Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлена проблема согласования интересов работодателей и рынка труда в целом с современными требованиями разработки образовательных программ двухуровневого направления подготовки на основе федеральных  государственных образовательных стандартов в согласовании с принципами Болонской декларации. Выявлены основные требования к выпускнику высшего учебного заведения со стороны работодателей и определена структура образовательной программы, позволяющая реализовать практикоориентированный подход.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, практикоориентированный подход, профессиональная мобильность, образовательный стандарт. 

Вследствие развития глобального рынка труда и интенсивной миграции рабочей силы изменились требования бизнес-структур и экономического сектора в целом к содержанию понятия качества образования студентов учебных заведений, получающих среднее профессиональное и высшее образование. Данные требования ориентированы на формирование работника нового качества, обладающего высокой профессиональной мобильностью, позволяющей предприятию (учреждению, организации) развиваться и быстро отвечать на запросы рынка.

Требование высокой профессиональной мобильности выпускника образовательного учреждения особенно актуально для работы в сфере сервиса, поскольку входящие в нее отрасли и виды деятельности характеризуются высокой динамикой, требующей определенных компетенций от выпускников, планирующих работать в данной сфере. Как ответ на эти требования в России были разработаны образовательные стандарты направления подготовки бакалавриата и магистратуры, ориентированные на выпуск профессионалов сферы сервиса.

В широком смысле профессиональная мобильность представляет собой готовность и способностью работника осваивать новые профессиональные функции, выполнять новые задачи, быстро адаптируя свои знания, умения и навыки к меняющейся профессиональной среде. В социологической науке представлены и более узкие трактовки данного понятия. Так, согласно личностному подходу, под профессиональной мобильностью понимается качественная характеристика личности, то есть совокупность природных и приобретенных качеств человека, позволяющая работнику развиваться в профессиональной среде. По  мнению П.А. Сорокина, это - уровень интеллекта, а согласно современным социологическим опросам – уровень профессиональной компетенции, профессиональный опыт [2].

На наш взгляд, формирование большинства факторов профессиональной мобильности, позволяющих осуществлять рост и развитие специалиста как в профессиональном, так и в социальном плане, происходит не в стенах образовательного учреждения, но именно в образовательном учреждении закладываются те компетенции, обладание которыми позволяет проходить выпускнику формальные испытания при устройстве на работу и развитии в компании, регулярно подтверждать уровень профессиональной компетенции и развивать базу деловых связей и коммуникаций [2].

Подход работодателей к «заказу» специалистов с требуемыми компетенциями отвечает также современным образовательным процессам, происходящим в России, в том числе в русле Болонского процесса.

В Европе как макрорегионе, имеющем крепкие внутренние связи во всех секторах экономики и социальных институтах входящих в регион стран, существует единое европейское образовательное пространство и принятие такого институционального соглашения, как Болонская декларация, было продиктовано как объективными факторами экономического и социального развития мирового рынка, так и потребностью сделать европейское образование конкурентоспособным по отношению к образовательным системам других регионов для сокращения оттока обучающихся из стран Европы.

Ввиду этого трансформация образовательного процесса, образовательных программ, моделей и подходов для всех стран региона стала необходимой. С 1999 года образовательные модели всех стран региона стали переходить на единую многоуровневую систему подготовки кадров. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в  2003 г.  во время саммита европейских министров образования в Берлине.

Полноценное вхождение в Болонский процесс потребовало от нашей страны реформирования системы обучения в целом и высшего профессионального образования в частности. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, совместимых с европейскими, а для их реализации – соответствующую трансформацию вузовских структур, нормативной базы и, конечно, практики преподавания.

«Болонские» образовательные программы характеризуются следующими признаками: 

а) компетентностным подходом (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций); 

б) модульным построением; 

в) объемом учебной нагрузки, исчисляемым в зачетных единицах (кредитах) [1].

Под компетенцией понимается динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части) [1].

В ходе обучения компетенции формируются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в коллоквиумах и студенческих научных конференциях, работе в коллективных студенческих научно-исследовательских и творческих проектах, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями и научным руководителем выпускной квалификационной работы. Как правило, компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения - когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, отрабатывается на практике - и могут быть оценены в полной мере лишь после  завершения всех видов учебной работы.

