Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлены приемы продуктивного чтения, которые были апробированы автором на уроках математики.
Ключевые слова: виды и приемы чтения, математический язык, кубик Блума, важное математическое предложение, слова математического языка 

Самостоятельная работа с учебником в условиях перенасыщенности информационной среды требует новых подходов. Рассмотрим технику эффективного и продуктивного самостоятельного учебного чтения. Не только предъявление текста на экране,  но и работа с текстами учебников требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером.  Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика.

Мы стремимся организовать его учебную деятельность и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома.

Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок 

« По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.» 

По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.

Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение. С приобретением социального опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше.

Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.

И в традиционной форме организация самостоятельной работы с учебником губительна и бессмысленна.Печатное слово или даже группа слов выступают для читающего как некие знаки-символы. Как мы видели из приведённого выше примера, этот знак-символ обладает определённой гибкостью: отдельные его элементы могут отсутствовать или располагаться в любом порядке. Вспомним школьные задания в начальной школе с пропущенными буквами в словах.Смысл этих заданий, как известно, в правописании. Однако если бы учащиеся не знали значения написанного, то такое задание было бы бессмысленным. В основной и старшей школе мы составляем задания с пропущенными словами, датами, терминами и т.д. И вновь мы уверены, что ученики справятся с заданием, так как им знакома общая модель выражения, предложения.

С педагогической точки зрения смысл сообщения может быть одинаков при любой знаковой форме. Главное, чтобы этот смысл был понят обучающейся стороной.

Именно этим занимается семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения? 

Виды и приемы чтения

  • Просмотровое чтение (Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста. Конечный результат: решение читать или не читать) 
  • Ознакомительное чтение (Цель:извлечение основной информации Конечный результат: решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать)
  • Изучающее чтение (Цель:Проникновение в смысл при помощи анализа текста. Конечный результат: Понимание всех уровней текста: восприятие фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации 

Приемы просмотрового чтения

  • Анализ заголовка, прогнозирование темы.
  • Анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, шрифтовых и графических выделений.
  • Знакомство со структурой текста.
  • Просмотр первого и последнего абзаца текста.
  • Знакомство с оглавлением.
  • Чтение аннотации.

 Приемы ознакомительного чтения

  • Чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца
  • Выделение по ходу чтения значимой информации
  • Расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самими читающими(например: ?-непонятно, !-интересно; v-это я уже знаю и т.д.)

Приемы изучающего чтения 

  • Выделение смысловых частей текста
  • Прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное
  • Выделение ключевых слов
  • Замена смысловых частей их свернутыми вариантами, эквивалентами
  • Выявление деталей текста, подтекстовой информации
  • Определение принадлежности текста тому или иному функциональному стилю
  • Составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста
  • Выписки основных суждений
  • Составление плана, графсхемы, которая выявляет структуру текста и взаимосвязь его частей
  • Переработка: создание вторичных текстов на основе данного
  • Читательский комментарий к тексту

Представляю вашему вниманию те приемы, которые я апробировала на своих уроках. При изучении темы в 5 классе «Что такое математический язык» я предлагаю ученикам напечатанный текст, который составляю на основе учебников «Математика-5», авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,М.:Вентана-граф,2013, «Алгебра-7» пол ред. А.Г. Мордковича, М.:Мнемозина, 2001, а также Интернет-ресурсы.

Что такое математический язык?

Прочитайте внимательно высказывания ученых.

«Математика – это больше, чем наука, это язык».  Н.Бор

“Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”. Н.И.Лобачевский

“Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык математики”.  Н.И.Лобачевский

Что общего во всех этих высказываниях? Выделите два ключевых слова.

    Математики отличаются от «нематематиков» тем, что обсуждая научные проблемы или решая практические задачи, говорят между собой и пишут работы на особом «математическом языке»языке специальных символов, формул и т.п. Только не подумайте, что имеется  ввиду латинский алфавит. Конечно, буквы латинского алфавита в математике используются, но это только часть математического алфавита. Для математических записей используются еще и цифры, знаки действий и много других символов, с которыми вы еще пока не знакомы. Вы уже знакомы с такими понятиями, как «числовое выражение» и «буквенное выражение». Составляя эти выражения, мы записываем «слова» на математическом языке. А когда мы связываем эти выражения знаками  =,<, >, то получаются «предложения». Очень важно уметь читать эти слова и предложения, то есть «переводить» математические записи на обычный язык и наоборот.
Изучать  математический алфавит и учиться писать слова и предложения на математическом языке вы будете в течение всего времени учебы в школе и после школы, какую специальность вы бы ни выбрали.
      Для чего людям нужен математический  язык? Для того, чтобы общаться, обмениваться информацией. Этот язык понятен людям, занимающимся одной и той же деятельностью, не зависимо от того, на каком естественном (русском, английском, французском) языке они говорят.

