Формирование ценностных ориентаций как условие психологической безопасности подростка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Просвирнина Н. Н. Формирование ценностных ориентаций как условие психологической безопасности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75002.htm.
Аннотация. В статье раскрыты пути формирования психологической безопасности подростка в рамках современных исследовательских концепций
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Просвирнина Наталья Николаевна,магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскmoroshka650@gmail.com

Формирование ценностных ориентаций как условие психологической безопасности подростка

Аннотация.В статье раскрыты пути формирования психологической безопасности подростка в рамках современных исследовательских концепций. Ключевые слова:психологическая безопасность подростка, ценностные ориентации, формирование ценностных ориентаций.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проблемы формирования психологической безопасности подростка в современном обществе становятся все более актуальными, а научные исследования в этой области знаний наиболее востребованными. Расширение границ поликультурного пространства и информационная насыщенность во всех сферах жизнедеятельности подростка, с одной стороны, и современное состояние общества и информационной среды, способствующих усилению среди молодежи, особенно среди подростков, нигилизма, вызывающего поведения, возникновения феномена немотивированной жестокости, расту подростковой преступности, заметно опережающей темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появлению все новых видов отклоняющегося поведения –с другой, ставит проблему формирования психологической безопасности подростков в разряд приоритетных проблем современной гуманитарной и образовательной науки, а восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения, становится первоочередной психологопедагогической задачей на современном этапе. Состояние психологической безопасности подростка определяется объективными и субъективными факторами (социальным, информационным, психологическим, биологическим и др.), но и сам подросток способен влиять на происходящие события путем проявления своих жизненных ценностей, целей, установок и принципов посредством действенной активности.Анализируя специфику формирования ценностных ориентаций у подростков с целью повышения его психологической безопасности, был обнаруженряд психологических детерминаций различного иерархического уровня (на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов личности), наиболее значимых для исследования: специфические биологические особенности комплексы; эмоциональноустановочную готовность лица, выражающуюся либо в агрессивном реагировании, либо в виде конформного поведения, подросткового возраста (физические изменения, преобладание процессов возбуждения, повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость настроения и др.); индивидуальнопсихологические (специфика подростковой фрустрированности; неадекватная самооценка и др.); факторы социального воздействия (влияние социокультурного и социальноэкономического статуса, гендерные особенности и др.); семейный фактор (агрессивная или игнорирующая модель воспитания, физическое насилие, алкоголизация, семейные конфликты и др.); социальнопедагогический фактор (отсутствие индивидуального подхода к учащемуся, непринятие сверстниками и др.). Сложный механизм формирования ценностных ориентаций личности носит интериоэкстериоризационный характер и продолжается в течение всей жизни человека, начиная с детского возраста. Подростковый возраст, как возраст динамичного развития всех сфер личности (эмоциональной, волевой, когнитивной, мотивационной, аффективной), поведенческих особенностей, особенностей ЯКонцепции, физиологических особенностей и возрастных кризисов, делают его наиболее значимым для формирования ценностей и ценностных ориентаций. Подходы разных исследователей к пониманию ценностной структуры личности, азначит, и ее ценностных ориентаций, позволили сформировать базис, в рамках которого осуществлялось исследование. С учетом заявленных характеристик, комплекс исследовательских процедур опирался на универсальную типологию ценностей Ш. Шварца, включающую ценностные проявления, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов, а так же на исследованиях ценностных ориентаций (В.Г. Алексеев, В.И. Долгова, Х. Ремшмидт, И.В. Шаповаленко [1, 3, 6, 7, 8]). Целью исследования было стремление теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психологопедагогической программы формирования ценностных ориентаций личности подростка как условия его психологической безопасности. Объектом исследования стало формирование психологической безопасности подростка. Предметом исследования –психологопедагогическое формирование ценностных ориентаций личности подростка как условия его психологической безопасности.Исходя из представлений о ценностных ориентациях как системе относительно устойчивых, социально обусловленных избирательных отношений человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, была сформулирована гипотеза исследования о возможности психологопедагогического формирования ценностных ориентаций личности подростка как условия его психологической безопасности, если осуществить моделирование психологопедагогического формирования ценностных ориентаций личности подростка как условия его психологической безопасности; разработать и реализовать программу психологопедагогического формирования ценностных ориентаций личности подростка как условия его психологической безопасности, включающую формирование ценностных ориентаций, способствующих его психологической безопасности (по Ш. Шварцу, [9]), обучение конструктивным способам поведения и навыкам саморегуляции.Научная новизна исследования заключается в следующем:

