Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья знакомит с приёмами и методами организации  чтения научно-художественной литературы на примере знакомства с творчеством Льва Васильевича Успенского.
Ключевые слова: чтение как удивление, воспитание, поиск ответов на поставленные вопросы, формирование собственной точки зрения, уважение к умственному труду.

Сегодня школьникам   приходится осваивать большое количество информации. С одной стороны, учащиеся считают получаемые знания   необходимыми, так как впереди контрольные и экзаменационные работы, а с другой стороны, трудно и неинтересно изучать науки, построенные по аксиоматической схеме.  По словам М. Ильина, ребенок «должен почувствовать, что наука, о которой идет речь, стоит того, чтобы отдать ей жизнь». Усилия учителя русского языка и литературы должны быть направлены на то, чтобы заинтересовать чтением научно-художественной литературы, которая не только объясняет трудные вопросы науки, но  и воспитывает читателя, активно влияет  на его мировоззрение.

Предлагаю рассмотреть процесс чтения научно-художественной литературы с разных позиций (идея Галицких Е. О.):чтение как удивление; чтение как познание и воспитание;  чтение как поиск ответов на поставленные вопросы; чтение как формирование своей точки зрения. Такая смена ракурсов чтения позволит сделать этот процесс разнообразным и творческим.

Чтение как удивление

С самой первой встречи с учениками в 5 классе начинаю говорить об Успенском Л. В. Детей, как правило, интересуют вопросы: «Почему Вы стали учителем?», «Почему стали учителем именно русского языка?» Рассказываю  о том, как в детстве услышала историю о  друзьях, которые задумали написать детектив, где нужно было зашифровать слова: «уголь», «транспорт», «нефть».  Для этого они решили взять знакомое стихотворение и методом шахматной доски выполнить шифровку. Последнее слово «нефть» не поддавалось шифровке, так как не оказалось буквы  «эф» ни в балладе  А. С. Пушкина «Русалка», ни у М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива», ни у И. А. Крылова в басне «Ворона и лисица». Признаюсь, что в детстве не поверила в рассказанное и искала в стихах Пушкина, Лермонтова «удивительную букву». Сообщаю, что история эта рассказана Львом Васильевичем Успенским в двух книгах: «Слово о словах» и «По закону буквы».

 Чтение  как познание и воспитание

Знакомство с удивительным человеком, писателем, ученым-языковедом продолжается на занятии «Настоящий русский интеллигент», построенном по алгоритму педагогической мастерской. По окончании занятия у учеников должно появиться уважительное отношение к умственному труду, желание прочитать произведения автора. В качестве индуктора мастерской  использую стихотворение:

Знает всё: от звёзд в ночи,

Скрывшихся в тумане,

До отлова чавычи

В Тихом океане.

Ученики размышляют, кому   могло быть посвящено стихотворение, какими чертами  характера обладал этот человек, к какой профессии мог принадлежать. После высказанных предположений знакомлю детей с портретом Льва Васильевича Успенского, ученого-лингвиста, писателя, основателя жанра научно-художественной литературы, посвятившего многие годы популяризации этого жанра.

Предлагаю найти соответствия между названиями книг Л. В. Успенского и жанрами произведений. «Двенадцать подвигов Геракла», «Золотое руно» (мифы Древней Греции); «Запах лимона» (детектив);   «За семью печатями» (книга по археологии); «Эн-два-0 плюс Икс дважды»  (фантастический роман); «Слово о словах» (очерки о языке);  «Загадки топонимики», «Имя дома твоего» (очерки о топонимике); «Почему не иначе?» (этимологический словарь).   Задание позволяет осознать, какой многогранной личностью был Л. В. Успенский.

Групповая работа  со статьёй  Б. Алмазова «Слово об Успенском» знакомит с  этапами жизни Л. В Успенского, увлечениями и убеждениями писателя.  Затем ученики знакомятся с фрагментами книг,  готовят устную презентацию-рекламу той или иной книги.

В качестве рефлексии  ученики продолжают фразу: «Интеллигентный человек не может… (не может обманывать, не может трусить,  не может не отыскивать истину и т. д.).

Чтение как поиск ответов на поставленные вопросы

Ученики работают  с  «Подорожной  грамотой»,  где  отмечают выполненные в группе  следующие задания.

1. «Да, топонимические орешки крепки» (составление и разгадывание кроссвордов, головоломок по топонимике).
2. «Этимологические  лабиринты».
Предлагаю  решить лингвистические задачи. Для этого ученики должны обратиться к этимологическому словарю  для школьника «Почему не иначе?»  или  другим книгам писателя. Примеры  задачи: «Правда ли, что астрономы - это специалисты по астрам? Какая связь между астрами и каникулами?»; «В балладе А. К. Толстого «Садко» есть строки: «Бояре в испуге ползут окарач». Что обозначает слово окарач и как оно связано с каракатицей и окороком?».
3. «Перевод с русского на русский».  Переведите фразу жителя Сибири:
«Лонись мы с братаном сундулей тенигусом хлыном хлыняли» (Вчера мы с двоюродным братом неторопливо ехали в отлогую гору верхом, сидя вдвоем на одной лошади).
4. «Книга рекордов Льва Успенского». (Самая  дорогая буква в мире; самая страшная буква в мире; самый длинный или короткий топоним; самый красивый топоним…)

Чтение как формирование своей точки зрения

Участие в проекте «Азбуку учат, во всю избу кричат» предполагает групповую работу над проблемой «Почему кричат, когда учат азбуку?». Каждая группа создает свой  небольшой киносценарий,  который иллюстрирует фрагменты книг Л. Успенского, помогающие решить проблему.  Затем фрагменты ученики объединяют в общий киносценарий, в результате получатся кинофильм с одноименным названием (электронный адрес: http://www.kulyatin.myjino).

Обращение к чтению научно-художественной литературы учит  работать с книгой, будит детскую любознательность, заставляет самостоятельно мыслить, формирует уважительное отношение к умственному труду, интерес  к истории родного языка. Возможно, у кого-то из учеников появится мысль, что языкознание стоит того, чтобы посвятить ему свою жизнь.

Ссылки на источники 

  1.  Галицких Е. О. Учебно-методические рекомендации учителю / Г. В. Свиридов. Заветное. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2008.
  2. Успенский Л. В. Загадки топонимики / Л. В. Успенский. – М.: Молодая гвардия, 1969.
  3. Успенский Л. В. Имя дома твоего / Л. В. Успенский. – М.: Детская литература, 1972.
  4. Успенский Л. В. По закону буквы / Л. В. Успенский. – М.: Молодая гвардия, 1973.
  5. Успенский Л. В. Почему не иначе?: Этимологический словарь школьника – М.: Детская литература,1967.
  6. http://www. pochemyneinache.com