Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье описывается подход к решению проблемы конкурентоспособности образования на мировом уровне, направления компьютерных разработок, механизм их работы, а также достоинства и преимущества.
Ключевые слова: государственная политика в образовании и науке, компьютерные технологии, образование, проекты, группы разработок, SWOT-анализ вузов, система оценки эффективности вуза.

1.Введение. 

В 2012 году президентом был издан указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором акцентировалось внимание на проведении мониторинга деятельности образовательных учреждений и их реорганизации и проведении плана мероприятий по повышению конкурентоспособности университетов на мировом уровне.

В этой связи во многих научно-популярны изданиях а сфере ИТ, таких как «Бизнес-информатика», «Эксперт» и некоторых других можно проследить публикации научных сотрудников на тему разработок в сфере государственного управления и поддержки образования, в основном, высшего учебного образования и дистанционного обучения. Актуальность этой темы в том, что оптимизация работы вузов страны и повышение их эффективности важная тема для всех нынешних студентов и преподавателей, и изменения в этой сфере повлекут изменение в самом образовании.

Следует заметить, что компьютерные разработки в сфере образования распределены по нескольким направлениям: разработки по оценке эффективности вузов, решение проблемы многонациональности состава РФ и связанных с этим проблем в обучении студентов с различными культурными концептами и стратегией работы и обучения. [1] 

2.Группы разработок и конкретные проекты. 

Первая группа разработок 2013 и 2014 года представляет собой несколько вариантов оценки эффективности университетов и очень похожа с оценкой бизнес-процессов крупного предприятия, а именно с работой SAP-систем(смарт-систем автоматического управления основными процессами бизнеса от работы персонала до логистических систем).

Первый вариант - автоматизированная информационно-экспертная система SWOT-анализа вуза. Эта программа предназначена для проведения стратегического анализа, который дает реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает вуз. По мимо этого , производится оценка сильных и слабых сторон вуза по отношению к возможностям и угрозам среды и определяет наличие у ВУЗа стратегических перспектив и возможность их реализации. Внутренний анализ также включает оценку уникальности ресурсов и технологий, основных компонентов менеджмента, корпоративной культуры, готовности к реорганизации и т.д.

Механизм SWOT-анализа основан на построении таблицы из четырёх матриц и проходит в три этапа. На первом этапе важно вместе с группой экспертов сформировать как можно большее разнообразие факторов среды, чтобы отобрать существенные. В системе есть опции редактирования факторов и их удаления. Таким образом формируются 4 множества:

  • S-множество факторов сильной стороны вуза
  • W-множество слабых сторон
  • O-множество возможностей
  • T-множество угроз

На втором этапе система выявляет различные комбинации каждого списка, где каждому элементу множеств даётся некая количественная оценка. С помощью перемножения элементов каждого множества составляется 4 матрицы, и соответственно выводится таблица размера 2 две ячейки горизонтально на две ячейки вертикально. Первая – произведение факторов сильной стороны на множество возможностей, вторая – сильных сторон на угрозы, третья – слабые стороны на возможности, четвёртая – слабые стороны на угрозы. 

На третьем этапе система выбирает элементы с наиболее высоким показателем и выводятся конкретные стратегии. Например, в пересечении SиO в конкретном случае получается: сильная сторона - распределённость филиалов по республике, возможность – наличие бюджетных мест, система вместе с работой эксперта может предложить расширение разнообразия факультетов и другие варианты. Также в системе учитываются такие ситуации, когда применение предложенного варианта повлечёт изменение ситуации в других факторах вуза. 

По существу, таблица, которая производится при проведении SWOT-анализа – удобный инструмент структурного описания стратегических факторов вуза. С её помощью любой ВУЗ может определить направления своего развития, а так же учесть свои слабые стороны, что ,несомненно, повысит конкурентоспособность российских ВУЗов. 

Одобрение этой системы было произведено в Кыргызском техническом университете её разработчиком А.Т.Касымалиевой. В частности, была произведена оценка педагогической деятельности преподавателей учебного заведения. Система доказала свою эффективность  и применяется в управлении вузом на сегодняшний день.

Более того, SWOT-анализ вузов производится не только в России, а еще в государственном управлении образованием в Китае и вносит вклад в нынешнюю политику государства в области высшего образования. [3]

Второй вариант – это система оценки эффективности вуза на основе метода главных компонент. Эта система разработана В.П.Корфом, аспирантом экономического факультета СПбГУ.

В первую очередь она решает проблему представления российских университетов в шанхайском рейтинге высших учебных заведений. 

Оценка конкурентоспособности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования с помощью производственной функции и финансового коэффициента окупаемости инвестиций,  недостаточно объективна из-за разнородности данных от вуза, несоизмеримости равновременных результатов и затрат. Метод главных компонент же позволяет сохранить пропорцию для каждого конкретного вуза в сравнении с другими, что является его преимуществом перед SWOT-анализом.

В первую очередь, как и в SWOT-анализе строится матрица, где все переменные заданы в разных измерениях: количество студентов, балл ЕГЭ, число грантов и т.д. Так, для функционирования этой системы каждый вуз должен предоставить информацию о среднем балле зачисленных по результатом ЕГЭ, минимальный балл студентов, зачисленных по ЕГЭ, количество зачисленных по олимпиадам, количество зачисленных льготников.

Далее применяется формула стандартизации и вычисляется собственный вектор. Соответственно вуз, у которого вектор выше, то есть ближе к единице, признаётся самым эффективным по этому показателю.

Также для оценки выходных показателей университетов использовались следующие индикаторы: средняя ожидаемая зарплата выпускников, процент выпускников, среднегодовое количество грантов, индекс цитируемости статей и некоторые другие.

Схожую оценку эффективности мы можем увидеть в Европе. В 2004 году в Германии Министерство образования объявило национальный конкурс для отбора университетов, имеющих потенциал для реорганизации в элитные Вузы страны. Отбор был проведён методом главных компонент. В отборе победили высшие школы, которые имеют междисциплинарную или техническую направленность.[4]

Вторая группа разработок направлена на расширение границ высшего образования и предоставлении возможностей для дистанционного обучения.

Жаров В.К., зав кафедрой прикладной математики РГГУ, разработал прототип информационно-образовательной среды современной высшей школы. 

Она направленна на оценку эффективности преподавания с помощью мониторинга деятельности каждого конкретного студента и имеет сложную структуру. Так, выведена формула, которая вычисляет понимание студентом предоставленной информации в зависимости от объёма предоставленной информации и обратной отдачи от студента за определённый период времени, которые выражаются в результатах контрольных работ, а  также в повышении научного лексикона студента и возможность самостоятельно находить определения новым понятиям.

Механизм выстраивает культурно-специфическую индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в электронной обучающей системе и может быть основан на адаптации контента с учётом специфики профиля учащегося, объединяющего когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

Культурно-когнитивный профиль учащегося определяется как предрасположенность к определённому типу мышления. Предполагается, что контент в информационной обучающей среде будет выводиться в соответствии с правилами вывода, адаптированными под культурно-когнитивный профиль учащегося. То есть по сути, материал будет предоставляться студенту так, как он её лучше всего воспринимает, что повысит эффективность образования в целом.

Таким образом,  эта система учитывает психологические и индивидуальные факторы обучения студента,что необходимо в нынешних условиях при таком уровне развития и таких объемах информации.[5] 

Если же говорить о разработках, которые внедрены в вузы то это :

  • калькулятор ЕГЭ, который подбирает возможные варианты обучения в государственных вузов в зависимости от предпочтений и сданных экзаменов
  • ЛМС-система электронных зачётных листов в вузах, единая для всех кампусов электронные дневники в школах,
  • онлайн – трансляции лекций.

Наверное они уже многим знакомы.[2] 

3. Заключение 

В целом, можно прийти к выводу, что компьютеризация образования происходит точечно и решает конкретную проблему государственного управления образованием. Глобальных же концептов, таких как например в сфере муниципального управления пока не разработано, однако работа над созданием ведётся.

Вместе с тем, компьютерные технологии и математические модели позволяют структурировать всевозможные типы данных и дать конкретную оценку вузов для обеспечения точной, конкретной и эффективной политики государственного управления в сфере образования. 

Ссылки на источники

  1. Указ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] // Интернет – портал «Официальный сайт администрации президента РФ» 2009-2015 г.  режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610850 – 20.12.2014
  2. Высшее образование в России: правила и реальность [Электронный ресурс] // Интернет –портал «независимый институт социальной политики» 2014г стр. 318-375 режим доступа : http://www.socpol.ru/publications/pdf/he.pdf – 20.12.2014
  3. Автоматизированная информационная экспертная система проведения SWOT-анализа вуза [Электронный ресурс] // Интернет – журнал «Бизнес-информатика» выпуск №2(28) 2014г стр. 72-77 режим доступа : http://bijournal.hse.ru/2014--2%20(28).html – 20.12.2014
  4. Оценка конкурентоспособности ведущих российских университетов с использованием метода главных компонент [Электронный ресурс] // Интернет – журнал «Бизнес-информатика» выпуск №2(28) 2014г стр.63-71 режим доступа : http://bijournal.hse.ru/2014--2%20(28).html – 20.12.2014
  5. Особенности функционирования информационно-образовательной среды современной высшей школы [Электронный ресурс] // Интернет – журнал «Бизнес-информатика» выпуск №2(28) 2014г стр.44-50 режим доступа : http://bijournal.hse.ru/2014--2%20(28).html – 20.12.2014