Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Выявлены художественные возможности детей 6-9 лет. На основе анализа программы Б.М. Неменского определена специфика проведения уроков изобразительного искусства в школе.
Ключевые слова: детский рисунок, изобразительное искусство. 

 Анализируя опыт разных преподавателей по изобразительному искусству, мы приходим к выводу, что многие из них сталкиваются с рядом проблем при проведении уроков в общеобразовательной школе, особенно в начальных классах. Как правило, эти проблемы выражаются в недостаточном понимании специфики детского восприятия окружающего мира детьми 6-9 лет, а также отсутствие достаточных знаний о возможностях детей этой возрастной группы в изобразительной деятельности. Актуальность  нашего исследования заключается в выявлении направлений по эффективному развитию творческих способностей школьников путем изучения возможностей детей и анализа учебных программ и особенностей построения уроков.

Цель нашего исследования выявить особенности детского рисунка на уроках изобразительного искусства в школе.

Задачи:

1. Рассмотреть возможности детей 6-9 лет, и выявить особенности их рисунков.

2. Дать анализ уроков изобразительного искусства по учебной программе Б.М. Неменского.

3. Определение специфики проведения уроков изобразительного искусства в школе.

Для определения специфики проведения уроков изобразительного искусства в школе, нам необходимо сначала рассмотреть возможности детей 6-9 лет, и выявить особенности их рисунков. Это будет первой задачей нашего исследования.
Школьный возраст – это период для выявления художественной талантливости почти всех детей. В этот период ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Развитие художественных способностей в это время происходит лишь при определённых условиях, главное из которых – единство учения и творчества.

С раннего детства, процесс познания мира идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи. Поэтому надо развивать творческие способности  как можно раньше.

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает своё отношение к изображаемому. В процессе рисования у ребёнка большую роль играют чувства, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнок ищет различные средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Детские рисунки в этот период характеризуются некоторыми особенностями, которые служат отражением детского способа мышления. Освоив некие приемы, определенную манеру рисования того или иного образа, ребенок более не склонен экспериментировать, для него важнее соблюдать известную последовательность. Кроме того, он пытается перенести это на изображение других объектов.
В своих рисунках он соединяет несовместимые, с точки зрения взрослых, детали. Мышление аналогиями приводит к тому, что ребенок наделяет объект несвойственными ему чертами. Это происходит оттого, что некоторые свойства и характеристики объекта напоминают ему что-то другое, вызывают какие-то ассоциации, которые он и привносит в рисунок. Он рисует цветок с руками, машину с человеческой физиономией и т.д.

Раскрывая вторую задачу нашего исследования, мы определили, что в системе художественной педагогики Б.М. Неменского основным на уроке становится момент общения ученика с искусством как с живым явлением, органичной частью окружающей жизни. Учитель должен донести до учащихся представление об искусстве как об уникальном языке общения поколений, эпох, народов. Результатами обучения является приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоционально-ценностных отношений (опыта чувств, переживаний, социально-нравственных, духовных отношений, выраженных в художественных образах).

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных) [1].

На уроках можно использовать игровую форму обучения по изучаемой теме. Также в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров, стенгазет.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа [2].

При определении специфики, мы обнаруживаем, что в начальных классах планирование изучаемого материала дается не по основным видам учебной работы (рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве), а по тематике уроков на весь учебный год. Это позволяет определить взаимосвязь и последовательность всех видов работы учащихся на уроке. Анализируя последовательность уроков, мы раскроем третью задачу. Повторение тем уроков способствует повышению эффективности обучения учащихся, более рациональному использованию времени на уроке.

Уроки изобразительного искусства школе проводиться по следующему плану. В начале урока учитель объявляет общую тему урока. Затем, задавая вопросы из теоретического материала, ученики лучше усваивают тему урока. Дальнейшая  актуализация знаний происходит в процессе творческих заданий. Как свидетельствует накопленный опыт работы, именно такое планирование учитывает специфику содержания учебных заданий по предмету изобразительное искусство  В зависимости от конкретного учебного задания (особенно если это рисование на темы, декоративное рисование) проводится беседа воспитательного характера. На уроке рисования с натуры школьники под руководством учителя проводят элементарный анализ формы, пропорций, цветовой окраски изображаемого объекта; на классной доске показывается общая поэтапность выполнения рисунка. Затем школьники приступают к работе. В это время учитель проводит с учащимися одного из классов беседу об изобразительном искусстве. После беседы учащиеся этого класса продолжают рисовать, а педагог проводит беседу с другим классом и т. д. В конце беседы с учащимися каждого класса учитель конкретизирует учебное задание, проводит, если это необходимо, еще раз анализ натуры, учебного материала.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства, беседы, об искусстве в одном из классов сочетаются с практической работой учащихся по рисованию в других классах. Все рекомендуемые для бесед произведения изобразительного искусства по своему содержанию, как правило, соответствуют темам практических занятий по рисованию [3].

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Определив особенности детского рисунка на уроках изобразительного искусства в школе можно предложить некоторые направления, способствующие  более эффективному развитию творческих способностей школьников:

1.Ввести  в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

3. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства

4. Использовать специальные развивающие игры для детей.

Ссылки на источники

  1. http://infourok.ru/po_discipline_metodika_prepodavaniya_izo_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov-517300.htm
  2. http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200203006
  3. http://studopedia.ru/3_160505_tema--osobennosti-provedeniya-urokov-izobrazitelnogo-iskusstva-v-selskih-malokomplektnih-shkolah.html