Практическую направленность, то есть более половины от общего объема времени в учебном плане учебного заведения (среднего профессионального и высшего) занимают практико-ориентированные дисциплины, лабораторные, производственные практики и практические занятия, в программах прикладного бакалавриата направления подготовки «Сервис». Производственная и преддипломные практики позволяют не только получать практические навыки на базе конкретного предприятия, но и разработать бакалаврский проект, представляющий собой выпускную квалификационную работу, по существующим производственным проблемам предприятия и предложить решения, которые могут быть апробированы и внедрены на базе места прохождения практики. Кроме этого, прохождение различного вида практик на базе производственного или сервисного предприятия позволяет будущему работнику налаживать перспективные деловые контакты и выстраивать профессиональные коммуникации.

Новое поколение российских образовательных стандартов создано на основе базовых принципов Болонского процесса. Обязательным условием разработки стандартов было участие в этом процессе профессиональных объединений работодателей, а где это возможно - использование новых профессиональных стандартов для формулирования требуемых компетенций выпускников.

Согласно проведенному группой исследователей в 2006 году социологическому опросу были выявлены следующие требования работодателей к работникам предприятий сферы сервиса: так, кроме профессиональных компетенций, у работодателей оказались востребованными следующие качества работников:

- достижимые мотивации работника;

- умение работать в команде и на благо команды;

- умение решать нестандартные задачи;

- умение брать на себя ответственность;

- умение и желание учиться;

- работоспособность [3].

Как видно из этого перечня, часть умений можно отнести к качественным характеристикам личности, составляющим профессиональную мобильность будущего рабоотника, которые могут быть сформированы в рамках образовательных учреждений, как то умение брать на себя ответственность, работоспособность, а также умение и желание учиться, которое позволяет реализовывать концепцию «обучения длиною в жизнь». Другие требования работодателей уже учтены при разработке образовательных программ.

В Федеральном образовательном стандарте высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России в 2013 году, по уровню высшего образования «Бакалавриат» направления подготовки 43.03.01 «Сервис» по квалификациям академический и прикладной бакалавр выделяются общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и профессионально-прикладные (ППК) компетенции.

Стоит отметить, что общекультурные и общепрофессиональные компетенции позволяют расширить диапазон навыков и умений выпускника до исследовательских и управленческих функций, а также развивать личные качества, многие из которых являются одним из важных факторов профессиональной мобильности на современном рынке труда.

Основные требования работодателей сферы сервиса, указанные выше, учитываются уже при соблюдении общекультурных компетенций, как, например, ОК-4 - способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; ОК-5 - способность к самоорганизации и самообразованию.

Общепрофессиональные компетенции представлены тремя видами навыков и умений: способностью решать задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1); готовностью разрабатывать технологии процесса сервиса, развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя (ОПК-2); готовностью организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя (ОПК-3).

Профессиональные компетенции (квалификация «академический бакалавр») представлены компетенциями по ведению организационно-управленческой и научно-исследовательской  деятельности. В свою очередь, профессионально-прикладные компетенции (квалификация «прикладной бакалавр») представлены такими, которые позволят выпускнику осуществлять производственно-технологическую и сервисную виды деятельности.

Требования работодателей законодатели запланировали учитывать и на региональном уровне. Вариативная (или профильная) половина образовательной программы бакалавриата и 70% образовательной программы магистратуры, согласно требованиям образовательного стандарта, является прерогативой вуза. Подобный принцип построения стандарта позволит вузам разрабатывать новые образовательные программы с учетом потребностей местного (регионального) рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных методических наработок, инноваций. А это, в свою очередь, приведет к разнообразию образовательных программ на территории Российской Федерации. Таким образом, можно отметить, что актуальность практикоориентированного подхода в разработке и реализации образовательных программ высока и в настоящее время компетенции, которыми должен обладать работник сферы сервиса, по мнению работодателей, уже формируются на базе образовательных учреждений. 

Ссылки на источники: 

  1. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов/ Под ред. С.В. Коршунова. – М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 212 с.
  2. Сычева В.О. Факторы формирования профессиональной мобильности // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Материалы XI Международной научно-практической конференции 29.09.2015. Т. 3. С. 115.
  3. Авраамова Е.М., Гурков И.Б., Карпухина Г.Ю., Левинсон А.Г., Михайлюк М.В., Полушкина Е.А., Стучевская О.И.Требования работодателей к системе профессионального образования // Управление. Финансы. Образование. / Под ред.: Т.Л.Клячко, Г.А.Краснова. М.: МАКС Пресс, 2006