осуществлен анализ состояния проблемы формирования психологической безопасности подростка в отечественной и зарубежной науке;

уточнена проблема формирования ценностных ориентаций у подростков в психологопедагогических исследованиях, а также понятие ценностных ориентаций личности, как ключевого момента в данном исследовании;

выявлена значимость ценностных ориентаций у подростков как условия их психологической безопасности;

разработана модель и программа психологопедагогического формирования ценностных ориентаций у подростков, с учетом их возрастных особенностей, предполагающая соблюдение организационнодиагностического, формирующего, диагностикозаключительного, прогностического этапов.Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют расширить спектр психологопедагогических средств, служащих основой методического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций личности подростков в рамках образовательного процесса. На основе результатов экспериментального исследования создана и прошла экспериментальную проверку программа психологопедагогического формирования ценностных ориентаций личности подростка как условия его психологической безопасности. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 52 г. Челябинска. В исследовании участвовали подростки в возрасте 15 лет МБОУ СОШ № 52 г. Челябинска в количестве 22 человек давших свое согласие участвовать в программе. Учитывая специфику психологоформирующего воздействия, так же было получено согласие их законных представителей на участие данных подростков в программе.Несмотря на сложность и многозначность понятия «ценностные ориентации», а также на многообразие методов, применяемых для оценки их выраженности и динамики развития у каждой отдельной личности, была сделана попытка экспериментального исследования влияния ценностных ориентаций личности подростка на состояние его психологической безопасности, связанных с жизнедеятельностью личности подростка и его функционирования в группе. Для определения основных характеристик уровня сформированности ценностных ориентаций у подростка с целью повышения его психологической безопасности были выбраны методики: комплексная методика «Ценностный опросник» Ш. Шварца, методика «САН» (оценка эмоциональных состояний: самочувствия, активности, настроения) (цит. по В.И. Долгова, [2]). Проанализировав данные, полученные по результатам, полученным в ходе применения методик, было выявлено, что основное содержание ценностной системы подростков на уровне нормативных идеалов представлено в ориентациях на полезность, снисходительность, дружбу, любовь, позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации (шкала «Доброта»); самостоятельности (шкала «Самостоятельность»); социальном достижении, успешности, социальном признании (шкала «Власть»). На уровне индивидуальных приоритетов представлено в ориентациях на самостоятельность (шкала «Самостоятельность»); сохранении благополучия, дружбу, любовь, потребности в аффилиации (шкала «Доброта»); понимание, стремлении к расширению первичной группы (шкала «Универсализм»). Так же был выявлен недостаточно высокий уровень сформированности ценностных характеристик, наиболее важных для безопасного поведения подростков. Так недостаточным уровнем сформированности можно охарактеризовать на уровне нормативных идеалов ценности по шкале «Безопасность», «Конформность», «Универсализм», а на уровне индивидуальных приоритетов –по шкале «Безопасность» и «Конформность».В свою очередь, полученные данные эмоциональных состояний могут служить показателем формирования и развития ценностных ориентаций личности подростка. Они показывают, что рассматривая ценностные ориентации в качестве условия формирования психологически безопасного типа поведения подростка, можно говорить, что ценностные ориентации личности подростка характеризуются не только социобиологическим статусом, который приобретает психологический смысл в связи с анализом мотивов и поступков отдельной личности, но и комплексом психоэмоциональных состояний и их оценок непосредственно самим подростком.Разработанная автором исследования программа психологопедагогического формирования ценностных ориентаций личности у подростков для повышения уровня их психологической безопасности может быть реализована в условиях психологической службы школы. Программа включала этапы: организационнодиагностический, формирующий, диагностикозаключительный. Целью программы было формирование ценностных ориентаций у подростков, способствующих повышению их психологической безопасности. Особенности в структуре личности подростка, возникающие в следствие формирования аксиологических характеристик и опосредованные указанными возрастными особенностями развития подростка во взаимосвязи с представлениями о психологической безопасности личности являлись предметом психологоформирующего воздействия в рамках программы психологического формирования ценностныхориентаций у подростков. В основу модели программы психологического формирования ценностных ориентаций у подростка как условия его психологической безопасности были положены теоретические и методологические подходы В.И. Долговой, И.П.Ординой, Е.М. Никиреева [4, 5].Эффективность программы определяли следующие методы и методики: арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов), игровая терапия (игры и упражнения, ролевые игры), элементы телесноориентированной терапии, психогимнастические упражнения, вербальные техники (беседа, минилекция, рассказпритча, дискуссия), самоанализ. После проведения работы по психологопедагогическому формированию ценностных ориентаций и анализа результатов повторной диагностики у подростков выдвинутая гипотеза по оценке изменений вуровне сформированности ценностных ориентаций по методике «Ценностный опросник» Ш. Шварца была подтверждена по результатам математической обработки с применением Gкритерия знаков Д.Б.Оуэна, и сдвиг изменений в уровне сформированности ценностных ориентаций у подростков после проведения психологопедагогической работы как на уровне нормативных идеалов, так и не уровне индивидуальных приоритетов оказался не случайным. Сдвиг изменений в сторону повышения средних и ранговых показателей уровня сформированности ценностных ориентаций был продемонстрирован респондентами как на индивидуальном, так и на групповом уровне.Выдвинутая гипотеза по оценке изменений эмоциональных состояний по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение» у подростков по методике «САН» (оценка эмоциональных состояний) по результатам математической обработки данных с применением Gкритерия знаков Д.Б. Оуэна была подтверждена, сдвиг изменений оказался не случайным. Сдвиг изменений в сторону повышения средних показателей по методике «САН» был продемонстрирован респондентами как на индивидуальном, так и на групповом уровне.На уровне нормативных идеалов выдвинутая гипотеза о том, что корреляция между показателями посттеста шкал («Ценностный опросник» Ш. Шварца и «САН» соответственно) «Конформность»–«Самочувствие» (rsэмп ≈ 0,87, p≤0,01), «Универсализм» –«Активность» (rsэмп ≈ 0,868, p≤0,01),«Безопасность» –«Активность» (rsэмп ≈ 0,971, p≤0,01), подтвердилась, показатели постшкал отличаются от нуля. На уровне индивидуальных приоритетов выдвинутая гипотеза о том, что корреляция между показателями посттеста шкал («Ценностный опросник» Ш. Шварца и «САН» соответственно) была подтверждена частично: показатели постшкал «Безопасность» –«Активность» (rsэмп ≈ 0,993, p≤0,01), «Конформность»–«Самочувствие» (rsэмп ≈ 0,850, p≤0,01)отличаются от нуля; показатели постшкал «Гедонизм»–«Настроение» (rsэмп ≈ 0,513, p≥ 0,01), не отличаются от нуля. Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза о возможности психологопедагогического формирования ценностных ориентаций личности подростка как условия его психологической безопасности.В ходе работы по формированию ценностных ориентаций как условия психологической безопасности подростков и по ее результатам была разработана технологическая карта, которая может пополнить методическую базу при проведении психологопедагогической работы данной направленности.

