Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению механизма прямой государственной поддержки инноваций на региональном рынке на примере Самарской области. Авторами проведена оценка динамики показателей инновационного потенциала региона. Рассмотрены механизмы государственной поддержки инноваций, используемые в Самарской области.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, стимулирование инноваций, государственная поддержка инноваций. 

Инновационное развитие региона является основным фактором повышения его конкурентоспособности. Несмотря на очевидную положительную динамику показателей инновационного потенциала в последние годы, данное направление развивается очень медленно. В силу многих причин разработанные передовые производственные технологии остаются невостребованными предпринимательским сектором [2, 7, 8, 11], в связи с чем возникает объективная необходимость оценки существующих механизмов государственной поддержки.

Проведенный авторами анализ свидетельствуют о положительной динамике показателей инновационного потенциала Самарской области (табл. 1). Так число используемых передовых производственных технологий за рассматриваемый период возросло до 7,8 тыс. единиц или на 25,5%.

Таблица 1

Динамика показателей инновационного потенциала Самарской области в 2010-2014 гг.*

Наименование показателя

2010

2011

2012

2013

2014

Темп роста, %

Число используемых передовых производственных технологий, ед.

6189

6870

6688

7291

7769

125,5

Объем отгруженных инновационных товаров и услуг, млрд. руб.

96,2

185,5

242,6

239,0

245,6

2,6 раз

Удельный вес инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, %

14,2

21,5

24,5

23

21

147,9

Затраты на технологические инновации, млн. руб.

9445,9

17351,8

74095,1

65842,0

57558,3

6,1 раз

Удельный вес затрат на технологические инновации в ВРП, %

1,4

2

7,5

6,3

4,9

350

* таблица построена на основе данных Росстата [4] 

Объем отгруженных инновационных товаров и услуг в 2014 г. составил 245,6 млрд. руб. (вырос в 2,6 раза) при росте их удельного веса в общем объеме товаров и услуг Самарской области до 21%.

Инновационно активные организации области в последнем отчетном периоде совместно израсходовали свыше 57,5 млрд. руб. на технологические инновации, что более чем в 6 раз превышает уровень 2010 г. Доля данной категории расходов в валовом региональном продукте выросла в 3,5 раза и достигла 4,9%.

Подобная динамика свидетельствует с одной стороны о повышении инновационной активности экономических субъектов региона, а с другой говорит о низкой базе, с которой начинался прирост в связи с негативными последствиями финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

Одним из главных условий повышения инновационной активности в любой стране и на любом секторе рынка является эффективность государственного регулирования и государственной поддержки. Существует множество инструментов государственного регулирования инновационной сферы и для того, чтобы достичь самого высокого результата, страны в разный период времени используют различные механизмы. Каждый механизм зависит от целого ряда факторов, таких как: модели государственного устройства, социально-культурные предпочтения и обычаи, уровень экономического развития, внешних и внутренних экономических условий страны и т.д. Осуществляемые разными странами мероприятия государственной инновационной политикиможно условно разделить на несколько групп: меры, связанные с финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией.

Традиционно учеными выделяются два метода государственной поддержки инноваций – это административный (прямой) и экономический (косвенный) [5, 6, 9, 10, 12]. Взаимодействие их друг с другом зависит от экономической ситуации в стране и механизмов государственного регулирования. Остановимся более подробно на административном методе.

При формировании инновационной системы, когда государство выбирает методы государственной поддержки, оно должно использовать наиболее экономически эффективные механизмы. Так же важным фактором является соответствие возможностей государства и его целей. Административный метод государственной поддержки заключается в том, что государство осуществляет правовое регулирование инновационной деятельности; оно может законодательно определить статус инновационной и научной деятельности, механизм разработки и реализации инновационной политики, права субъектов инновационной деятельности.

В России используется достаточно широкий спектр инструментов стимулирования инноваций и новаторства – амортизационная премия, налоговые льготы, возможности списания расходов на НИОКР, расширение инновационной структуры, то есть технологические платформы, информационные площадки, территориальные кластеры, так же осуществляется поддержка со стороны институтов развития и многое другое. Однако, лишь 14,1% всех обследованных в рамках проекта «Мониторинг инновационной активности субъектов инновационного процесса» предприятий воспользовались доступом к государственной поддержке [3]. Большинство инновационных предприятий используют механизмы административного метода. Около 56% предприятий не получали ни прямой, ни косвенной поддержки со стороны государства, что говорит о малом содействии развитию инновационных компаний со стороны российского государства, хотя исследованные компании являются одним из основных драйверов роста отечественной экономики.

В общем виде механизмы прямой государственной поддержки инноваций можно свести к следующим:

- законодательное обеспечение мер поддержки, путём выпуска нормативных документов, актов и т.п.;

- надзор, контроль и осуществление зашиты прав интеллектуальной собственности;

- меры по обеспечению гласности;

- государственное инвестирование в виде финансирования, кредитования.

