Экономический анализ развития объектов придорожного сервиса в Российской Федерации на основе опыта западных стран

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Павленкова О. С. Экономический анализ развития объектов придорожного сервиса в Российской Федерации на основе опыта западных стран // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3686–3690. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85738.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию важных на сегодняшний день проблем в сфере придорожного сервиса России. В статье описываются основные проблемы данного вопроса, а также проводится сравнение организации придорожного сервиса с зарубежными странами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евсеева Анна Анатольевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок иуправления на транспорте», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.», г.СаратовAnnaevseeva@mail.ru

Павленкова Ольга Сергеевна,Студентка четвертого курса направления «Технологии транспортных процессов», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.», г.Саратов0pavlenkova@mail.ru

Экономическийанализ развития объектов придорожного сервиса в Российской Федерациина основе опыта западных стран

Аннотация.Статья посвящена исследованию важных на сегодняшний день проблем в сфере придорожного сервиса России. В статье описываются основные проблемыданного вопроса, а так же проводится сравнения организации придорожного сервиса с зарубежными странами. Ключевые слова:объекты придорожного сервиса, автомобильные дороги, многофункциональная зона дорожного сервиса, социальные программ, транспортная инфраструктура.

Экономический анализ развития объектов придорожного сервиса вызывает большой интерес и населения, и транспортных компаний и конечно же государства. В настоящее время грузовые и пассажирские перевозки на автомобильном транспорте являются важным звеном в жизни каждого человека.Многие любят путешествовать,и естественно в каждой поездке имеет место отдых.В отличие от России, за рубежом придорожный сервис развит намного лучше. Например, в США, зоны отдыха финансируются и эксплуатируются только за счет Департамента транспорта. Изданный Федеральный закон запрещает штатам производить частную торговлю в зонах отдыха в границах полос отвода междуштатных автомагистралей. Данный закон защищает маленькие города, основная деятельность которых направлена на предоставление услуг придорожного сервиса. Придорожные сооружения, построенные частными застройщиками, расположены на съездах с магистралях. Объекты придорожного сервиса (ОДС) делятся на коммерческие (автозаправочные станции, мотели, объекты питания, зоны розничной торговли) и не коммерческие (парковки, туалеты, торговые автоматы, зоны пикников).А в Великобритании большинство зон придорожного сервиса принадлежат частным компаниям, лишь небольшая часть находится в собственности Департамента транспорта. Земля, под объекты дорожного сервиса, выдается посредством аренды сроком на 50 лет. ОДС расположены на автомагистралях через каждые 48 км и открыты круглосуточно. Органом, отвечающим за развитие, строительство и сдачу в аренду земель частным компаниям, является Департамент транспорта.На схемениже приведены преимущества и недостатки участия государства в развитии ОДС.





















Рис. 1.Ппреимущества

и недостатки участия государства в развитии ОДС.

Начиная с 2009 года, Российская Федерация приняла Европейское соглашение «О работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР). В данном документе отображен режим труда и отдыха водителейСогласно ЕСТР, после четырех с половиной часов вождения необходимо сделать перерыв продолжительностью сорок пять минут. Во время этого перерыва водитель не должен заниматься какойлибо работой. А также каждые сутки должен быть предусмотрен ежедневный отдых одиннадцать часов.Соблюдать эти правила обязан каждый водитель, осуществляющий международные автомобильные перевозки. За несоблюдение режима труда и отдыха водителей ждет штраф, согласно статьи 11.23. Кодекса Административных Правонарушений Российской Федерации.

Однако, даже наличие административного наказания не останавливают водителя транспортного средства нарушать закон. В странах Европы к этому документу относятся со всей строгостью, так как даже за небольшие отклонения от заданных требований карается штрафом, а при грубом нарушении водителя могут посадитьв тюрьму, а на транспортную компанию наложить большой штраф.Но зачастую на трассе можно не встретить достойного места отдыха, по этому многие водители предпочитают ночевать в своих автомобилях и плохо высыпаются, вследствие чего происходит большое число дорожнотранспортных происшествий (ДТП). Для того. Что бы снизить чисто ДТП изза усталости водителей необходимо грамотно и серьезно подойти к организации придорожного сервиса.Степень участия государстваРазвитие под руководством государственного правительства

Развитие под руководством местного правительстваРазвитие под воздействием рыночных механизмов с минимальным участием правительства

Преимущества:

централизованное планирование и координация;

финансирование;

согласованность и единообразие требований к качеству обслуживания.Недостатки:

в большинстве случаев, неэффективная эксплуатация.Преимущества:

координация с местным планом развития.Недостатки:

фрагментарный (и, как следствие, несбалансированный в масштабе страны) подход по участкам автодорог и юрисдикциям.

