Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена исследованию важных на сегодняшний день проблем в сфере внедрения доступной среды различных объектов, в том числе автомобиля. В статье  описываются основные проблемы данного вопроса,  а так же проводится сведения по зарубежным странам и предлагается для внедрения автомобильные тренажёры для людей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: доступная среда, автомобильные дороги, автомобиль,  социальные программы, транспортная инфраструктура. 

В последнее время достаточно актуально становится вопрос адаптации людей с ограниченными возможностями к социально-ориентированной жизни, так по данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% .

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

 Одной из важных остается проблема обеспечения возможности передвижения людей с ограниченными возможностями. Обучение лиц с ограниченными возможностями позволит адаптировать их в социальной среде. Для этого разрабатываются программы обучения, тренажеры.

Автомобиль для инвалидов является, возможностью почувствовать себя более-менее комфортно, передвигаясь в необходимом направлении. Но, к большому сожалению, наша страна не имеет общественный транспорт, приспособленный для людей с ограниченными возможностями. Таким образом, в России для инвалидов выпускаются специальные автомобили, которые имею более удобное ручное управление. Эти автомобили предназначены для инвалидов, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но, помимо этого, для того, чтобы обучать управлению автомобилем с ручным управлением создаются еще и специализированные автошколы.

Весь курс теории и вождения, люди с ограниченными возможностями осваивают достаточно быстро, о чем свидетельствует опыт преподавателей. Для управления машиной водителю-инвалиду требуется рычаг газа и рычаг тормоза, которые находятся вместо педалей на уровне руля. На большую дорогу свой путь ученики начинают на специальных тренажерах для людей с ограниченными физическими возможностями, как представлено на рисунке 1

Основными проблемами и трудностями, возникающими при создании и внедрении современных тренажеров являются следующие: разработка упрощенной математической модели движения автотранспортных средств, отражающей изменение выходных параметров и характеристик, с учетом вводимых отказов техники, изменения параметров внешней среды, а также профиля и покрытия дорожного полотна, создание современной компьютерной системы, отображающей как обычную дорожную обстановку, так и экстремальные условия, моделирование всех видов информации в полном объеме и с достаточной точностью, особенно это касается акселерационной информации, объективный контроль обученности водителя на тренажере.

Рисунок 1-  автотренажёр для людей с ограниченными возможностями 

Автотренажер предназначен для автошкол, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств категории "В" с ограниченными возможностями. Также возможно использование автотренажера в учреждениях общеобразовательной, профессиональной и при преподавании автодела в средних школах. Автотренажер отвечает требованиям "Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории "В"", разработан в соответствии с нормами противопожарной, электрической и санитарно-гигиенической безопасности.

Рисунок 2- Автотренажер Форсаж-2И 

Автотренажер прост в эксплуатации и позволяет решать следующий круг задач:

  • Выработка базовых моторных навыков управления типичным транспортным средством категории "В";
  • Изучение общих принципов управления транспортным средством категории "В" при различных метеорологических условиях и разном времени суток;
  • Изучение ПДД на практике без риска и амортизационных расходов связанных с эксплуатацией реального учебного автомобиля, затрат на техобслуживание и ГСМ;
  • Подготовка к сдаче первого этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством (на автодроме). Движение осуществляется по замкнутому испытательному маршруту с последовательным прохождением контрольных упражнений;
  • Подготовка к сдаче второго этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством (в городе). Движение осуществляется произвольно - по всем оживленным улицам и дворам виртуального города, а не по строго определенным испытательным маршрутам. 

Устройство автотренажера предусматривает стандартную компоновку рабочего места водителя и размещение органов управления транспортного средства категории "В". Способ соединения деталей и изгиб рычагов ручного управления позволяет изменять компоновку рабочего места водителя с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ограниченными возможностями.

Автотренажер оснащен широкоформатным ЖК-дисплеем 24", моделирующим фронтальный обзор с рабочего места водителя.

Звукоряд обеспечивается акустической системой, интегрированной в корпус автотренажера.

Автотренажер оснащен системой локально-сетевого подключения, которая позволяет соединять все тренажеры данной модели в локальную сеть для совместного прохождения тренировочных или экзаменационных заездов в едином виртуальном пространстве.

Автотренажер оснащен тестовым блоком контроля состояния элементов, который отражает техническое состояние основных деталей, узлов и систем тренажера и сигнализирует о недопустимом износе или отказе при помощи световой индикации посредством загорания определенной ячейки светодиодной линейки на панели блока. Данная функция позволяет предупредить преждевременный выход из строя органов управления тренажера и принять меры по устранению неисправностей.

Программное обеспечение автотренажера на основе 3D-симуляции движения автомобиля с учетом физических параметров и динамики транспортного средства, а также свойств виртуальной окружающей среды предусматривает прохождение тренировочных и экзаменационных заездов на автодроме и в городе.

Программным обеспечением предусмотрена функция "Виртуальный инструктор", представляющая собой голосовое сопровождение, которое контролирует выполнение упражнений и информирует обучающихся о допущенных ошибках, например: "Вы проехали на запрещающий сигнал светофора". Громкость "Виртуального инструктора" регулируется встроенным блоком управления.

