Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена особенностям правового регулирования и организации местного самоуправления как явления, его правовой природе, а также политико-правовым аспектам деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Ключевые слова: самостоятельность, общественная теория, государственная теория, хартия, местное самоуправление, правовая природа, политический аспект. 

Периодические централизация и децентрализация государственной власти являются характерными показателями соответствующими усилению или ослаблению роли государственной власти и соотношения полномочий федерального, регионального и муниципального уровней власти.

Особенности правовой природы местного самоуправления, его роль в системе власти Российской Федерации, политико-правовые аспекты деятельности органов местного самоуправления, историческое развитие института местного самоуправления, специфика взаимоотношений государственных и местных органов власти в рамках настоящего исследования и развития муниципального права являются актуальными.

Конституцией Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельны и организационно обособлены [1].

Деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации характеризуется обособленностью и автономией по отношению к воздействию извне [2].

Деятельность местного самоуправления невозможна без государства, в связи с тем, что оно, являясь формой публичной власти на местах, непременно вступает во взаимоотношения с органами государственной власти. При осуществлении органами местного самоуправления своей деятельности, безусловно, требуется взаимодействие между государственными органами и органами местного самоуправления, что порождает взаимосвязь и обеспечивает единство государственной власти.

Согласно общественной теории самоуправления, «местному сообществу предоставляется право самому ведать свои общественные интересы, а за правительственными органам сохраняется заведование одними только государственными делами», то есть местное самоуправление противопоставляется государственной власти [3]. Это означает (согласно указанной выше теории), что местное самоуправление не имеет государственно-властных начал.

Государственная теория самоуправления рассматривает органы местного самоуправления как элемент системы государственных органов, соответственно и сущность местного самоуправления сводится к осуществлению полномочий государства по его поручению, деятельности по исполнению местных задач государственного управления.

В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, имеют свободу действий в осуществлении своих инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции или не предоставлен иному органу власти [4].

Органы местного самоуправления наделены свободой действий по решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения.

К вопросам местного значения отнесены вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с возможностями органов местного самоуправления [5].

Для эффективного функционирования органов местного самоуправления и организации указанными органами должного уровня жизнедеятельности в муниципальных образованиях за ними Европейской хартией городов и Европейской декларацией прав городов закреплены стандарты построение финансов местных органов власти, согласно которым провозглашено право граждан на финансовые механизмы и структуры, позволяющие местным органам власти находить финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их жизнедеятельности, а именно, право на безопасность, право на труд, жилище, свободу передвижения, охрану здоровья, чистую окружающую среду, культуру, интеграцию многих культур, качественное архитектурное и физическое окружение, участие в управлении, экономическое развитие, непрерывное развитие экономики и окружающей среды, услуги и товары, богатство природы и природные ресурсы, развитие личности, равноправность [6], [7].

Местное самоуправление составляет опору федеральной власти и выступает в роли одного из гарантов политической стабильности государства и социально-экономического благополучия граждан [8].

Являясь механизмом осуществления представительства интересов населения муниципального образования, местное самоуправление при реализации своих полномочий необходимым условием определяет личную активность каждого гражданина, его сопричастность ко всему происходящему.

На сегодняшний день, на пути развития органов местного самоуправления и повышения качества их деятельности возникают некоторые препятствия, связанные с отсутствием понимания правовой природы местного самоуправления и низким уровнем правовой культуры населения муниципалитетов [9].

Некоторая обособленность местного самоуправления подразумевает наделение его определенной компетенцией для решения местных вопросов и осуществление этой компетенции самостоятельно на основании действующего законодательства [10].

Законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации регулируются правовые институты местного самоуправления, отражающие общие принципы его организации и особенности их осуществления [11]. В законодательстве субъектов Российской Федерации конкретизируются устойчивые статусные характеристики местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций, специфики региона и муниципальных образований, а муниципальными актами регулируются локальные формы осуществления местного самоуправления.

