Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена методологии исследования конкурентной среды функционирования компании. Авторами представлен пример анализа конкурентов с целью выявления ключевых факторов успеха.
Ключевые слова: анализ, конкурентная среда, ключевые факторы успеха. 

Анализ конкурентной среды функционирования фирмы является важнейшей частью маркетингового анализа предприятия и служит основой для принятия управленческих решений при корректировке и адаптации маркетинговой тактики компании [1]. В данной статье представлено исследование конкурентной среды на примере компании ООО «Бизон-ЮГ» (г.Ростов-на-Дону).

ООО «Бизон-ЮГ» - крупнейший поставщик отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники. Региональная сеть компании охватывает Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский и Ставропольский края. Предприятие обслуживает свыше 15 тыс. крестьянских хозяйств. Разрабатывает и внедряет инновационные агротехнологии. Основная цель компании на рынке - удовлетворение растущего спроса на современную, высококачественную, ресурсосберегающую сельхозтехнику.

Для выявления уровня конкуренции в таблице 1 представлена характеристика основных конкурентов ООО «Бизон-ЮГ».

Таблица 1

Основные конкуренты компании «Бизон Юг»

 

Положительные стороны деятельности

Отрицательные стороны деятельности

Клиентская политика

ДонСнаб

-В компании ведется маркетинговая деятельность (акции, розыгрыши, скидки);

-Имеются щиты наружной рекламы;

-Большое количество на складе и быстрые сроки доставки;

-Гибкая ценовая политика;

-Сотрудники компании заинтересованы в клиентах (взятие контактов клиента, подготовка спец предложений);

-Социальная политика компании;

-Наличие на сайте каталога продукции;

 

-Низкая пропускаемость клиентов;

- Отсутствие выставочной площади;      

-Слабая оснащенность офиса оргтехникой;

-Слабая маркетинговая и рекламная политика;

-Плохой дизайн и комфортабельность офиса;

-Отсутствие филиальной сети (Ростовская Область, Краснодарский Край, Ставропольский Край);

- Небольшой штат сотрудников;

-Нет в наличии полнокомплектной техники;

-Отсутствие импортной техники;

- Отсутствие сервисной службы

1.Действует правило – при 100% оплате 10% скидки;

2.При покупке от 300 т.р. – 1000л. ГСМ в подарок;

3. Купив запчасти, клиент получает сертификат на следующую покупку в размере 10% от данной покупки. Сумма покупки может быть любой

 

 

 

 

 

 

 

РостовАгроЛизинг

-Большая выставочная площадка;

- Государственные лизинговые схемы;

-Хорошее месторасположение;

-Большая парковая зона;

-Филиальная сеть;

-Информативный сайт;

-Не высокая ценовая политика;

-Наличие поставщиков импортной техники (AMAZONE);

-Наличие пакета дилерских услуг (Terrion, МТЗ, РСМ и т.д.);

-Наличие сервисной службы

 

-Небольшая площадь офисного здания;

- Маленький запас на складе;

-Слабая техническая оснащённость;

-Отсутствие мотивационной политики (сотрудники не заинтересованы в повышении уровня продаж);

-Слабая маркетинговая и рекламная политика;

-Небольшой штат сотрудников;

 

Только программы федерального лизинга и областного субсидирования

 

Альтаир

-Удобное месторасположение (офисное здание находится на главной дороге)

- Большая филиальная сеть;

-Большая парковочная территория;

-Быстрые сроки обслуживания;

-Большое наличие на складе;

-Большая выставочная площадка;

-Информативный сайт;

-Рекламная политика;

-Сервисная поддержка;

-Наличие пакета дилерских услуг (Сазе, Кuhn, МТЗ и т.д.)

-Наличие сервисной службы.

 

-Небольшой штат сотрудников;

-Плохой дизайн и комфортабельность офиса

1.Грузоперевозки от компании;

2.Участие в выставках и розыгрыш карточки со скидкой 10%;

3. Статьи о

поставщиках от лица клиентов, публикация положительных отзывов;

4.Проведение демонстрационных показов;

 

Агромир

-Хорошее местоположение в городе (филиал находится на главной дороге);

 -Рационально и аккуратно оформленное складское помещение;

-Вежливый и обходительный персонал;               -Хорошее маркетинговое и рекламное сопровождение филиалов;

-Наличие пакета дилерских услуг (ХТЗ)

 

-Площадь помещения не предназначена для одновременного обслуживания большого количества  клиентов;

-Маленькая площадь складского помещения не позволяет хранить широкий ассортимент запасных частей;

-Низкая скорость обработки заявки;

 

1.Поддержка

Социальных проектов «Волгоградский левша»;

2. Информационный

стенд об успехах в продажах, например:

«продали за 2011год, столько масла, что можно заполнить 2 олимпийских бассейна».

3. Информационный сенд:

 «Клиенты-именинники в этом месяце».

4. Действует акция: «Приведи друга, получи скидку на следующую покупку».

5. На постоянной основе действуют предложения, например: «Купи 2 аккумулятора, получи комплект бронепроводов в подарок».

6. Стимулирование покупательского спроса подарками.

 

Промсельхозмаш

- Демпинговая ценовая политика

-Строительство нового торгово - выставочного комплекса;

- Наработанная клиентская база;

- Непрозрачные схемы поставки запасных частей.

 

-Отсутствие

полнокомплектной техники;

-Маленький

складской запас;

-Площадь помещения не предназначена и для одновременного обслуживания большого количества клиентов;

-Отсутствие маркетинговой и рекламной политики;

- Слабая заинтересованность сотрудников;

-Устаревший сайт компании;

- Небольшой штат сотрудников;

- Слабая техническая оснащённость;

-Слабая филиальная сеть; - Месторасположение компании;

 

Небольшая заинтересованность в привлечении новых клиентов

АСТ

- Большая филиальная сеть;

- Мировая известность бренда;

- Высокая заинтересованность сотрудников в продаже;

- Наличие пакета дилерских услуг (John Deere, Аmazone, Lеmкеn и т.д.);

Хорошая маркетинговая и рекламная политика;

Сервисная служба;

 Информативный сайт;

Большая парковочная территория;

-Комфортабельный офис

 

-Отсутствие отечественной техники и отечественный запчастей.

1. Участие в выставках;

2. Проведение демонстрационных показов;

3. Ознакомительные туры для клиентов на завод в Домодедово и США;

4. Специальные цены на технику произведенную в России.

Проведем исследование конкурентной среды функционирование фирмы на основе экспертного анализа. Экспертная процедура необходима для определения степени наличия у фирмы того или иного ключевого фактора успеха [2] (таблица 2).

В экспертной процедуре участвовали 7 экспертов. Экспертам было предложено заполнить специально подготовленные опросные листы. Оценка факторов проводится по 10 балльной шкале. При этом предполагается, что:

1-3 – наблюдается слабая выраженность анализируемого фактора;

4-6 – присутствует средняя выраженность фактора;

7-10 – данный фактор наибольшим образом развит на фирме.

Таблица 2

Ключевые факторы успеха

Ключевые факторы успеха

Конкуренты:

К1 - количество товара на складе

А - ДонСнаб

К2 - Месторасположение

Б - РостовАгроЛизинг

К3 - Выстовочная площадь

В - Промсельхозмаш

К4 - Наличие импортной техники и запчастей

Г - Агромир

К5 - наличие сервисной службы

Д - Альтаир

К6 - информативный сайт

Е-АСТ

К7 - Филиальная сеть

 

К8 - Известность торговой марки

 

К9 - Отношение персонала

 

К10 - Наличие отечественной техники и запчастей

 

 

Далее в соответствии с процедурой анализа необходимо более подробно рассмотреть фирмы по конкретным факторам успеха и сравнить их (рис.1). Это позволит выявить наиболее сильные и слабые стороны ООО «Бизон-Юг». 

Рисунок 1 – Конкурентный профиль фирм 

На данном графике хорошо видны показатели всех фирм по каждому фактору. Далее определены конкурентные преимущества и конкурентные недостатки ООО «Бизон Юг» (рис.2). Для этого необходимо сравнить фирму с наиболее опасным конкурентом, лидером данной отрасли – ООО «Альтаир». 

 

Рисунок 2 - Конкурентные преимущества и недостатки ООО «Бизон Юг» 

Из данного графика видно, что «Бизон-Юг» необходимые корригирующие мероприятия для повышения эффективности работы [3], в частности предприятию необходимо увеличивать наличие импортной техники и запчастей.

Таким образом, на основе проведенного анализаконкурентной среды функционирование фирмы можно выделить следующие направления по корректировки маркетинговой тактики компании:

-Расширение филиальной сети, перевод клиентов на региональный рынок.

-Внедрение новых стандартов обслуживания (накопительно-бонусные карты).

-Обучение персонала, повышение квалификации сотрудников.

-Налаживание старых контактов по клиентской базе. 

Ссылки на источники

  1. Иванченко О.В. Информационное обеспечение маркетинга партнерских отношений в банковской сфере// Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 11-15.
  2. Бондаренко В.А., Иванченко О.В. Внедрение CRM-системы в работе автодилера в рамках маркетинга партнерских отношений // Экономика и предпринимательство. -2015.- № 7 (60).- С. 900-903.
  3. Бондаренко В. А., Воронова Р. С. Проведение SWOT-анализа в рыночной активности фирмы на примере ООО «Каргилл» // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 24. – ART 75295. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75295.htm. – ISSN 2304-120X.