Структурно-функциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николаева Н. М. Структурно-функциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65514.htm.
Аннотация. В данной статье даётся характеристика целевого, методологического, коммуникативного, содержательно-организационного, аналитико-результативного компонентов структурно-функциональной модели поэтапного формирования корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащиеся, учителя, родители) общеобразовательной школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Николаева Наталья Михайловна,учитель физики и математики ГБОУ школы №39 г.СанктПетербурга

Струкруктурнофункциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы

Аннотация.В данной статьедаётсяхарактеристика целевого, методологического, коммуникативного, содержательноорганизационного,аналитикорезультативного компонентов структурнофункциональной модели поэтапного формирования корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащиеся, учителя, родители) общеобразовательной школы.Ключевые слова:структурнофункциональная модель корпоративной культуры, общеобразовательная школа, субъекты педагогического процесса.

Разработанная структурнофункциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы должна обеспечитьпоступательность, непрерывность и последовательностьразвитияданного процесса.Структура данной моделивключает в себя целевой, теоретикометодологический, коммуникативный, содержательноорганизационный и аналитикорезультативный блоки (рис. 1). Рассмотрим содержание каждого блока.Целью, разработанной нами модели, является формирование корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей) общеобразовательной школы, которая конкретизируется следующими задачами:1.Создание условий для принятия и внедрениякорпоративныхценностей, норм, стандартов поведения, добровольно разделяемых большинством учащихся и педагогов при тесном сотрудничестве с родителями.2.Реализацияэффективногокластеракорпоративныхиинформационных коммуникаций в школьном сообществе педагогов, учеников и их родителей.3.Формирование социальноличностных компетенций и качеств у субъектов педагогического процесса, способствующих повышению уровня корпоративной культуры общеобразовательной школы.4.Организация и проведение психологопедагогического сопровождения субъектов ученического и педагогического сообществ, с целью развития и коррекции их социальнопсихологической компетентности, лежащей в основе корпоративной культуры личности.Теоретикометодологический блок включает в себя методологические подходы, принципы, механизмы передачи корпоративнойкультуры и факторы ее формирования.Так, под формированием корпоративной культуры общеобразовательной школы мы понимаем процесс целенаправленной и организованной деятельности субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей) по овладениюи принятиюимиобщих установок,системы ценностей,норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов в созданной образовательной среде школы, в которой вырабатывается стиль отношений и поведения.Результатом корпоративной культуры школы является проявление гордости всеми членами образовательного учреждения за свою школу и повышение уровня сформированности социальноличностных компетенций ученического и педагогического сообществ, лежащих в основе корпоративной культуры.























Рис.1Структурнофункциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательнойшколы.Целевой блокФормирование корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей) общеобразовательной школы.Теоретикометодологический блокМетодологические подходыПринципы Механизмы передачи корпоративной культурыФакторыКоммуникативный блокСистема корпоративных коммуникаций инновационной образовательной средышколы; ученическое сообщество, педагогическое сообщество, ассоциация выпускников школы, совет родителей, клуб учениковпобедителей олимпиад; служба центра связи с общественностью; выпуск внутрикорпоративных изданий.Содержательноорганизационный блокСодержание:тематика уроков гуманитарного цикла, направленных на формирование К.К.;

программа дляучителей «Личность педагога в процессе становления К.К. школы»;

программа элективного курса «Формирование К.К. ученического сообщества школы»(911 классы);

планы родительских собраний по формированию К.К.;

план мероприятийдля учащихся начального и среднего звена по формированию К.К.

программа психологопедагогического сопровождения.

Гуманитарныетехнологии:

коммуникативнодиалоговые;

проблемнопоисковые;

имитационноигровые;

кейстехнологии;

арттехнологии;

социальнопсихологические технологии;

проективныетехнологии;

информационныетехнологии.Комплекс условий:

организационноуправленческие;

учебнометодические;

психологопедагогические.Аналитикорезультативный блокКритериикорпоративной культуры:

мотивационноценностный;

когнитивноэмоциональный;

социальноличностный;

организационнодеятельностный;

оценочнорефлексивный.Уровникорпоративной культуры: высокий;средний;

низкий.Оценочный механизм:

диагностика;

контроль;

коррекция.Результат: повышение уровня корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса школы, её имиджа и конкурентоспособности.Процесс формированиякорпоративной культурыв образовательной среде школы строится с учетомследующих методологических подходов: культурноантропологическийподход является первостепенным в формировании корпоративной культуры, так как позволяет сформировать мотивационно нравственную сферу личности, его духовную культуру;аксиологический подход призванобъединить несколько «кругов ценностей» (общечеловеческих, социальных, личностных), которые необходимо последовательно формировать и внедрять в целостную систему взглядов ученического, педагогического и родительского сообществашколы;личностно–деятельностный