Наиболее полно особенности организации и осуществления местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований, которыми определяются территориальная организация местного самоуправления, регламентируется структура и порядок формирования муниципальных органов, порядок избрания и назначения должностных лиц, устанавливаются их полномочия, закрепляются вопросы отведенные в ведение органов местного самоуправления, а также устанавливаются основные направления взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления [12].

Будучи отражением местной жизнедеятельности, такие особенности формируются под влиянием специфики интересов местного сообщества как субъекта и объекта права.

В европейских странах местное самоуправление рассматривается как социальный механизм, гарантирующий демократичность власти, в Российской Федерации местное самоуправление выступает не только гарантом демократичности власти, но и эффективным механизмом обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований [13].

Таким образом, в деятельности органов государственной власти приоритетным направлением должно быть развитие местного самоуправления, так как наличие института местного самоуправления является необходимым условием обеспечения устойчивости государственного строя.

Государственная поддержка местного самоуправления должна влиять на  создание необходимых и достаточных условий развития местного самоуправления, и, одновременно, государство, в собственных интересах, не должно вмешиваться в процесс решения вопросов местного значения [14].

Так, выбор и правовое регулирование избранной модели местного самоуправления должны обеспечивать ее соответствие требованиям российского законодательства, адекватность условиям муниципального образования, целям и задачам общегосударственной, региональной и муниципальной политики. Правомерность такого выбора определяется также поддержкой органов местного самоуправления населением, эффективностью их деятельности в решении задач местного значения и реализации переданных полномочий.

Правовое регулирование местного самоуправления представляет собой постоянный поиск оптимального соотношения норм права, регламентирующих общие принципы его организации и особенности их реализации на отдельных территориях [15]. Он должен обеспечивать формирование совокупности общих и конкретных правовых норм, с одной стороны, адекватно отражающей природу местного самоуправления, специфику российской муниципальной системы, особенности моделей местного самоуправления. С другой стороны, не разрушающей единого правового пространства, способствующей сохранению управляемости социальными процессами.

Развитие местного самоуправления, выявление его особенностей связано с решением практических задач в жизнедеятельности муниципальных образований, совершенствованием эффективности функционирования органов местного само. Сохранение и развитие многообразия местного самоуправления, придание ему реальных правовых форм, соответствующих специфике российской государственности является одной из основных задач реформирования институтов гражданского общества в Российской Федерации на сегодняшний день. 

Ссылки на источники 

  1. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебник для вузов. // М., 2005, 113 с.
  2. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: учебник для студентов высших учебных заведений. // М.: Юристъ, 2005, 77 с.
  3. Чаннов С.Е. Муниципальное право. // М.: Юрайт-Издат, 2006, 96 с.
  4. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. // М.: Юристъ, 2005, 39. с.
  5. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. // М.: Проспект, 2007, 234 с.
  6. Батычко В.Т. Муниципальное право Конспект лекций. // Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010, 47 с.
  7. Авакьян С.А. Муниципальное право России. // М.: Проспект, 2009, 544 с.
  8. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление: учебное пособие // 2012, 159 с.
  9. Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации // Юридический центр Пресс, 2003, 328 с.
  10. Реброва Н.М. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие // Юж.- Рос. гос. техн. ун-т., Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011, 254 с.
  11. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века). // М.: ИГиП РАН, 1998, 152 с.
  12. Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. // М.: Изд. группа НОРМА, ИНФРА-М, 1998, 288 с.
  13. Уваров А.А. Местное самоуправление в соотношении с государственной властью в Российской Федерации: проблемы развития и взаимодействия // Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М.: МГТОА. 2002, 127 с.
  14. Акмалова А.А. Особенности правового регулирования и организации местного самоуправления в Российской Федерации:Теоретико-методологический аспект // М.: автореф. канд. юрид. наук., 2013, 176 с.
  15. Ежукова О.А. Проблемы эффективности правового регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации // М.: автореф. канд. юрид. наук., 2003, 198 с.