Как и в большинстве стран, в России государственная поддержка инноваций происходит путем прямого финансирования. Данный факт подтвердили результаты указанного исследования (рис. 1) [3]. Так, например, доступ к финансированию в форме средств по государственным контрактам, выполняемым в рамках государственных, федеральных целевых программ, получили 14,1% инновационных компаний. Лидером в методах государственной поддержки стали налоговые льготы, которые являются косвенными механизмами поддержки инноваций, и включают возможность списания расходов на НИОКР. К ним обратились 3% не инновационных фирм и 14,3% инновационных компаний. 

Рисунок 1. Доля предприятий, использующих конкретные механизмы государственной поддержки, в общем числе исследуемых предприятий, % 

Законодательством Самарской области определены следующие направления государственной поддержки развития инноваций [1]:

1) развитие малого и среднего инновационного бизнеса;

2) развитие инновационной деятельности в организациях Самарской области;

3) коммерциализация технологий и наукоемкой продукции, созданных на территории Самарской области, с их выводом на российский и международный рынки, а также привлечение на территорию Самарской области инноваций из других субъектов Российской Федерации;

4) подготовка управленческих кадров и кадров научно-технических специалистов в области инновационной деятельности для реализации инновационной политики Самарской области;

5) развитие инновационной инфраструктуры и ресурсной базы инновационной деятельности;

6) стимулирование научной, образовательной и коммерческой деятельности, направленной на вовлечение молодежи в инновационную деятельность и создание высокотехнологичных рабочих мест.

В Самарской области используются следующие формы государственной организационной поддержки инновационной деятельности:

- создание инфраструктуры и механизмов поддержки инновационной деятельности в рамках направлений инновационной политики;

- организация конкурсного отбора инновационных проектов, а также научно-исследовательских работ в целях поддержки прохождения ими стадии опытно-конструкторских работ и формирования инновационных проектов;

- организация конкурсного отбора проектов развития инновационной инфраструктуры;

- содействие субъектам инновационной деятельности в привлечении внебюджетных средств;

- информационное обеспечение инновационной деятельности;

- содействие развитию кадрового потенциала инновационной деятельности, профессионального образования и дополнительного профессионального образования кадров в инновационной сфере, включая специалистов в области инновационного менеджмента, на основе и с использованием имеющейся учебно-образовательной инфраструктуры Самарской области, других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, имеющих опыт в подготовке соответствующих кадров, совершенствования научно-методической базы и внедрения прогрессивных форм обучения;

- содействие продвижению инновационных разработок, поддержка участия и представления инновационных проектов Самарской области на выставках, ярмарках, конференциях и иных информационно-рекламных мероприятиях;

- содействие развитию международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что Самарская область имеет достаточно высокий инновационный потенциал, но,  к сожалению, как и в стране в целом, он является мало востребованным предпринимательским сектором экономики. Это происходит из-за целого ряда причин: отсутствие у предпринимателей стимулов к внедрению инноваций, малоразвитая законодательная база, недостаточная поддержка со стороны государства, а так же недостаток собственных и доступных кредитных средств для финансирования инноваций.  Таким образом, существующие меры государственной поддержки инноваций, нельзя назвать эффективными. 

Ссылки на источники

  1. Закон Самарской области от 09.11.2005 №198-ГД (ред. от 06.02.2015) «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» – URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCIQFjABahUKEwix--2x8ebIAhUFgXIKHYx8B2o&url=http%3A%2F%2Finvestsamara.ru%2F15.file&usg=AFQjCNFXR4UnvZ0y7mnpy-36NXg-6ZiVXQ&cad=rjt
  2. Алиев А.Б., Ананьева Е.П. и др. Прогнозирование, планирование и моделирование: междисциплинарный подход и конвергенция знаний / Под редакцией О.А. Подкопаева. Самара, 2015.
  3. Мониторинг инновационной активности субъектов инновационного процесса. – URL: http://www.hse.ru/monitoring/innproc
  4. Наука и инновации. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#
  5. Поротькина В. К., Кшнякина Е. А. Меры косвенного стимулирования инноваций на региональном рынке // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. - 2015. - ART 65129. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65129.html - ISSN 2304-120X.
  6. Поротькин Е.С. Зарубежный опыт стимулирования инноваций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 4. С. 107-109.
  7. Поротькин Е.С. Инновационный потенциал как фактор инвестиционной привлекательности экономики Самарской области // В сборнике: Материалы конференций Сборник статей. под редакцией В.К. Семёнычева; Самарская академия государственного и муниципального управления. 2012. С. 21-26.
  8. Поротькин Е.С. Потенциал инновационного развития малого предпринимательства в Самарской области // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 2. С. 85-91.
  9. Поротькин Е.С. Стимулирование инноваций в аграрном секторе экономики // Экономические науки. 2008. № 40. С. 228-231.
  10. Поротькин Е.С. Экономическое стимулирование инноваций в картофелеводстве // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве. Москва, 2008.
  11. Поротькин Е.С. Эффективность реализации государственных стратегий инновационного развития Российской Федерации // В сборнике: Материалы конференций Сборник статей. под редакцией В.К. Семёнычева. Самара, 2013. С. 118-123.
  12. Рогов В. Б., Чугунова А. А. Основные направления государственной научно-технической политики в Российской Федерации // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. - 2015. - ART 65131. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65131.html - ISSN 2304-120X.