Преимущества:

при достаточной конкуренции услуги высокого качества предоставляются по низкой цене.Недостатки:

недостаточные объемы и качество оказания услуг при низком спросе; неэффективныпри монополии.В настоящее время, придорожный сервис России стараются выйти на новый уровень.Согласно данным Министерства Транспорта РФ общее количество объектов дорожного сервиса 6222. Из них:заправки автомобильного транспорта29%объекты питания23%объекты торговли18%объекты отдыха21%автосервис8%разное1%

Рис. 2.Диаграмма процентного соотношения ОДС

Как видно из представленной диаграммы самое большое число придорожных объектов приходится на заправочные станции, объекты питания, а на долю ремонтных станций приходится всего лишь 8% объектов, что плохо сказывается на безопасности дорожного движения, так как основная часть водителей, при поломке, сами пытаются отремонтировать ТС останавливаясь на обочинах.Но все так же большинство объектов придорожного сервиса не соответствуют европейским стандартам.

С недавнего времени в России начали разрабатываться различные законы и концепции,по обустройству придорожных территорийучитывая экономическую составляющую.

В 2009 году была основана Государственная Компания « Российские автомобильные дороги». Основными видами деятельности Компании являются:обеспечение строительства и проектирования автомобильных дорог;Развитие объектов дорожного сервиса, а также строительство Многофункциональных зон дорожного сервиса;

внедрение инноваций в сфере дорожной инфраструктурыпривлечение частного (внебюджетного) финансирования.Данная Компания играет важную роль в развитии транспортной отрасли, в частности усовершенствования придорожного сервиса. Существует много мнений по поводу качества сооружений, построенных на придорожной территории, оказалось что больше 20% объектов нельзя отнести к термину «объект придорожного сервиса»,а более половины объектов попросту не соответствуют санитарногигиеническим требованиям.

Для решения этих проблем Государственной компаниейбыла разработана «Концепция развития объектов дорожного сервиса в Российской Федерации». Она основана на строительстве новых ОДС, соответствующим требованиям или реорганизация уже существующих объектов.

Концепция организована на базе международных, федеральных нормативных актах, а также государственных стандартах и технических регламентах.Основными правовыми актами являются следующие:Федеральный закон номер 257, который носит название "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Говорит о правилах размещения объектов придорожного сервиса, которые должны размещаться на полосах отвода и придорожных полосах дорог, а также на примыкающих к ним земельных участках в соответствии с техническими требованиями по планировке и строительству придорожных территорий. Также строящиеся объекты не должны снижать пропускную способность, ухудшать водителю видимость дорожной обстановки и нарушать условия безопасности для движения ТС, населения, окружающей среды. Приказ Министерства Транспорта "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения", определяет, что строительство объектов придорожного сервиса, реконструкция, полос отвода и примыкания может осуществляться только при наличии согласия владельца данной автомобильной дороги.Постановление Правительства под названием “О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода” устанавливает, что при размещении ОДС необходимо учитывать минимально необходимые услуги, оказываемые на объектах дорожного сервиса.Следуя нормам пожарной безопасности НПБ11198, автозаправочные станции должны быть расположены с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям. А также АЗС должна оснащаться телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.Согласно постановлению правительства РФ номер 860 на ОДС должны оказываться следующие минимально необходимые услуги:Кемпинги должны осуществлять прием и обслуживание посетителей ( в летний период). В палаточном городке, либо в не отапливаемых помещениях должно быть обеспечено освещение на территории кемпинга в темное время суток. Территория оснащается следующими объектами: стоянки транспортных средств, пункт питания (в том числе и для индивидуального приготовления), туалеты, душевые, мусоросборники.Мотели необходимы для обслуживания водителей транспортных средств в течении всего года, включая длительное и кратковременное время пребывания. транспортных средств с кратковременным и длительным сроком пребывания, включая обеспечение освещения всей территории объекта в темное время суток. Вся территория должна быть оборудована освещением и оснащена следующими объектами: пункт питания, туалет, прачечная, средствами сотовой и радиосвязи, душевыми, охраняемой стоянкой транспортных средств, мусоросборниками.Площадка отдыха предназначена для осуществления приема водителей транспортных средств на кратковременное время отдыха. Территория площадки должна быть обеспечена освещением, а также предоставлять возможность воспользоваться следующими объектами: столами и скамейками, стоянкой транспортных средств, туалетами, мусоросборники.Пункт общественного питания представляет собой территорию с возможностью приобретения водителем продуктов питания, а также приема пищи. Пункт должен быть оснащен освещением, площадкой стоянки автомобилей, туалетами, мусоросборниками.Автозаправочная станция осуществляет заправку транспортных средств топливносмазочными материалами и газовым моторным топливом. Территория должна быть полностью освещена в темное время суток, а также содержать следующие объекты: торговый павильон с различными автомобильными принадлежностями, средства сотовой или радиосвязи, площадка остановки транспортных средств, туалеты, мусоросборники.





















Рис.3.Максимальные расстояния между ОДСв зависимости от категории дорог.

Моечный пункт необходим для круглогодичной мойки транспортных средств. На территории должны содержаться площадка для стоянки автомобилей, мусоросборники.Станция технического обслуживания обеспечивает возможность получения круглогодичного мелкого ремонта и технического обслуживания транспортных средств. Территория включать также следующие объекты: площадкастоянка для транспортных средств, мусоросборники.На дорогах IА, IБ, IВ и II класса с числом полос движения 4 и более, площадки МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕННОСТИАВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЪЕКТАМИ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА(в зависимости от класса автомобильной дороги)Автомагистраль (IА),

Скоростная автомобильная дорога (IБ),

Нескоростная автомобильная дорога (IВ)Нескоростная автомобильная дорога (II), нескоростная автомобильная дорога (III) Нескоростная автомобильная дорога (IV)

Нескоростная автомобильная дорога (V)

пункт общественного питания

автозаправочная станции

станция технического обслуживания

площадка отдыха

100

100

100

50

пункт общественного питания

автозаправочная станция

станция технического обслуживания

площадка отдыха

150

150

150

75

автозаправочная станция

пункт общественного питания

300

300мотель (кемпинг)пункт общественного питанияавтозаправочная станциястанция технического обслуживанияплощадка отдыха

250

100

100

100

50Вид объекта дорожного сервисаМаксимальноерасстояние междуОДС, кмКласс (категория) автомобильной дорогиотдыха должны располагаться по обе стороны автомобильной дороги.Еще одним важным документом, в рамках программы деятельности компании «Автодор» на период 20102015гг, является регламент о размещении многофункциональных зон дорожного сервиса.

Многофункциональныезоны это комплексы, включающие в себя все необходимое для водителя и автомобиля( стоянки, заправка, СТО, места для отдыха и приема пищи, спальные места и многое другое) в одном месте.

По мнению большинства водителей и специалистов, строительство многофункциональных зон дорожного сервиса улучшит состояние придорожного сервиса и обеспечит более качественное и надежное обслуживание.

Для создания многофункциональных зон помимо государственного финансирования требуется и помощь инвесторов. В качестве инвесторов могут выступать не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели.

Одной из важных проблем, отпугивающих инвесторов, остается проблема собственности земельных участков в границах полосы отвода. В данной программе рассматривается этот вопрос и инвесторам предлагается взять земельный участок в аренду (субаренду), а если же у инвестора имеется участок, то Государственная компания предоставляет в субаренду земельный участок в границах полосы отвода дороги

Существует перечень объектов, которые должны включать в себя многофункциональная зона дорожного сервиса:













Рис. 4.Требования к многофункциональной зоне объектов придорожного сервиса

Также многофункциональная зона дорожного сервиса должна включать в себя сооружения для доступа инвалидов к объектам многофункциональной зоны.

В рамках Концепции развития ОДС 19 ноября 2014 года на 529 км трассы М8 "МоскваАрхангельск" была открыта одна из первых многофункциональных зон дорожного сервиса в России. Данный комплекс оснащен всеми необходимыми видами услуг для водителей, пассажиров и транспортных средств. В его состав входят следующие объекты:Кафе;Многофункциональная зона дорожного сервиса стоянка для легковых, грузовых транспортных средств и автобусовавтозаправочная станциязона для отдыха водителей и пассажировотдельные места для куренияобъекты питанияторговые площадкимотельавтомойкаСТОсредства сотовой и радиосвязимедицинский пунктдушевыемусоросборникибанкоматыинтернет

Автозаправочная станция;стоянка крупногабаритных автомобилей;пункт весового контроля;пост ДПС;СТО;грузовой эвакуатор;детская площадка.

Рис. 5. Первая многофункциональная зона дорожного сервиса в России.

Таким образом, экономический анализ проблемы развития придорожного сервиса в России показал, что необходимо комплексное решение данной проблемы с обязательным участиемвсех законодательный представителей от государства и бизнеса. Так Министерства транспорта РФ приняло распоряжение об утверждении плана мероприятий, по осуществлению Концепции развития объектов дорожного сервиса. В реализационный план на 20152016 года необходимо внести следующие мероприятия:созданиесистемывнутреннего контроля за качеством и состоянием ОДС;рассмотрение новых положений и принятие изменений законодательной базы, в сфере дорожного сервиса;Реализация Концепции развитияпридорожного сервисана основных транспортных магистралях страны с оказанием экономической поддержки со стороны государства.С введением новых законодательных проектов, в сфере придорожной инфраструктуры, и началом их реализации, Россия становится на несколько шагов ближе к Европейским стандартам.

Ссылки на источники1.Федеральный закон № 257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";2.«Концепция развития объектов дорожного сервиса в Российской Федерации».http://rosavtodor.ru/activity/roadservicedev/150/3.Евсеева А. А., Басков В. Н., Устименко Н. Г. Экономический анализ проблем устойчивого функционирования придорожного сервиса в России в кризисных условиях // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 55022. URL: http://ekoncept.ru/2014/55022.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.4.Муравьева Н.А. Подход к классификации технологических процессов в транспортноскладских логистических системах //Вестник Саратовского государственного технического университета: Саратов: СГТУ, 2013. №2(71)С.328330