Ссылки на источники1.Dolgova V.I. Aspects of Emotional Stability in Volunteers of Gerontology Programs//Advances in Gerontology, 2014, Vol. 4, No. 4, pp. 275–279.2.Dolgova V.I. Impact of The Arch Suburb on The State of Health, Activity and Mood of A Person//BIOSCIENCES BIOTECHNOLOGY RESEARCH ASIA, November 2014. Vol. 11(Spl. Edn.), p. 307311.3.Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. –М.: Педагогика, 2002.4.Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной Яконцепции старших школьников//Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. –2012. –№ 4.–С. 6365.5.Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: Учебное пособие. –М.: МПСИ, 2004. –194 с.6.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности/пер.с нем. –М.: Просвещение, 2004.7.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. унт ; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В.].–Челябинск, 2008.8.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). —М.: Гардарики, 2005. —349 с.9.Шварц, SH и Boehnke, К. (2004), «Оценка структуры человеческих ценностей с подтверждающего факторного анализа", Журнал исследований в Личности, 38, стр. 230255.

Natalia Prosvirnina,

graduate student at the Department of theoretical and applied psychology, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskmoroshka650@gmail.comThe formation of values as a condition of psychological security teenagerAbstract.The article reveals the path of formation of the psychological security of a teenager in the framework of modern research concepts. Key words:psychological security of a teenager, value Orientions, the formation of values.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук