Аннотация. Статья посвящена исследованию важных на сегодняшний день проблем в сфере внедрения доступной среды различных объектов, в том числе автомобиля. В статье описываются основные проблемы данного вопроса, а так же проводится сведения по зарубежным странам и предлагается для внедрения автомобильные тренажёры для людей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: доступная среда, автомобильные дороги, автомобиль, социальные программы, транспортная инфраструктура.
В последнее время достаточно актуально становится вопрос адаптации людей с ограниченными возможностями к социально-ориентированной жизни, так по данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% .
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.
Одной из важных остается проблема обеспечения возможности передвижения людей с ограниченными возможностями. Обучение лиц с ограниченными возможностями позволит адаптировать их в социальной среде. Для этого разрабатываются программы обучения, тренажеры.
Автомобиль для инвалидов является, возможностью почувствовать себя более-менее комфортно, передвигаясь в необходимом направлении. Но, к большому сожалению, наша страна не имеет общественный транспорт, приспособленный для людей с ограниченными возможностями. Таким образом, в России для инвалидов выпускаются специальные автомобили, которые имею более удобное ручное управление. Эти автомобили предназначены для инвалидов, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но, помимо этого, для того, чтобы обучать управлению автомобилем с ручным управлением создаются еще и специализированные автошколы.
Весь курс теории и вождения, люди с ограниченными возможностями осваивают достаточно быстро, о чем свидетельствует опыт преподавателей. Для управления машиной водителю-инвалиду требуется рычаг газа и рычаг тормоза, которые находятся вместо педалей на уровне руля. На большую дорогу свой путь ученики начинают на специальных тренажерах для людей с ограниченными физическими возможностями, как представлено на рисунке 1
Основными проблемами и трудностями, возникающими при создании и внедрении современных тренажеров являются следующие: разработка упрощенной математической модели движения автотранспортных средств, отражающей изменение выходных параметров и характеристик, с учетом вводимых отказов техники, изменения параметров внешней среды, а также профиля и покрытия дорожного полотна, создание современной компьютерной системы, отображающей как обычную дорожную обстановку, так и экстремальные условия, моделирование всех видов информации в полном объеме и с достаточной точностью, особенно это касается акселерационной информации, объективный контроль обученности водителя на тренажере.
Рисунок 1- автотренажёр для людей с ограниченными возможностями
Автотренажер предназначен для автошкол, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств категории "В" с ограниченными возможностями. Также возможно использование автотренажера в учреждениях общеобразовательной, профессиональной и при преподавании автодела в средних школах. Автотренажер отвечает требованиям "Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории "В"", разработан в соответствии с нормами противопожарной, электрической и санитарно-гигиенической безопасности.
Рисунок 2- Автотренажер Форсаж-2И
Автотренажер прост в эксплуатации и позволяет решать следующий круг задач:
- Выработка базовых моторных навыков управления типичным транспортным средством категории "В";
- Изучение общих принципов управления транспортным средством категории "В" при различных метеорологических условиях и разном времени суток;
- Изучение ПДД на практике без риска и амортизационных расходов связанных с эксплуатацией реального учебного автомобиля, затрат на техобслуживание и ГСМ;
- Подготовка к сдаче первого этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством (на автодроме). Движение осуществляется по замкнутому испытательному маршруту с последовательным прохождением контрольных упражнений;
- Подготовка к сдаче второго этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством (в городе). Движение осуществляется произвольно - по всем оживленным улицам и дворам виртуального города, а не по строго определенным испытательным маршрутам.
Устройство автотренажера предусматривает стандартную компоновку рабочего места водителя и размещение органов управления транспортного средства категории "В". Способ соединения деталей и изгиб рычагов ручного управления позволяет изменять компоновку рабочего места водителя с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ограниченными возможностями.
Автотренажер оснащен широкоформатным ЖК-дисплеем 24", моделирующим фронтальный обзор с рабочего места водителя.
Звукоряд обеспечивается акустической системой, интегрированной в корпус автотренажера.
Автотренажер оснащен системой локально-сетевого подключения, которая позволяет соединять все тренажеры данной модели в локальную сеть для совместного прохождения тренировочных или экзаменационных заездов в едином виртуальном пространстве.
Автотренажер оснащен тестовым блоком контроля состояния элементов, который отражает техническое состояние основных деталей, узлов и систем тренажера и сигнализирует о недопустимом износе или отказе при помощи световой индикации посредством загорания определенной ячейки светодиодной линейки на панели блока. Данная функция позволяет предупредить преждевременный выход из строя органов управления тренажера и принять меры по устранению неисправностей.
Программное обеспечение автотренажера на основе 3D-симуляции движения автомобиля с учетом физических параметров и динамики транспортного средства, а также свойств виртуальной окружающей среды предусматривает прохождение тренировочных и экзаменационных заездов на автодроме и в городе.
Программным обеспечением предусмотрена функция "Виртуальный инструктор", представляющая собой голосовое сопровождение, которое контролирует выполнение упражнений и информирует обучающихся о допущенных ошибках, например: "Вы проехали на запрещающий сигнал светофора". Громкость "Виртуального инструктора" регулируется встроенным блоком управления.
Автотренажер снабжен беспроводной системой автоматического распознавания "курсант/инструктор" для ограничения доступа к эксплуатации автотренажера в отсутствие инструктора и исключения выхода из строя вследствие некорректного использования.
При изготовлении каркаса для автотренажера используется профиль из легкосплавного алюминия, что позволяет значительно снизить вес оборудования. Аргонно-дуговая сварка обеспечивает точность, надежность и безопасность сварных конструкций. Обшивка автотренажера, изготавливаемая из АБС поливинилхлорида с применением термовакуумной формовки, придает тренажеру вид реального автомобиля.
Учебный видеофильм "Инструкция по запуску, эксплуатации и технике безопасности при работе на тренажере" предназначен для обучения правильной работе на тренажере. DVD-диск содержит следующий обучающий материал:
- основные правила техники безопасности при работе на тренажере,
- инструкция по запуску,
- эксплуатация тренажера.
Конструктивные характеристики рабочего места автотренажера:
- кресло водителя с регулировкой положения и наклона спинки;
- широкоформатный ЖК-дисплей 24";
- блокируемое рулевое колесо с действующим звуковым сигналом и функцией возврата в нейтральное положение;
- пассивная обратная тяга рулевого колеса;
- педали сцепления, тормоза и акселератора (в зависимости от группы инвалидности);
- механическая 5-ступенчатая коробка передач и передача заднего хода (в зависимости от группы инвалидности);
- рычаг стояночного тормоза;
- подрулевой переключатель (рычаг включения стеклоочистителей, рычаг переключения указателя поворота и света фар), переключатели освещения и аварийной сигнализации;
- замок зажигания;
- ремень безопасности с датчиком фиксации положения;
- оригинальная панель приборов автомобиля ВАЗ.
Основные характеристики автотренажера:
- изменяемая компоновка рабочего места водителя транспортного средства категории "В" с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ограниченными возможностями;
- функция смены угла обзора ("поворот головы" виртуального водителя), позволяющая контролировать максимально большое пространство вокруг транспортного средства;
- функция смены камер вида;
- выбор погодных условий (дождя, снега, тумана, яркого солнца) и времени суток для прохождения заезда;
- наличие пешеходов на улицах виртуального города, которые являются полноценными участниками дорожного движения: ходят по тротуарам и пересекают проезжую часть;
- скопление осадков на ветровом стекле при отключенных стеклоочистителях (очищение ветрового стекла осуществляется включением стеклоочистителей);
- блокировка включения/выключения передачи в конструкции механизма выбора передач: без выжатой педали сцепления передачи не переключаются (в зависимости от группы инвалидности);
- система локально-сетевого подключения;
- имитация первого и второго этапов практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "В";
- полная запись и ведение статистики для каждого обучающегося индивидуально, видеозапись прохождения упражнений, сравнительно-оценочная система;
- ролики с фиксаторами для удобства транспортировки внутри помещения.
Основные проблемы и трудности, возникающие при создании и внедрении современных тренажеров:
1. Разработка упрощенной математической модели движения АТС, отражающей изменение выходных параметров и характеристик, с учетом вводимых отказов техники, изменения параметров внешней среды, а также профиля и покрытия дорожного полотна.
2. Создание современной компьютерной системы ВДО, отображающей как обычную дорожную обстановку, так и экстремальные условия.
3. Моделирование всех видов информации в полном объеме и с достаточной точностью, особенно это касается акселерационной информации.
4. Объективный контроль обученности водителя на тренажере.
Таким образом, в результате использования подобных тренажёров автошколами у водителей-инвалидов появится возможность предварительной подготовки к управлению транспортным средством в максимально безопасных и приближенных к реальности условиях. Автотренажер даст возможность обучаемому приспособиться к управлению транспортным средством, освоить навыки вождения и подготовиться к занятиям на реальном автомобиле, как в физическом, так и в психологическом плане. Тренажёр позволяет не только осуществить подготовку водителей-инвалидов впервые садящихся за руль, но и подходит для переобучения водителей имевших водительское удостоверение до получения инвалидности.
ЛИТЕРАТУРА:
- Автомобильный сайт инвалидов - http://aupam.ucoz.com/dir/5
- ЦЕНТР ПО ОБУЧЕНИЮ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ - http://cori64.ru/index.php/main/2013/10
- Обучение вождению лиц с ограниченными возможностями - http://naukovedenie.ru/PDF/162PVN613.pdf
- Автотренажер "Форсаж-2И" - http://www.zarnitza.ru/katalog-tovarov/avtoshkola/avtotrenazhery/
- Ильина И.Е., Лянденбурский В.В., Звижинский А.И., Евстратова С.А. Использование автотренажеров в обучении водителей категории «В».- Мир транспорта и технологических машин.- 2013.
- Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Грабовский А.А. Роль и совершенствование технических средств в повышении эффективности учебного процесса по техническим дисциплинам Иновационные технологии организации обучения инженеров строителей: Тез. Докл. XXXI Научн. метод. Конф., – Пенза: ПГАСА, 2000.
- Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб: СПбГАФК, 1996. - 95 с.