Дело в том, что на математическом языке многие утверждения выглядят яснее и прозрачнее, чем на обычном. Например, на обычном языке говорят: «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» – так звучит переместительный закон сложения чисел. Математик пишет (или говорит):a + b = b + a

      А выражение: «Путь S, пройденный телом со скоростью V за период времени от начала движения t н до конечного момента t к » запишут так: S = V · ( t к – t н )

      Или такую фразу из физики: «Сила равна произведению массы на ускорение» запишут: F = m · a

      А вот пример обратного перевода. На математическом языке записан распределительный закон:

a (b + c) = ab + ac

      Осуществляя перевод на обычный язык, получим длинное предложение: «Чтобы умножить число a на сумму чисел b и c, надо число a умножить поочередно на каждое слагаемое: b, потом c, и полученные произведения сложить».
      Во всяком языке есть своя письменная и устная речь. Выше мы говорили о письменной речи в математике. А устная речь – это употребление специальных терминов или словосочетаний, например: «слагаемое», «произведение», «уравнение», «неравенство», «функция», «график функции», «координата точки», «система координат» и т.п., а также различные математические утверждения, выраженные словами: «Число а делится на 2 тогда и только тогда, когда оканчивается на 0 или четную цифру».

        Говорят, что культурный человек, кроме родного языка должен владеть ещё хотя бы одним иностранным языком. Это верно, но требует дополнения: культурный человек должен ещё уметь говорить, писать и думать и на математическом языке, поскольку это тот язык, на котором, как мы не раз ещё убедимся в дальнейшем, «говорит» окружающая действительность. Этому и будем учиться читать и понимать язык реального объективного мира, взаимосвязей и отношений между выявленными объектами.
      Чтобы овладеть новым языком, необходимо изучить, так говорят, его алфавит, синтаксис и семантику, т.е. правила написания и смысл, заложенный в написанном. И, конечно, в результате такого изучения наши представления о математическом языке и предмете будут постоянно расширяться.

 

 1.    Прием  «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Прием используется на фазе «Реализация» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия».
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Чтение индивидуальное.

1.Читая, ученик делает пометки в предложенном тексте:
V – уже знал,
+ – новое,
– – думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

   

 

 

 

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.
Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ.
Активное чтение способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
Стратегию «Инсерт» использую при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области (с математическим языком знакомы, поскольку уже в 3 классе вводятся символы,буквы и др.), но на данном уроке они должны расширяться, уточняться.

2.Тест «Незаконченное предложение». Закончите предложения, используя текст.

  1. Математический язык - это….
  2. «Буквы» математического языка - это…
  3. «Слова» математического языка - это…
  4. «Предложения»  математического языка - это…
  5. Чтение слов и предложений на математическом языке – это…

 3. Приём «Диктант значений».     Учитель  диктует не слова, а их значения. Ученики  должны по значениям определить слова и написать их.

(Например, «Буквы» - ученики могут написать s, t, «Слова»- s + t, «Предложения»- s + 2=15 )

 4.Приём «Оценка текста»

Ученик как бы “приподнимается” над текстом, оценивает его целиком, как некую единицу информации. Данный приём педагогической техники является одним из ключевых в технике активно-продуктивного обучения.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа: Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя (слово, термин) чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел текста самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос «Для чего людям нужен математический язык?» и т.д.

5.    Приём «Кубик Блума». На гранях кубика написаны  слова: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»  . Кубик передается кому-нибудь из учеников, какой гранью к себе он его получит, на тот вопрос и отвечает. 

«Почему» именно такое название имеет текст; почему необходимо изучать математический язык; почему ” Н.И.Лобачевский назвал

математику языком, на котором говорят все точные науки; почему культурный человек должен уметь говорить, писать и думать и на математическом языке.

 «Объясни»,  что понимается под математическим языком; «Объясни» , что понимается под буквами математического языка; «Объясни» ,что понимается под словами  математического языка; «Объясни», что понимается под предложениями   математического языка; «Объясни», что такое математический язык для шестилетнего ребенка.

 «Назови» распределительный закон, встречающийся в тексте, на обычном языке; «Назови» фамилию ученого, который сказал:«Математика – это больше, чем наука, это язык»; «Назови»  на математическом языке :«Сила равна произведению массы на ускорение»; «Назови»  ключевые слова в тексте.

«Предложи» свое название текста; свои высказывания о математике; какой-нибудь известный закон в математике.

«Придумай» какое-нибудь буквенное выражение; слово математического языка; «Поделись»  с нами некоторым числовым выражением; высказыванием о математике; мнением о прочтенном тексте.

 
6. Приём «Задай вопрос». 

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

 «Спросить – значит понять».

Вопрос -  задание: Найдите в череде слов  одно из самых важных математических предложений, которое вы встретили в тексте:

Всепонотпеременыдорогаместпермьслагаемыхдобрянкасумманеполазна меняется. (От перемены мест слагаемых сумма не меняется)

Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, я проектирую постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей, заставляют осознанно читать текст и осознанно выполнять задания по тексту.

Ссылки на источники: 

1.  Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г. 
3. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к. 
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г. 
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г. 
6. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2 
7. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4 
8. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm 
9. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г.