Аннотация. В данной работе рассмотрен один из видов вредной привычки – грызть ногти. Проанализированы особенности поведения школьников в стрессовых ситуациях. Выявлены вероятные последствия такого поведения (грызть ногти). Описаны методы, советы как избавиться от привычки грызть ногти.
Ключевые слова: вредная привычка, уровень тревожности, анкетирование, рекомендации одноклассникам.
Я часто вижу, что дети грызут ногти. Мне казалось, что это не страшно. А когда они повзрослеют, то перестанут тянуть руки в рот. Однако я была удивлена, узнав, что взрослые тоже грызут ногти. Мама говорила, что грызть ногти некрасиво и вредно. Я решила узнать, так ли это.
Цель исследования: изучение взаимосвязи между уровнем тревожности и формированием вредной привычки грызть ногти.
Объект исследования: вредная привычка грызть ногти и уровень тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь между уровнем тревожности младших школьников и формированием привычки грызть ногти.
Гипотеза: предполагаем, что вредная привычка грызть ногти исчезнет, если уровень тревожности школьников не повышен.
Задачи исследования:
1) рассмотреть причины, которые заставляют детей грызть ногти;
2) провести анкетирование среди учащихся младших классов;
3) выявить взаимосвязь между формированием вредной привычки и уровнем тревожности;
4) узнать, что находится у нас под ногтями;
5) дать рекомендации;
Методы и приемы работы:
1) Анкетирование
2) Опросник Филлипса
Онихофагия– медицинский термин, обозначающий привычку грызть ногти [1,2 ]
В чём может быть причина? Ученым это не известно до сих пор. Но есть теории, которые пытаются объяснить эту привычку.
Стресс – это одно из самых распространенных мнений – когда сильно нервничают, чтобы расслабиться, лучше думать и соображать. Привычка грызть ногти временно успокаивает человека, снимает нервное напряжение, доставляет удовольствие.
Наследственность. Если родители грызли ногти, то дети обязательно повторят это и с этим ничего не поделать.
Подруга мамы, психолог по образованию, сказала, что эта теория может быть верна частично. В юные годы дети часто копируют родителей. Кто-то оставит эту привычку в далеком детстве, а кто-то не может избавиться от нее, даже повзрослев.
Агрессия, направленная на самого себя. Человек, грызущий ногти, занят самообвинениями, буквально гложет себя.
Хрупкость ногтевой пластины. Некоторые думают, что если ногти ломаются и слоятся, то проще их обкусать. Многие потом стараются исправить форму - догрызть его до совершенства.
Я решила провести среди одноклассников анкетирование, чтобы узнать их ответы на интересующие меня вопросы . В анкетировании приняли участие 34 ученика 3 класса и 35 учеников 4 класса. Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Какие вредные привычки ты знаешь?
- Грызешь ли ты хоть иногда ногти?
- Если грызешь, то как часто это происходит?
- Как ты думаешь, почему (в каких ситуациях) это происходит?
100% детей, участвовавших в анкетировании, знают о вредных привычках
1) Волнение 9 + 21
2) Страх 4 + 4
3) Если что-то болит 1 + 0
4) Обиду 1 + 1
5) Ругань (невербальная агрессия) 1 + 0
6) Задумчивость над чем-то сложным 1 + 0
7) Скуку 1 + 2
8) Стыд 1 + 0
9) Грусть 0 + 1
10) Непонимание 0 + 1
11) Неухоженные длинные ногти 2 + 0
Признались, что имеют эту привычку 8 учеников 3-его класса (23%) из 34 опрошенных и 17 учеников 4-ого класса (48%) из 35 опрошенных. Большинство считает, что это происходит иногда, очень редко. Причиной появления такой привычки (дети могли указать несколько причин) ребята назвали (3 класс + 4класс)
Так как на первое место дети ставят волнение и страх, то я решила провести психологическое тестирование. Школьный психолог порекомендовала опросить детей на предмет школьной тревожности [4 ]
Ребятам был предложен опросник Филлипса, который позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
В тестировании приняли участие 78 учеников начальной школы нашей гимназии.
Из 33 учащихся 3 класса у пяти человек (15%) уровень тревожности выше нормы.
Трое испытуемых имеют страх ситуации проверки знаний, т.е дети негативно относятся к проверке или переживают тревогу в ситуации проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
Двое испытуемых имеют страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, испытывают тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидают негативных оценок, имеют страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Из 35 учащихся 4 класса у пяти человек (14%) уровень тревожности выше нормы.
Один испытуемый имеет страх ситуации проверки знаний.
Двое испытуемых - страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Один испытуемый имеет низкий уровень сопротивляемости стрессу.
