Аннотация. Статья посвящена вопросу подготовки учащихся к личностно-профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки. Раскрывается содержание предпрофильного курса «Учимся выбирать» для учащихся 7 класса.
Ключевые слова: личностно-профессиональное самоопределение, предпрофильная подготовка, психолого-педагогическое сопровождение.
Что значит самоопределение? Когда мы можем сказать, что человек самоопределился? В каком возрасте человек должен самоопределиться?
Ни в одном авторитетном источнике это понятие не раскрывается всесторонне, не существует его исчерпывающей и общепризнанной дефиниции. Зато версиям и трактовкам нет числа. Опросите сотню представителей разных психологических школ, и вы получите полторы сотни разнообразных суждений по этой проблеме.
По сути дела самоопределение – это ответ на вопросы: «Какой Я?» и «Кто я такой?», особое место в ответе на этот вопрос занимает выбор профессии, недаром говорят, что выбор профессии – это второе рождение человека.
По мнению психологов, период активного поиска ответов на данные вопросы наступает в возрасте около 13-14 лет. Именно в этом возрасте подростка начинает волновать вопрос о своем личностном и профессиональном «Я». Причем этот вопрос он не может обсудить со сверстниками, потому что боится насмешек, с родителями – из-за их вечной занятости, и только с консультантом по профориентации он может поговорить об этом, но на профконсультацию он не всегда будет готов прийти из-за застенчивости, поэтому групповые занятия являются наиболее эффективной формой оказания поддержки в личностно-профессиональном самоопределении.
Вопрос личностного и профессионального самоопределения школьников в этом возрасте стал еще более актуальным в связи с внедрением в школах системы профильного обучения. Целью профильного обучения является создание условий для выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, способностей учеников с учетом потребностей рынка труда. То есть выпускник основной школы должен сделать выбор в отношении профилирующего направления, и от этого выбора будет зависеть его дальнейшая образовательная траектория. Либо он будет учиться на определенном профиле в 10-11 классах, либо продолжит обучение в образовательной организации среднего профессионального образования.
Активизировать размышления учащихся о данном выборе призвана предпрофильная подготовка, которая реализуется с 7 по 9 классы. Результатом предпрофильной подготовки должно стать предварительное самоопределение по поводу своего образовательного и карьерного будущего.
Педагогами-психологами МБОУ «Межшкольный учебный комбинат №3» (далее – МУК №3) разработана программа предпрофильного курса для 7 класса, который имеет символичное название «Учимся выбирать».
Программа является начальным этапом активизирующей работы по развитию умений учащихся делать самостоятельный выбор. В данной программе учащиеся непосредственно касаются проблемы выбора профиля обучения.
Основной инструмент программы – тетрадь выбора, в которой фиксируются все результаты исследования. Данная тетрадь помогает учащемуся проанализировать вместе с психологом свои интересы, склонности, потребности и соотнести их с имеющимися возможностями.
Целью курса «Учимся выбирать» является развитие умений самостоятельного выбора на основе осознания учащимися своих интересов, склонностей, способностей.
Исходя из этого, в рамках курса реализуются следующие направления психолого-педагогического сопровождения:
- просветительское направление: предъявление теоретического материала осуществляется не только при помощи лекции, задействуются также беседа, свободный обмен мнениями, обсуждение.
- диагностическое направление: учащиеся выполняют различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, с помощью психолога оценивают достигнутый уровень развития интересов, склонностей, способностей и фиксируют полученные данные в тетради предпрофильной подготовки «Учимся выбирать». Полученные результаты анализируются и заносятся учащимися в конец тетради, в раздел «Результаты исследования».
Курс начинается с вводного занятия на тему «Профиль и профессия». На занятии рассматриваются основные понятия курса: предпрофильная подготовка, профильное обучение, профили обучения. Изучается примерный перечень профилей обучения. Учащиеся заполняют анкету «Знакомство». Целью заполнения анкеты является активизация размышлений о выборе будущего профиля обучения. Исходя из цели, анкета включает следующие вопросы:
- Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
- Какие фильмы, телепередачи ты предпочитаешь смотреть?
- Что ты обычно читаешь в свободное время (помимо школьной программы)?
- Твои увлечения (хобби)?
- Какая область знаний более интересна, больше привлекает? (нужное подчеркнуть):
- точные науки: математика, физика, информатика;
- естественные науки: химия, биология, география, также физика;
- общественные: история, экономика, право;
- гуманитарные: литература, русский язык, иностранные языки;
- другое.
- Какие учебные предметы нравятся? Какие учебные предметы не нравятся?
- Какой учебный предмет (или предметы) ты хотел бы изучать углубленно (больше, чем обычно)?