Автотренажер снабжен беспроводной системой автоматического распознавания "курсант/инструктор" для ограничения доступа к эксплуатации автотренажера в отсутствие инструктора и исключения выхода из строя вследствие некорректного использования.

При изготовлении каркаса для автотренажера используется профиль из легкосплавного алюминия, что позволяет значительно снизить вес оборудования. Аргонно-дуговая сварка обеспечивает точность, надежность и безопасность сварных конструкций. Обшивка автотренажера, изготавливаемая из АБС поливинилхлорида с применением термовакуумной формовки, придает тренажеру вид реального автомобиля.
Учебный видеофильм "Инструкция по запуску, эксплуатации и технике безопасности при работе на тренажере" предназначен для обучения правильной работе на тренажере. DVD-диск содержит следующий обучающий материал:

  • основные правила техники безопасности при работе на тренажере,
  • инструкция по запуску,
  • эксплуатация тренажера.

Конструктивные характеристики рабочего места автотренажера:

  • кресло водителя с регулировкой положения и наклона спинки;
  • широкоформатный ЖК-дисплей 24";
  • блокируемое рулевое колесо с действующим звуковым сигналом и функцией возврата в нейтральное положение;
  • пассивная обратная тяга рулевого колеса;
  • педали сцепления, тормоза и акселератора (в зависимости от группы инвалидности);
  • механическая 5-ступенчатая коробка передач и передача заднего хода (в зависимости от группы инвалидности);
  • рычаг стояночного тормоза;
  • подрулевой переключатель (рычаг включения стеклоочистителей, рычаг переключения указателя поворота и света фар), переключатели освещения и аварийной сигнализации;
  • замок зажигания;
  • ремень безопасности с датчиком фиксации положения;
  • оригинальная панель приборов автомобиля ВАЗ.

Основные характеристики автотренажера:

  • изменяемая компоновка рабочего места водителя транспортного средства категории "В" с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ограниченными возможностями;
  • функция смены угла обзора ("поворот головы" виртуального водителя), позволяющая контролировать максимально большое пространство вокруг транспортного средства;
  • функция смены камер вида;
  • выбор погодных условий (дождя, снега, тумана, яркого солнца) и времени суток для прохождения заезда;
  • наличие пешеходов на улицах виртуального города, которые являются полноценными участниками дорожного движения: ходят по тротуарам и пересекают проезжую часть;
  • скопление осадков на ветровом стекле при отключенных стеклоочистителях (очищение ветрового стекла осуществляется включением стеклоочистителей);
  • блокировка включения/выключения передачи в конструкции механизма выбора передач: без выжатой педали сцепления передачи не переключаются (в зависимости от группы инвалидности);
  • система локально-сетевого подключения;
  • имитация первого и второго этапов практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "В";
  • полная запись и ведение статистики для каждого обучающегося индивидуально, видеозапись прохождения упражнений, сравнительно-оценочная система;
  • ролики с фиксаторами для удобства транспортировки внутри помещения.

Основные проблемы и трудности, возникающие при создании и внедрении современных тренажеров:

1. Разработка упрощенной математической модели движения АТС, отражающей изменение выходных параметров и характеристик, с учетом вводимых отказов техники, изменения параметров внешней среды, а также профиля и покрытия дорожного полотна.

2. Создание современной компьютерной системы ВДО, отображающей как обычную дорожную обстановку, так и экстремальные условия.

3. Моделирование всех видов информации в полном объеме и с достаточной точностью, особенно это касается акселерационной информации.

4. Объективный контроль обученности водителя на тренажере.

Таким образом, в результате использования подобных тренажёров автошколами у водителей-инвалидов появится возможность предварительной подготовки к управлению транспортным средством в максимально безопасных и приближенных к реальности условиях. Автотренажер даст возможность обучаемому приспособиться к управлению транспортным средством, освоить навыки вождения и подготовиться к занятиям на реальном автомобиле, как в физическом, так и в психологическом плане. Тренажёр позволяет не только осуществить подготовку водителей-инвалидов впервые садящихся за руль, но и подходит для переобучения водителей имевших водительское удостоверение до получения инвалидности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Автомобильный сайт инвалидов - http://aupam.ucoz.com/dir/5
  2. ЦЕНТР ПО ОБУЧЕНИЮ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ - http://cori64.ru/index.php/main/2013/10
  3. Обучение вождению лиц с ограниченными возможностями - http://naukovedenie.ru/PDF/162PVN613.pdf
  4. Автотренажер "Форсаж-2И" - http://www.zarnitza.ru/katalog-tovarov/avtoshkola/avtotrenazhery/
  5. Ильина И.Е., Лянденбурский В.В., Звижинский А.И., Евстратова С.А. Использование автотренажеров в обучении водителей категории «В».- Мир транспорта и технологических машин.- 2013.
  6. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Грабовский А.А. Роль и совершенствование технических средств в повышении эффективности учебного процесса по техническим дисциплинам Иновационные технологии организации обучения инженеров строителей: Тез. Докл. XXXI Научн. метод. Конф., – Пенза: ПГАСА, 2000.
  7.   Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб: СПбГАФК, 1996. - 95 с.