать «увядание» цветка. Характер исполнения последней части зависит от характера звучащей музыки в записи или в «живом» исполнении на музыкальных инструментах.

            В заключение следует отметить важность проблемы музыкального воспитания в разновозрастных группах. Дети, которые посещают дошкольные образовательные организации в сельской местности, не должны отставать в развитии от своих сверстников и быть готовыми к обучению в школе. Формирование личности ребёнка зависит от мастерства воспитателя-педагога, методиста, заведующего и умелой организации педагогического процесса. Учёт данных факторов  поможет добиться значительных успехов в музыкальном развитии дошкольников. 

Ссылки на источники

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду: современный взгляд на проблему // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 4-14.
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Организация слушания музыки с детьми дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 56-66.
  3. Спирина Н.В. Сущность и структура музыкально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Научно-методическая работа. СПО. – 2008. №7. – С.48-49.