подход, как ведущая стратегия образования, позволяет субъектам педагогического процесса включать различные виды общественнополезной и значимой деятельности, способствующей формированию отдельных социальноличностных компетенций, необходимых длякорпоративной культуры школы;полисубъектный подход обеспечивает эффективное взаимодействие, сотворчество в системе ученик –учитель –родитель, стимулирует стремления школьников к самовыражению в общественнополезной деятельности;креативный подход ориентирует на формирование творческой индивидуальности личности, её умение организовать совместную корпоративную деятельностьвполикультурной среде образовательного учреждения;поликультурныйподход связан с национальнокультурной особенностью СевероКавказскогофедерального округа (Ставропольского края, одного из его субъектов), предполагающего учет традиций, наследия народов данного региона.Корпоративная культура школы,в данном случае, выполняет регулирующую, интерпретирующую, организационновоспитательную функции;фасилитационный подход предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения и воспитания, сотрудничество учителя и ученика, направленного на самоактуализацию личности, поддержание и развитие индивидуального и группового целепологания в организации социальнообщественной деятельности;системныйподход позволяет рассматривать структуру и процесс формирования корпоративной культуры школы, как самостоятельную педагогическую систему.Обозначенные нами методологические подходы определяют принципы, механизмы и факторы формирования корпоративной культурыу субъектов педагогического процесса общеобразовательной школы.Принципами, на основе которых реализуется модель формирования корпоративной культуры ученическогои педагогического сообществ, являются:принцип гуманистической направленностиориентирует на уважение личности, веру в творческие возможности, на сотрудничество во взаимоотношениях между учащимися и педагогами [3, с. 88];принцип индивидуальноличностной ориентации и дифференциации утверждает необходимость ориентации на конкретный, индивидуальный исходный уровень культуры и воспитанности ученика, а также учет особенностей реальных и номинальных групп учащихся; принцип рефлексивностипозволяют учащимся принять ценности, нормы и правила всего сообщества с помощью осознания своей деятельности и её целей[1, с. 469].Реализация данного принципа обеспечивает создание благоприятного социальнопсихологического микроклимата в современной школе, построенного на доверии, уважении, чувстве персональной значимости и ответственности;

принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности учеников реализуется с учетом психологической точки зрения корпоративной культурыкак системыценностей, мнений и норм поведения, котораявыступает в качестве социальнойустановки, проявляющейся в эмоциональной, поведенческой и когнитивной реакциина окружающие обстоятельства [2, с. 149]. Поэтому формирование корпоративной культуры должно осуществляться в направлении воздействия на указанные сферы.

В основепроцесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы намибыли определены первичные и вторичные механизмыеё передачи. В качестве первичных механизмов выступают:выделение объектов внимания,оценки и контроля руководителем;критерии распределения поощрений и вознаграждений;намеренное создание образцов для подражания;стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов;критерии отбора лидеров, повышениеих в должности среди членов педагогического сообщества.К вторичным механизмам передачи корпоративной культуры относятся:официальные документы, декларирующие кредо школы, её философию и идеологию;композиция и структура управления школы;системы и принципы деятельности образовательного учреждения;дизайн фасада, строения, внутренних помещений школы;истории, рассказы, легенды и мифы о наиболее важных событиях и людях, которые имели место в истории функционирования данного образовательного учреждения.Поэтому выделенные намимеханизмы доводятдо субъектов педагогического процесса школы смысл корпоративной культуры, а управление тем или иным механизмом обеспечивает эффективность данного процесса. Кроме того, на формирование корпоративной культуры влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести: систему семьи, образования, экономическую, политическую, религиозную системы. К внутренним факторам относят: стиль управления и способ контроля, мотивацию, информированность,эстетичность материальнотехнической базы школы,способ связи, лояльность учащихся;условия образовательной среды,направленной на оптимизациюпроцесса аккультурации учащихся к общепринятым нормам, ценностям, традициям общеобразовательной школы.Коммуникативный блокразработанной нами модели представленкластером системыкорпоративных коммуникаций в инновационной образовательной среде школы, которыйсостоит из следующих компонентов: ученическое сообществовключает в себяученическое самоуправление;волонтерский отряд;клуб учениковпобедителей олимпиад, конкурсов разных уровней, в том числе, участников ежегодногоконкурсашкольных творческих работ на тему «Традиции моей школы(класса)»;педагогическое сообщество представлено школоймолодого учителя; клубомпедагоговноваторов; союзомклассных руководителей и педагогов дополнительного образования –трансляторовшкольных традиций и организаторовпрофессиональных конкурсов как средства формирования внутришкольнойконкурентной среды); союз родителей; административноуправленческое сообществовключаетв себя совет школы, центр связи с общественностью, обеспечивающий трансляциюшкольных традиций в СМИ, выпуск внутрикорпоративныхизданий; организацию сайта школы;ассоциация выпускниковшколы.Наглядно структуракластерасистемы корпоративных коммуникацийсовременной школы отображенана рис.2, практическая реализация которой обеспечивается комплексом организационнопедагогических условий, раскрытых в рамках содержательноорганизационного блока.Содержательноорганизационный блокмодели предполагает модернизацию всех форм и видов деятельности учащихся. В учебной деятельности предполагается модернизация инвариантной и вариативной составляющих образовательного процесса, которые предусматривают формирование социальноличностных компетенций, являющихсяпоказателями корпоративной культуры учащихся, посредством введения соответствующих элективных курсов ифакультативов.В воспитательной работе основное внимание акцентируется на развитии ученического самоуправления, деятельность которого направлена на пропаганду, трансляциюи приобщение школьников к корпоративным традициям, нормам и правилам поведения,посредством их активного участияв школьных корпоративных мероприятиях. Изменяется содержание деятельности классных руководителей, направленной на сотворчество и сотрудничество с учащимися.





















Рис. 2Структура кластера системы корпоративных коммуникаций общеобразовательной школы.

Реализация содержания данного блока, в рамках нашего исследования,включает следующие направления деятельности:Ученическое сообществоСтруктура системы корпоративных коммуникаций школыПедагогическое сообществоАдминистративноуправленческое сообществоСоветшколыСоюз родителейСлужба центра связи с общественностьюАссоциация выпускниковшколыУченическое самоуправ

лениеКлуб учениковпобедителей олимпиад, конкурсовВолонтерский отрядШкола молодого учителяКлуб педагоговноваторовСоюз классных руководителей разработка и реализация программы и методических рекомендаций элективного курса для старшеклассников«Формирование корпоративной культуры ученического сообщества школы»;реализация тематики уроков гуманитарного цикладисциплинучебного плана, предусмотренного дляучащихся 1011 классов, направленных на формирование корпоративной культуры;

внедрение тематических плановвоспитательныхмероприятийдля учащихся начального и среднего звена,способствующихформированию корпоративной культуры;

разработка и реализация тематических плановродительских собраний, способствующих формированию корпоративной культуры школы;

разработка и реализация программы «Личность педагога в процессе становления корпоративнойкультуры школы», предусмотренной для работы с педагогическим сообществом школы;

разработка и реализация программы психологопедагогического сопровождения субъектов педагогического процесса школы[4].Организационнотехнологический компонент данного блока предполагает внедрение в педагогический процесс школы гуманитарных технологий (коммуникативнодиалоговых, проблемнопоисковых,имитационноигровых, кейстехнологий, арттехнологий, социальнопсихологических технологий, проективных и информационных технологий), предусматривающих оптимальное сочетание объяснительноиллюстративных, проблемных, активных, интерактивных методов обучения и три группы методов воспитания (воздействия на сознание, упражнения, стимулирования).Уровень сформированности корпоративной культурыу субъектов педагогического процесса школынуждается в объективной оценке, поэтому в модель введен аналитикорезультативный блок, включающий критерии (мотивационноценностный, когнитивноэмоциональный, социальноличностный, организационнодеятельностный, оценочнорефлексивный)компонентов корпоративной культуры; их уровневую характеристику (высокий, средний, низкий); оценочный механизм в форме проведения диагностики, контроля, коррекции. Данный блок позволяетсудить об эффективности функционированиявнедряемых нововведений, определить направленность, динамику развития компонентовкорпоративной культуры у субъектов педагогического процесса школы.Таким образом, разработанная авторская структурнофункциональная модельпроцесса формирования корпоративной культуры общеобразовательнойшколыявляется самостоятельной педагогической системой, эффективность функционирования которой обеспечивается практической реализацией системнодеятельностного подхода.

Ссылки на источники1.Большой психологический словарь / Сост.и общ.ред.Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко.СПб.: Прайм –ЕВРОЗНАК, 2007.665с.2.Ладанов И.Д.Практический менеджмент.М.:Издательский Центр «Академия», 2005. 342с.3.Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений / Под.ред.В.А.Сластенина.М.:Издательский Центр «Академия», 2007.368с.4.Соколова И.Ю., Николаева Н.М.Технологии формирования корпоративной культуры образовательного учреждения: учебнометодическое пособие.Ставрополь: «АльфаПринт», 2014.221с.