И у одного испытуемого два фактора повышенной тревожности. Это страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций, когда необходимо самораскрыться, предъявить себя другим, продемонстрировать свои возможности. И страх ситуации проверки знаний
Может быть, став взрослыми, наши дети избавятся от этой привычки? Но посмотрев статьи и фотографии в интернете, я узнала, что многие знаменитости имеют эту привычку и даже публично обгрызают ногти. Александр Сергеевич Пушкин тоже страдал то этой привычки. В детстве мать несколько раз заставала его грызущим ногти и маленькому Пушкину даже связывали руки, чтобы избавить от этой привычки. Однако полностью искоренить ее не удалось [1,2 ]
Я решила попробовать узнать, что же находится у нас под ногтями
У бабушки на работе в Бюро судебной экспертизы есть сильный микроскоп. Когда я увидела что представляет собой содержимое подногтевого пространства под микроскопом, желание грызть ногти сразу пропало. На стеклышке были черные, синие палочки, спиральки, шарики. И это все мы несем в рот! Это споры грибов. Могут вызывать заболевания, которые не вылечиваются даже с помощью антибиотиков (стоматит, грибковые заболевания ногтей)
Соскоб с зубов. Спирохеты палочковой флоры, которые вызывают заболевания кишечной флоры
Соскоб подногтевого содержимого, где видны микробы и эпителии кожи. Остальное это микробная флора.
Свободное пространство под ногтями – это скопище наибольшего количества грязи, пыли, яиц глистов. По данным профессора А. А.Смородинцева, из всех микробов, имеющихся на руках, 95% находится под ногтями. В одном грамме подногтевой грязи насчитывается до 380 млн. микробов. Житье у них здесь привольное – тепло, темно, влажно, пищи сколько угодно, короче говоря, все, что нужно для их жизни и размножения. И чем длиннее и грязнее ногти, тем больше под ними болезнетворных микробов. Если грязной рукой потрогать глаза – может быть коньюктивит. Глаз слезится, гноится. Если потрогать нос, может появиться фурункул. Ну и конечно, грязными руками можно заразить другого человека! [3 ]
Итак, ногти следует привести в порядок, сделать их короче. Но не обкусывать их. Это одна из дурных привычек, которая, появившись в детстве, с трудом «покидает» человека.
Л.Н.Толстой пишет в повести «Юность»: «Один студент на лавке передо мной грыз ногти, которые были все в красных заусеницах, и это мне показалось до того противно, что я даже пересел подальше».
Обкусывание ногтей опасно тем, что в рот заносятся болезнетворные микробы, если так можно сказать, в концентрированном виде.
Подстригать ногти рекомендуется так, чтобы на руках свободный край был округлым, а на ногах прямым. Делать это нужно регулярно, так как ногти растут довольно быстро – 0,1-0,2 мм прибавляют ежедневно.
Что же делать, как же избавиться от этой привычки? Существуют разные способы постараться отучиться от этой привычки. Практически в каждой аптеке можно купить специальный лак для отвыкающих грызть ногти. Он прозрачный и не повредит любому маникюру, а также имеет горький вкус, который и заставляет вас вовремя одуматься и не грызть ногти. Это – напоминание о том, что вы приняли решение раз и навсегда отказаться от некрасивой привычки. Применять его нужно до полного извлечения и отсутствия рефлекса класть ногти в рот [1,2 ]
Главное-самоконтроль. Развесьте по дому таблички «НЕ ГРЫЗИ НОГТИ!!!» и старательно соблюдайте это правило, думая о своей красоте и силе воли.
- Заведите себе забавный красивый брелочек, который вы будете крутить в руках всякий раз, когда у вас возникнет желание погрызть ногти. Нужно, чтобы он был рельефным, и вы могли подолгу изучать его тактильно.
- Сделайте очень красивый и хрупкий маникюр со стразами и прочими прелестями. Глядя на него, вы, возможно, сжалитесь над ногтями и не станете портить маникюр со стразами.
- Распечатайте и всюду носите с собой в сумочке или кошельке самую мерзкую фотографию обгрызенных ногтей. Вид пальчиков на фото должен стимулировать вас не уродовать себя.
- Можно купить жевательное кольцо для детей. Через некоторое время вы поймете, что выглядите глупо, а если грызть ногти вместо кольца, то это, мало того что очень нелепо, но и крайне вредно.
Вывод: в результате наших исследований гипотеза подтвердилась.
- С помощью анкетирования мы выяснили , что основная причина, которая заставляет детей грызть ногти это волнение и страх.
- Установили взаимосвязь между разными факторами повышенной тревожности и формированием вредной привычки.
- Проанализировали содержимое подногтевого пространства.
- Дали конкретные рекомендации для отвыкающих грызть ногти.
CCЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ
- http://www.pupsek.com/zdorov-e-rebenka/detskie-bolezni/rebenok-gryzet-nogti.html
- http://nanogte.ru/uhod_i_lechenie/pochemu-deti-gryzut-nogti.html
- От А до Я –М: Медицина, 1980. (научно-популярная медицинская литература. Детям о здоровье)
- А.В.Микляева , П.В.Румянцева «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция» Санкт –Петербург, 2007