- Какие профессии тебя привлекают?
- Выбрал ли ты профессию на данный момент (если «да», то напиши, какую)?
Важным при заполнении анкеты является не столько то, какие ответы дают учащиеся, а то, что они начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора.
Второе занятие посвящено общей характеристике формулы выбора профиля и профессии «Хочу + Могу + Надо = Правильное решение». Для анализа формулы мы рекомендуем следующие примеры ситуаций, в которых выпускники школы в своем профессиональном выборе не учли ту или иную составляющую формулы.
1 вариант:
Олег М., 29 лет: «После школы поступил в университет, на географический факультет. Моя будущая специальность – океанология – нравилась. Если на земле, казалось мне, все исхожено вдоль и поперек, изучено и описано, то океан – это мир загадок. Производственная практика на старших курсах, которую мы проходили с выходом в море, еще больше убедила меня в правильности выбора. Но после получения диплома оказалось, что ни одной заявки на молодых специалистов-океанологов не поступало. Нас выпустили в «никуда», дали свободное распределение, и мы сами устраивались, как могли. Мне повезло: я все-таки нашел работу по специальности в научно-исследовательском институте, участвовал в морских экспедициях и до последнего времени не жалел о выбранной профессии.
Через пять лет медицинская комиссия списала меня на берег по состоянию здоровья. Это было ударом. Океанолог, который не имеет возможности работать в море, все равно, что нелетающий пилот или непоющий певец. Теперь я не знаю, куда себя деть, чем заниматься. Наверное, мог бы преподавать географию в школе, но натура у меня довольно замкнутая, педагогических способностей абсолютно нет. Придется заново учиться и искать для себя что-то...» [1].
2 вариант:
Наталья после окончания школы выбрала профессию художника-модельера. Свой поступок мотивировала так: «Наталье очень хотелось стать художником-модельером. Но для того, чтобы поступить в театрально-художественный институт на этот факультет, нужен опыт в письме акварелью, лепке. А она этим никогда не занималась, хотя некоторые данные у нее были. Эта профессия также связана с профессией швеи, а у Наташи третий разряд по швейному делу. Какую профессию лучше выбрать Наташе, учитывая, высокую востребованность профессии швеи на рынке труда.
Последующие занятия курса «Учимся выбирать» строятся на основе анализа каждой составляющей формулы выбора профиля и профессии.
На занятиях, посвященных составляющей «Хочу» школьники анализируют свои интересы и склонности при помощи методик «Карта интересов» (на 42 вопроса) и анкеты «Ориентир», выявляющей склонности учащихся к различным типам профессий (по классификации Климова Е.А.).
На занятиях по теме «Составляющая «Могу» учащиеся заполняют «Анкету способностей», где они анализируют выраженность у себя интеллектуальных, художественных, музыкальных, литературных, артистических, технических, спортивных способностей, а также умение учиться. С целью выявления предпочитаемых учащимися школьных предметов через субъективную самооценку мы проводим практическую работу по заполнению таблицы «Самоанализ успеваемости».
На занятиях, посвященных составляющей «Надо», учащиеся знакомятся с различными вариантами профилей обучения и продолжения образования после окончания основной школы. Учащиеся заполняют итоговую анкету «Учимся выбирать», где указывают предпочитаемый профиль, причины выбора профиля, кто помог в выборе данного профиля, перечисляют предметы, которые должны хорошо знать для освоения выбираемого профиля.
По итогам курса учащиеся выполняют упражнение «Мой портрет в лучах солнца», суть которого заключается в том, что в центре солнечного круга ученик пишет свое имя, а вдоль лучей перечисляет все свои достоинства, все хорошее, что знает о себе. Данное упражнение направлено на самоанализ индивидуальных качеств и актуализацию личностных ресурсов.
По окончании курса «Учимся выбирать» психолог заносит полученные по каждому ученику результаты в сводную таблицу, которая представляется классному руководителю и родителям по следующим пунктам:
- ф.и. учащегося,
- выраженные интересы,
- выраженные склонности,
- выраженные способности,
- предмет(ы), которые хотелось бы изучать углубленно,
- выбранный профиль обучения/обоснование выбора,
- интересующие профессии,
- интерес к изучаемому курсу («мне было интересно»),
- оценка значения для себя («мне было полезно»).
Таким образом, курс «Учимся выбирать» является начальным этапом активизирующей работы, ориентированной на постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к самостоятельному выбору и освоение учащимися нового типа знаний – знания о самом себе.
Ссылки на источники
- Чистякова С. Н, Умовская И. А., Шалавина Т. И., Цуканов А. И. Твоя профессиональная карьера: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.