Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Дошкольный возраст является благоприятным для воспитания читательского интереса и формирования читательской самостоятельности будущего школьника. В добукварный период обучения грамоте работа педагога должна быть сосредоточена не только на текстовой информации (содержании) детской книги, но и на информации, которую несут внетекстовые элементы (обложка, суперобложка, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный указатель,  иллюстрации). В статье излагаются правила работы с детской книгой, приводятся примеры заданий.
Ключевые слова: детская книга, внетекстовая информация, дошкольник. 

* Работа проводилась при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект №1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Детская книга, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре.  Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при восприятии внетекстовой информации детской книги. Различение в книге важнейших элементов, средств текстовой и внетекстовой информации, осознание их назначения – это первый шаг к освоению содержания книги.

Задача педагога состоит в том, чтобы осуществить подход к детской книге как к целостному организму, видеть взаимосвязь внетекстовых сигналов детской книги с непосредственными литературными текстами.

Исследование теоретических основ работы с внетекстовой информацией произведений детской литературы позволило выявить ряд важных методических условий осуществления подобной работы.

Чтобы дети от занятия к занятию накапливали не только сведения о героях, сюжетах, но и образы знакомых книг, необходимо учить видеть связь содержания с внешними приметами книг и, наоборот, непременно сразу же после прочтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу и делать это по всем правилам:

–          соблюдать порядок рассматривания книги в целом (сначала рассматривать все четыре страницы обложки, затем медленно перелистывать другие страницы книги);

–          приучать детей обдумывать то, что изображено на обложке (разграничивать иллюстрации и надписи; определять, одна или несколько иллюстраций изображены, какие, почему такие);

–          демонстрировать детям порядок чтения надписей сверху вниз, выделять на обложке фамилию автора и заглавие книги;

–          соотносить фамилию автора с читательским опытом детей, заглавие книги – с заглавием прочитанного вслух произведения и с рисунком на обложке;

–          отыскивать прочитанное произведение внутри книги путём рассматривания постраничных иллюстраций и чтения надписей (заглавий произведений, если их в книге несколько) [2].

Однако, соблюдая эти правила, следует помнить и то, что работа с внетекстовой информацией детской книги – не самоцель, она должна быть поставлена на службу изучению, анализу определенного произведения, группы произведений, объединенных одной тематикой, автором и пр. Работа с названием книги, с обложкой, иллюстрацией и пр. должны помочь маленькому читателю стать более самостоятельным в процессе выбора и чтения книг.

Работа с внетекстовыми элементами детской книги может включать в себя следующие виды заданий:

- рассматривание названия книги; внимательное изучение шрифта названия, который в некоторых случаях может подсказать жанр произведения (например, русская народная сказка);

- изучение иллюстрации, помещенной на обложку книги; на начальном этапе обучения самостоятельному чтению иллюстрация является для дошкольника основным носителем информации о содержании книги (авторские сказки, русские народные сказки, рассказы о животных, о детях и пр.);

- в добукварный период обучения грамоте довольно часто может быть использовано задание «Расскажи ..... по картинкам»;

- сопоставление иллюстраций к тексту произведения с его содержанием; до прочтения текста педагогом по картинке могут сделать предположения о характере персонажа, а затем сопоставить свои предположения с содержанием произведения;

- сопоставление двух (или более) иллюстраций разных художников детской книги; при этом дети стараются выяснить, кто из художников более точно, детально передал характер персонажа (к примеру, лисы, медведя, Машеньки, Бабы-Яги и пр.);

- организация книжной выставки; она может быть как начальным звеном при работе с внетекстовой информацией детской книги и повлечь за собой выполнение одного или нескольких вышеперечисленных заданий, так и завершающим этапом занятия; в любом из случаев выставка должна соответствовать теме занятия, быть привлекательной для школьников, побуждать к прочтению новых произведений; хорошим методическим решением может стать сотрудничество с детской библиотекой;

- создание руками дошкольников отдельных элементов детской книги, содержащих внетекстовую информацию (обложки, иллюстрации) [1].

Таким образом, детская книга как пространственно-временная организация способна комплексно воздействовать на сознание и чувства развивающейся личности, формируя одновременно возможности глубокого освоения словесного и изобразительного искусства. 

Ссылки на источники

  1. Вачкова, С.Н. Технологии использования книжки-игрушки при обучении чтению / С.Н. Вачкова // Начальная школа. – 2002. – №2. – С. 16-20.  
  2. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: детская книга и детское чтение / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче–Оол. – М.: Академия, 1999. – 246 с.