Полный текст статьи
Печать

Аннотация.Статья посвящена изучению механизма косвенного стимулирования инноваций на региональном рынке на примере Самарской области. Авторами произведена оценка инновационного потенциала региона и оценены меры по создания благоприятного инновационного климата.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, стимулирование инноваций. 

Известно, что роль инноваций в экономическом развитии регионов достаточно велика. Инновационное развитие оказывает значительное влияние на уровень жизни в регионе, а так же повышает конкурентоспособность местной экономики. Ускоренное освоение достижений науки и техники способствует устойчивому функционированию как национальной экономики в целом, так и ее отдельных регионов [7, с. 21].

Самарская область как субъект РФ с высокой концентрацией научного, образовательного и потенциала имеет достаточно благоприятные условия для инновационного развития [9, с. 87].

Инновационная система Самарской области представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, производство и реализацию высокотехнологичной продукции.

Самарская область занимает ведущие позиции в рейтингах регионов России в сфере развития инновационной деятельности.

По комплексной оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» Самарская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации по уровню инновационного потенциала [3].

Самарская область уверенно занимает место в десятке регионов страны – лидеров по развитию инновационной деятельности. По данным Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, регион занимает третью позицию в России по общему объёму производства инновационной продукции, удельный вес которой составляет 23%Удельный вес инновационно-активных предприятий по итогам 2013 года составил 9,8%. Затраты на технологические, маркетинговые и организационные  инновации составили в 2013 году 17,6 млрд. рублей – это на 78% больше, чем в 2010 году, из них затраты на технологические инновации – 17,4 млрд. рублей. Основным источником финансирования затрат на технологические  инновации остаются собственные средства организаций (87,4%) [4].

По итогам 2013 года Самарская область является лидером среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) по ряду показателей инновационного развития:

- 2-ое место в ПФО по объему и удельному весу отгруженной инновационной продукции. В Самарской области производится 23,7% инновационной продукции ПФО.

- 2-ое место в ПФО по числу созданных передовых производственных технологий. В области создается каждая седьмая из передовых производственных технологий Приволжского федерального округа. Все эти технологии не имеют аналогов в России.

- 2-е место в ПФО по количеству используемых новых технологий [4].

По версии Института инноваций инфраструктуры и инвестиций и фонда «Общественное мнение» Самарская область занимает пятое место из девяти российских регионов, которые готовы к инновационному развитию.

Основа рейтинга – статистическая и экспертная оценка рынка идей и инноваций, динамики инвестиционного процесса, наличия обеспечивающей инфраструктуры и активности властей в регионе (рис.1) [3].

 

Рисунок 1. Рейтинг качества инновационной среды в регионах России 

Для совершенствования инновационной деятельности,как на уровне государства, так и в отдельных регионах страны, необходимо инновационное стимулирование, т.е. создание общих благоприятных условий для успешного развития предприятий-инноваторов. Именно отсутствие стимулов к внедрению инноваций предпринимательским сектором отмечается многими авторами как ключевая проблема инновационного сектора России [1, с. 143; 6, с. 107; 11, с. 123; 12, с. 81]. Кроме того, на сдерживании инноваций сказываются такие факторы, как недостаток у предпринимателей собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений и высокий экономический риск [2].

В целом, «стимулирование инновационной деятельности – это процесс создания побудительных интересов на всех уровнях разработки и внедрения в производство достижений науки и техники, совершенствования технологий, направленных на повышение экономической и социальной эффективности [8, с. 156]. Для постоянного и эффективного инновационного роста регионов, следует обратить внимание на меры государственного стимулирования и финансирования.

С точки зрения экономической литературы, принято выделять прямые и косвенные меры  государственного стимулирования инноваций.

Прямое стимулирование инновационной деятельности заключается в финансировании инновационных проектов за счёт средств государственного бюджета или средств внебюджетных фондов, а также заключение правительственных контрактов, субсидирование, предоставление государственных гарантий [10, с. 230].

Косвенное стимулирование инноваций на региональным рынкепредполагает создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, поощрении организаций, которые занимаются расширением научно-технической деятельности, а так же меры по стимулированию обновления техники и обеспечению кадрами.

