Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье автор рассматривает самостоятельность, как субъективно-личностное свойство личности дошкольников. С целью стимулирования самостоятельности дошкольников предлагает технологию утреннего сбора описанной Л.В.Свирской.
Ключевые слова: самостоятельность, дошкольник, групповой сбор, технология утреннего сбора. 

                Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [8], Российская Федерация на данном этапе ее развития нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых гражданах, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования выступает поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками [12].

Самостоятельность определяется как стержневое качество личности, которое проявляется в процессе выполнения познавательных и практических задач, находится в тесной связи с активностью воспитанника. Поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат взаимодействия педагога и воспитанника.

По мнению С.Л. Рубинштейна [10], именно самостоятельность является одним из показателей успешности самостоятельной деятельности, формирующей у ребенка психологическую потребность и готовность в систематическом непрерывном самообразовании.

                   Учеными самостоятельность рассматривается:

- как необходимое условие продуктивных мыслительных процессов, связанных с постановкой новых проблем и поисков способов их решения [3];

- как условие активизации учебно-познавательной деятельности [7];

- как условие взаимосвязи образования и самообразования [5];

- как способность решать познавательные проблемы [6];

- как способность к антиципации (предвосхищению) условий выполнения действий [9];

- как способность к переносу знаний и способов деятельности в новую ситуацию [2];

- как свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане [4].

Таким образом, под самостоятельностью можно понимать способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

В.П. Беспалько [1] выделяет четыре уровня, характеризуя качество самостоятельно приобретенного опыта, и располагает их в такой последовательности:

- узнавание объектов, свойств, процессов данной области явлений, деятельности;

- воспроизведение информации, операций, действий;

- продуктивная деятельность по образцу на некотором множестве объектов;

- продуктивная деятельность на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования программы деятельности.

Принимая во внимание данные определения, а также разные его аспекты, которые выделяют ученые, мы будем придерживаться мнения о том, что самостоятельность является субъектно-личностным свойством личности. Она характеризуется тем, что индивид стремится и умеет своими силами овладевать знаниями и применять их в самостоятельной деятельности, осознавая себя субъектом учения и саморазвития.

Самостоятельность – качество формируемое, поэтому с целью стимулирования самостоятельности дошкольников можно предложить различные технологии формирования самостоятельности. Одной из таких технологий является технология утреннего сбора, описанная Л.В. Свирской [11].

Групповой сбор основан на определенных принципах:

- принципе открытости (этот принцип заключается в соблюдении права свободного высказывания, участия в выборе предложенных идей, участия или неучастия в самом групповом сборе);

- принципе диалогичности (этот принцип заключается в праве на высказывание на любую, интересующую ребенка тематику и на высказывание «в своей логике»);

- принципе рефлексивности (этот принцип заключается в возможности проговаривания, а, следовательно, переосмысления своих чувств и эмоций).

Групповой сбор имеет следующие формы работы: начало группового сбора; приветствие; игра; обмен новостями; планирование и выбор темы; планирование действий на текущий день; проговаривание плана; реализация плана; анализ деятельности.

Основными задачами организации группового сбора выступают: создание положительного эмоционального настроя на весь день; обеспечение условий для межличностного общения между детьми, детьми и взрослыми; активизация навыков детей в отношении организации коммуникации, планирования своих действий; выбор темы проекта, путей его реализации и подведение итогов; привитие навыков культуры общения; обучение совместной деятельности: разрешению конфликтных ситуаций, поиску компромисса и умению договариваться. 

Основными задачами участия ребенка в утреннем сборе выступают: учиться инициировать разговор; обращаться к источнику информации; сообщать о своих пожеланиях / предпочтениях; осознавать мотивы своих действий; играть разные социальные роли; управлять своим поведением в зависимости от внешней обстановки; сравнивать и подсчитывать предметы; анализировать свои действия и действия других; связно рассказывать небольшие истории; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; отстаивать свою точку зрения, используя аргументы; работать как самостоятельно, так и в группе; устанавливать простые причинно-следственные связи; получать пользу из собственного опыта и опыта окружающих; использовать различные предметы для решения поставленных задач; использовать знаки и символы для изображения предметов.

Вариантами проектов для организации группового сбора могут быть следующие: «Космос», «Море», «Дом», «Путешествие», «Люди», «Мои права», «Цирк», «Транспорт», «Здоровье», «Животные», «Превращения», «Времена года».

Участие ребенка в групповом сборе исключительно добровольно: только сам ребенок решает прервать ли ему деятельность, которой он успел заняться, ради того, чтобы со всеми обсудить планы на ближайший день, либо продолжить заниматься своим делом [11].

Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее: самостоятельность – это обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. В целом самостоятельность обеспечивает высокую адаптивность человека, его устойчивость к постоянно возникающим трудностям, позволяет принимать на себя ответственность, рассчитывать на свои силы, а не ждать посторонней помощи, успешно преодолевать препятствия на жизненном пути, оптимистично смотреть в будущее, ставить цели и достигать их.

Ссылки на источники

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.
  2. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. – М. : АПН РСФСР, 1959. – 347 с.
  3. Брушлинский, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский. – М. : Институт психологии РАН, 2006. – 623 с.
  4. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии : природа человеческого духа / П.Я. Гальперин. – 5-е изд. – М. : Университет, 2011. – 400 с.
  5. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А.К. Громцева. – М. : Просвещение, 1983. – 144 с.
  6. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / ред. М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. – М. : Педагогика, 1978. – 208 с.
  7. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения : учебное пособие / Г.Д. Кириллова. – М. : Просвещение, 1980. – 159 с.
  8. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. – 2015. – URL: http://base.garant.ru/194365/
  9. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 512 с.
  10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2012. – 713 с.
  11. Свирская, Л.В. Утро радостных встреч / Л.В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2010. – 240 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – 2015. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html