Меры косвенного стимулирования можно разделить на 2 основные группы:

1)              Финансово-экономическое стимулирование рассматривается через:

- политику в области ценообразования (например, снятие каких-либо запретов и ограничений при формировании цены на инновационный продукт и услугу);

- налоговую политику, которая включает в себя большое число мер, представленных налоговыми скидками, изъятиями, кредитами и т.д., которые направленны на снижение налоговой нагрузки на организацию-инноватора и высвобождение у данного предприятия финансовых ресурсов, которые, в основном, имеют целевую направленность. Меры налоговой политики активно применяются в большинстве зарубежных стран путем предоставления налоговых льгот и преференций [5, с. 146];

- амортизационную политику, которая направлена на ускоренное списание стоимости основного капитала. Амортизационные отчисления вычитаются из налогооблагаемого дохода, что позволяет предприятиям увеличивать размеры внутренних накоплений за счет уменьшения налогов;

- инвестиционные налоговые скидки (налоговый инвестиционный кредит). Данная скидка вычитается из суммы начисленного налога на прибыль организации (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы доходов). Такая форма предоставления льготы стимулирует расширение капиталовложений в новые машины и оборудование за счет собственных средств.

2)  Создание и постоянное обновление организационно-правовых условий для региона включает в себя:

- содействие развитию благоприятной инновационной инфраструктуры;

- меры, направленные на поддержание благоприятного «инновационного климата» для зарубежных инвестиций;

- совершенствование законодательства в инновационной сфере, а так же правовой защиты интеллектуальной собственности и т.д.

Сегодня экономическое, материально-техническое и финансовое состояние предприятий в регионах зачастую не способствует развитию инновационных процессов страны в целом. Реализация инновационной политики и её косвенное стимулирование должны быть направлены, прежде всего, на создание системы, которая поспособствует развитию научно-технического потенциала регионов нашей страны, продвижению результатов научно-исследовательских работ в реальный сектор экономики и послужить одним из рычагов преодоления спада в экономике субъектов.

Ссылки на источники

  1. Алиев А.Б., Ананьева Е.П. и др. Прогнозирование, планирование и моделирование: междисциплинарный подход и конвергенция знаний / Под редакцией О.А. Подкопаева. Самара, 2015.
  2. Баранова О.А., Тусков А.А. Система государственного стимулирования инновационной деятельности в АПК // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 451.
  3. Инновационный потенциал. - URL: http://economy.samregion.ru/activity/innovacii/innov_potenc/innovatsionnyy-potentsial/
  4. Официальная статистика. Предпринимательство. Наукаиинновации. - URL: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/u/statistics/enterprise/science/#.
  5. Полиди А.А., Степанов А.В. Формирование инновационной политики государства: региональный факторный подход // Новые технологии. 2011. № 3. С. 145-149.
  6. Поротькин Е.С. Зарубежный опыт стимулирования инноваций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 4. С. 107-109.
  7. Поротькин Е.С. Инновационный потенциал как фактор инвестиционной привлекательности экономики Самарской области // В сборнике: Материалы конференций Сборник статей. под редакцией В.К. Семёнычева; Самарская академия государственного и муниципального управления. 2012. С. 21-26.
  8. Поротькин Е.С. Организационно-экономический механизм стимулирования инноваций // В сборнике: Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии Материалы Всероссийской научно-технической конференции: посвящается 55-летию филиала ФГОУ ВПО "РГУТиС". Ответственный редактор Заболотни Г.И. 2008. С. 156-158.
  9. Поротькин Е.С. Потенциал инновационного развития малого предпринимательства в Самарской области //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 2. С. 85-91.
  10. Поротькин Е.С. Стимулирование инноваций в аграрном секторе экономики // Экономические науки. 2008. № 40. С. 228-231.
  11. Поротькин Е.С. Эффективность реализации государственных стратегий инновационного развития Российской Федерации //В сборнике: Материалы конференций Сборник статей.под редакцией В.К. Семёнычева. Самара, 2013. С. 118-123.
  12. Ример В.Л. Формирование региональных инструментов инновационного развития // Пространственная экономика. 2007. № 4. С. 79-87.